Рабочая программа по окружающему миру 4 кл Школа России
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

Тагаева Вера Николаевна


Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».
Учебная программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС». Программа Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» входит в учебный комплект «Школа России».
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года  и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».

Учебная программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС». Программа Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» входит в учебный комплект «Школа России».

На изучение учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» в тематическом планировании отводится 68 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.

 Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Цели обучения:

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характери зовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творче ские задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях при родного и социального; о человеке и его месте в природе и в обще стве;

•          воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, со хранять и укреплять здоровье.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы де ятельности, предусмотренные стандартом начального общего образо вания.

 К числу важнейших относятся:

- наблюдение объ ектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение получен ных результатов с целью наблюдения (опыта);

- выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;

-работа с простейшими моделями для опи сания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и на учно-популярными текстами и др.

Содержание программы

№ п/п

Разделы

Кол – во час

1

Земля и человечество

11

2

Природа России

11

3

Родной край — часть большой страны

12

4

Страницы всемирной истории.

5

5

Страницы истории Отечества

19

6

Современная Россия

6

Итого

64

Практические работы, экскурсии  курса

Практическая работа: знакомство с картой звездного не ба

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра фической карте; 

Практическая работа: знакомство с историческими картами.

Практическая работа: поиск и показ на физической кар те изучаемых географических объектов.

Практическая работа: рассмат ривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Практическая работа: знакомство с картой края.

Практическая работа: рассмат ривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;

Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.

Экскурсия знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.

Природные сообщества: пресный водоем. Разнообразие растений и животных различных со обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при родных сообществ.

Экскурсия знакомство с растениями и животными прес ного водоема, их распознавание в природных условиях с по мощью атласа-определителя.

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.

Практическая работа: знакомство с культурными paстениями края. 

Экскурсия: знакомство с историческими достопримеча тельностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объ екты на исторических картах.

ИТОГО: Экскурсии: 4 Практические работы: 17

Содержание курса

В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане,— как часть человечества. Курс от крывается темой «Земля и человечество», при изучении ко торой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отме тить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в сис тематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаи моотношений человечества и природы, получая представле ние об истоках современных экологических проблем.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Ро дины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются фор мы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут обучающиеся.

Следующая тема программы  «Страницы всемирной исто рии» формирует у учащихся представления об основных пе риодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно,
в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, напол няющих конкретным содержанием понятия «лента времени». Далее изучается тема
«Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с ис торией родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Програм ма ориентирована на развитие у ребенка интереса к прош лому страны, формирование потребности в учении и рас ширении исторических знаний. Отбор  матери ала определяется его доступностью  обучающихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у обучающихся патриотических, гражданских и нравственных качеств.

 Тема призвана показать причаст ность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образ цами благородного служения Отечеству.

Логическим продолжением раздела об истории Отечест ва является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной сим воликой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регио нами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся  к концу 4 класса

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

              -  способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, гео графическая карта;

              - что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории, особенности исторической карты;

              - некоторые современные экологические проблемы;

              - природные зоны России;

             - особенности природы своего края: формы земной поверх ности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

             - исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

                -  важнейшие события  и  великих людей истории;

             - государственную символику и государственные праздники современной России, что такое Конституция, основные права ребенка.

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

-  распознавать природные объекты;

- различать полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга,  пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

- проводить наблюдения природных тел и явлений;

- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да вать оценку деятельности людей с точки зрения экологи ческой допустимости;

- определять возможные причины отри цательных изменений в природе;

- предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

- определять необходимые меры охраны природы, ва рианты личного участия в сохранении природного окруже ния;

- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

 - приводить примеры народов России;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес кого и обществоведческого характера, излагать их в виде со общения, рассказа;

- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Список учебно-методической литературы

 для учителя:

1 А.А. Плешаков «Окружающий мир» (Мир вокруг нас). Учебник для 4 класса в двух частях.

2  А.А. Плешаков «Окружающий мир» (Мир вокруг нас). Тетрадь  для 4 класса в двух частях.

3 Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету « Окружающий мир», Москва «Экзамен» 2008г

4 Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. “Почемучка” энциклопедия для школьников. Издательство “Педагогика”, 2003г

5 Шоган В.В., “Технология личностно – ориентированного урока”, издательство “Учитель”, 2003 г.

6 Интернет ресурсы

7 Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир», Москва «Экзамен» 2007г

7 Соловьева Т.А. Исторические темы курса « Окружающий мир», Москва «Вако» 2006г

8 Узорова О.В. Окружающий мир, Москва «Астрель» 2003г

для обучающихся:

1 А.А. Плешаков «Окружающий мир» (Мир вокруг нас). Учебник для 4 класса в двух частях.

2  А.А. Плешаков «Окружающий мир» (Мир вокруг нас). Тетрадь  для 4 класса в двух частях.

3 Интернет ресурсы

4 Энциклопедии, справочники


Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Наименование разделов и тем

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Виды контроля, измерители

Домашнее задание

план

факт

Земля и человечество

11

1

02.09

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия.

1

Презентация «Мир глазами астронома»

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворительного интереса о нашей планете

Индивидуаль-

ный

Стр.4-8

Стр.3

2

05.09

Небес ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года

1

Практическая работа: смена дня и ночи, смена времен года

Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели

Фронтальный,

тестирование

Стр.9-15

Стр.5

3

09.09

Звездное небо — великая «книга» природы. 

1

Практическая работа: знакомство с картой звездного не ба

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий

Устный,

фронтальный

Стр.16-21

Стр. 7

4

12.09

Мир глазами географа

1

Практическая работа: показ изучаемых объектов

Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

Комбинирован-ный

Стр.22-29

5

16.09

Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу

1

Практическая работа: показ изучаемых объектов

Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба)

Знать тепловые пояса земли.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли

Фронтальный,

тестирование

Стр.30-34

6

19.09

Мир глазами историка

1

Беседа, составление таблицы

Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Фронтальный,

тестирование

Стр.35-41

7

23.09

Когда и где?

1

Беседа, составление таблицы

Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени

Тестирование

Стр. 42-46

8

26.09

Прошлое и настоящее глазами эколога

1

Презентация «Планета заболела», рисование плаката

Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния

Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране

Тестирование, фронтальный

Стр.47-53

9

03.10

Сокровища земли под охраной человечества

1

Презентация «Наследие», самостоятельная работа

Фронтальный,

тестирование, индивидуаль-

ный

Стр.54-62

сообщения

10

07.10

Международная Красная книга

1

Сообщения, презентации

Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу

Индивидуаль- ный

Стр.60-62

11

10.10

Обобщение: «Земля и человечество»

1

Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу

Игра «Мы жители планеты»

Итоговый

страницы

тетради по разделу

Природа России

11

12

14.10

Равнины и горы России

1

Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина.

Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Тестирование

Стр.64-71

13

17.10

Моря, озера и реки России

1

Водоемы, их разнообразие, использование человеком

Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Тестирование

Стр.72-77

14

21.10

Зона арктических пустынь

1

Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь

Индивидуаль-

ный,

фронтальный

Стр.78-86

15

24.10

Тундра

1

Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры

Тестирование,

Индивидуаль-ный,

фронтальный

Стр.87-96

макет тундры

16

11.11

Леса России

1

Беседа, работа с таблицами, мини-доклады, работа с картой

Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы.

Знать общие условия, необходимые для жизни ни живых организмов, правила поведения в природе.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса

Фронтальный

Стр.98-105

17

14.11

Лес и человек. Экскурсия «В лесу»

1

Беседа, сообщения, практическая работа «Составь памятку», самостоятельная работа

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

Понимать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Комбинирован-ный,

индивидуаль-

ный

Стр.106-113

18

18.11

Зона степей

1

Работа с картой, беседа, самостоятельная работа

Практическая работа: «Степная зона»

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей

Тестирование,

индивидуаль-

ный

Стр.114-122

макет

19

21.11

Пустыни

1

Беседа, работа с картой, самостоятельная работа, видеофильм «  В пустыне»

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни

Комбинирован-ный

Стр.122-131 рисунок

20

25.11

У Черного моря

1

Сообщения, беседа, работа с фотографиями

Практическая работа: «Покажи на карте место отдыха»

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья

Комбинирован-ный

Стр.132-140

памятка отдыхающему

рисунок

21

28.11

Экологическое равновесие

1

Беседа, самостоятельная работа, презентация «Берегите природу»

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе

Индивидуаль-ный,

фронтальный

Стр.141-142

22

05.12

Обобщение по разделу « Природа России»

1

Контроль знаний

Итоговый

Родной край – часть большой страны

12

23

09.12

Наш край. Поверхность нашего края

1

Просмотр видеофильма, беседа,  работа с картой Саратовской области

Практическая работа: «Наш край на карте»

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Знать название родного города.

Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде

Комбинирован-ный

Стр.146-153

24

12.12

Поверхность нашего края. Экскурсия «Поверхность нашего края»

1

Беседа, работа с картой, самостоятельная работа

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Знать название родного города.

Фронтальный.

индивидуаль-ный

Стр.146-153

макет

25

16.12

Водоемы нашего края

1

Сообщения о водоемах Саратовской области, работа с картой.

Практическая работа (в парах): «Описание реки»

Водоемы родного края (названия, краткая характеристика)

Уметь показывать на карте, глобусе океаны,  моря, реки

Фронтальный,

групповой

Стр.154-158

26

19.12

Наши подземные богатства

1

Работа с образцами полезных ископаемых, беседа, викторина

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах

Тестирование,

фронтальный

Стр.159-170

сообщения

27

23.12

Земля - кормилица

1

 Практическая работа: «Рассматривание образцов почвы»

Беседа, составление памятки «Как защитить почву»

Почва, ее состав

Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

Комбинирован-ный

Стр.171-175

образец почвы

28

26.12

Жизнь леса

1

Практическая работа с образцами гербария, составление Красной книги нашего края

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, дуга и пресного водоема. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса, луга и пресного водоема. Уметь раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растений, отображать их на рисунке (схеме)

Комбинирован-ный

Стр.175-182

сообщения об исчезающих растениях

29

13.01

Жизнь луга

1

Беседа, составление цепей питания (работа в парах), конкурс на лучшую памятку « Как вести себя на лугу»

Комбинирован-ный

Стр.182-190

условные знаки

30

16.01

Жизнь пресного водоема

1

Видеофильм, работа с таблицей, самостоятельная работа с учебником

Тестирование,

индивидуаль-ный

Стр.191-200

рисунок

31

20.01

Растениеводство в нашем крае

1

Работа с таблицей «Отрасли растениеводства», беседа, работа с учебником.

Практическая работа с гербарием: «Полевые культуры нашего края»

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями

32

23.01

Незаметные защитники урожая

1

Работа с учебником, составление схем цепей питания для поля, сада, огорода (по группам)

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями

Комбинирован-ный

Стр.208-213

33

27.01

Животноводство в нашем крае

1

Самостоятельная работа с учебником, беседа, видеофильм

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Знать отрасли животноводства в родном крае

Уметь ухаживать за домашними животными

Фронтальный

Стр.214-222

Рисунок

«домашние питомцы»

34

30.01

Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны»

1

Урок – праздник «Край наш любимый»

Страницы всемирной истории

5

35

03.02

Начало истории человечества

1

Беседа, работа с учебником, творческая работа «Сообщение соседу по пещере»

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира

Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени

Текущий,

комбинирован-

ный

Стр.4-7

36

06.02

Мир древности: далекий и близкий

1

Беседа, работа с учебником, видеофильм «Древний мир»

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени

Текущий

Стр.8-14

сообщения

37

10.02

Средние века: время рыцарей и замков

1

Сообщения, беседа, творческая работа «Как я буду встречать гостей»

Знать историю Средних веков

Индивидуаль -

ный

Стр.14-22

рассказ о путешест-

вии в средневеко-

вье

38

13.02

Новое время: встреча Европы и Америки

1

Работа с учебником, пересказ, составление рассказа «Один день европейца»

Выдающиеся люди разных эпох

Знать выдающихся людей Нового времени.

Уметь работать с географической картой

Комбинирован-

ный

Стр.22-27

мини-доклады

39

17.02

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

Работа в группах по карточкам, мини доклады

Выдающиеся люди разных эпох

Знать выдающихся людей новейшего времени

Тестирование

Стр.28-32

разговор со сверстни-

ком начала 20 века

Страницы истории Отечества

19

40

20.02

Жизнь древних славян

1

Работа с картой, работа с учебником, составление плана

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва- столица России

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Индивидуаль-

ный

Стр.34-39

макет дома славян

41

24.02

Во времена древней Руси

1

Работа с картой, творческая работа «Нарисуй древнее существо»

Тестирование

Стр.40-45

Прочитать былину об Илье Муромце

42

27.02

Страна городов

1

Работа с картой и схемами, работа с учебником

Тестирование,

фронтальный

Стр.46-54

сообщения

43

02.03

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

Беседа, чтение отрывков рукописных книг, творческая работа «Страница рукописной книги»

Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры

Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Индивидуаль-

ный

Стр.54-58

сообщения

44

05.03

Трудные времена на русской земле

1

Сообщения, беседа, видеофильм, работа с картой

Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры

Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Тестирование

Стр.59-64

нарисовать воинов

45

09.03

Русь расправляет крылья

1

Работа с картой, репродукцией картины А. Васнецова «Московский кремль при Иване Калите»

Тестирование

Стр.65-69

рассказ о Москве

сообщения

46

12.03

Куликовская битва

1

Работа по группам по карточкам,  работа с картой

Комбинирован-

ный

Стр.69-74

47

16.03

Иван третий

1

Работа с иллюстрациями, работа с учебником, беседа, работа с таблицей

Знать реформы Ивана Третьего

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Комбинирован-ный

Стр.74-81

сообщения

48

19.03

Мастера печатных дел

1

Работа с таблицей, сообщения, беседа, работа с индивидуальными текстами

Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт - Петербург

Знать историю книгопечатанья на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

Тестирование

Стр.81-86

сообщения

49

06.04

Патриоты России

1

Работа в группах по карточкам, сообщения, работа с картой

Комбинирован-ный

Стр.86-93

50

09.04

Петр Великий

1

Видеофильм, работа с учебником, беседа, составление таблицы «Заслуги Петра» (в парах)

Комбинирован-ный

Стр.93-100

портрет Петра

51

13.04

Михаил Васильевич Ломоносов

1

Работа с учебником, беседа, работа с иллюстрациями

Выдающиеся люди разных эпох.

Знать историю развития образования на Руси

Тестирование

Стр.101-104

сообщения

52

16.04

Екатерина Великая

1

Сообщения, работа с учебником, чтение индивидуальных текстов

Выдающиеся люди разных эпох.

Знать реформы Екатерины Великой

Комбинирован-ный

Стр.104-111

сообщения

53

20.04

Отечественная война1812 года

1

Работа с картой, работа с учебником, чтение отрывков из книг, рассматривание  репродукций картин А. Тропинина, сообщения, работа по карточкам

Выдающиеся люди разных эпох.

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой

Комбинирован-

ный

Стр.111-119

54

23.04

Страницы истории 19 века

1

Выдающиеся люди разных эпох.

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой

Тестирование,

индивидуаль-

ный

Стр.119-126

55

27.04

Россия вступает в 20 век

1

Работа с учебником, творческая групповая работа « Интервью»

Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Тестирование

Стр.126-133

56

30.04

Страницы истории20-30 годов

1

Работа с картой, работа с учебником, беседа, работа по карточкам в группах

Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать страницы истории России в 1920-1930-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале XX века в России

Комбинирован-ный

Стр.133-139

сообщения

57

04.05

Великая война и великая победа

1

Презентация «Великая Отечественная», сообщения, работа с учебником

Государственные праздники  (День Победы)

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., героев ВОВ

Комбинирован-

ный

Стр.140-146

рассказ «Война в жизни нашей семьи»

58

07.05

Страна, открывшая путь в космос. Обобщение по разделу « Страницы истории Отечества»

1

Презентация « в Космосе», сообщения о космонавтах, работа с учебником

Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники

Уметь описывать исторические события

Комбинирован-ный

Стр.147-152

плакат в защиту мира на Земле

Современная Россия

6

59

11.05

Мы — граждане России. Конституция России — наш ос новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина.

1

Работа с картой, работа с карточками с текстами декларации, работа с учебником, мини- доклад

Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День Конституции)  

Знать государственные праздники, Основной закон России.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

Комбинирован-ный

Стр.156-159

60

14.05

Мы – граждане России

1

Составление таблицы, чтение присяги президента

Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание.

Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы.

Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

Комбинирован-ный

Стр.156-159

61

18.05

Государственное устройство России: Президент, Феде ральное собрание, Правительство. Права ребенка

1

Работа с учебником, презентация « Мы - граждане России»

Комбинирован-ный

Стр.160-167

сообщение

«Я – депутат»

62

21.05

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

1

Работа с таблицей « Символы России», работа с учебником, разучивание гимна, работа с календарем. Составить рассказ «Мой любимый праздник»

Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции). Другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)

Знать государственные праздники.

Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России

Комбинирован-ный

Стр.168-179

63

25.05

Путешествие по России

1

Работа с картой, сообщения

Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры

Знать города России, правила работы с географической картой.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стран

Индивидуаль-

ный

Стр.175-185

сообщения

64

28.05

Путешествие по России. Обобщение по разделу «Современная Россия»

1

Работа с картой, сообщения

Урок путешествие

Индивидуаль-

ный

Стр.185-199

сообщения

Все часы суммируются

64



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")

Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК - Школа России.

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, УМК - Школа России,  ФГОС....

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...