урок окружающего мира "Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
1 класс по программе "Гармония"
автор учебника О. Т. Поглазова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchiy_mir_1_klass.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор урока Пинтера Ирина Ивановна
Место работы, должность: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 р. п. Татищево», учитель начальных классов
Предмет – окружающий мир
Класс – 1
Автор УМК «Гармония»: О. Т. Поглазова (окружающий мир)
Тема урока: «Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами»
Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: расширить знания учащихся о грибах и их разнообразии;
Задачи урока:
Образовательные:
- Актуализировать знания детей о грибах; дать новые сведения о грибах как особом мире природы;
- Сформулировать правила сбора грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных;
- Учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать;
- Учить детей правильному поведению в природе;
Развивающие:
- Развивать умение устанавливать взаимосвязь между человеком и природой;
- Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать;
- Развивать умение работать в паре, умение помогать друг другу;
Воспитательные:
- Воспитывать гуманную, творческую личность;
- Воспитывать уважение и любовь к родному краю;
- Продолжить воспитание ответственного отношения к природе и своему здоровью;
Здоровьесберегающие:
- Следить за утомляемостью детей и вовремя проводить физ. минутки;
- Частая смена видов деятельности учащихся;
Оборудование: ИКТ (презентация), буклеты, жетоны – грибочки
Информационные источники:
http://images.yandex.ru, http://images.yandex.ru/yandsearch,
http://www.medn.ru/statyi/Nesedobnyegriby.html
http://wikigrib.ru/category/nesedobnye-griby/
http://okafish.ru/grib/jadovit.htm
Сценарий урока
Этап урока | Содержание этапа | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности | Приветствие Собираюсь на пороге В воскресенье поутру. В сапоги вдеваю ноги, И рюкзак с собой беру. Все тропинки, Все дорожки Обойду в густом лесу, Все грибы в своём лукошке Я из леса унесу! Не растут грибы на грядке, А в траве играют в прятки. Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Я уже иду искать! - Сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в лес. - Посмотрите, кто нам шагает на встречу? - Я – весёлый мужичок, Старичок-лесовичок. Я в моём лесу живу, Охраняю здесь траву, Все деревья и кусты, Берегу листы, цветы. Каждой птичке и зверьку Помогаю, как могу. Зайцы, белки и ежи, Совы, сойки и стрижи, Бабочки и червячки, Пчелки, осы и жучки - От мала до велика Любят все лесовика. Вы зачем сюда пришли? Что с собою принесли? Если вы пришли с добром, Награжу вас всех потом. - Ребята, мы с добром пришли в лес? - Как нужно вести себя в лесу? (в течение всего урока за каждый правильный ответ дети получают жетон в виде грибка двух цветов) | Подготовка к работе Слайд - Старичок – лесовичок Рассказывают правила поведения в лесу | Личностные: формировать мотивацию к обучению; |
| - Какая бывает природа? - Назовите растения и животных, о которых говорил Лесовичок? - Посмотрите мы пришли с вами на небольшой лужок. Сколько здесь грибов!? - К какой природе, мы отнесем грибы? Докажите. - Почему грибы находятся недалеко от деревьев? - На какие две группы делятся грибы? Как человек использует грибы? - Лесовичок предлагает поиграть с вами в игру: «Положи грибок в корзинку» (мальчики складывают грибы с трубчатой шляпкой, девочки с пластинчатой) Под листами на поляне В прятки девочки играли. Притаились три сестрички Светло-желтые… (лисички) В роще у берёзки Повстречались тёзки! (Подберезовик) Нет грибов дружней, чем эти, - Знают взрослые и дети - На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. (Опята) Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту - Зовусь я - … (подосиновик) Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали приметных. Собирай, не мешкай! Это … (Сыроежки) А живёт здесь главный гном. Шляпа тёмная на нём Гриб отважный, смелый И зовётся …(Белый.) Возле леса на опушке, Украшая тёмный бор, Вырос пёстрый, как Петрушка, Ядовитый … (мухомор) Смотрит свысока – ручки в бока. Красива и важна – да никому не нужна. (Бледная поганка) | - Живая, неживая. (ребята перечисляют растения, животных, насекомых) Слайд - К живой природе, т. к. они растут, размножаются, питаются, дышат и умирают - Грибницы срастаются с корнями деревьев и обмениваются питательными веществами. - На трубчатые и пластинчатые. - В пищу, делают лекарства Выполняют задания, тренирующие способности разделять грибы на две группы. (дети выбирают грибы и кладут в корзинку) | Личностные: формировать мотивацию к обучению; Познавательные: формировать самостоятельное создание способов решения проблемы Регулятивные: формировать умение ставить учебные задачи; |
| - Давайте рассмотрим грибы в наших корзинках. - Что вы заметили? - Ребята, почему последние грибы не нужно брать в корзинку? - Все ли грибы можно использовать в пищу? - Чтобы ответить на наши вопросы, предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование. | Слайд Ставят цель, формируют тему урока | Коммуникативные: формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации; Личностные: формировать умение высказывать свое мнение; |
| - Нам нужно выяснить, почему нельзя рвать ядовитые грибы, и как их можно отличить от съедобных грибов. - Кто может ответить на вопросы без подготовки? Работа по учебнику 2 часть стр. 20 Алгоритм работы в группах (4-5 человек).
- Молодцы, ребята. Вы сказали все правильно, но лесное царство такое большое. Очень трудно его обойти за короткий срок. Мои помощники сейчас покажут и расскажут о грибах, которые нельзя рвать, но и уничтожать тоже нельзя. Для этого выйдем на полянку. - Ребята, почему нельзя уничтожать ядовитые грибы? | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм) (ребята выдвигают версии ответа на поставленный вопрос) (после обсуждения отвечают по 1 ученику от группы, по необходимости в конце обсуждения дополняют) Слайд Иллюстративно рассказывает о 3-4 ядовитых грибах. (рассказывают заранее подготовленные дети) (приложение) | Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий; Коммуникативные: формировать умением работать с партнёра Познавательные: формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации; Личностные: формировать мотивацию к обучению; формировать умение высказывать свое мнение; |
| А сейчас пойдём собирать грибы, которые можно употреблять в пищу. - Как их называют одним словом? Раз – опёнок, Два – маслёнок, Три – красавец-боровик. Вот волнушка На опушке, Шампиньон и дождевик. Вот лисичка-невеличка, Подберёзовик-грибок, Вот еще сморчок, и трюфель, Груздь и рыжик золотой. Не привык с пустым лукошком Возвращаться я домой! | - Съедобные. Слайд (звуки леса) Выполнят движения за учителем | Личностные: формировать нравственно-этическая ориентацию Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других |
| Игра на внимание: - Ребята, а сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали. Проведём игру «Съедобный, несъедобный». Я буду называть гриб, вы будете поднимать руку - если гриб съедобный, несъедобный – хлопать в ладоши. (показываю и называю знакомые детям грибы) - Молодцы! - Ребята, какие правила необходимо соблюдать, когда собираешь грибы? | Решают типовые задания Слайд Дети дают варианты ответов. Слайд (вывод правила сбора грибов) | Регулятивные: формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Вот зашли мы с вами в рощицу. - Посмотрите, какое задание нам приготовил Старичок – лесовичок. Работа в тетради на стр. 10 (часть 2) Задание 1. - На какие группы будем делить грибы? - Девочки будут объединять съедобные грибы, а мальчики несъедобные. | - На съедобные и несъедобные Самостоятельная работа. Осуществляют взаимопроверку (в паре), сравнивая с эталоном. Слайд | Регулятивные: формировать умение контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; Познавательные: формировать умение представлять информацию в виде схемы; Личностные: формировать умение высказывать свое мнение; |
| - Пора выбираться из леса. - Хорошо было в лесу? - О чем вам рассказывал Старичок – лесовичок? - Зачем нужно это знать? - Нужно ли уничтожать ядовитые грибы? Почему? - Давайте посмотрим, на партах у каждого есть жетоны грибочки. - Почему они разного цвета? - При сборе грибов, что надо помнить? - Вот мы и вернулись в класс. - С каким настроением вы пришли с нашей прогулки по лесу? - Сегодня все хорошо поработали и Старичок – лесовичок дарит вам буклет памятку «В лес за грибами» - Спасибо за урок! | Соотносят цель и результаты - Жетоны зеленого цвета это грибы съедобные - Жетоны красного цвета это грибы несъедобные - Собирать только знакомые съедобные грибы. Слайд Буклеты | Личностные: формировать умение высказывать свое мнение и эмоции; |
Приложение
Желчный гриб.
Желчный гриб является несъедобным, так как обладает очень горьким вкусом и, вероятно, ядовит. Растёт с июля по сентябрь на песчаной почве в хвойных лесах, иногда на гнилых, обросших мхом пнях и на основании стволов деревьев.
Внешне схож с белым грибом и берёзовиком. Однако отличить его от съедобных грибов достаточно легко. На ножке у него тёмный сетчатый рисунок, грязновато-розовый трубчатый слой, горькая и розовеющая мякоть.
Бледная поганка.
Плодовое тело шляпконожечное, в молодом возрасте яйцевидное, полностью покрытое плёнкой. Шляпка 5—15 см, оливковая, зеленоватая или сероватая, от полушаровидной до плоской формы, с гладким краем и волокнистой поверхностью.
Мякоть белая, мясистая, не меняет цвет при повреждении, со слабовыраженным вкусом и запахом.
Ножка цилиндрическая, с утолщением в основании. Цвет — как у шляпки или беловатый, часто покрыта муаровым рисунком.
На кожице шляпки остатки покрывала обычно отсутствуют, иногда могут быть плотные плёнчатые обрывки.
Мухомор пантерный.
Растёт в широколиственных, смешанных и хвойных лесах, чаще на песчаной почве, с июля по октябрь. Шляпка до 12 см в диаметре, сначала почти шаровидная, колокольчатая, потом распростертая, в центре с широким бугорком, по краю обычно рубчатая, серо-коричневая, оливково-серая, буроватая, кожица клейкая, с многочисленными белыми бородавками, расположенными концентрическими окружностями.
Ложноопенок серно-желтый.
Несъедобны из-за горького вкуса, неприятного запаха, иногда случаются и отравления. Эти грибы растут, как и опенки осенние, на пнях и гнилой древесине, у основания стволов деревьев и на корнях большими колониями и по форме схожи с опенками осенними. Однако их легко можно отличать по окраске шляпок, пластинок и мякоти.
У ложноопенка серно-желтого шляпка зеленовато-желтая или серно-желтая, в центре красноватая или красно-буроватая. Пластинки серно-желтые, потом оливковые, у старых буро-зеленоватые или оливково-желтые. Мякоть желтая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 2 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «ЯДОВИТЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ ДВОЙНИКИ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ. ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ »
Двадцать девятый урок в разделе программы «Человек и природа»Тема урока: Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правила сбора грибов.Цель урока: создать условия для формирования...
Урок окружающего мира 3 класс по теме:"В царстве грибов"
Данный урок тринадцатый из раздела «Эта удивительная природа», поэтому к этому моменту у уч-ся уже накопились определенные знания.Так как это урок...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Тема "В царстве грибов"
Данный материал содержит план и конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "В царстве грибов"....
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы».
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс. В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы»....
конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс
конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс...
Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа РОССИИ", тема "Ядовитые грибы и растения"
Презентация поможет провести урок окружающего мира или беседу по ОБЖ перед летними каникулами....
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А.
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А....