Рабочая программа по окружающему миру по УМК "школа России" для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Малинкина Юлия Сергеевна

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_2.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Новосельская основная общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор школы

________________Антонова Т.А.

Приказ №______

от «____»_____________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

2 класс

        

Составитель: Малинкина Юлия Сергеевна                                                                                                                                                                                           учитель начальных классов                                    

первой категории

                                                                          2016 г

Введение.

             В основу рабочей программы по окружающему миру для 2 класса Новосельской ООШ разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г., с изменениями от 18 мая 2015г. ), положена авторская программа, разработанная А.А.Плешаковым «Окружающий мир. 1-4 классы» (2011год), являющаяся составной частью системы учебников «Школа России» (автор А.А.Плешаков), которая обеспечена учебником «Окружающий мир»2 класс. В 2ч., М.: «Просвещение»  2015год., рабочими тетрадями 2 класс. В 2 ч., А.А.Плешаков. М.: Просвещение. 2015год на основе учебного плана МОУ Новосельской ООШ.

Авторская программа будет реализована в полном объёме, изменений в её содержание не внесено.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа курса рассчитана на 270 ч. Во 2 классе —68ч (34 учебные недели).

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  •  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  •  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  •  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  •  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  •  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  •  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  •  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  •  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  •  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  •  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  •  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  •  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Контрольно – оценочная деятельность учителя будет осуществляться в соответствии с рекомендациями Письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». В основу оценочной деятельности учителя будет положен комплексный уровневый подход и критериальное оценивание учебных достижений обучающихся. Комплексная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов будет реализована также в рамках накопительной системы оценки – Портфолио ученика.

  1. Содержание учебного предмета.

Где мы живём? (4 ч)

Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.

Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.

Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.

Проект «Красная книга, или «Возьмём под защиту». 
Цели урока:

Образовательные: 1. Познакомиться с Красной книгой России; Республики Коми.

                                   2. Обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе.

                                   3. Создать свою Красную книгу.

Развивающие:       1.Развивать поисковую деятельность (развивать способность целесообразно наблюдать, исследовать и                                            давать  правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).  

                                2.Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами  природы.              

                                3.Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при  изучении растений и            животных.

Воспитательные:  1. Учить уважительному отношению ко всему живому.

                                  2. Продуктивно работать в коллективе, уметь сопереживать.

Формы организации познавательной деятельности:  ( фронтальная, групповая, индивидуальная)

Методы и приёмы:(создание ситуации успеха, методы словесной и наглядной передачи знаний, частично – поисковый, самостоятельная работа, творческая работа,  дискуссия , самооценка)

Средства обучения: раздаточный материал, использование ИКТ, Красная книга РФ, Красная книга РК.

Образовательные технологии обучения: личностно – деятельностная, проектная, исследовательская, технология создания учебной ситуации, продуктивное чтение.

     Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе (на пришкольном участке, порядок урока может быть изменен при условии плохой погоды ).

     Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины посёлка.

Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

Проект «Профессии». 

Цель: формировать у учащихся представление о многообразии профессий и их взаимосвязи.     Задачи:                                                                                                                                                              Образовательные:                                                                                                                            • обогатить знания о разнообразии профессий, их роли и экономике и жизни людей; начать подготовку              к выполнению проекта.                                                                                                   Развивающие:                                                                                                                                      • развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, формулировать вопросы, описывать, объяснять).                                                                                       Воспитывающие:                                                                                                                                  • способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;                                                                                                                            • формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям;                                        • воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Планируемые результатыучащиеся узнают о профессии своих родителей и старших членов своей семьи; научатся определять названия профессий по характеру деятельности; читать и обсуждать прочитанное; работать в паре и группе.                                                                                                        Оборудованиеучебники  и рабочие тетради А. А. Плешакова «Окружающий мир» для 2 класса; карточки со слогами  слова «профессия» на доске, картинки, фотографии с изображением людей разных профессий, карточки с опорными словами «Узнай профессию», конверты с деформированными пословицами;  бумажные звездочки; выставка книг о профессиях.                                                                                                                                     Материально – техническое обеспечение: компьютер с мультимедиапроектором .

 Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка (на пришкольном участке или за территорией школы, порядок урока может быть изменен при условии плохой погоды).

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

       Проект «Родословная». Тип проекта:

-Информационно – исследовательский;

 -внутри школы – дома;

-при участии детей и взрослых;

-коллективный, краткосрочный.

Цель проекта «Моя родословная»

- Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи;

- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам;

- формировать и развивать личность;

- развивать партнерские отношения с семьей.

Задачи

- Определить понятийный аппарат используемых терминов;

-познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;

-изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.

Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.

Знакомство с другими городами нашей страны.

Проект «Города России».

Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.

Проект «Страны мира».

Цель урока: - дать понятие политической карты;

                                  - познакомить с некоторыми странами и их  достопримечательностями.                  

                        - развивать интерес к познанию нового; интерес к предмету.

     Наглядность: политич. карта, учебник Плешакова, раб.тетради, выставка книг и  энциклопедий, проектор для демонстрации презентации.

     Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе (на пришкольном участке, порядок урока может быть изменен при условии плохой погоды).

     Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу,    освоение основных приёмов чтения карты.    

  1. Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

Номер урока

Тема урока

Дата

План

Факт

«Где мы живем?» - (4 ч)

1

Родная страна.

01.09

2

Город и село.

05.09

3

Природа и рукотворный мир.

08.09

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

12.09

Раздел «Природа» (20 ч)

5

Неживая и живая природа.

15.09

6

Явления природы.

19.09

7

Что такое погода.

22.09

8

В гости к осени (экскурсия на пришкольном участке).

26.09

9

В гости к осени (урок).

29.09

10

Звёздное небо.

03.10

11

Заглянем в кладовые земли.

06.10

12

Про воздух и про воду.

10.10

13

Про воздух и про воду.

13.10

14

Какие бывают растения.

17.10

15

Какие бывают животные.

20.10

16

Невидимые нити.

24.10

17

Дикорастущие и культурные растения.

27.10

18

Дикие и домашние животные.

07.11

19

Комнатные растения.

10.11

20

Животные живого уголка.

14.11

21

Про кошек и собак.

17.11

22

Красная книга.

21.11

23

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или «Возьмём под защиту».

24.11

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

28.11

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

25

Что такое экономика.

01.12

26

Из чего что сделано.

05.12

27

Как построить дом.

08.12

28

Какой бывает транспорт.

12.12

29

Культура и образование.

15.12

30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

19.12

31

В гости к зиме (экскурсия).

22.12

32

В гости к зиме (урок).

06.12

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

29.12

34

Презентация проектов  «Красная книга или « Возьмём под защиту», «Профессии».

12.01

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

35

Строение тела человека.

16.01

36

Если хочешь быть здоров.

19.01

37

Берегись автомобиля!

23.01

38

Школа пешехода.

26.01

39

Домашние опасности.

30.01

40

Пожар.

02.02

41

На воде и в лесу.

06.02

42

Опасные незнакомцы.

09.02

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

13.02

Раздел «Общение» (7 ч)

44

Наша дружная семья.

16.02

45

Проект «Родословная».

20.02

46

В школе.

27.02

47

Правила вежливости.

02.03

48

Ты и твои друзья.

06.03

49

Мы – зрители и пассажиры.

09.03

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

13.03

Раздел «Путешествия» (18 ч)

   51

Посмотри вокруг.

16.03

52

Ориентирование на местности.

27.03

53

Ориентирование на местности.

30.03

54

Формы земной поверхности.

03.04

55

Водные богатства.

06.04

56

В гости к весне (экскурсия).

10.04

57

В гости к весне.

13.04

58

Россия на карте.

17.04

59

Проект «Города России».

20.04

60

Путешествие по Москве.

24.04

61

Московский Кремль.

27.04

62

Город на Неве.

04.05

63

Путешествие по планете.

11.05

64

Путешествие по материкам.

15.05

65

Страны мира. Проект «Страны мира».

18.05

66

Впереди лето.

22.05

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

25.05

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

29.05

Список используемой литературы

        Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе, соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2014.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. – М.: Просвещение, 2014.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В двух частях. Ч.1. – М.:Просвещение, 2016.

Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2014.

Плешаков А.А.,Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» (к учебнику «Окружающий мир») 2кл.

Электронное пособие к учебнику «Мир вокруг нас.2класс». - М.:Просвещение,2014г

Экран, мультимедийный проектор, компьютер.

Методические пособия

Плешаков А.А. Окружающий мир: Поурочные разработки. 2 класс

                                                                   Лист корректировки

Дата

Тема урока

Причина, по которой урок не проведен

Как будет ликвидировано отставание

Примечания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (2008г.) в соотв...

Рабочая программа по окружающему миру ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")

В данном материале содержится учебная программа по окружающему миру (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов образовательной системы "Школа 2100"

Рабочая программасоставлена на основе программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина по окружающему миру  для четырехлетней начальной школы, образовательной системы «Школа 21...

Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по  окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...

КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.

Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"

Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...

Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...