Рабочая программа по окружающему миру 4 кл Школа России
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».
Учебная программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС». Программа Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» входит в учебный комплект «Школа России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_kl_shkola_rossii.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».
Учебная программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС». Программа Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» входит в учебный комплект «Школа России».
На изучение учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» в тематическом планировании отводится 68 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.
Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Цели обучения:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характери зовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творче ские задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях при родного и социального; о человеке и его месте в природе и в обще стве;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, со хранять и укреплять здоровье.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы де ятельности, предусмотренные стандартом начального общего образо вания.
К числу важнейших относятся:
- наблюдение объ ектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение получен ных результатов с целью наблюдения (опыта);
- выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
-работа с простейшими моделями для опи сания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и на учно-популярными текстами и др.
Содержание программы
№ п/п | Разделы | Кол – во час |
1 | Земля и человечество | 11 |
2 | Природа России | 11 |
3 | Родной край — часть большой страны | 12 |
4 | Страницы всемирной истории. | 5 |
5 | Страницы истории Отечества | 19 |
6 | Современная Россия | 6 |
Итого | 64 |
Практические работы, экскурсии курса
Практическая работа: знакомство с картой звездного не ба
Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра фической карте;
Практическая работа: знакомство с историческими картами.
Практическая работа: поиск и показ на физической кар те изучаемых географических объектов.
Практическая работа: рассмат ривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Практическая работа: знакомство с картой края.
Практическая работа: рассмат ривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;
Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.
Экскурсия знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;
Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.
Природные сообщества: пресный водоем. Разнообразие растений и животных различных со обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при родных сообществ.
Экскурсия знакомство с растениями и животными прес ного водоема, их распознавание в природных условиях с по мощью атласа-определителя.
Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.
Практическая работа: знакомство с культурными paстениями края.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримеча тельностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объ екты на исторических картах.
ИТОГО: Экскурсии: 4 Практические работы: 17
Содержание курса
В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане,— как часть человечества. Курс от крывается темой «Земля и человечество», при изучении ко торой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отме тить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в сис тематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаи моотношений человечества и природы, получая представле ние об истоках современных экологических проблем.
Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Ро дины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются фор мы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут обучающиеся.
Следующая тема программы «Страницы всемирной исто рии» формирует у учащихся представления об основных пе риодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно,
в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, напол няющих конкретным содержанием понятия «лента времени». Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с ис торией родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Програм ма ориентирована на развитие у ребенка интереса к прош лому страны, формирование потребности в учении и рас ширении исторических знаний. Отбор матери ала определяется его доступностью обучающихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у обучающихся патриотических, гражданских и нравственных качеств.
Тема призвана показать причаст ность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образ цами благородного служения Отечеству.
Логическим продолжением раздела об истории Отечест ва является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной сим воликой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регио нами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, гео графическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории, особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверх ности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России, что такое Конституция, основные права ребенка.
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты;
- различать полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да вать оценку деятельности людей с точки зрения экологи ческой допустимости;
- определять возможные причины отри цательных изменений в природе;
- предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
- определять необходимые меры охраны природы, ва рианты личного участия в сохранении природного окруже ния;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес кого и обществоведческого характера, излагать их в виде со общения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Список учебно-методической литературы
для учителя:
1 А.А. Плешаков «Окружающий мир» (Мир вокруг нас). Учебник для 4 класса в двух частях.
2 А.А. Плешаков «Окружающий мир» (Мир вокруг нас). Тетрадь для 4 класса в двух частях.
3 Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету « Окружающий мир», Москва «Экзамен» 2008г
4 Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. “Почемучка” энциклопедия для школьников. Издательство “Педагогика”, 2003г
5 Шоган В.В., “Технология личностно – ориентированного урока”, издательство “Учитель”, 2003 г.
6 Интернет ресурсы
7 Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир», Москва «Экзамен» 2007г
7 Соловьева Т.А. Исторические темы курса « Окружающий мир», Москва «Вако» 2006г
8 Узорова О.В. Окружающий мир, Москва «Астрель» 2003г
для обучающихся:
1 А.А. Плешаков «Окружающий мир» (Мир вокруг нас). Учебник для 4 класса в двух частях.
2 А.А. Плешаков «Окружающий мир» (Мир вокруг нас). Тетрадь для 4 класса в двух частях.
3 Интернет ресурсы
4 Энциклопедии, справочники
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Наименование разделов и тем | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Виды контроля, измерители | Домашнее задание | |
план | факт | ||||||
Земля и человечество | 11 | ||||||
1 | 02.09 | Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. | 1 | Презентация «Мир глазами астронома» Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворительного интереса о нашей планете | Индивидуаль- ный | Стр.4-8 Стр.3 | |
2 | 05.09 | Небес ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года | 1 | Практическая работа: смена дня и ночи, смена времен года Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели | Фронтальный, тестирование | Стр.9-15 Стр.5 | |
3 | 09.09 | Звездное небо — великая «книга» природы. | 1 | Практическая работа: знакомство с картой звездного не ба Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий | Устный, фронтальный | Стр.16-21 Стр. 7 | |
4 | 12.09 | Мир глазами географа | 1 | Практическая работа: показ изучаемых объектов Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря | Комбинирован-ный | Стр.22-29 | |
5 | 16.09 | Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу | 1 | Практическая работа: показ изучаемых объектов Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) Знать тепловые пояса земли. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли | Фронтальный, тестирование | Стр.30-34 | |
6 | 19.09 | Мир глазами историка | 1 | Беседа, составление таблицы Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Фронтальный, тестирование | Стр.35-41 | |
7 | 23.09 | Когда и где? | 1 | Беседа, составление таблицы Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени | Тестирование | Стр. 42-46 | |
8 | 26.09 | Прошлое и настоящее глазами эколога | 1 | Презентация «Планета заболела», рисование плаката Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране | Тестирование, фронтальный | Стр.47-53 | |
9 | 03.10 | Сокровища земли под охраной человечества | 1 | Презентация «Наследие», самостоятельная работа | Фронтальный, тестирование, индивидуаль- ный | Стр.54-62 сообщения | |
10 | 07.10 | Международная Красная книга | 1 | Сообщения, презентации Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу | Индивидуаль- ный | Стр.60-62 | |
11 | 10.10 | Обобщение: «Земля и человечество» | 1 | Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу Игра «Мы жители планеты» | Итоговый | страницы тетради по разделу | |
Природа России | 11 | ||||||
12 | 14.10 | Равнины и горы России | 1 | Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина. Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Тестирование | Стр.64-71 | |
13 | 17.10 | Моря, озера и реки России | 1 | Водоемы, их разнообразие, использование человеком Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Тестирование | Стр.72-77 | |
14 | 21.10 | Зона арктических пустынь | 1 | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь | Индивидуаль- ный, фронтальный | Стр.78-86 | |
15 | 24.10 | Тундра | 1 | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры | Тестирование, Индивидуаль-ный, фронтальный | Стр.87-96 макет тундры | |
16 | 11.11 | Леса России | 1 | Беседа, работа с таблицами, мини-доклады, работа с картой Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Знать общие условия, необходимые для жизни ни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса | Фронтальный | Стр.98-105 | |
17 | 14.11 | Лес и человек. Экскурсия «В лесу» | 1 | Беседа, сообщения, практическая работа «Составь памятку», самостоятельная работа Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Комбинирован-ный, индивидуаль- ный | Стр.106-113 | |
18 | 18.11 | Зона степей | 1 | Работа с картой, беседа, самостоятельная работа Практическая работа: «Степная зона» Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей | Тестирование, индивидуаль- ный | Стр.114-122 макет | |
19 | 21.11 | Пустыни | 1 | Беседа, работа с картой, самостоятельная работа, видеофильм « В пустыне» Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни | Комбинирован-ный | Стр.122-131 рисунок | |
20 | 25.11 | У Черного моря | 1 | Сообщения, беседа, работа с фотографиями Практическая работа: «Покажи на карте место отдыха» Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья | Комбинирован-ный | Стр.132-140 памятка отдыхающему рисунок | |
21 | 28.11 | Экологическое равновесие | 1 | Беседа, самостоятельная работа, презентация «Берегите природу» Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе | Индивидуаль-ный, фронтальный | Стр.141-142 | |
22 | 05.12 | Обобщение по разделу « Природа России» | 1 | Контроль знаний | Итоговый | ||
Родной край – часть большой страны | 12 | ||||||
23 | 09.12 | Наш край. Поверхность нашего края | 1 | Просмотр видеофильма, беседа, работа с картой Саратовской области Практическая работа: «Наш край на карте» Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде | Комбинирован-ный | Стр.146-153 | |
24 | 12.12 | Поверхность нашего края. Экскурсия «Поверхность нашего края» | 1 | Беседа, работа с картой, самостоятельная работа Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности Знать название родного города. | Фронтальный. индивидуаль-ный | Стр.146-153 макет | |
25 | 16.12 | Водоемы нашего края | 1 | Сообщения о водоемах Саратовской области, работа с картой. Практическая работа (в парах): «Описание реки» Водоемы родного края (названия, краткая характеристика) Уметь показывать на карте, глобусе океаны, моря, реки | Фронтальный, групповой | Стр.154-158 | |
26 | 19.12 | Наши подземные богатства | 1 | Работа с образцами полезных ископаемых, беседа, викторина Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах | Тестирование, фронтальный | Стр.159-170 сообщения | |
27 | 23.12 | Земля - кормилица | 1 | Практическая работа: «Рассматривание образцов почвы» Беседа, составление памятки «Как защитить почву» Почва, ее состав Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | Комбинирован-ный | Стр.171-175 образец почвы | |
28 | 26.12 | Жизнь леса | 1 | Практическая работа с образцами гербария, составление Красной книги нашего края Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, дуга и пресного водоема. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса, луга и пресного водоема. Уметь раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растений, отображать их на рисунке (схеме) | Комбинирован-ный | Стр.175-182 сообщения об исчезающих растениях | |
29 | 13.01 | Жизнь луга | 1 | Беседа, составление цепей питания (работа в парах), конкурс на лучшую памятку « Как вести себя на лугу» | Комбинирован-ный | Стр.182-190 условные знаки | |
30 | 16.01 | Жизнь пресного водоема | 1 | Видеофильм, работа с таблицей, самостоятельная работа с учебником | Тестирование, индивидуаль-ный | Стр.191-200 рисунок | |
31 | 20.01 | Растениеводство в нашем крае | 1 | Работа с таблицей «Отрасли растениеводства», беседа, работа с учебником. Практическая работа с гербарием: «Полевые культуры нашего края» Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями | |||
32 | 23.01 | Незаметные защитники урожая | 1 | Работа с учебником, составление схем цепей питания для поля, сада, огорода (по группам) Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями | Комбинирован-ный | Стр.208-213 | |
33 | 27.01 | Животноводство в нашем крае | 1 | Самостоятельная работа с учебником, беседа, видеофильм Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным Знать отрасли животноводства в родном крае Уметь ухаживать за домашними животными | Фронтальный | Стр.214-222 Рисунок «домашние питомцы» | |
34 | 30.01 | Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны» | 1 | Урок – праздник «Край наш любимый» | |||
Страницы всемирной истории | 5 | ||||||
35 | 03.02 | Начало истории человечества | 1 | Беседа, работа с учебником, творческая работа «Сообщение соседу по пещере» Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени | Текущий, комбинирован- ный | Стр.4-7 | |
36 | 06.02 | Мир древности: далекий и близкий | 1 | Беседа, работа с учебником, видеофильм «Древний мир» Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени | Текущий | Стр.8-14 сообщения | |
37 | 10.02 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | Сообщения, беседа, творческая работа «Как я буду встречать гостей» Знать историю Средних веков | Индивидуаль - ный | Стр.14-22 рассказ о путешест- вии в средневеко- вье | |
38 | 13.02 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | Работа с учебником, пересказ, составление рассказа «Один день европейца» Выдающиеся люди разных эпох Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой | Комбинирован- ный | Стр.22-27 мини-доклады | |
39 | 17.02 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | Работа в группах по карточкам, мини доклады Выдающиеся люди разных эпох Знать выдающихся людей новейшего времени | Тестирование | Стр.28-32 разговор со сверстни- ком начала 20 века | |
Страницы истории Отечества | 19 | ||||||
40 | 20.02 | Жизнь древних славян | 1 | Работа с картой, работа с учебником, составление плана История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва- столица России Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Индивидуаль- ный | Стр.34-39 макет дома славян | |
41 | 24.02 | Во времена древней Руси | 1 | Работа с картой, творческая работа «Нарисуй древнее существо» | Тестирование | Стр.40-45 Прочитать былину об Илье Муромце | |
42 | 27.02 | Страна городов | 1 | Работа с картой и схемами, работа с учебником | Тестирование, фронтальный | Стр.46-54 сообщения | |
43 | 02.03 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | Беседа, чтение отрывков рукописных книг, творческая работа «Страница рукописной книги» Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Индивидуаль- ный | Стр.54-58 сообщения | |
44 | 05.03 | Трудные времена на русской земле | 1 | Сообщения, беседа, видеофильм, работа с картой Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Тестирование | Стр.59-64 нарисовать воинов | |
45 | 09.03 | Русь расправляет крылья | 1 | Работа с картой, репродукцией картины А. Васнецова «Московский кремль при Иване Калите» | Тестирование | Стр.65-69 рассказ о Москве сообщения | |
46 | 12.03 | Куликовская битва | 1 | Работа по группам по карточкам, работа с картой | Комбинирован- ный | Стр.69-74 | |
47 | 16.03 | Иван третий | 1 | Работа с иллюстрациями, работа с учебником, беседа, работа с таблицей Знать реформы Ивана Третьего Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Комбинирован-ный | Стр.74-81 сообщения | |
48 | 19.03 | Мастера печатных дел | 1 | Работа с таблицей, сообщения, беседа, работа с индивидуальными текстами Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт - Петербург Знать историю книгопечатанья на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | Тестирование | Стр.81-86 сообщения | |
49 | 06.04 | Патриоты России | 1 | Работа в группах по карточкам, сообщения, работа с картой | Комбинирован-ный | Стр.86-93 | |
50 | 09.04 | Петр Великий | 1 | Видеофильм, работа с учебником, беседа, составление таблицы «Заслуги Петра» (в парах) | Комбинирован-ный | Стр.93-100 портрет Петра | |
51 | 13.04 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | Работа с учебником, беседа, работа с иллюстрациями Выдающиеся люди разных эпох. Знать историю развития образования на Руси | Тестирование | Стр.101-104 сообщения | |
52 | 16.04 | Екатерина Великая | 1 | Сообщения, работа с учебником, чтение индивидуальных текстов Выдающиеся люди разных эпох. Знать реформы Екатерины Великой | Комбинирован-ный | Стр.104-111 сообщения | |
53 | 20.04 | Отечественная война1812 года | 1 | Работа с картой, работа с учебником, чтение отрывков из книг, рассматривание репродукций картин А. Тропинина, сообщения, работа по карточкам Выдающиеся люди разных эпох. Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой | Комбинирован- ный | Стр.111-119 | |
54 | 23.04 | Страницы истории 19 века | 1 | Выдающиеся люди разных эпох. Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой | Тестирование, индивидуаль- ный | Стр.119-126 | |
55 | 27.04 | Россия вступает в 20 век | 1 | Работа с учебником, творческая групповая работа « Интервью» Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Тестирование | Стр.126-133 | |
56 | 30.04 | Страницы истории20-30 годов | 1 | Работа с картой, работа с учебником, беседа, работа по карточкам в группах Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Знать страницы истории России в 1920-1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России | Комбинирован-ный | Стр.133-139 сообщения | |
57 | 04.05 | Великая война и великая победа | 1 | Презентация «Великая Отечественная», сообщения, работа с учебником Государственные праздники (День Победы) Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., героев ВОВ | Комбинирован- ный | Стр.140-146 рассказ «Война в жизни нашей семьи» | |
58 | 07.05 | Страна, открывшая путь в космос. Обобщение по разделу « Страницы истории Отечества» | 1 | Презентация « в Космосе», сообщения о космонавтах, работа с учебником Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники Уметь описывать исторические события | Комбинирован-ный | Стр.147-152 плакат в защиту мира на Земле | |
Современная Россия | 6 | ||||||
59 | 11.05 | Мы — граждане России. Конституция России — наш ос новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. | 1 | Работа с картой, работа с карточками с текстами декларации, работа с учебником, мини- доклад Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День Конституции) Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации | Комбинирован-ный | Стр.156-159 | |
60 | 14.05 | Мы – граждане России | 1 | Составление таблицы, чтение присяги президента Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание. Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию | Комбинирован-ный | Стр.156-159 | |
61 | 18.05 | Государственное устройство России: Президент, Феде ральное собрание, Правительство. Права ребенка | 1 | Работа с учебником, презентация « Мы - граждане России» | Комбинирован-ный | Стр.160-167 сообщение «Я – депутат» | |
62 | 21.05 | Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. | 1 | Работа с таблицей « Символы России», работа с учебником, разучивание гимна, работа с календарем. Составить рассказ «Мой любимый праздник» Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции). Другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей) Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России | Комбинирован-ный | Стр.168-179 | |
63 | 25.05 | Путешествие по России | 1 | Работа с картой, сообщения Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стран | Индивидуаль- ный | Стр.175-185 сообщения | |
64 | 28.05 | Путешествие по России. Обобщение по разделу «Современная Россия» | 1 | Работа с картой, сообщения Урок путешествие | Индивидуаль- ный | Стр.185-199 сообщения | |
Все часы суммируются | 64 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")
Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК - Школа России.
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, УМК - Школа России, ФГОС....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России"
УМК "Школа России"...
Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...