Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК «Школа России»
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2008 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю, в том числе проведение практических занятий – 1час, экскурсий – 1 час.
Для реализации программного содержания используются:
· А.А. Плешаков Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.
· А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к природоведению.
Цель курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи:
- воспитание любви к своей малой Родине (Чувашия) и к Родине.
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temat.okr_.rar | 36.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверено «___» сентября 20__г.
Директор школы ______/___________
Рабочая программа
по окружающему миру
4 класс
УМК «Школа России»
Разработал учитель начальных классов
МКОУ Глуховская СОШ
Воскресенского района
Нижегородской области
Полисадова Ольга Игоревна
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2008 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю, в том числе проведение практических занятий – 1час, экскурсий – 1 час.
Для реализации программного содержания используются:
· А.А. Плешаков Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.
· А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к природоведению.
Цель курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи:
- воспитание любви к своей малой Родине (Чувашия) и к Родине.
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
При изучении предмета мир вокруг нас продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. Предмет мир вокруг нас способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, вызванной углублением экологических проблем с одной стороны, и крайним дефицитом экологической культуры в обществе- с другой. В связи с этим, особое внимание при реализации программы уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.
Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм обучения:
-организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,
- проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,
- проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,
- обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,
- экскурсии и учебные прогулки,
- встречи с людьми различных профессий,
- организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.
Особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:
1) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
2) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - её природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы её граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога.
Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.
Далее в теме «Родной край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
Следующие темы программы – «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия» - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся к концу 4 класса:
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать:
- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта, план местности);
- названия океанов, материков;
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники России;
- основные природные зоны, уметь дать им характеристику;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).
В результате изучения окружающего мира ученик должен
уметь:
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных групп); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе - материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование по
Окружающий мир А.А. Плешакова в 4 классе
68 учебных часов (2 часа в неделю)
Программа: Плешаков А.А.Зеленый дом (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Ч.2. М.: Просвещение, 2001. С. 3-31).
Учебник: Плешаков А.А. Природоведение. 4 класс. Ч. 1,2. М.: Просвещение, 2004-2006.
Основная цель: Познакомить с формой и размерами Земли, ее поверхностью, названием океанов и материков. Познакомить с картой полушарий, картой России, с положением России, своего края на карте. Познакомить с природными зонами России, особенностями природы и хозяйства, с экологическими проблемами в этих зонах. Воспитывать творчески активную личность, бережно, ответственно относящуюся к богатствам природы и общества.
№ п/п | Тема урока | Требования к знаниям и умениям учащихся | Дата проведения |
Мы жители Земли (11 часов) | |||
1. | Введение. | 04.09.13 | |
2. | Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете. | 06.09.13 |
3. | Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года. | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели | 11.09.13 |
4. | Звездное небо – великая книга природы. | Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий. | 13.09.13 |
5. | Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря. | 18.09.13 |
6. | Пояса Земли. | Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли. | 20.09.13 |
7. | Мир глазами историка. | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | 25.09.13 |
8. | Когда и где. История – путешествие в глубь времен. Карта-помощница. | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени. | 27.09.13 |
9. | Прошлое и настоящее глазами эколога. | Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране. | 02.10.13 |
10. | Сокровища Земли под охраной человечества. | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу. | 04.10.13 |
11. | Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу. | 09.10.13 |
Природа России (11 часа) | |||
12. | Равнины и горы России. | Знать понятия “равнины”, “горы”. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий). | 11.10.13 |
13. | Моря, озера и реки России. | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий). | 16.10.13 |
14. | Зона Арктических пустынь. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь. | 18.10.13 |
15. | Тундра. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры. | 23.10.13 |
16. | Леса России. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса. | 25.10.13 |
17. | Лес и человек. | Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. | 30.10.13 |
18. | Зона Степей. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей. | 01.11.13 |
19. | Пустыни. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни. | 13.11.13 |
20. | У Черного моря. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья. | 15.11.13 |
21. | Экологическое равновесие. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе. | 20.11.13 |
22. | Обобщающий урок-игра «По природным зонам России» | Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране. | 22.11.13 |
Родной край – часть большой страны (12 часов) | |||
23. | Наш край. | Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде. | 27.11.13 |
24. | Поверхность нашего края. | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы. | 29.11.13 |
25. | Водоемы нашего края. | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря и реки. | 04.12.13 |
26. | Наши подземные богатства. | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. | 06.12.13 |
27. | Земля-кормилица. | Знать понятие “почва”, состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы. | 11.12.13 |
28. | Жизнь леса. Лес – природное сообщество. | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растений, отображать их в рисунке (схеме). | 13.12.13 |
29. | Жизнь луга. Луга – природное сообщество. | 18.12.13 | |
30. | Жизнь пресного водоема. | 20.12.13 | |
31. | Растениеводство в нашем крае. | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями. | 25.12.13 |
32. | Незаметные защитники урожая. | Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями. | 27.12.13 |
33. | Животноводство в нашем крае. | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными. | 15.01.14 |
34. | Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край». | Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять правила поведения в природе. | 17.01.14 |
Страницы всемирной истории (6 ч.) | |||
35. | Начало истории человечества. | Знать, что изучает наука “история”. Использовать ленту времени. | 22.01.14 |
36. | Мир древности: далекий и близкий. | Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени. | 24.01.14 |
37. | Средние века: время рыцарей и замков. | Знать историю Средних веков. | 29.01.14 |
38. | Новое время: встреча Европы и Америки. | Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой. | 31.01.14 |
39. | Новейшее время: история продолжается сегодня. | Знать выдающихся людей новейшего времени. | 05.02.14 |
40. | Обобщение по теме «Страницы всемирной истории» | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач. | 07.02.14 |
Страницы истории Отечества (20 ч.) | |||
41. | Жизнь древних славян. | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | 12.02.14 |
42. | Во времена Древней Руси. | 14.02.14 | |
43. | Страна городов. | 19.02.14 | |
44. | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | 21.02.14 |
45. | Трудные времена на Русской земле. | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы. | 26.02.14 |
46. | Русь расправляет крылья. | 28.02.14 | |
47. | Куликовская битва. | 05.03.14 | |
48. | Иван Третий. | Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | 07.03.14 |
49. | Мастера печатных дел. | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране. | 12.03.14 |
50. | Патриоты России. | 14.03.14 | |
51. | Петр Великий. | 19.03.14 | |
52. | Михаил Васильевич Ломоносов | Знать истории. Развития образования на Руси. | 21.03.14 |
53. | Екатерина Великая. | Знать реформы Екатерины Великой. | 02.04.14 |
54. | Отечественная война 1812 года. | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.Уметь работать с исторической. | 04.04.14 |
55. | Страницы истории 19 века. | Знать истории. России 19 века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России. | 09.04.14 |
56. | Россия вступает в 20 век. | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | 11.04.14 |
57. | Страницы истории 20-30-х годов. | Знать страницы истории России в 1920-1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале 20 века в России. | 16.04.14 |
58. | Великая война и Великая Победа. | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей. | 18.04.14 |
59. | Страна, открывшая путь в космос. | Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой. | 23.04.14 |
60. | Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества». | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. | 25.04.14 |
Современная Россия | |||
61. | Основной закон России и права человека. | Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | 30.04.14 |
62. | Дети имеют право на особую заботу и помощь. | 07.05.14 | |
63. | Мы – граждане России. | Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы. | 14.05.14 |
64. | Славные символы России. | Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба и флага. | 16.05.14 |
65. | Такие разные праздники. | Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России. | 21.05.14 |
66. | Путешествие по России. | Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране. | 23.05.14 |
67. | Обобщающий игра «Крестики-нолики». | 28.05.14 | |
68. | Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок). | 30.05.14 |
Учебно-методические средства обучения
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Основная литература:
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. ч.1 – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. ч.2 – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.
Дополнительная литература:
- Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобраз. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2010. – 92 с.
- Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобраз. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2010. – 76 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 кл Школа России
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для УМК «Школа России»
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" для 2 класса ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру (1-4). "Школа России"
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО....
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 3 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи изучения предмета, учебно-тематический план, календарною-тематический план с указанием планируемых результатов....
Рабочая программа по окружающему миру к УМК "Школа России"
Данный материал содержит в себе пояснительную записку, содержание тем, ценностные ориентиры, тематическое планирование, планируемые результаты обучения в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 2класса . "Школа России"
Эта программа предназначена для работы во 2классе по окружающему миру....
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "школа России" для 2 класса
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 2 класса...