Урок окружающего мира по программе "Планета знаний" Смена дня и ночи.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок разработан с применением методик преподавания 1 ученик 1 компьютер, сингапурских методик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzh._mira.docx43.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Почему на Земле день сменяется ночью?

Цели:

Объяснить ребятам связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, а также помочь им разобраться с последовательностью событий в течение суток.

Основные задачи урока:

  • Обобщить знания о назначении солнца, о земле.
  • Проводить групповые наблюдения за явлениями природы..
  • Наблюдать за изменениями Земли.
  • Формировать представления о глобусе как модели Земли, о причинах смены дня и ночи
  • Продолжить формирование умений моделировать предметы и явления, обобщать информацию и делать выводы.
  • Развивать рационально-логическое, наглядно-образное мышление и воображение учащихся.
  • Учить работать в микрогруппах, создавая ситуацию успешности.

Личностные результаты: научатся уважительному отношению к иному мнению.

Метапредметные результаты:

Познавательные - обучающиеся научатся работать с двумя источниками информации , расширят свой кругозор и обогатят словарный запас.

Регулятивные - учащиеся научатся работать по алгоритму; смогут сравнивать и оценивать свою работу.

Коммуникативные – научатся высказывать свою точку зрения, работать в группе и паре.

Предметные результаты: научатся объяснять и демонстрировать движение Земли вокруг своей оси и его связь между сменой дня и ночи.

Оборудование: глобусы, карточки с заданиями, фонарики, презентация, учебник Г.Г Ивченкова.«Окружающий мир» 2 класс, персональные нэтбуки, интерактивная доска.

Ход урока

  1. Организационный момент. (0,5 мин)

Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно над собой работать, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

  Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в правильности этого высказывания.

 (слайд 2)

    2. Введение в тему.(1 мин)   

-Отгадайте загадку и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить. (2 мин)

Друг за дружкой чередой

Мирно ходит брат с сестрой.

Братец будит весь народ.

А сестра - наоборот,

Спать немедленно зовёт.

(День и ночь)

- Ребята, чем отличается день от ночи?

(днем светит солнце, поют птицы, а ночью на небе луна, звезды, природа замирает)

-Почему днем светло? (на небе светит солнце)

-Почему ночью темно? (на небе нет солнца)

3. Актуализация знаний

Сейчас я предлагаю вам выполнить задание: (5 мин)

С помощью программы Classroom Management отправляю файл

Участники под номерами 1,3 – подчеркивают явления, которые происходят днем

Участники под номерами 2,4 – подчеркивают явления, которые происходят ночью

 

  Карточка на столах (выделяем явления днем красным цветом, ночью синим цветом)

  • поют птицы
  • вылетают совы и летучие мыши
  • закрываются цветы, складываются листья
  • летают яркие бабочки
  • летаю мотыльки и ночные бабочки
  • распускаются цветы

Проверка с доски по слайду 3,4

4. Работа в группах.(4 мин)

- Вы получили на свои нетбуки картины одного маленького художника. Рассмотрите их.

(Через программу Classroom Management отправляю слайд ученикам)

- Что необычного вы заметили на этих картинах?

- Какие ошибки художника вы заметили? (слайд 5)

Используя сингапурскую обучающую структуру ТАЙМД-РАУНД-РОБИН (каждый ученик в команде проговаривает ответ по кругу в течение 2 минут)

Учитель проводит опрос после обсуждения по группам.

-Что вы необычного увидели группа 3 или 6? (дети высказываются по кругу)

(не бывают звёзды и солнце одновременно, ласточки ночью спят, летучие мыши не летают днём)

5. Постановка проблемной ситуации. (5 мин)

Учитель:

-Посмотрите слайд на доске. (слайд 6)

-Какое время суток на ней изображено?

-Чем заняты папа с сыном?

 (Поздний вечер, близится ночь, по телевизору папа с сыном смотрят прямую  трансляцию футбольного матча).

-Прочитайте реплику девочки.

-Что же получается, в одно и то же время у нас в России ночь, а в Америке день?

- Почему так происходит?

(Дети в группах обсуждают и высказывают свои предположения используя сингапурскую структуру ФИНК -РАЙТ – РАУНД – РОБИН (подумай-запиши-обсуди))

-В течение 10 секунд думаете в тишине, затем записываете мысли, после обсуждаете группой.

(Затем учитель выслушивает несколько команд.(один от команды делает свои предположения) По ходу урока мы выясним кто же из вас был прав.

 6.Сообщение темы урока

- Какова же тема нашего урока? (Смена дня и ночи)

 7. Изучение нового.

    1. Уточнение знаний учащихся о Земле и о Солнце. (3 мин)

- Что вы знаете о предметах, которые являются отгадками к этим двум загадкам?

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце и зовут тебя все … (Солнце).

- Что такое солнце?

(Солнце – ближайшая к Земле звезда. Солнце – огромный раскаленный шар. Оно кажется нам маленьким кружочком на небе, потому что находится очень далеко от земли).

- Следующая загадка.

Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.

Знают все и млад, и стар, что она большущий шар. (Земля).

Что вы знаете о Земле?

(Земля – планета, на которой есть жизнь. Земля имеет форму шара. Земля освещается Солнцем. И т.д.).

Сингапурская образовательная структура МИКС-ФРИЗ-ГРУПП. Под музыку дети танцуют вокруг своих столов, как музыка закончится отвечают на вопросы учителя:

  • Какая по счету планета Земля в солнечной системе? (дети становятся в нужное количество)
  • Сколько планет в солнечной системе?
  • Сколько спутников у Земли?

    2.Поиск ответа на вопрос “Почему на Земле день сменяется ночью?

  • - Помните на  прошлых уроках мы говорили об оси вращения Земли?
    - Покажите на глобусе ось вращения.
  • - Посмотрите на глобус. Сейчас вы видите ту половину, которая обращена к тебе.  

Если вы хотите рассмотреть глобус со всех сторон? Медленно повернём его вокруг оси.

  • -Вот так же “смотрит” и Солнце на вращающуюся вокруг своей оси Землю. Но только ось эта – воображаемая.
  • -Земля вращается. Обращенная к солнцу сторона Земли освещена – здесь день. В это время другая сторона Земли повернута от Солнца и не освещена. Там ночь.
  • -Земля продолжает вращаться. На смену ночи приходит день.
  • -А сейчас давайте посмотрим на модели, как это происходит. (Учитель демонстрирует вращение земли вокруг своей оси с использованием ТЕЛЛУРИЯ)
  • -Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа. Это время называют земными сутками. В народе говорят: “день и ночь – сутки прочь”.

8. Закрепление нового материала.

Предлагаю детям выполнить тест по новой теме.

(Через программу Classroom Management отправляю тест ученикам ученикам.)

Какие небесные тела излучают собственный свет? 

  •  Земля
  •  Луна
  •  Солнце
  •  Полярная Звезда

Что освещает солнце, когда у нас ночь? *Выберите один из вариантов 

  • Противоположную  сторону
  • Северный полюс
  • Наш город

Вокруг какой оси вращается Земля? *Выбери один из вариантов

  •  настоящей
  •  воображаемой
  •  металлической

Сколько раз наша планета Земля обернётся вокруг своей оси с понедельника до воскресенья? *Выбери один из вариантов

  •  6 раз
  •  7 раз
  •  1 раз

Тест проверяется  при помощи диаграммы на доске.

9. Рефлексия.

- Ребята, какой вывод мы можем сделать? От чего зависит смена дня и ночи?

ВЫВОД : смена дня и ночи зависит от вращения земли вокруг своей оси.

10. Итог урока

Вы действительно талантливые дети и  все хорошо и много умеете и знаете, Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Смена дня и ночи" 2 класс

Окружающий мир, 2 класс. Образовательная система "Школа 2010". Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. В ходе урока используются инновационные технологии, ИКТ....

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Зачем мы спим ночью"

Урок содержит интересный и познавательный материал о сне....

"Почему солнце светит днём, а луна ночью." урок окружающего мира 1 класс

"Почему солнце светит днём, а луна ночью." урок окружающего мира 1 класс...

урок окружающего мира по теме: Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью

Тип урока: Усвоение новых знаний.Цели: формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях;развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деяте...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Смена дня и ночи»

Форма театрализованного урока-заочное путешествие в космос (арт-технология)...

Конспект урока окружающего мира по тема: «Зачем мы спим ночью»

В данном материале предоставлен конспект урока окружающего мира по тема: «Зачем мы спим ночью»...

Урок окружающего мира 1 класс "Зачем мы спим ночью"

Предмет: Окружающий мир. УМК «Школа России»Класс: 1Тема: «Зачем мы спим ночью?»Цель: изучить значение сна в жизни человекаЗадачи:познакомить детей с правилами подготовки ко сну...