Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Пояснительная записка. Развернутое тематическое планирование. Материально - техническое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФГОС "Школа России" | 244.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру по УМК «Школа России» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования по окружающему миру, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру, программы формирования универсальных учебных действий с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в себе в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей- умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно- нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно- ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально – научному и эмоционально- ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно- научных и социально- гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены содержательными блоками:
- Человек и природа;
- Человек и общество;
- Правила безопасной жизни.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека. Один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающему миру.
Место учебного предмета в учебном плане Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ рабочая программа рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю в 1 классе, 33 учебные недели и на 68 часов в год, 2 часа в неделю, 34 учебные недели во 2, 3, 4 классах.
Для реализации программного содержания используются :
А.А.Плешаков . « Мир вокруг нас» учебник
А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику
А.А Плешаков. Тетрадь «Проверим себя»
Методические рекомендации к учебнику
Результаты изучения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы; - осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни; - осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; - уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; - расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; - способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме; - установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются: - способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.); - способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются: - усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); - сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин; - умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм; - владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума; овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни; - понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России; - понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материк и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Человек и общество Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3 — 4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей -нравственный долг каждого человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | фактич | |||||
I четверть – 18 ч | ||||||
Введение (3 часа) | ||||||
1 | Вводный урок «Задавайте вопросы!» | Комбини-рованный | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Называть окружающие предметы и их признаки. Различать предметы и выделять их признаки Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Моделировать ситуации по сохранению своей жизни и здоровья. Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками. Различать нормы допустимого и недопустимого поведения. | 1ч | ||
2 | Экскурсия «Что такое наша школа?», «Дорога от дома до школы». | Урок-экскурсия | 1ч | |||
3 | Экскурсия «Природа вокруг нас», «Родной поселок». | Урок-экскурсия | 1ч | |||
Что и кто? (19 часов) | ||||||
4 | Что такое Родина? | Комбини-рованный | Знать название родной страны, родного города. Познакомиться с народами России. Познакомиться с достопримечательностями города. Уметь проектировать свои действия, основываясь на знаниях. Различать (узнавать) изученные объекты живой и неживой природы, части растения; использовать приобретенные знания для ухода за растениями. Наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Приводить примеры хвойных растений, выделять их отличия. Проводить несложные наблюдения и практические работы. Использовать полученные элементарные сведения для объяснения некоторых происходящих в природе процессов. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Приводить примеры представителей разных групп животных (2-3 представителя из изученных). Описывать внешний вид насекомых. Приводить примеры представителей разных групп животных (2-3 представителя из изученных), описывать внешний вид рыб. С помощью учителя характеризовать способы питания, размножения. Приводить примеры, описывать внешний вид птиц, характеризовать с помощью учителя способы питания, размножения птиц. Называть предметы домашнего обихода, определять их значение в жизни человек. Приводить примеры, описывать внешний вид зверей. Характеризовать способы питания, размножения. Сравнивать повадки домашних и диких животных. Рассказывать учащимся о роли животных в природе и в жизни людей. Наблюдать за поведением животных в зоопарке, обсуждать совместно с учителем. | 1ч | ||
5 | Что мы знаем о народах России? | Комбини-рованный | 1ч | |||
6 | Что мы знаем о Москве? | Комбини-рованный | 1ч | |||
7 | Проект «Моя малая родина». | Презен-тация | 1ч | |||
8 | Что у нас над головой? | Комбини-рованный | 1ч | |||
9 | Что у нас под ногами? Экскурсия. | Урок-экскурсия | 1ч | |||
10 | Что общего у разных растений? | Комбини-рованный | 1ч | |||
11 | Что растет на подоконнике? | Комбини-рованный | 1ч | |||
12 | Что растет на клумбе? Практическая работа. | Практи-ческий | 1ч | |||
13 | Что это за листья? Практическая работа. | Практи-ческий | 1ч | |||
14 | Что такое хвоинки? Экскурсия. | Урок-экскурсия | 1ч | |||
15 | Кто такие насекомые? | Комбини-рованный | 1ч | |||
16 | Кто такие рыбы? | Комбини-рованный | 1ч | |||
17 | Кто такие птицы? | Комбини-рованный | 1ч | |||
18 | Кто такие звери? Что такое зоопарк? | Комбини-рованный | 1ч | |||
II четверть – 14 ч | ||||||
1 | Что окружает нас дома? | Комбини-рованный | Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Моделировать ситуации, при которых необходимо вызывать пожарных, электрика и т.д. Изучать, соблюдать правила безопасной работы на компьютере. Выполнять элементарные операции на компьютере под руководством учителя. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Моделировать ситуации, при которых необходимо вызывать пожарных, электрика, службу газа. Знакомиться с планетой, на которой мы живём – Земля, понимать отличия звёзд и планет, находить необходимую информацию ( по заданию учителя ) в учебниках, дополнительных источниках о планетах Солнечной системы. Характеризовать глобус как модель Земли. | 1ч | ||
2 | Что умеет компьютер? | Практи-ческий | 1ч | |||
3 | Что вокруг нас может быть опасным? | Комбини-рованный | 1ч | |||
4 | На что похожа наша планета? Проверочная работа «Что и кто?» | Проверка знаний | 1ч | |||
Как, откуда и куда? (13 часов) | ||||||
5 | Как живет семья? | Комбини-рованный | Объяснять основные правила отношений в семье. Давать оценку основным событиям. Уметь проектировать свои действия, основываясь на знаниях. Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды: текуча, не имеет цвета и запаха, принимает форму любого сосуда. Понимать огромное значение воды в жизни человека. Выполнять изученные правила поведения на воде. Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности. Объяснять основные правила обращения с электричеством. Познакомить детей с тем, что энергия – источник движения, её роль в природе и жизни человека огромна. Участвовать в экскурсии на почту с целью ознакомления с трудом почтальона. Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Моделировать ситуации, при которых необходимы средства связи. Наблюдать объекты природы: реки, водоемы. Различать природные объекты и изделия, характеризовать свойства воды. Выполнять правила безопасного поведения на воде. Характеризовать признаки времён года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии « Времена года», анализировать. Обсуждать, почему появляется снег, откуда берётся лёд?. Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. | 1ч | ||
6 | Проект «Моя семья». | Презен-тация | 1ч | |||
7 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Комбини-рованный | 1ч | |||
8 | Откуда в наш дом приходит электричество? | Комбини-рованный | 1ч | |||
9 | Как путешествует письмо? Экскурсия. | Урок-экскурсия | 1ч | |||
10 | Куда текут реки? Практическая работа. | Практи-ческий | 1ч | |||
11 | Откуда берутся снег и лед? Практическая работа. | Практи-ческий | 1ч | |||
12 | Как живут растения? Практическая работа. | Практи-ческий | 1ч | |||
13 | Как живут животные? Практическая работа. | Практи-ческий | Описывать внешний вид животных, сравнивать и различать диких и домашних животных. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. Подтверждать ответы примерами. Характеризовать условия, необходимые для жизни живых организмов в зимнее время. Рассказывать о роли животных в жизни людей, проявлять заботу, бережное отношение к животным. | 1ч | ||
14 | Как зимой помочь птицам? Практическая работа. | Практи-ческий | 1ч | |||
III четверть – 18 ч | ||||||
1 | Откуда берутся шоколад, изюм и мед? | Комбини-рованный | Различать природные объекты и изделия ( искусственные предметы). Характеризовать их отличительные свойства. Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных процессов Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Участвовать в коллективном обсуждении в группах и объяснять правила поведения в природе. Оценивать конкретные примеры поведения в природе, выполнять правила поведения в природе. Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения на улице. | 1ч | ||
2 | Откуда берется и куда девается мусор? Практическая работа. | Практи-ческий | 1ч | |||
3 | Откуда в снежках грязь? Проверочная работа «Как, откуда и куда?» | Проверка знаний | 1ч | |||
Где и когда? (14 часов) | ||||||
4 | Когда учиться интересно? Экскурсия. | Урок-экскурсия | Проявлять интерес к окружающему, быть любознательным. Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Уметь проектировать свои действия, основываясь на знаниях. Определять последовательность дней недели, времён года, сезонов. Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам, характеризовать их особенности. Наблюдать объекты и явления природы. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей зверей. Описывать внешний вид, характерные особенности птиц. Группировать объекты живой природы по отличительным признакам. Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Различать природные объекты и изделия ( искусственные предметы ) Характеризовать их отличительные свойства. Определять материалы и образы природы в изделиях человека. Проводить групповые наблюдения за трудом людей на разных предприятиях. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о профессиях родителей. Работать с иллюстративным материалом. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете, о родном крае. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы. Находить ( по заданию учителя ) необходимую информацию о планетах Солнечной системы, обсуждать полученные сведения. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае. Проводить наблюдения, обсуждения. | 1ч | ||
5 | Проект «Мой класс и моя школа». | Презен-тация | 1ч | |||
6 | Когда придет суббота? | Комбини-рованный | 1ч | |||
7 | Когда наступит лето? | Комбини-рованный | 1ч | |||
8 | Где живут белые медведи? Практическая работа. | Практи-ческий | 1ч | |||
9 | Где живут слоны? Практическая работа. | Практи-ческий | 1ч | |||
10 | Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? | Комбини-рованный | 1ч | |||
11 | Когда появилась одежда? | Комбини-рованный | 1ч | |||
12 | Когда изобрели велосипед? | Комбини-рованный | 1ч | |||
13 | Когда мы станем взрослыми? Проверочная работа «Где и когда?» | Проверка знаний | 1ч | |||
14 | Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью? | Комбини-рованный | 1ч | |||
15 | Почему Луна бывает разной? | Комбини-рованный | 1ч | |||
16 | Почему идет дождь и дует ветер? | Комбини-рованный | 1ч | |||
17 | Почему звенит звонок? Практическая работа. | Практи-ческий | 1ч | |||
Почему и зачем? (17 часов) | ||||||
18 | Почему радуга разноцветная? | Комбини-рованный | Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры явлений природы. Описывать изменения в природе. Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояние. | 1ч | ||
IV четверть – 16 ч | ||||||
1 | Почему мы любим кошек и собак? Практическая работа. | Практи-ческий | Характеризовать условия, необходимые для жизни живых организмов. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей, заботе и бережному отношению к животным. Подтверждать ответы примерами. Уметь проектировать свои действия, основываясь на знаниях. Выполнять правила поведения в природе. Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам. Анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе. Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры явлений природы. Описывать изменения в природе. Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Соблюдать правила личной гигиены, режим дня школьника, чередовать труд и отдых в режиме дня. Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Раскрывать возможности массовой информации. Моделировать правила пользования телефоном, телевизором. местах. Приводить примеры. Описывать изменения в природе. В игровых ситуациях использовать знания и правила поведения на железной дороге и водном транспорте. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил дорожного движения, правил поведения в лесу и в общественных | 1ч | ||
2 | Проект «Мои домашние питомцы». | Презен-тация | 1ч | |||
3 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | Комбини-рованный | 1ч | |||
4 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? | Комбини-рованный | 1ч | |||
5 | Зачем мы спим ночью? | Комбини-рованный | 1ч | |||
6 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Комбини-рованный | 1ч | |||
7 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. | Практи-ческий | 1ч | |||
8 | Зачем нам телефон и телевизор? | Комбини-рованный | 1ч | |||
9 | Зачем нужны автомобили? | Комбини-рованный | 1ч | |||
10 | Зачем нужны поезда? | Комбини-рованный | 1ч | |||
11 | Зачем строят корабли? | Комбини-рованный | 1ч | |||
12 | Зачем строят самолеты? | Комбини-рованный | 1ч | |||
13 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | Комбини-рованный | 1ч | |||
14 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | Комбини-рованный | 1ч | |||
15 | Зачем люди осваивают космос? | Комбини-рованный | Выполнять правила поведения в природе, охранять её. | 1ч | ||
16 | Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверочная работа «Почему и зачем?» | Проверка знаний | 1ч |
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Учебник А.А.Плешаков . « Мир вокруг нас»
Рабочие тетради к учебнику А.А.Плешаков.
Тетрадь «Проверим себя» А.А Плешаков.
Методические рекомендации к учебнику
Методические пособия Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Н. М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян. Уроки по окружающему миру
Научно-популярные и художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения)
Прибаутки, небылицы, считалки, детские игры. Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии различного типа) о природе, социуме, труде людей, их вкладе в историю и культуру России и других стран мира и т.п.
Печатные пособия
Таблицы природоведческого, обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения. . Портреты выдающихся людей России (исторических и политических деятелей, военачальников, ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников и др.) Географические и исторические настенные карты.
Технические средства обучения
Магнитофон
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы. Микроскоп. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т. д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т. д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т. д.), измерительные приборы и т. п.. Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг). Модель «Торс человека с внутренними органами». Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения).
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.). Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для карт и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...