Окружающий мир 1 класс. "Как животные весну встречают"
материал по окружающему миру (1 класс) по теме
Материал содержит конспект урока и презентацию.Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа". Использованы картины весны и фотографии птиц, зверей и насекомых, а также растений (первоцветы). Разработан тест для проверки усвоения данного материала учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_1klass_otkr_urok.zip | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
Тема: «Как животные весну встречают"
Предмет: Окружающий мир
Учитель начальных классов:
Чернявская Валентина Владимировна
Г. Гуково
Конспект урока по окружающему миру
по программе «Перспективная начальная школа». 1 класс
Тема: «Как животные весну встречают»
Цель: Формировать целостное представление об изменения в жизни животных весной.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, птиц, зверей весной, выявлять связи между животными, продолжать формирование умения анализировать и отвечать по рисунку, формирование навыка чтения на материале урока;
-развивать речь, мышление, память и другие психические процессы;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: презентации: «Как животные весну встречают», таблички с признаками весны, костюм Весны, костюмы животных (медведь, белка, ёж, заяц).
№ п/п | Этапы учебного занятия | Деятельность учителя в ходе учебного занятия | Деятельность ученика |
I. | Организационный момент. | Ребят, сегодня урок проводить буду я. А как меня зовут, вы узнаете, если отгадаете загадку. Растаял снег среди полей, -Кто же я ? | Весна |
II. | Постановка цели урока и определение темы | - На экране слова: март, апрель, декабрь, май. -Какое слово лишнее? -Что объединяет эти слова?(Слайд 2-5) Учитель читает стихи Ещё природа не проснулась Но сквозь редеющего сна Весну прослушала она И ей невольно улыбнулась. Ф. Тютчев - Почему же природа улыбнулась весне? (Слайд 6) Прослушивание мелодии Антонио Вивальди «Весна» -Тема сегодняшнего урока: «Как животные весну встречают» | -Декабрь -Эти слова обозначают весенние месяцы. -Весной всё просыпается, оживает. Вся природа раскрывается во всей своей красе. |
III. | Актуализация знаний | -Вы знаете, что природа бывает живая и неживая. Весной всё просыпается, оживает. Вся природа раскрывается во всей своей красе. Изменения происходят сначала в неживой природе, а потом в живой. -Назовите признаки наступления весны в неживой природе. - Почему потеплело? - Ребята, вспомним всё, что мы сказали об изменениях в неживой природе с приходом весны? Что мы наблюдаем? - И так первый признак весны - какой?
Потепление (Слайд 7) - Что же происходит со снегом?
Проталины (Слайд 8) - Молодцы, а сейчас вспомните, что происходит в живой природе?
- Какое общее название есть у всех растений, которые цвести торопятся? - Почему их назвали первоцветами? (Слайд 9) -Можно ли собрать маленький букетик первоцветов? Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты Дружно соберём цветы Опустеет вся планета И не будет красоты. | -Повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла - Солнце поднялось выше над горизонтом - Стало тепло, тает снег, день стал длиннее, много воды. - Потепление -Под тёплыми лучами солнца он начинает таять, и образуются проталины - Оживают деревья, насекомые, прилетают птицы, просыпаются животные -Первоцветы -Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы, и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которой заслонит свет. Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению ещё под снегом. Снег защищает их от холода. Конечно, там не так уж тепло – около нуля градусов (эта та температура, при которой замерзают лужи). Но растениям много и не нужно. Главное, чтобы почва не промёрзла. А если и промёрзнет, тоже не беда. Все эти растения хорошо переносят морозы, потому что в их соке много сахара. Сахарные растворы во время небольших морозов не замерзают. -Ответы детей. |
IV. | Первичное восприятие и освоение нового материала | Работа с учебником. Ребята, мне сказала ваша учительница, что у вас есть учебники, в которых на стр. 50 есть очень интересный рисунок, рассмотрим центральный рисунок сверху, с помощью нашего вертолётика , и глазами Маши и Миши. - Что мы можем увидеть с вертолета? - Какой цвет преобладает? -А что видят Маша и Миша? - А кто из вас знает, кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка? - Мнение разные, а я Вам раскрою секрет - первыми появляются насекомые.
Насекомые (Слайд 10) - А каких животных мы относим к насекомым? - Как зимовали насекомые? - Как изменилась их жизнь с приходом весны? (Они пробуждаются, выползают из зимних укрытий) - Где их сейчас больше всего? - Почему? - Каких насекомых с приходом весны можно увидеть? - Каких бабочек можно увидеть ранней весной? Работа с хрестоматией. Выборочное чтение (Слуховая память) А) Чтение текста «Каких бабочек можно увидеть ранней весной» - Что нового узнали о бабочках? (Слайд 11-14) - А знаете ли вы, что некоторые бабочки улетают на зиму в тёплые края? - Действительно, некоторые бабочки в конце лета и в начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке. Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далёкий перелёт. Такие перелёты совершает бабочка репейница, которая широко распространена в средней полосе России, бабочка монарх, которая из Канады и США летит в Мексику. (Слайд 15-16) | -Лес, деревья, пашни -Зеленый, яркий, цвет весны -Зайца, ужа, лягушку, бабочку и т.д. -Выслушиваются мнения детей. -Тех, у кого 6 ног -Насекомые спали в укрытии (полные ответы) -На проталинках, на припеке -Насекомые питаются соком растений, а первая травка как раз и появляется на припеке, где солнышко больше греет. -Бабочек, жуков, комаров, божьих коровок, муравьёв. -Крапивница, лимонница, траурница, павлиний глаз. -Крапивница просыпается первой, траурница очень пугливая. |
Физкультминутка (Слайд 17) | |||
Б) Разговор о птицах. - Ребята, давайте вернёмся к нашей цепочке. Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, - проталины, а если земля прогрелась, то появились насекомые. Проснулись насекомые – жди новых гостей. А кого надо ждать? - Почему? Птицы (Слайд 18) - Откуда возвращаются птицы? - Как называют этих птиц? - Строят ли наши птицы гнезда в дальних странах? - Когда же они возвращаются? - С прилетом каких птиц считается, что весна начинается? (Слайд 19) - Кто видел грачей? - Когда прилетели? - Грачам достаточно первых проталины, чтобы разыскать корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинок разных насекомых и червей. Художник А. Саврасов написал картину «Грачи прилетели» (Слайд 20) - А как вы думаете, все птицы прилетают сразу? - В природе существует порядок. (грачи, скворцы, жаворонки, ласточки, кукушки, соловьи, иволги) - Конечно, открывают весну грачи. Прилетают они ещё в марте, при снеге. Первое время грачи отыскивают корм на размокших дорогах, а также нередко с воронами и галками истребляют на полях и лугах полёвок. Грач – птица всеядная. Он с большим аппетитом ест и животную, и растительную пищу. Любопытно, что весной все грачи белоносые. Вслед за грачами прилетают скворцы. (Слайд 21) Они отыскивают семена сорных трав и пробудившихся от зимнего сна насекомых. Вслед за скворцами прилетают жаворонки.(Слайд22) Они бегают по проталинам, ищут прошлогодние семена трав. А когда появляются насекомые, то прилетают насекомоядные птицы - стрижи, кукушки, ласточки. (Слайды 23-27) В )А сейчас я расскажу вам несколько народных примет, но запомнить эти приметы могут только ученики, которые не отвлекаются, хорошо слушают, чтобы все-все запомнить. - Кто знает приметы, связанные с ласточками? - Почему? - Почему поздно прилетает кукушка? Работа с иллюстративным материалом (виды гнезд) Молодцы, вы много вспомнили о животных. А сейчас отгадайте загадку: - Без рук, без топорёнка Построена избенка. (Слайд 28) - Откроем учебник на стр. 51. Посмотрите, какие разные у всех птиц гнезда. - А что такое гнездо? Гнездо - это птичий дом. А все ли гнезда одинаковые? А почему? Значит они могут отличаться по размеру и форме, и конечно и по материалу: то есть из того, из чего состоит гнездо. Сравните гнёзда по форме и размеру. - Попробуйте определить, из чего сделаны гнёзда птиц. - Лучшие строители – это певчие птицы. Они вьют гнёзда из травинок, соломы, стеблей, листьев, мха, лишайника, а внутри устилают перьями и шерстинками – для тепла и мягкости. Проверка памяти: все ли птицы вьют гнезда? - А где вьют гнезда скворцы? Гнезда свои скворцы устраивают в дуплах или скворечнике. Внешний слой гнезда составляет разнообразная растительная ветошь, лоток выстилается перьями птиц. - Как они называются ? - Какую пользу приносят птицы? - Как беречь птиц? | -Птицы питаются насекомыми. -Из тёплых стран. -Перелетными. -Нет -Когда тепло и достаточно корма. -Грачи -10-15 марта. -(Нет) (Да)-разные мнения -Перед дождем летают низко. -Насекомые летают низко, воздух влажный, крылья намокают. -Оказывается кукушка большая сладкоежка и очень любит мохнатых гусениц, которые появляются на листьях, которыми она питается. -Гнездо Выслушиваются мнения детей. Нет Работа по иллюстрации -В домиках, которые для них сделал человек. -Скворечник - Поедают насекомых- вредителей. -Строить кормушки, скворечники, не ломать гнёзда. | ||
V. | Проверка усвоения нового материала. | 1.) Работа в печатной тетради, задание 24. - Найдите парные картинки (рисунки с изображением птиц и их гнёзд) и обведите их одинаковым цветом. - Почему для кукушки гнездо не нарисовано? 2.) Фронтальная беседа - Почему говорят «Птицы - наши друзья»? - Можно ли разорять гнёзда? - Разорители гнёзд – враги природы! Пора гнездования – трудное и очень опасное время для птиц. В эту пору нужно зорко следить за тем, чтобы злые дети не разоряли птичьи гнёзд. - Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны? - Что вы знаете об этом? 3).Словарь. - Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла? - Что такое линька? Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров. Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры. - Какие это животные? - Почему изменяется их окраска? 4. Животные, которые впадают в спячку. – Животные по- разному встречают весну. Как? Давайте послушаем. - Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (Слайд 29) - Какие животные еще пробуждаются от спячки? (Слайд 30) - Как вы думаете, почему они пробуждаются? Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние «засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать. 5. Рождение нового потомства. - Какое важное событие происходит у животных весной? - Почему весной? Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок. - Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных? (Слайд 33) - Каким рождается ежонок? -Почему бельчонку не холодно в дупле? - Почему зайчонок не знает своей мамы? Ребята, природа это настоящее и будущее людей. Приходя в природу не делай того, что счёл бы неприличным делать в гостях. Всё живое имеет право на благополучное существование, и никто не должен лишать животное построенного ими гнезда, норы, тем более отнимать свободу и жизнь. Никогда не обижай- Ни пчелу, ни мушку, Ни улитку, Не жучка - тёмненькое брюшко. Ни кузнечика В траве скачущего ловко, Ни блестящую в листве, Божью коровку. Ни синицу, ни дрозда, Ни крота слепого Ни за что и никогда Не обижай живого! Бережное отношение к тому, что живёт и растёт вокруг нас, может сделать нашу жизнь радостной, полной и красивой. Вы должны об этом помнить! Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней ручьи , цвели цветы и пели птицы. Весна прекрасное время года. | -Эта птица гнёзд не вьёт. -Они приносят нам пользу. - Нет - Просыпаются медведи, сурки, ежи, бурундуки. Некоторые животные меняют окраску и т.д. -Линька -Предположитель-ные ответы детей. -Заяц, белка, песец. -Возможность быть незамеченным от врагов, т.е. это приспособление к окружающей среде. разыгрывается детьми сценка Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал! Медведь: Без забот и без тревоги Девочка: Вдруг проснулся косолапый. Медведь: Вот беда! Девочка: Заспешил медведь наружу Медведь: Заливает! Не до сна! Девочка: вылез он и видит: Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна! -Он пробуждается от спячки, выходит из берлоги - Еж, барсук, бурундук (ответы детей) -Ррождение детенышей -Весной повышается комфортность среды обитания : становится тепло, А главное появляется много корма (дети в масках- шапочках разыгрывают сценку) Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий! Е.: Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность – свернусь в клубок – попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов. Б.: А родился ты тоже с иголками? Е.: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро. Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому, что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой. З.: а я свою маму не помню! И дома у меня нет! Б.: Как это? Почему? З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала. Е.: И тебе не хотелось есть? З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден. Б.: А как же на следующие дни? З.: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой. -Ежи рождаются без иголок и слепые. -Заботливая мама согревала и укутывала мягкой подстилкой. - Зайчиха покормила молоком зайчонка, оставила под кустом и убежала. |
VI. | Рефлексия | Сейчас мы проверим как вы запомнили материал урока. Для этого вам нужно ответить на вопросы теста. (Слайд 34.) Самопроверка. (Слайд 35) - Что узнали нового сегодня на уроке? - Какие народные приметы запомнили? | Ответы учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока окружающий мир 1 класс Как животные весну встречают
Формирование представления детей о разнообразии животного мира, расширение знаний о зверях и насекомых....
презентация к уроку окружающего мира "Как животные весну встречают"
Презентация содержит фотографии животных, необходимые для урока и является наглядным дополнением к хрестоматии....
Урок окружающего мира по УМК "ПНШ" в 1классе "Как животные весну встречают"
Конспект урока окружающего мира с презетацией по теме "Как животные весну встречают"в 1классе по УМК "ПНШ". Урок ОНЗ (открытия новых знаний).Цель: познакомить учащихся с изменениями в жи...
Конспект урока окружающего мира "Как животные весну встречают"
Урок открытия новых знаний . Конспект урока с презентацией по УМК "ПНШ" в 1 классе....
Урок окружающего мира по теме : " Как животные весну встречают".
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является 3 при изучении темы "Весенние изменения в природе". Урок закрепления пройденного материала тесно связан с предыдущим и последу...
Конспект урока окружающего мира на тему "Как животные весну встречают"
Урок окружающего мира на тему "Как животные весну встречают" (ПНШ)...
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему: «Как животные весну встречают»
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе. УМК "Перспективная начальная школа"...