окружающий мир 2 класс "Мы – граждане России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Окружающий мир 2 класс УМК « Начальная школаXXI век»
открый урок ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мы - граждане России. окружающий мир 2 класс | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок.
Окружающий мир 2 класс УМК « Начальная школаXXI век»
Учитель Золотова Наталья Вячеславовна
Тема урока: Мы – граждане России
Цели педагогической деятельности: Создать условия для систематизации знаний учащихся о государственных символах России.
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи
Планируемые результаты:
Предметные: научатся: понимать, что каждый человек – гражданин какого-нибудь государства, он имеет права и обязанности, что каждый ребёнок как гражданин тоже имеет права; получат возможность познакомиться: с основными правами и обязанностями граждан РФ.
Метапредметные: регулятивные: действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; познавательные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; имеют представление о том, кто может стать гражданином государства; коммуникативные: предлагают помощь в сотрудничестве; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные : самоопределение – следуют нормам здоровьесберегающего поведения; нравственно –этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций
Методы и формы обучения:
Частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы: Презентация « Я гражданин России», Презентация « Права ребёнка»
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I.Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Устные ответы |
II. Актуализация знаний | 1. Беседа на тему « Мы – граждане России» | Организует беседу по вопросам: - Как называется государство, в котором мы с вами живём? Как называются люди, живущие в одном государстве? Кто является главой нашего государства? Кто назовёт главный закон нашей страны? | Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, аргументируют свои ответы и выводы. | Фронталь-ная,инди-видуальная работа | Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта | Устные ответы |
III. Поиск решения пробле-мы ( открытие нового знания) | 1.Презентация « Я гражданин России». 2. Работа с учебником, с. 153-156 3. Физкультминутка (Приложение) 4.работа с учебником, 157-159. Презентация «Права ребёнка» |
2. Нацеливает учащихся на прочтение некоторых статей Конституции РФ и организует обсуждение этих статей. 3. Проводит физкультминутку 4. Знакомит учащихся с правами детей, используя слайды презентации. Предлагает прочесть материал об обязанностях граждан России и обсудить прочитанное. | 1. Знакомятся со слайдами презентации, обсуждают информацию, отвечают на вопросы. 2. читают статьи Конституции, рассматривают иллюстрации, обсуждают их, делают собственные выводы. 3. Выполняет физические упражнения. 4. Знакомятся с новой информацией, обсуждают её, высказывают свою точку зрения, делают обобщённые выводы. | 1. Фронталь-ная работа 2. Фронталь-ная работа 3.Фронтальная работа 3.Фронтальная работа | Личностные: в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения, делают выбор. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; работают по плану. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации . Коммуникативные: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы; слушают других, готовы изменить свою точку зрения. | 1. Устные ответы 2. Устные ответы. Контроль выполнения упражнений. 4.Устные ответы. |
IV.Первичное осмысление и закрепление | Выполнить задание в рабочей тетради, с. 50,№3 | Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради, проводит индивидуальный контроль. | Самостоятельно Выполняют задания в рабочих тетрадях | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради. | Задание в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения | Проводит беседу по вопросам: -С какими правами граждан вы познакомились? Какие обязанности граждан России вам известны? | 1. Отвечают на вопросы. 2.Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Оценивание работы учащихся на уроке |
Домаш-нее задание | Учебник, с. 152-159 | Конкретизирует задания | Записывают домашнее задание. | Индивидуальная работа |
Приложение
Наклоняемся с хлопком Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу
И с хлопком потом встаём. Распрямиться—хлопнуть над головой.
Вниз и вверх, вниз и вверх.
Ну-ка хлопни громче всех! Прыжки на одной ножке.
На одной ноге мы скачем,
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем.
Очень долго прыгать можем. Поворот головы влево и вправо.
Головой вращаем плавно.
Смотрим влево, смотрим вправо Ходьба на месте.
Так пройдёмся мы не много
И вернёмся вновь к уроку. Дети садятся за парты.
Интегрированный урок – практикум (2ч.)
3 класс
Тема: К. Паустовский « Однажды ночью». Сочинение-описание « В чём красота русской зимы».
Цели: показать роль прилагательных в художественном восприятии текста, развивать умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи, формировать навыки правописания падежных окончаний, Систематизировать собранный к высказыванию материал, продолжить формировать навыки самоконтроля, совершенствовать навыки чтения, формировать умение выборочного перессказа, прививать любовь к природе.
Оборудование: ( на доске):
1.Иллюстрации о зиме.
2.Альбом П. Чайковского « Времена года», Пьеса «Январь».
3. музыкальная запись и психологическая установка
4. Эпиграф: Замело, завьюжило
Все кусты подряд.
В голубое кружево
Нарядился сад.
А. Чепурнов.
5. Рабочий материал (запись на доске):
Снежинки – узорчатые, нежные, серебристые, хрустальные, ажурные, похожие на звёздочки; падают, порхают, кружатся.
Снег – пушистый, мохнатый, мягкий, бархатный ковёр.
Воздух – свежий, морозный, обжигающий, колючий, бодрит.
Иней – прозрачный, цветные огоньки, белое искристое платьице.
Зима – морозная, волшебная, суровая, чародейка, кудесница.
Небо – низкое, прозрачное, голубое, пасмурное.
Ход урока
- Психологическая установка под музыку.
Звучит негромкая музыка.
Слово учителя.
- Улыбнёмся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы, повторяйте вполголоса:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому (Пауза).
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно (Пауза)
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
- Сообщение темы урока.
Слово учителя.
- Отгадайте загадку и попытайтесь определить, о чём мы будем говорить на уроке.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белолица, белокоса.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром. ( Зима)
III.Наблюдение за ролью прилагательных в тексте.
Слово учителя.
- Да, дети, мы поговорим о зиме. И понаблюдаем за очень важной ролью прилагательных в описании природы. Эта часть речи не только обозначает признаки предметов. Благодаря именам прилагательным наша речь становится богаче, эмоциональнее, ярче. Вам предстоит написать сочинение-описание « В чём красота русской зимы». Чтобы успешно справиться с работой, необходимо подготовиться.
- Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.
- Прочитайте предложения, записанные на доске:
Снег покрыл землю ковром. Летят снежинки. На небе светит солнце. Пришла зима.
Удачные ли предложения записаны на доске?
- Слова какой части речи необходимо добавить, чтобы получилось описание?
- Составьте и запишите текст. Работать будем в парах. Постарайтесь, Чтобы определения у вас не повторялись. Можете использовать рабочие материалы к сочинению.
- Какой текст получился у вас? Зачитайте
- У кого интереснее и почему?
Вывод. Благодаря именам прилагательным возможны различные варианты предложений.
- Ребята ,вспомните, а какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные в предложении?
- Запишите предложения и разберите по членам предложения и по частям речи. (У доски)
Зимой русский лес сказочный!
Наступила зима.
Мороз разрисовал окна причудливыми узорами.
Вывод. Имена прилагательные в предложении могут быть и определениями и сказуемыми.
- Прочитайте предложения ещё раз.
- Можно ли сказать, что это текст? Докажите.
IV. Работа с текстом рассказа К. Паустовского « Однажды ночью».
- Слово учителя.
Богатство и разнообразие прилагательных помогли писателям-пейзажистам создать яркие поэтические картины природы. Мастерство К. Паустовского, чутко воспринимающего красоту, завораживает читателя. Девиз пейзажиста: «Сотри случайные черты и ты увидишь – мир прекрасен!» И в рассказе « Однажды ночью» писатель делится своими впечатлениями о первом снеге. ( Иллюстрация) Я бы хотела, чтобы вы вспомнили о личных впечатлениях о первом снеге и отразили их в сочинениях.
- Чтение рассказа « Однажды ночью»: учитель - дети «цепочкой».
- Словарная работа.
- Как понимаете слово первопуток? ( Первый зимний путь по свежему снегу.)
4. Беседа.
- Можно ли сказать, что мы прочитали текст?
- О чём рассказал Паустовский в своём произведении?
- Что так сильно поразило писателя?
- А у вас было такое ощущение?
Физкультминутка
5.Выборочное чтение.
- Прочитайте, как изменилась земля после первого снега.
- Как преобразились леса и озёра после снегопада? Прочитайте. Какую словесную картину можно нарисовать?
- Как вы думаете, нравится ли К. Паустовскому зима?
- Найдите и прочитайте имена прилагательные, которые употребил писатель для описания неба?
6. Краткий пересказ.
- Перечитайте ту часть текста, где говорится о первом снеге и подготовьте краткий пересказ.
7. Беседа о русской зиме.
- Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. Живописцы изображают картины родной природы, зимние пейзажи. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас в России. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз – всемогущим воеводой. Давайте вспомним поэтические зарисовки в стихах великих поэтов, воспевающих прелесть зимнего пейзажа. ( учитель читает отрывок « Зимнее утро» А.С. Пушкина)
- Я знаю, что ребята нашего класса пытаются писать стихи. Предоставим им слово.
- Какие ещё замечательные слова о зиме вы выписали? Какой частью речи они являются?
- На что вы должны будете обратить внимание при написании сочинения?
8. Прослушивание и обсуждение пьесы П.И. Чайковского « Январь».
- Прослушайте запись и попытайтесь назвать автора и произведение ( Слушают пьесу П.И. Чайковского « Январь»)
- Музыка пьесы « Январь» вначале спокойная, неторопливая, звучит мягко и нежно. Звуки плавно переходят один в другой. Но вот рояль зазвучит встревоженно, таинственно. Всё время повторяется небольшая музыкальная фраза – тихая жалоба и даже тревога слышится в этой музыке. Каждый решит для себя, что рисует эта музыкальная фраза.
- Затихает, успокаивается музыка – улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Словом, пережитая тревога оставляет в душе какой-то след.
V. Работа над текстом сочинения.
Слово учителя.
- Закройте глаза и попытайтесь представить себе картину русской зимы.
- Запишите тему сочинения.
- Перед нами стоит задача описать красоты русской зимы. О чём вы должны написать в своём сочинении?
Что можно сказать:
А) о зиме;
Б) о снеге;
В) о снежинках;
Г) о небе
- Что вам нравится в ясную погоду?
- Чем удивила вас зима в пасмурную, ветреную погоду?
- Из каких частей должно состоять сочинение? (1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение.)
- О чём вы напишите в первой части? Как можно назвать?
- о чём вы напишите во второй части? Как озаглавить?
- Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как можно закончить сочинение?
Физкультминутка
Слово учителя
- Основную мысль сочинения можно выразить эпиграфом. ( Зачитать) Обратите внимание на место и запись эпиграфа.
- Я вам рекомендую свой план, но вы его можете изменить.
ПЛАН.
- Наступила зима.
- Зимняя фантазия:
А) Небо
Б) Ковёр земли.
В) Деревья зимой.
Г) Сияние снежинок.
3. За что я люблю зиму.
VI. Итог урока.
Слово учителя
- Так в чём же красота русской зимы?
- Слова какой части речи помогли и К. Паустовскому, и вам выразить эту красоту ?
- Завтра мы подведём итоги по вашим сочинениям. Распределим роли следующим образом:
1 ряд – редакторы журналов, отбирают работы в печати.
2 ряд – писатели. Представляют свои работы.
3 ряд – критики, высказывают своё мнение о работе писателей.
- Ребята, благодарю вас за сотрудничество на уроке. Всем большое- пребольшое спасибо. Урок закончен, все свободны, отдыхайте.
Resource id #3212
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира «Мы — граждане России. Конституция».
формировать у учащихся представление об основном законе страны – Конституции; о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; ...
Методическая разработка урока окружающего мира "Мы - граждане России"
Материал урока представлен в форме игры путешествия по "Королевству права и порядка", в ходе которого учащиеся знакомятся с осно...
Урок по окружающему миру «Мы - граждане России» в 1 классе.
Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Мы - граждане России". УМК "Школа 21 века"...
Конспект урока по окружающему миру: «Мы – граждане России», 4 класс, УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя:формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и правительстве РФ. ...
урок окружающего мира "Мы - граждане России" 2 класс программа Школа XXI века
урок окружающего мира, конспект и анализ урока по ФГОС...
Конспект окружающего мира «Мы- граждане России» ( 4 класс УМК "Школа России")
Тема урока «Мы- граждане России» Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: сформировать у учащихся представление о России, научиться приводить примеры синонимов к слову &laqu...
Технологическая карта урока окружающего мира «МЫ – ГРАЖДАНЕ РОССИИ» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРАЖАЮЩЕГО МИРА Дата:06.05.2022 г....