"Берегите воду!"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
В ходе урока происходит обобщение знаний учащихся о свойствах, состояниях воды, круговороте, значении воды в жизни человека, рассматриваются причины загрязнения водоёмов и меры по охране водоёмов от загрязнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_beregi_vodu.docx | 83.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Тема урока: "Берегите воду!"
Цели урока:
обобщить знания учащихся о свойствах, состояниях воды, круговороте воды, значении воды в жизни человека; рассмотреть причины загрязнения водоёмов; познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения; развивать логическое мышление, воображение, восприятие; воспитывать бережное отношение к воде; прививать интерес к окружающему миру.
Оборудование: схема "Круговорот воды в природе"; карточки с индивидуальными заданиями для учащихся; "капельки" настроения у каждого учащегося для самооценки; компьютер, презентация.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Актуализация опорных знаний.
Ход урока.
Вслушайтесь в эти звуки, надеюсь, вы их узнали? (Дети слушают звук воды.)
Верно, это говорит вода. (Слайд 1) Вы, наверное, не раз слышали, что воду называют Волшебницей. А почему её так называют, вы сможете ответить в конце нашего урока.
Чтение стихотворения Н. Рыжевой «Вы слыхали о воде…»
Прослушав стихотворение, скажите, в каких 3-х состояниях находится вода. (Дети называют, учитель вывешивает названия состояний воды на доске.)
Класс разделен на три команды.
Задание: Каждая команда отгадывает загадку и определяет состояние воды, которое относится к их отгадке и подбирает картинки.
Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая? (Вода)
Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
Когда повяли все цветы, мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчелки, уселись на колючей елке. (Снежинки)
Б) Задание: При каком условии образуется лед? От чего он тает? Как образуется пар? (выбрать один из термометров)
Послушайте стихотворение и подумайте, какое природное явление описывается в стихотворении.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает – и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким равнинам.
Вдруг в небо взовьется,
Дождями вернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь…
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница, чудо-вода.
В) Задание: Составьте схему круговорота воды. Но сначала посмотрите физ. Минутку подсказку. (Слайд 1) Далее ученики выполняют задание (в группах), один ученик рассказывает о круговороте воды по картинке.
Задание: Состояние воды. Выбрать правильный ответ.
- Не имеет цвета, вкуса, запаха, прозрачна.
- Имеет вкус, запах, цвет.
- Растворитель.
- В природе находится в жидком, твердом, газообразном состоянии.
- Медленно нагревается и медленно остывает.
- Быстро нагревается и быстро остывает.
Вода – первое из природных богатств, с которым встречается в жизни человек и становится неразлучным спутником на всю жизнь.
Сегодня мы будем обсуждать тему, волнующую всё человечество « Почему воду нужно беречь и охранять?»
В ее обсуждении примут участие представители разных профессий, которые выступят со своими сообщениями.
3. Обсуждение темы урока.
Учитель: Первыми к обсуждению приглашаются биологи.
Биолог 1: Если взглянуть на глобус (показывает), больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет, не кончается. Те капельки, которыми мы моем руки, проделывают большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубу. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
Организм человека, в том числе и кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. ( Слайд 2) А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом. (Демонстрируется опыт).
Вывод: Мы видим, что вода входит в состав любого организма.
Биолог 2: «Вода – дом для множества растений и животных».
(Слайд 3) Как жизнь связана с водой?
При недостатке воды жизнь живых существ сильно разрушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды – не более 10 дней. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней. Человек за сутки употребляет от 3 до 6 литров воды. Сейчас представьте себе, что на планете вдруг не останется ни одной капли воды. Что тогда произойдет? (Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ.)
Биолог 3. Читает стихотворение.
Не умыться, не напиться -
Без воды.
Листику не распуститься -
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда,
Всем везде нужна вода!
Вывод: Вода – это жизнь.
Учитель: Глядя на глобус, мы можем сделать вывод, что вода на планете Земля занимает огромную территорию. Но все же есть на Земле места, где вода - на вес золота. Море, плещутся волны, а люди покупают воду. Почему?
( Морская вода непригодна для питья.)
Вывод: Количество воды ограничено.
Учитель: Если количество воды ограничено, какой мы можем сделать вывод? (воду нужно экономить)
На помощь спешит экономист.
Экономист: Мы сделали вывод, что количество воды ограничено, следовательно, ее необходимо беречь. Сейчас мы это докажем.
Дети в группах решают задачи.
Задача 1.
За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину суток?
Задача 2.
1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?
Задача 3.
В школе неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки?
Учитель: Подумайте, что может произойти, если каждый из нас не будет экономить воду?
Часто в жизни люди забывают о цене воды, о том, что для жизни нужна только чистая вода.
Учитель: - Ребята, а вы знаете, что такое экология? Кто такие экологи? (Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает)
Давайте послушаем экологическую сказку «Жила – была река» (Н.А. Рыжов) (слайды: 4 – 13)
Эколог: Жила – была река. Вода была прозрачной и чистой. Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе, в котором жило много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. "Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?" - думала она.
Шло время. Люди всё больше загрязняли Реку. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела река.
"Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой".
Позвала она на помощь своих жителей. "Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей".
Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умыться, нечем напиться. Остановилась жизнь в городе. Стали её жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга.
И вот однажды самый старый и мудрый Горожанин сказал: "Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Мы не ценили и плохо относились к ней. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у неё прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернётся".
Долго искали её горожане и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
Вывод: Нельзя загрязнять водоемы. От загрязнения воды страдает всё живое. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.
Учитель: Подробнее о заболеваниях вызванных загрязненной водой, расскажет врач.
Врач: Почему нельзя пить воду сразу из-под крана, которая хлорируется, чтобы погибли в воде болезнетворные микробы? Я провела опыт, как хлор действует на различные ткани, и покажу вам его результат. (Демонстрирует кусочек ткани, побелевший под воздействием хлора). Вывод: попадая в организм, хлор наносит вред человеку, конечно, не так быстро и явно, как представлено в опыте. Лучше пить отфильтрованную или отстоявшуюся кипяченую воду.
Вывод: «Вода – это здоровье».
Учитель: все вы любите гулять под дождем, но это не всегда безопасно. Синоптик расскажет нам, почему нельзя гулять без зонта под дождем. (Слайд 14)
Вывод: « Вода - красота и здоровье»
Зачитываются все выводы:
1. Вода входит в состав любого организма.
2. Вода – дом для множества растений и животных.
3. Вода – это жизнь.
4. Количество воды ограничено.
5. Вода – дороже золота.
6. Вода - красота и здоровье.
Учитель: В начале урока перед вами стоял вопрос, почему воду называют Волшебницей? Попробуйте ответить на него.
Задание: Выбрать ответ, что наносит вред воде?
Бытовой мусор, нефть, водные животные, отходы заводов, водные растения, неисправный кран в доме.
Можно ли сохранить воду от загрязнений, что для этого необходимо делать?
Выводы детей:
- Строительство очистных сооружений;
- Экономия воды;
- Не загрязнять воду
4. Рефлексия. Выбрать капельки:
5. Итог урок (Слайд 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы воронежской области" 3 класс
Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области", разработан учителем начальных классов Черкасовой О.А. Целью урока является рассмотреть причины загрязнения водоемов, позн...
урок по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс
Урок-проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области." с использованием мультимедийной презентации....
"окружающий мир" 3 класс "Вода. Берегите воду"
Вода - прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха. При нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Вода растворяет многие вещества. Вода - находится в природе в трех состояниях: жидком,...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».
На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...
урок окружающего мира по программе Плешакова А.А., 3 класс, по теме: «Вода. Берегите воду»,
Урок окружающего мира по программе Плешакова А.А., 3 класс, по теме: «Вода. Берегите воду», в форме обобщение и систематизация знаний, урок усвоения новых знаний. ...
Урок "берегите воду"(в рамках Всероссийского урока Чистой воды)
Урок посвящен экологическому воспитанию и формированию правильного отношения к воде как к величайшему природному дару.В занимательной форме учащиеся узнают о значении воды....
«Берегите воду! Значение воды в жизни человека»
Цель: познакомить со значением воды в жизни человека.Тип урока: урок – исследование.Планируемые предметные результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, ...