Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Матвеева Светлана Александровна

Данное календарно-тематическое планирование можно использовать при планировании уроков по окружающему миру в 1-ом классе по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ «Центр образования»

пос.Варламово

Рассмотрено

 на заседании  МО учителей начальных классов

Протокол №

Руководитель  МО                 А.Ю.Кеваева

Утверждено

Директор школы:           Т.П.Кавелина

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
  2. по окружающему миру  (автор А.А. Плешаков) 

УМК «Школа России»

Программа разработана на основе примерных программ

по окружающему миру Федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования,

программы курса «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков)

(УМК «Школа России»)

             Класс: 1

                           Авторы программы:

Матвеева С.А.     учитель начальных классов

                                                             

2013 год

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования в соответствии с Примерными программами по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Окружающий мир» А.А. Плешакова. Москва, Просвещение, 2010 г.   УМК «Школа России».

     Учебно-методический комплекс: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса. – М., Просвещение, 2011 г. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – М., Просвещение, 2011 г.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. 

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Тематическое планирование (66 ч.)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Человек и природа (27 ч. + 8 ч. рез.)

Времена года (1 ч.)

Времена года, их особенности (на основе наблюдений).

Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).

Времена года. Летняя и осенняя раскраска листьев.  Когда наступит лето.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

Составлять рассказы о природе по иллюстрациям учебника и наблюдениям.

Природа вокруг нас (12 ч.)

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Твердые тела, жидкости. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.

Полезные ископаемые, их значение,  бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера)

Водоемы, их разнообразие (река, море); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели. Представление о далёком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого.

Что можно увидеть на небе днём и ночью. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Солнце, его форма. Луна – естественный спутник Земли. Луна и звёзды. Почему на Луне не живут люди. Форма и размер звёзд. Созвездие Большой медведицы. Созвездие Льва.

Планета Земля, её форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Холодные и жаркие районы Земли. Где живут белые медведи. Где живут слоны.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Облака, их состав. Красота и причудливость облаков.

Экскурсия: Что у нас над головой?

Практическая работа: Знакомство с глобусом.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, цвет, размер) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Экскурсия: Что у нас под ногами.

Река и море. Куда текут реки. Пресная и солёная вода.

Изучение свойств снега и льда. Откуда берётся снег и лёд.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо.

Практическая работа: Изучение свойств снега и льда.

Различать природные объекты и изделия  (искусственные предметы),  характеризовать  их  отличительные свойства.

Наблюдать   объекты   и   явления природы (на краеведческом материале),  характеризовать их особенности.

Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

Наблюдать   объекты   и   явления природы (на краеведческом материале),  характеризовать их особенности.

Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.

Называть цвета радуги.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

Характеризовать  свойства изученных полезных ископаемых.

Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Сравнивать   и   различать   разные  берега реки.

Определять направление течения реки.

Анализировать примеры использования человеком богатств  природы.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды.

Природа неживая и живая (13 ч.)

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Что растёт на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений  и цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Что общего у разных растений.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками животных и условиями, необходимыми для жизни живых организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошка, собака). Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Экскурсии:

Знакомство с растениями цветника.  

Что такое зоопарк.

Практические работы:

Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с листьями деревьев ближайшего окружения.

Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели.

Отработка простейших приёмов ухода за комнатными растениями.

Что общего у различных растений.

 Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Наблюдать   объекты   и   явления природы (на краеведческом материале),  характеризовать их особенности.

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности   растений,  животных (на примере своей местности).

 Группировать (классифицировать) объекты природы по видовым  признакам.

Сравнивать и различать  растения, животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности).

Определять части  растения.

Характеризовать   условия,   необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа).

Описывать внешний вид, характерные особенности  представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Характеризовать условия,  необходимые для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Извлекать  (по  заданию  учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

Человек — часть природы (5 ч.)

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.

Откуда в наш дом приходит электричество. Роль электричества в быту. Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит. Канализация и очистные сооружения. Как сделать Землю чище.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Тело человека (3 ч.)

 Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Разнообразие фруктов и овощей. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.  Как беречь уши.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Наша страна на карте и глобусе (1 ч.)

Россия на глобусе. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь.

Изображение нашей страны на глобусе.

Находить на глобусе изображение нашей страны.

Работать с глобусом: показывать территорию России.

Человек и общество ( 27 ч. + 4 ч. рез.)

Я – школьник (3 ч.)

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. 

Наша школа. Дорога от дома до школы.

Экскурсии: 

Знакомство со школой.

Знакомство с дорогой от дома до школы.

Познакомиться с учителем  и одноклассниками.

Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т. п.).

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей.

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.

Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Правила безопасной жизнедеятельности (3 ч.)

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Номера телефонов экстренной помощи. Правила безопасного поведения на дорогах.

Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасного обращения  с вещами, компьютером, домашними животными. Правила безопасного обращения с электричеством.

Номера телефонов экстренной помощи: 01, 02, 03.

Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой).

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества.

Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах,

Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге).

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

Моделировать ситуации, в которых требуется использование  телефонов экстренной помощи.

Значение труда для человека и общества (10 ч.)

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать, кода станешь взрослым.

Как путешествует письмо.

Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания: шоколад, изюм, мёд и т.д. (по усмотрению учителя)

Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Когда появилась одежда.

Когда изобрели велосипед. Устройство велосипеда. Старинные велосипеды.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобиль в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолётов. Устройство самолёта. Самолёты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли. Космические станции.

Готовить рассказы о  профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края.

Раскрывать  возможности средств массовой информации.

Моделировать правила пользования телефоном.

Моделировать   ситуации   вызова экстренной помощи по телефону.

Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация (1 ч.)

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Москва - столица России.

Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, ): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. 

Имена и фамилии членов семьи.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах, выбранных учителем). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном.

Наш город (село) – часть большой страны.

(краеведческий материал даётся детям при изучении практически всех тем курса)

Объяснять основные изображения Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран.

Работать с текстом Государственного гимна России. Прослушивать гимн.

Декламировать (петь) Гимн РФ.

Обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации о родной стране.

Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран).

Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).

Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села).

Называть имена, отчества членов семьи, их профессии.


Календарно – тематическое планирование

 «Окружающий мир»  1 класс

п\п

Тема урока

Тип урока

Кол. часов

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты ( личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Оборудование

Дата

Содержание урока

(Ученик должен знать)

Личностные

УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1. Раздел программы:  Введение (5 ч)

1.

Вводный урок.
«Задавайте вопросы!»

Урок-
экскурсия (1)

Природа как составная часть окружающего мира.

Формирование мотива

Должен научиться основным правилам поведения в окружающей среде. Называть окружающие предметы и их признаки.

Постановка вопросов

Анализ объектов с целью выделения признаков

-Интерактивная доска;

-Документ-камера

2

Что такое Родина?

Комбинированный (1)

Наша страна и её столица. Герб, флаг России. Народы России.

Формирование чувства уважения к своей родине и своему народу.

Знать столицу, флаг, герб своего государства

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Постановка учебной задачи.

-Интерактивная доска;

-Проектор мультимедийный;

-Программно-методический комплекс «Учимся изучать историю»

3.

Что мы знаем о народах России.

Комбинированный ( 1)

Многонациональность России. Национальные праздники, костюмы.  

Формирование чувства уважения к своей родине и своему народу.

Знать народы России. Общее и различие народов России.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Постановка учебной задачи.

-Электронное приложение;

-Программно-методический комплекс «Учимся изучать историю»

4.

Что мы знаем о Москве

Комбинированный(1)

Достопримечательности Москвы, жизнь маленьких москвичей

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Знать главу нашего государства. Государственные органы управления страной

Умение слушать, вступать в диалог.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

-Электронное приложение;

-Программно-методический комплекс «Учимся изучать историю»

5

Проект «Моя малая Родина»

Комбинированный

Находить в семейном фотоархиве соответствующий материал

Формирование чувства уважения к своей родине и своему народу.

Знать народы России. Общее и различие народов России.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Постановка учебной задачи.

-Интерактивная доска;

-Проектор мультимедийный

2. Раздел программы: Что и кто? (16ч)

6

Что у нас над головой? Что у нас под ногами?

Комбинированный

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы

Развитие познавательных интересов.

Научиться различать объекты неживой и живой природы

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. Работа в группах.

Оценка результатов своей работы.

-Электронное приложение

7

Что у нас под ногами?

камней

Комбинированный

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание

Развитие познавательных интересов.

Научиться различать объекты неживой и живой природы, различать гранит, кремень, известняк

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.

Оценка результатов своей работы.

-Интерактивная доска;

-Документ-камера;

8

Что общего у разных растений?

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях

Формирование чувства прекрасного, доброжелательности.

Узнать о роли растений в природе и жизни людей. Находить общие части разных растений.

Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

-Электронное приложение;

-Гербарий для начальной школы

9-10.

Что растёт на подоконнике? Что растет на клумбе?

Комбинированный

Растения, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)

Развитие готовности к сотрудничеству.

Научиться различать объекты неживой и живой природы, части растения.

Работа в группах по составлению картинок с изображением  растений.

Волевая саморегуляция, различение растений.

-Электронное приложение;

-Гербарий для начальной школы

11.

Что это за листья?

Комбинированный (1)

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения)

Развитие познавательных интересов.

Уметь находить отличительные признаки с использованием сравнения.

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. Работа в группах по составлению узоров и фигурок.

Предвосхищение результатов работы.

-Гербарий для начальной школы

12.

Что такое хвоинки?

Экскурсия (1)

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения)

Развитие познавательных интересов.

Уметь находить отличительные признаки с использованием сравнения.

Умение описывать объекты окружающего мира устно.

Составление плана и последовательности действий.

13.

Кто такие насекомые?

Комбинированный (1)

 Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении

(например: перья у птиц, шерсть у

зверей)

Формирование познавательных интересов, чувства прекрасного.

Уметь приводить примеры представителей разных групп животных ( 2-3 представителя), знать среду их обитания, разнообразие животного мира.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов.

Постановка учебной задачи, организация своей учебной деятельности.

-Электронное приложение;

-Проектор мультимедийный;

-Интерактивная доска

14.

Кто такие рыбы?

Комбинированный (1)

15.

Кто такие птицы?

Комбинированный (1)

16.

Кто такие звери? Что такое зоопарк?

Комбинированный (1)

17.

Что окружает нас дома?

Комбинированный (1)

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Оптимальные формы поведения в случае пожара.

Знать правила пожарной безопасности, правила обращения с газом, электричеством, водой.

Умение помогать друг другу в трудную минуту, формирование мотива.

Составление плана и последовательности действий. Волевая саморегуляция.

-Электронное приложение

18.

Что умеет компьютер?

Практичес-кий (1)

Правила безопасной работы на компьютере; основные требования при работе с компьютером, свойства и функции (общие представления и элементарные навыки)

Развитие познавательного интереса

Узнать основные свойства и функции компьютера, их назначение, уметь выполнять элементарные операции на компьютере.

Работа в группах на компьютере.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

-Ноутбук;

-Проектор мультимедийный;

-Интерактивная доска

19.

Что вокруг нас может быть опасным?

Комбинированный (1)

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Оптимальные формы поведения в случае пожара.

Знать правила пожарной безопасности, правила обращения с газом, электричеством, водой. Телефоны экстренной помощи.

Умение помогать друг другу в трудную минуту, формирование мотива.

Составление плана и последовательности действий. Волевая саморегуляция.

-Электронное приложение

20.

На что похожа наша планета?

Комбинированный (1)

Земля - планета, общее представление о форме Земли, глобус как модель Земли

Развитие познавательных интересов.

Знать название нашей планеты, узнать понятие -Солнечная система, планеты Солнечной системы.

Взаимоконтроль.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

-Электронное приложение;

-Учебно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

21

Проверим себя и

 оценим

свои достижения по разделу «Что и кто?»

Комбинированный

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами

Взаимоконтроль.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено

-Электронное приложение

3. Раздел программы: Как, откуда и куда? (12ч)

22

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

Комбинированный

Что объединяет членов семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Развитие познавательных интересов.

Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию

-Интерактивная доска;

-Проектор мультимедийный

23

Куда текут реки?

Комбинированный (1)

Река, использование человеком. Правила обращения с водой

Знать названия больших рек, их значение в жизни человека.

Выполнять изученные правила безопасного поведения.

Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию.

-Электронное приложение

24

Откуда в наши дома приходит вода и куда она уходит?

Комбинированный (1)

Знать свойства воды. Очистительные сооружения.

Составление по парам схему пути воды от реки до реки.

Внесение необходимых  дополнений

-Электронное приложение

25

Откуда в наш дом приходит электричество?

Комбинированный (1)

Основные правила обращения с электричеством

Основные правила обращения с электричеством.

Составление группами электрической цепи.

Внесение необходимых  дополнений. Составление плана и последовательности действий.

-Электронное приложение

26

Как путешествует письмо?

Комбинированный (1)

Способы познания окружающего мира

Развитие готовности к сотрудничеству

Познакомиться с работой почты

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.

Составление плана последовательности действий, оценка результатов работы.

-Электронное приложение

27

Откуда берутся снег и лед? Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?

Практический (1)

Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие. Вода; легко определяемые свойства воды (текучая, не имеет цвета и запаха) Изготовление шоколада, изюма, меда

Формирование чувства прекрасного.

Узнать основные свойства снега и льда ( цвет, прочность). Узнать откуда берутся шоколад, изюм и мед.

Лепка группами снеговиков, снежные крепости, придумывание формы снежинки. Изготовление группами открытки и аппликации обертки.

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

-Электронное приложение

28.

Как живут растения?

Комбинированный (1)

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)

Формирование чувства прекрасного.

Общие условия, необходимые для жизни живых организмов, роль животных в жизни людей

Уход группами за комнатными растениями.

Составление плана и последовательности действий.

-Электронное приложение;

-Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

29

Как живут животные?

Как ухаживать за кошкой и собакой?

Комбинированный (1)

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Бережное отношение к животным

Доброжелательное отношение к животным.

Волевая саморегуляция.

-Электронное приложение;

-Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

30

Как зимой помочь птицам?

Комбинированный (1)

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Бережное отношение человека к птицам, развитие сопереживания.

Уметь различать птиц, знать их название, природные столовые.

Изготовление группами кормушек.

Способность к мобилизации воли.

-Электронное приложение;

-Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

31

Откуда берётся и куда девается мусор?

Комбинированный (1)

Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой, социально оцениваемой деятельности.

Происхождение мусора, понятие «отходы», правильном обращении с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях.

Умение договориться.

-Электронное приложение

32.

Откуда в снежках грязь?

Комбинированный (1)

Способы познания окружающего мира

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.

-Электронное приложение

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

Комбинированный

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами

Взаимоконтроль.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено

-Электронное приложение

4. Раздел программы: Где и когда? (12 ч)

34

Когда учиться интересно?

Комбинированный

Знакомство с целями и задачами раздела.

Развитие познавательных интересов

Обсуждать условия интересной и успешной учёбы

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.

Организация учащимися своей учебной деятельности

-Электронное приложение

35

Проект «Мой класс и моя школа»

Комбинированный

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Доброжелательное отношение к окружающему миру.

Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Умение аргументировать свое предложение, работа по группам

Организация учащимися своей учебной деятельности

-Интерактивная доска;

-Проектор мультимедийный

36

Когда придёт суббота?

Комбинированный (1)

Времена года, их особенности (на основе наблюдений)

Развитие познавательных интересов.

Умение произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Научиться определять времена года, их особенности, устанавливать причинно – следственной связи.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Умение аргументировать свое предложение, работа по группам с календарем.

Организация учащимися своей учебной деятельности.

-Электронное приложение

37

Когда наступит лето?

Комбинированный (1)

38.

Где живут белые медведи?

Комбинированный (1)

Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Умение находить связи между неживой и живой природы. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода. Установление причинно следственных связей, отнесение предмета к группе на основе заданного признака.

Уметь аргументировать свое предложение.

Сличение результатов с заданным эталоном.

-Электронное приложение

39

Где живут слоны?

Комбинированный (1)

40

Где зимуют птицы?

Комбинированный (1)

Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Умение  с помощью вопросов получать необходимые сведения от  партнера по деятельности.

Оценка результатов деятельности.

-Электронное приложение;

-Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»;

-Программно-методический комплекс «Учимся изучать историю»

41

Когда жили динозавры?

Комбинированный (1)

42

Когда появилась одежда?

Комбинированный (1)

Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена

Развитие познавательных интересов.

Установление причинно следственных связей. Отнесение предметов к группе на основе заданного признака.

Взаимоконтроль, взаимопомощь по ходу выполнения заданий.

Навыки контроля                 ( сначала сделай, потом сличи с образцом).

-Электронное приложение;

43

Когда изобрели велосипед?

Комбинированный (1)

Отдых в семье

Устройство велосипед, сравнение велосипедов, определение общих признаков.

Работа в парах по сбору модели велосипеда, сотрудничество.

Взаимоконтроль и взаимопомощь

-Электронное приложение;

44-45

Когда ты станешь взрослым? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа

Комбинированный (2)

Труд в семье, на производстве

Формирование чувства уважения к людям разных профессий. Ознакомление с миром профессий.

Поиск необходимой информации (профессии родителей). Сравнение двух картинок. Отнесение групп

предметов по общим признакам.

Постановка учебной задачи: «Кем ты хочешь стать?» «Почему именно эту профессию ты хочешь выбрать?»

-Электронное приложение;

-Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

5. Раздел программы: Почему и зачем? (21ч)

46

Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?

Комбинированный (1)

Земля - планета, общее представление о форме

Общее представление о форме Земли, Луны. Установление причинно следственных связей.

Умение использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете.

-Электронное приложение;

-Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»;

-Программно-методический комплекс «Учимся изучать историю»

47

Почему Луна бывает разной?

Комбинированный (1)

Земли. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

48

Почему идёт дождь и дует ветер?

Комбинированный (1)

Способы познания окружающего мира

Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно следственных связей. Работа с текстом.

Работать в парах при разгадывании кроссвордов, умение находить общее решение.

Мобилизация сил.

-Электронное приложение;

-Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»;

-Программно-методический комплекс «Учимся изучать историю»

49

Почему звенит звонок?

Комбинированный (1)

Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты

Формирование чувства прекрасного.

Установление причинно следственных связей, установление аналогии.

Умение слышать и слушать. Работа в группах по составлению радуги.

Сличение с заданным эталоном.

-Электронное приложение

50

Почему радуга разноцветная?

Комбинированный (1)

Способы познания окружающего мира

51-52

Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы»

Комбинированный (2)

Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты

Ознакомление с растительным и животным миром.

Названия 2-3 растений и животных. Определять общие признаки.

Составление плана и последовательности действий.

-Электронное приложение

53

Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Комбинированный (1)

Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах)

Доброжелательное отношение к окружающему миру.

Правила поведения в природе. Установление причинно следственных связей.

Оценка своего и чужого поведения.

Взаимоконтроль и взаимопомощь

-Электронное приложение

54

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

Комбинированный (1)

55

Зачем мы спим ночью?

Комбинированный (1)

Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня

Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование адекватной позитивной самооценки.

Поиск и выделение нужной информации. Отнесение предмета к группе на основе заданного признака. Правила сохранения и укрепления здоровья.

Групповая работа. Деление на части овощи, фрукты.

Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий

-Электронное приложение

56

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Практический (1)

57

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Комбинированный (1)

58

Зачем нам телефон и телевизор?

Комбинированный

Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет

Формирование самооценки. Ознакомление с техникой.  

Различать средства связи и средства массовой информации. Объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов

Умение использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о средствах связи

Взаимоконтроль и взаимопомощь

-Электронное приложение

59

Зачем нужны автомобили?

Комбинированный (1)

Способ познания окружающего мира: наблюдение

Познакомиться со строением корабля, с разновидностями корабля, со спасательными средствами. Сравнение, определение общих признаков.

Волевая саморегуляция.

-Электронное приложение

60

Зачем нужны поезда?

Комбинированный (1)

Способ познания окружающего мира: наблюдение

Формирование самооценки. Ознакомление с техникой.  Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

Познакомиться с устройством автомобиля, самолета, поезда. Поиск дополнительной информации.

Взаимопомощь.

Планирование работы.

61

Зачем строят корабли?

Комбинированный (1)

62

Зачем строят самолеты?

Комбинированный (1)

-Электронное приложение;

-Интерактивная доска;

-Проектор мультимедийный;

63

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Комбинированный (1)

64

Зачем люди осваивают космос?

Комбинированный (1)

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Комбинированный (1)

Зависимость жизни человека от природы и ее состояния

Формирование чувства прекрасного.

Познакомить с термином экология, научить составлять цепи питания. Зависимость жизни человека от природы и ее состояния

Уметь выполнять правила поведения в природе, охранять ее.

Предвосхищение результатов и уровня усвоения.

-Электронное приложение

6. Раздел программы: Заключение (1 ч)

66

Как мы находили ответы на свои вопросы?

Экскурсия (1)

Источники информации об окружающем мире

Формирование чувства прекрасного.

Распознавание объектов, выделение существенных признаков, их синтез.

Использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-Интерактивная доска;

-Проектор мультимедийный

Виды контроля и диагностики

Тема

Тематический

Промежуточный

Комплексный

Предметный

Стандартизи-рованный

Нестандартизиро-ванный

Итоговый

Включение в состав портфолио

Дата проведения

Стартовая диагностика

+

+

+

Введение

+

+

+

+

Кто и что?

+

+

+

Как, откуда и куда?

+

+

Почему и зачем?

+

+

+

Итоговая диагностика

+

+

+

Методическое и материально-техническое обеспечение программы

1.Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочие программы .1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение,2011.- 223с. – (Серия «Школа России»).

2. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. -М. : Просвещение, 1989.-160с.

 3.Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А.М. Матюшкина.-М.: Просвещение, 1991.-160с.

4.Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей: учеб. пособие.- /Л.Ю. Субботина. -Ярославль.: Академия развития, 1996.-240с.

5.Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. – М.:Вако.- 2005.-319с.

6. Шмелева Н.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении школьников предмету «Окружающий мир».// Начальная школа – 2010.-№3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...