Конспект урока окружающего мира по тема: «Зачем мы спим ночью»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

В данном материале предоставлен конспект урока окружающего мира по тема: «Зачем мы спим ночью»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока окружающего мира28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Лукашовой Юлии Андреевны

Тема: «Зачем мы спим ночью»

2021

Тема: «Зачем мы спим ночью»

Цели: создать условия для выявления сна в жизни человека; вспомнить правила подготовки ко сну; познакомить с особенностями сна животных, с трудом людей, занятых ночью.

Планируемые результаты:

Предметные: осознают необходимость соблюдение определенных правил подготовки ко сну.

Метапредметные:

регулятивные: учащиеся научатся определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника.

познавательные : находить ответы на вопросы, используя учебник и жизненный опыт; делать выводы в результате совместной работы в классе

коммуникативные: слушать, слышать и понимать речь партнёра; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;  правильно выражать свои мысли; 
 

Личностные: выражать свою жизненную позицию в отношении окружающего мира; ориентироваться в нравственных нормах и правилах;

Материальное обеспечение: учебник «Окружающий мир»,  презентация, сигнальные карточки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Самоопределение к деятельности

- Ребята, у нас сегодня с вами необычный урок . Чтобы настроение было хорошее, улыбнитесь друг другу, вспомним наш девиз: «Мы ребята 1 класс все получится у нас». Мы совершим путешествие в удивительную страну. Как эта страна называется мы узнаем чуть позже. Для того, чтобы попасть в эту страну, нужно пройти испытания, быть активными, внимательными, организованными, уметь выполнять задания. Ну что отправимся в путешествие?

Приветствуют учителя

II. Актуализация знаний

- Проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу. Я читаю предложения. Если вы согласны с тем, что вести себя нужно именно так, покажите сигнальную карточку зеленого цвета, если не согласны-крысного.

  • Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист не рвите зря.
  • В лесу можно играть: листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много-ещё вырастет.
  • Наконец-то мы в лесу! Можно покричать, пошуметь, поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей в лесу нет.
  • Старайтесь не шуметь в лесу, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  • Пучеглазую лягушку, ползучего усатого жука, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
  • Звери всякие нужны, звери всякие важны. Каждый из них в природе делает своё дело. Не пугайте животных!
  • Пришёл на луг – нарви большой букет цветов.
  • Не ловите бабочек, они так нужны цветам!

Показывают сигнальные карточки, работают в тестовой тетради

III. Постановка проблемной

учебной задачи

-Сегодня на уроке мы с вами обсудим, на мой взгляд, очень интересную и важную тему.  Я вам предлагаю самостоятельно определить название темы, но дам вам небольшую подсказку.

- Ребята, на доске вы видите картинки. Кто на них изображен?

-Поделитесь мнением друг с другом, а затем обсудим все вместе. Что объединяет то, что нарисовано на картинках?

- Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)

- Ребята, а знаете ли вы что–нибудь о сне?

- А хотелось бы узнать о снах ещё что-то или уточнить?

- Итак, сформулируем тему урока. А поможет нам в этом учебник, откроем его на стр. 52

- Прочитайте тему урока «Зачем мы спим ночью?» 

- Что мы сегодня узнаем и чего научимся? Ответить на этот вопрос нам поможет Муравьишка.

-Ребята, а может кто-нибудь попытается ответить на вопрос «Зачем мы спи ночью?». В конце урока мы узнаем, кто был прав.

- Кто догадается, как будет называться страна, по которой мы путешествуем? (Страна сна)

Узнайте, когда мы можем побывать в этой стране, прослушав стихотворение.

В чудной стране.

В одной стране, В чудной стране, Где не бывать тебе и мне, Ботинок черным язычком с утра лакает молочко. И целый день в окошко Глазком глядит картошка. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает, А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку, В одной стране, Чудной стране… Ты почему не веришь мне?

- Ребята, когда мы можем увидеть все это? (Во сне)

Беседуют с учителем.

IV. Открытие новых знаний

1) Работа с учебником

- Вспомните, хорошо ли вы спали сегодняшней ночью. Кто выспался? А кто не выспался? Почему?

- Даже по внешнему виду человека можно определить, выспался он или нет.

- Есть правила подготовки ко сну, и если их соблюдать, сон будет крепким, а утром легко вставать. Давайте разберемся, что это за правила: посмотрите на рисунок на с. 52.

- Что случилось с мальчиком на уроке?
- Почему он заснул на уроке?
- О чем он мечтает во сне? Почему мальчик мог не выспаться?
- Какой можем извлечь из этой ситуации урок?
– Почему надо ложиться спать вовремя?

- Давайте разберемся, что происходит с человеком за день. (Он работает, двигается, устает)

- Зачем он ложится спать? (Чтобы отдохнуть и набраться сил)

- А теперь послушайте отрывок из стихотворения Владимира Лифшица «Про Васю и Настю»

Чтоб сонного Василия заставить утром встать,

Громадные усилия затрачивает мать.

Он из боязни сквозняков, закрыв окошко плотно,

Меж двух больших пуховиков весь день проспит охотно.

У Настеньки, у Настеньки всю ночь окошки настежь.

Ее румянец ярок, глубок и сладок сон.

Ночное небо в звездах, ночной прохладен воздух

И в Настенькину комнату заглядывает клен.

Здесь нет перины ни одной, нет одеял на вате,

Лежит матрац волосяной у Насти на кровати.

Ей снятся сны хорошие до самого рассвета

Принцессе на горошине и не мечтать про это.

Разбудит солнце Настеньку, она с постели вскочит,

И делает гимнастику, и весело хохочет!

Водою обливается и зубы чистит пастой.

 Ей солнце улыбается, и клен ей шепчет: «Здравствуй»

- Как начинается новый день для Василия?

-А как утром встает Настя?

-Как вы думаете, почему так по-разному встают дети?

- Есть такие правила подготовки ко сну, и если их соблюдать, то сон будет крепким, а утром легко встанешь.

2) Работа в группах

- Давайте разберемся, что можно делать перед сном, а чего не следует.  Я предлагаю вам ответить на такие вопросы по рисункам данным на с.52
-  Как правильно подготовиться ко сну? 
- Ученики 1 ряда составляют инструкцию «Перед сном нельзя…», ученики 2 ряда составляют инструкцию « Перед сном можно…», а ученики 3 ряда составляют инструкцию « Перед сном необходимо…» Запишите правила на листах, которые лежат у вас на столах.

- Например перед сном нельзя кушать жирную еду, можно послушать спокойную музыку, необходимо купаться и надевать пижаму.

- Для чего мы с вами составили данные правила подготовки ко сну? Что из перечисленного вы уже используете в своей жизни?

- Кто должен помнить об этих правилах перед сном: родители или вы?        

- Какой мы можем сделать вывод?

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. Пять и шесть – за парты тихо сесть.

Отвечают на вопросы учителя.

- Он заснул.

- Он не выспался.

- Спать надо ложиться вовремя.

- Если не выспишься, не сможешь хорошо работать на уроках, будешь невнимательным, раздражительным, плаксивым, будет плохое настроение.

- Перед сном нужно почистить зубы, проветрить комнату. Можно почитать книжку. Нельзя играть в шумные игры, драться, смотреть страшные фильмы.

V. Первичное закрепление

-А все ли люди спят ночью?

-Почему не все могут спать ночью?

-Рассмотрите картинки в учебнике на с.53. Людям каких профессий не приходится ночью спать? (Милиционер, врач, пекарь, пожарный.) Пекарни работают круглосуточно. Уже в 8 часов утра мы можем прийти в булочную и купить свежий хлеб. Его испекли ночью. А как он попал в магазин?

Телефоны 01,  02,  03 могут быть набраны в любое время суток, поэтому врачи, милиционеры и пожарные дежурят по специальному графику круглосуточно. Значит, многие водители тоже работают ночью. Круглосуточно из аэропортов вылетают самолеты, а с вокзалов уходят поезда дальнего следования. Люди привыкают к своему рабочему графику. Но после работы они обязательно отдыхают.

-А может быть вы продолжите этот список?

-Значит, люди этих профессий совсем не спят?

-Да, конечно, они спят, но только днём. Обойтись совсем без сна человек не может. После активно проведенного дня устают не только мышцы, но и многие важные органы: сердце, легкие, печень. Особенно нужен отдых мозгу. Поэтому спать нужно обязательно.

- Ребята, а спят ли животные?  

 Только ли люди должны спать?

- Где спят животные? Послушайте стихотворение.

Где спит рыбка. Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведет к норе, След собачий – к конуре. Белкин след ведет к дуплу, Мышкин – к дырочке в полу. Жаль, что в речке, на воде, Нет следов твоих нигде.

- Животные тоже спят в своих жилищах. Где спит лисица? (В норе.) - А где спит белка? (В дупле.) - А мышка? (В норке.)

 - А кто видел, как спят ваши домашние питомцы?

- Все ли животные спят ночью?    

 -Почему же некоторые животные не спят ночью? (они добывают пищу)           

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе

VI. Включение нового знания в

систему

- А теперь откройте рабочую тетрадь на с. 35 и обратите внимание на задание 2. Вам нужно пронумеровать рисунки в соответствии с подписями. Я буду читать вам загадки, отгадав которые  вы узнаете, какие животные ночью не спят. Отгаданное животное вы отмечаете у себя в тетради.

                   Всю ночь летает,

                   Мышей добывает.

                   А станет светло,

                   Спать летит в окно. (Сова.)

- У совы очень хорошее зрение в ночное время. Летает она бесшумно. Сова не строит гнезд, а может устроить гнездо в дупле, В ямке на земле или на камнях, где и отдыхает ночью.

         

    Днем спит,

    Вниз головой висит,

    Ночью летает,

    Пищу на лету добывает.  (Летучая мышь)

- Как только стемнеет летучие мыши вылетают на охоту за ночными насекомыми -мотыльками, жуками, комарами. Зрение у них плохое, но очень тонкий слух. Они улавливают звуки, которые не слышат люди. Это ультразвук. Днем спят на чердаках и деревьях вниз головой.

Я живу под землей в темной норке.

Шубка серая, крошечный рост,

Глазки, черные бусинки, зорки,

И веревочкой тоненький хвост. (Мышь)

- Лесная мышь - маленький грызун, размером не более 10 см. Питается семенами растений, корнями, корневищами, насекомыми.

То погаснет,

То зажжется

 Ночью в роще огонек.

 Угадай, как он зовется?

 Ну, конечно…(Светлячок) 

- Светлячки похожи на червячков. Яркие огоньки на земле-это самки светлячков. Небольшие ночные жуки, которые имеют специальные органы свечения на задних сегментах брюшка. Считается, что с помощью свечения светлячки общаются.

По ночам порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Ночная бабочка)

- Ночные бабочки почти не отличаются от дневных, разве только расцветка их менее яркая. Днем они сидят на стволах деревьев и практически не заметны. А ночью ночные бабочки летают и питаются нектаром растений.

Выполняют задания в рабочей тетради.

VII. Итог урока

- Вам понравилось наше путешествие по стране сна?

- Ребята, давайте вернемся к вопросу  «Зачем мы спи ночью?» и выясним, кто из ребят был прав. Для этого прочитаем слова Мудрой Черепахи в учебнике на стр.53

- Как нужно готовиться ко сну?

- Ребята, я надеюсь, что теперь, когда вы знаете, какие правила нужно соблюдать при подготовке ко сну, в школу вы будете приходить всегда хорошо выспавшимися, бодрыми и свежими.

Подводят итог урока совместно с учителем. Отвечают на вопросы учителя.

VIII. Рефлексия

Закончен урок и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

Выставление оценок.

Слушают стихотворение

IX. Домашнее задание

-Раб. Тетрадь с. 35 №1

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме: "Зачем летают в космос"

Урок с использованием мультимедийной презентации. Презентация состоит из 12 слайдов. Все слайды переключаются по щелчку. На  слайдах4 и 6 – звук встроен. Переходы осуществляются по управляю...

Конспект урока окружающего мира 1 класс "Зачем строят корабли"

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Зачем строят корабли"?

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Зачем строят корабли?" по учебнику А.А. Плешакова. Презентация включает в себя актуализацию знаний по предыдущей теме "Зачем нужны поезд...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зачем люди осваивают космос?"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зачем люди осваивают космос?"...

Урок окружающего мира 1 класс "Зачем мы спим ночью"

Предмет: Окружающий мир. УМК «Школа России»Класс: 1Тема: «Зачем мы спим ночью?»Цель: изучить значение сна в жизни человекаЗадачи:познакомить детей с правилами подготовки ко сну...

Открытый урок окружающего мира по теме "Зачем люди трудятся?"

Конспект открытого урока, 2 класс.Тема: Зачем люди трудятся?...