Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК «Школа России»
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Полисадова Ольга Игоревна

Пояснительная записка

         Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе  программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2008 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю, в том числе проведение практических занятий – 1час, экскурсий – 1 час.

Для реализации программного содержания используются:

·        А.А. Плешаков Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.

·        А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011

         Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к природоведению.  

Цель курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

- воспитание любви к своей малой Родине (Чувашия)  и к Родине.

- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temat.okr_.rar36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проверено   «___»   сентября   20__г.        

Директор школы ______/___________

Рабочая программа

по окружающему миру

4 класс

УМК «Школа России»

Разработал учитель начальных классов      

   МКОУ  Глуховская СОШ

Воскресенского района

Нижегородской  области

Полисадова Ольга Игоревна

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

         Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе  программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2008 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю, в том числе проведение практических занятий – 1час, экскурсий – 1 час.

Для реализации программного содержания используются:

·        А.А. Плешаков Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.

·        А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011

         Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к природоведению.  

Цель курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

- воспитание любви к своей малой Родине (Чувашия)  и к Родине.

- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

 Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

При изучении предмета мир вокруг нас продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней.  Предмет мир вокруг нас способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, вызванной углублением экологических проблем с одной стороны, и крайним дефицитом экологической культуры в обществе- с другой. В связи с этим, особое внимание при реализации программы уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.

Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм обучения:

-организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,

- проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,

- проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,

- обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,

- экскурсии и учебные прогулки,

- встречи с людьми различных профессий,

- организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.

Особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:

1) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

2) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - её природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы её граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.

 Далее в теме «Родной край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

Следующие темы программы – «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»«Современная Россия» - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества.

 

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся к концу 4 класса:

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать:

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта, план местности);

- названия океанов, материков;

- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

- государственную символику России;

- государственные праздники России;

- основные природные зоны, уметь дать им характеристику;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

 

В результате изучения окружающего мира ученик должен

 уметь:

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных групп); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать на карте, глобусе - материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Тематическое планирование по

Окружающий мир  А.А. Плешакова в 4 классе

68  учебных часов (2 часа в неделю)

Программа: Плешаков А.А.Зеленый дом (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Ч.2. М.: Просвещение, 2001. С. 3-31).

Учебник:        Плешаков А.А. Природоведение. 4 класс. Ч. 1,2.  М.: Просвещение, 2004-2006.

Основная цель: Познакомить с формой и размерами Земли, ее поверхностью, названием океанов и материков. Познакомить с картой полушарий, картой России, с положением России, своего края на карте. Познакомить с природными зонами России, особенностями природы и хозяйства, с экологическими проблемами в этих зонах. Воспитывать творчески активную личность, бережно, ответственно относящуюся к богатствам природы и общества.

№ п/п

Тема урока

Требования к знаниям и умениям учащихся

Дата проведения

Мы жители Земли (11 часов)

1.

Введение.

04.09.13

2.

 Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете.

06.09.13

3.

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели

11.09.13

4.

Звездное небо – великая книга природы.

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий.

13.09.13

5.

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.

18.09.13

6.

Пояса Земли.

Знать тепловые пояса Земли.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли.

20.09.13

7.

Мир глазами историка.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

25.09.13

8.

Когда и где. История – путешествие в глубь времен. Карта-помощница.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени.

27.09.13

9.

Прошлое и настоящее глазами эколога.

Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране.

02.10.13

10.

Сокровища Земли под охраной человечества.

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры.

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу.

04.10.13

11.

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество».

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры.

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу.

09.10.13

Природа России (11  часа)

12.

Равнины и горы России.

Знать понятия “равнины”, “горы”.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий).

11.10.13

13.

Моря, озера и реки России.

Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий).

16.10.13

14.

Зона Арктических пустынь.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь.

18.10.13

15.

Тундра.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры.

23.10.13

16.

Леса России.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса.

25.10.13

17.

Лес и человек.

Понимать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

30.10.13

18.

Зона Степей.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей.

01.11.13

19.

Пустыни.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни.

13.11.13

20.

У Черного моря.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья.

15.11.13

21.

Экологическое равновесие.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе.

20.11.13

22.

Обобщающий урок-игра «По природным зонам России»

Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.

22.11.13

Родной край – часть большой страны (12 часов)

23.

Наш край.

Знать название родного города.

Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде.

27.11.13

24.

Поверхность нашего края.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы.

29.11.13

25.

Водоемы нашего края.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря и реки.

04.12.13

26.

Наши подземные богатства.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах.

06.12.13

27.

Земля-кормилица.

Знать понятие “почва”, состав воды и почв.

Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы.

11.12.13

28.

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растений, отображать их в рисунке (схеме).

13.12.13

29.

Жизнь луга. Луга – природное сообщество.

18.12.13

30.

Жизнь пресного водоема.

20.12.13

31.

Растениеводство в нашем крае.

Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями.

25.12.13

 32.

Незаметные защитники урожая.

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями.

27.12.13

33.

Животноводство в нашем крае.

Знать отрасли животноводства в родном крае.

Уметь ухаживать за домашними животными.

15.01.14

34.

Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край».

Знать природные сообщества родного края.

Уметь выполнять правила поведения в природе.

17.01.14

 Страницы всемирной истории (6 ч.)

35.

Начало истории человечества.

Знать, что изучает наука “история”. Использовать ленту времени.

22.01.14

36.

Мир древности: далекий и близкий.

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени.

24.01.14

37.

Средние века: время рыцарей и замков.

Знать историю Средних веков.

29.01.14

38.

Новое время: встреча Европы и Америки.

Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой.

31.01.14

39.

 Новейшее время: история продолжается сегодня.

Знать выдающихся людей новейшего времени.

05.02.14

40.

Обобщение по теме «Страницы всемирной истории»

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач.

07.02.14

Страницы истории Отечества (20 ч.)

41.

Жизнь древних славян.

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

12.02.14

42.

Во времена Древней Руси.

14.02.14

43.

Страна городов.

19.02.14

44.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

21.02.14

45.

Трудные времена на Русской земле.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы.

26.02.14

46.

Русь расправляет крылья.

28.02.14

47.

Куликовская битва.

05.03.14

48.

Иван Третий.

Знать реформы Ивана Третьего.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

07.03.14

49.

Мастера печатных дел.

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране.

12.03.14

50.

Патриоты России.

14.03.14

51.

Петр Великий.

19.03.14

52.

Михаил Васильевич Ломоносов

Знать истории. Развития образования на Руси.

21.03.14

53.

Екатерина Великая.

Знать реформы Екатерины Великой.

02.04.14

54.

Отечественная война 1812 года.

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.Уметь работать с исторической.

04.04.14

55.

Страницы истории 19 века.

Знать истории. России 19 века.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России.

09.04.14

56.

Россия вступает в 20 век.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

11.04.14

57.

Страницы истории 20-30-х годов.

Знать страницы истории России в 1920-1930-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале 20 века в России.

16.04.14

58.

Великая война и Великая Победа.

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей.

18.04.14

59.

Страна, открывшая путь в космос.

Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой.

23.04.14

60.

Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества».

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

25.04.14

Современная Россия

61.

Основной закон России и права человека.

Знать государственные праздники, Основной закон России.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

30.04.14

62.

Дети имеют право на особую заботу и помощь.

07.05.14

63.

Мы – граждане России.

Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы.

14.05.14

64.

Славные символы России.

Знать государственную символику России.

Уметь описывать историю создания гимна, герба и флага.

16.05.14

65.

Такие разные праздники.

Знать государственные праздники.

Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России.

21.05.14

66.

Путешествие по России.

Знать города России, правила работы с географической картой.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.

23.05.14

67.

Обобщающий игра «Крестики-нолики».

28.05.14

68.

Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок).

30.05.14

Учебно-методические средства обучения

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Основная литература:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. ч.1 – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. ч.2 – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.

Дополнительная литература:

  1. Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобраз. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2010. – 92 с.
  2. Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобраз. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2010. – 76 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 кл Школа России

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для УМК «Школа России»

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" для 2 класса ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру (1-4). "Школа России"

Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО....

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 3 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи изучения предмета, учебно-тематический план, календарною-тематический план с указанием планируемых результатов....

Рабочая программа по окружающему миру к УМК "Школа России"

Данный материал содержит в себе пояснительную записку, содержание тем, ценностные ориентиры, тематическое планирование, планируемые результаты обучения в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру для 2класса . "Школа России"

Эта программа предназначена для работы во 2классе по окружающему миру....

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "школа России" для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 2 класса...