Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Многообразие грибов "
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
(1класс)
Тема: Многообразие грибов
Вид урока: урок- путешествие
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели и задачи: 1) – формировать представление у школьников о грибах как особом
царстве живой природы, о шляпочных грибах, их строении, о
пластинчатых и трубчатых грибах;
2) - развивать умение извлекать информацию из рисунка-схемы,
умение сравнивать предметы окружающего мира и классифи-
цировать их, развивать воображение, логическое мышление
3) – воспитывать интерес к предмету и бережное отношение к при-
роде
Ход урока:
1. Орг.момент
- Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Мы будем путешествовать по лесу. Вместе с нами гулять по лесным тропинкам будет Старичок-Лесовичок. О чём же расскажет он сегодня?
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы. (гриб)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (Грибы, их строение, виды грибов)
У Старичка-Лесовичка большая корзинка с грибами. Он будет раздавать вам грибочки за правильный ответ. Посмотрим, кто будет лучшими грибниками.
2. Повторение пройденного материала
Ребята, давайте вспомним известную вам схему:
(дети по схеме рассказывают пройденный материал)
природа |
неживая |
живая |
растения |
животные |
Старичок-Лесовичок раздаёт грибочки активным ученикам
3. Изучение новой темы
1)- Сегодня мы эту схему дополним.
Как вы думаете, куда нужно поместить карточку
грибы |
- Это живая или неживая природа? (живая)
- Почему? (грибы появляются, растут, размножаются, умирают)
- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (дети ответят: к миру растений)
- Почему? (они растут на земле)
- Какие части растений вам известны? (корень, стебель, листья, ветки, плод)
- Есть ли они у грибов? (у грибов нет листьев, стебля, веток)
-А ещё растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют». Значит, мы не можем отнести грибы к миру растений.
- А к миру животных? (нет)
- Так куда же нам поместить эту карточку, ребята? (особое царство живой природы)
( Прикрепляется карточка к схеме)
природа |
неживая |
живая |
Растения животные грибы
Старичок-Лесовичок раздаёт грибочки активным ученикам
2) - А знаете ли вы где растут грибы?
Выполнение задания на стр. 18. Учащиеся разгадывают загадки (узнают гриб) и находят среди разрезных карточек те, на которых изображены деревья, под которыми можно найти эти грибы.
Старичок-Лесовичок раздаёт грибочки активным ученикам
Физкультминутка – игра
Дети по очереди подставляют в стих своё имя и название гриба ( не повторяться!)
Ваня шёл, шёл,шёл –
Подберёзовик нашёл.
Дима шёл, шёл, шёл
И лисичку нашёл
….
3) - Все грибы, которые вы сейчас вспомнили называются шляпочными. Дополняется схема.
природа |
неживая |
живая |
Растения животные грибы
шляпочные
На доску вывешивается рисунок о внешнем строении гриба.
Что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (одна часть над землёй, другая под землёй; состоит из шляпки и ножки…)
Давайте уточним строение гриба и назовем все его части. Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 19. Обобщение учителем всех ответов учеников по строению гриба.
Проблемный вопрос: - А для чего грибу шляпка? (ответы детей)
-В шляпке гриба созревают споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По строению шляпок грибы делятся на пластинчатые и трубчатые. Дополняется схема.
природа |
неживая |
живая |
Растения животные грибы
шляпочные
(пластинчатые, трубчатые)
Посмотрите рисунок на стр. 19.
- Как вы думаете, почему они так называются? ( нижняя часть шляпки состоит из множества пластинок или тонких трубочек)
- Поиграем в игру «Угадай-ка». Определите по рисунку на стр. 20 пластинчатые и трубочные грибы. Старичок-Лесовичок раздаёт грибочки активным ученикам
4) – Ребята, какие условия нужны для роста грибов? (тепло, влага, питательные вещества)
А сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Учитель демонстрирует хлеб, картофель, апельсиновую корку, покрытые плесенью.
- Что это?(плесень)
- А я называю плесень грибами. Рассмотрите плесень под микроскопом (дети по очереди подходят к микроскопу и рассматривают строение плесени)
- Что интересного вы заметили? (плесень имеет такое же строение как шляпочный гриб, только у него нет шляпки)
- Совершенно верно. Значит шляпочным грибом мы не можем её назвать. А как бы вы назвали такие грибы? (варианты ответов детей)
Эти грибы называются - плесневые. Дополняется схема.
природа |
неживая |
живая |
Растения животные грибы
шляпочные плесневые
(пластинчатые, трубчатые)
Вот какая получилась схема. Но это ещё будет дополняться на следующем уроке.
Старичок-Лесовичок раздаёт грибочки активным ученикам
5) Какое значение имеют грибы в природе? (ответы детей)
Учитель обобщает ответы детей.
Значение грибов:
а) грибы (точнее, грибница) снабжают деревья влагой и минеральными веществами,
а грибы получают питание от деревьев;
б) человек грибы использует в пищу, для животных служат кормом
в) некоторые грибы являются лекарством для животных (мухомор для лосей)
г) из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся (пенициллин)
Старичок-Лесовичок раздаёт грибочки активным ученикам
4. Итог урока.
Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется «микология» (микос – гриб, логос – наука (с латыни)
Наша лесная прогулка подходит к концу. Старичок-Лесовичок надеется, что она не прошла для вас даром. Вы узнали сегодня много нового, а чтобы стать настоящими микологами, прочитайте дома интересные сведения о грибах и подготовьте сообщение.
Вы очень хорошо поработали на уроке и сейчас мы узнаем, кто из вас получил больше всех грибов. Мы объявляем их лучшими грибниками. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру "Путешествие в царство грибов"
Презентация наглядно демонстрирует различные виды грибов, расширяет кругозор детей, пополняет знания о грибном царстве, даёт чёткие представления о съедобных и ядовитых грибах. Может быть использована...
урок окружающего мира по теме "Царство грибов"
Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "В царстве грибов". Урок разработан с использованием технологии критического мышления....
Урок окружающего мира 2 класс. Тема: "Грибы-особое царство природы"
Цель урока: сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А....
Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"
Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На ур...
урок окружающего мира "Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами"
1 класс по программе "Гармония"автор учебника О. Т. Поглазова...
Конспект урока окружающего мира (2 класс ПНШ) "Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?"
Конспект урока с практической работой.Предварительно учащиеся проводят опыт по выращиванию плесени на хлебе....
конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс
конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс...