Урок окружающего мира 2 класс. Тема: "Грибы-особое царство природы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Цель урока: сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.
Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков);
микроскоп;
демонстрационный материал: макеты грибов,
упаковка таблеток пенициллина;
заплесневевшие продукты (хлеб, картошка, апельсин);
таблички с надписями;
презентация «Грибы»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_griby-osoboe_carstvo_prirody.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27
Выполнила: Лопарева Елена Алексеевна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Цель урока: сформировать у школьников представление о грибах как
особом царстве живой природы.
Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть
(автор Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков);
микроскоп;
демонстрационный материал: макеты грибов,
упаковка таблеток пенициллина;
заплесневевшие продукты (хлеб, картошка, апельсин);
таблички с надписями;
презентация «Грибы»;
Ход урока
I Организационный момент
Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе ненадолго и заблудишься!
II Повторение пройденного материала
- Что такое лес? Что вы о нем знаете? (Лес-это природное сообщество. Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько: 1-й ярус – высокие деревья; 2-й ярус – деревья пониже; нижние ярусы: 3-й ярус – кустарники, 4-й – травы, 5-й – мхи, грибы.)
- Какое значение имеет лес в природе? (ответы детей)
- А какую роль он играет в жизни человека? (ответы детей)
Итак, мы отправляемся в лес на природу.
- Кстати, давайте вспомним, что такое природа? (Природа-это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)
-Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
На доске появляется схема:
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
- Какие признаки живого нам известны? (Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает.)
- Сейчас я проверю, как хорошо вы различаете живую и неживую природу.
Игра «Кто внимательный?», если речь идет о живой природе, дети хлопают в ладоши. Например: небо, камень, дерево, солнце…
- Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и мир растений.)
На доске схема дополняется:
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
III Изучение нового материала
Сегодня во время лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится?
Отгадайте загадку и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке:
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.
(Это гриб. Речь пойдет о грибах.)
-Как вы догадались? (У гриба есть шапочка-шляпка.)
Верно. Итак, сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
(опята, подберезовики, сыроежки.)
Я вижу, что вы вполне готовы к работе и готовы записать тему урока.
На доске появляется карточка «Грибы».
- Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? (живая)
- Почему? (Грибы появляются (рождаются), растут, умирают…)
-А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений)
- Почему? (Они растут на земле.)
- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плоды).
- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток.)
А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют».
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет.)
- А к миру животных? (Тоже нет).
- Так что же такое – грибы? (Наверное, это особый мир природы: ни растения, ни животные.)
Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. (Дополняем схему на доске).
- А какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)
- Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными. (На доску вывешивается рисунок о внешнем строении гриба.)
- Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба?
(Одна часть грибов находится под землей, другая – над землей.)
- Как их можно назвать? (Надземная и подземная)
- Из чего состоит надземная часть? (Из ножки и шляпки)
- Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба?
(Наверное шляпка)
В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А в месте ножка и шляпка, т.е. надземная часть, имеют название «плодовое тело». (Дополняем схему на доске.)
- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба? Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину.)
- Какое бы вы дали название? (Ответы детей)
А на самом деле подземная часть гриба называется «грибница».
Термины «плодовое тело», «грибница» выписываются на доске.
- Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело.)
- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете¸ почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.)
Из каких частей состоит гриб мы выяснили, повторим их названия.
- А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? (Высказывания детей).
Давайте рассмотрим все возможные способы. Способ первый: мы будем рвать, тянуть гриб из земли?
- Объясните, что произойдет? (Мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо¸ так собирать нельзя)
Способ второй: грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. Что происходит? (Грибница остается неповрежденной, новый гриб может вырасти на новом месте)
- Подходит нам этот способ? (Да)
Хотя, кроме грибницы, на месте среза остается часть плодового тела, которая испытывает на себе внешние воздействия.
- Какие? (Дождь, солнце, ветер)
- Что может произойти с этой частью и грибницей? (Может высохнуть, загнить.)
Еще один способ, третий: гриб не срезается, а выкручивается из земли (демонстрация на пособии)
- Что происходит? (Грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит.)
- Выберите способ, который наиболее верный.
- Итак, что же нового мы узнали о грибах? (Дети повторяют материал с опорой на иллюстрации и пособия на доске.)
На доске слова: подберезовик, подосиновик.
- Что можно сказать об этих грибах¸ исходя из их названий? (Они растут под осинами, под березами.)
Да, многие грибы растут под конкретными деревьями: например, маслята – под хвойными, белые под дубами…
- Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии.)
Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагай и минеральными веществами. Вот как важна грибница!
А сейчас я вам покажу грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Учитель демонстрирует хлеб, картофель, апельсин, покрытые плесенью.)
- Что это? (Плесень)
А я называю плесень грибами. Рассмотрите плесень под микроскопом, на рисунке в учебнике и докажите, что я права. (Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб)
- Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы.)
- Можно назвать ее грибом? (Да)
- А чего нет у плесени? (Шляпки.)
- Можно в таком случае назвать ее шляпочным грибом? (нет)
- А как бы вы назвали этот гриб? (Ответы детей)
Этот вид грибов называется «плесневые». Знали вы об этом?
- А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).)
А кроме того, некоторые грибы являются лекарством для животных, например, лоси могут лечиться мухоморами.
- А как человек использует грибы? (В пищу)
- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет)
- Почему? (Среди них бывают несъедобные и ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.)
Схема на доске приобретает вид:
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ
ШЛЯПОЧНЫЕ ПЛЕСНЕВЫЕ
СЪЕДОБНЫЕ НЕСЪЕДОБНЫЕ ЯДОВИТЫЕ
Откройте учебник, прочитайте текст, выделите информацию, которую надо запомнить.
Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти, поэтому при сборе грибов надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать.
- Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся)
Слышали такое слово – «антибиотики»? а «пенициллин»? Это лекарство, как раз изготавливают из плесневых грибов. (Учитель демонстрирует упаковки таблеток.)
Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Существует даже целая наука¸ посвященная их изучению. Она называется «микология».
На доске: микология, микос – гриб, логос – наука.
- Как можно перевести слово «микология» с латыни? (Наука о грибах.)
(Дети записывают определение слова «микология» в тетрадь: «Микология – наука о грибах.»)
Домашнее задание
Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (плодовое тело и грибницу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс
Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову
Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.Предполагаемый результ...
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Неживая и живая природа" 2 класс
Материал расчитан для обучающихся 2 класса УМК "Школа России". Урок соответствует требованиям ФГОС. В технологической карте прописаны планируемые УУД. В течении урока обучающиеся сами формулирую...
Урок и презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима в неживой природе".
Конспект урока окружающего мира по теме "Зима в неживой природе", видеоклип "Зимняя мелодия"....
Урок окружающего мира по теме: "Весна в неживой природе", 2 класс УМК "Перспектива"
Урок окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива"...
Тестовая работа к уроку окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе. Осадки" 3 класс ПНШ
Тест на тему "Круговорот воды в природе. Осадки" 3 класс ПНШ...