Урок окружающего мира по теме: Разнообразие облаков"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Лариса Робертовна Рыбакова
учитель начальных классов
МОУ «Сланцевская СОШ № 3»
Предмет: окружающий мир
Класс: 2 б
Тип урока: «открытие» новых знаний
УМК «Гармония»
Тема | Разнообразие облаков |
Цель | Познакомить учащихся с общими признаками и разнообразием облаков |
Задачи |
|
Формируемые УУД | Личностные: формировать представление о едином, целостном образе мира; формировать воображение и чувство прекрасного; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности. Регулятивные: развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой. Познавательные: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать; формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить формулировать проблему, определять тему урока и учить решать поставленную проблему. Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение; формировать умение работать в группах. |
Основные понятия | Облако, туман, водяной пар, кучевые, перистые, слоистые облака, грозовая туча. |
Ресурсы:
| О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин Окружающий мир учебник для 2 класса О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин Окружающий мир рабоча тетрадь Мультимедиапроектор, экран, ЭОР «Мир природы», листы рейтинговой оценки домашнего задания, Листы «Успеха», тестовые задания, фотографии снежинки и града под микроскопом, карандаши. |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент 1 минута | Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки ровно, Всем работать плодотворно! | Дети здороваются, садятся за парты. | формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности. |
Проверка домашнего задания 5 минут | - Какую тему изучали на прошлом уроке? - Что учёные называют природным явлением? - Как дома работали над темой «Природные явления»? - В листе рейтинговой оценки домашнего задания я проставила баллы. Максимально - 2 (1-оформление и 1-содержание) Поставьте себе баллы, а затем продемонстрируйте соседу свою домашнюю работу. Он попробует отгадать, а затем оценит ваше творчество. (максимально – 2). - Распределите свои явления природы по временам года. (Весна, лето, осень, зима) - В рейтинговой оценке домашнего задания в пункте «Времена года» поставьте баллы. - Оцените самостоятельность. - Посчитайте все баллы, подведём итог. - По какой причине не удалось набрать максимальное количество баллов? - У вас очень высокие баллы. - Какое природное явление тоже высоко-высоко поднимается невидимым паром в небо? - Возьмите ЛИСТ УСПЕХА сегодняшнего урока, нарисуйте облако в графе домашнего задания на той высоте, сколько баллов вы заработали. | -Природные явления. - Природные явления – изменения происходящие в природе. - Готовили загадки, кроссворды и ребусы о явлениях природы.
Дети работают в парах, заполняют листы рейтинговой оценки домашнего задания. Ученики на плакатах осени, весны, зимы и лета расставляют свои работы.
Итого: - Облако В ЛИСТЕ УСПЕХА урока в столбике домашнего задания дети рисуют облако на выбранной высоте. Дети объясняют свой выбор. . | формировать представление о едином, целостном образе мира формировать воображение и чувство прекрасного формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием |
Актуализация знаний. Тема. 3 минуты | - Я заметила, что все облака у вас разные по форме, как в природе. Нет похожих. Почему? (Ветер заставляет их клубится, растягиваться. Так, голова слона в кучевом облаке может вырасти и превратиться в длинное дерево, а из лошади может получиться большая собака). - Какой цвет выбрали? - От чего зависит? Цвет зависит от условий освещённости и плотности облаков. Ярко-жёлтый закат предвещает сильные ветры. Ярко-красный закат – жди хорошую погоду. - Посмотрите на все эти облака и определите тему урока. | - Форму меняет ветер. -Разнообразный. Разнообразие облаков. | формировать представление о едином, целостном образе мира формировать воображение и чувство прекрасного учить формулировать проблему, определять тему урока и учить решать поставленную проблему |
Постановка учебных задач. 2 минуты | - Мы сегодня ученые, которые изучают небесные явления. Это метеорологи. Изучаем разнообразие облаков. - Какие познавательные задачи поставим перед собой? | - Как происходит рождение облаков? - Из чего состоит облако? - Почему плачут? - Какие бывают облака? | развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя |
«Открытие нового». 25 минут Первичное закрепле - ние 2 минуты Самостоятельная работа с самопроверкой 4 минуты Включение нового знания 1 минута Рефлексия 1 минута Домашнее задание 1 минута | Учёные часто делают свои открытия, наблюдая за тем, что происходит вокруг. Вы наблюдательны?
- Облака образуются примерно так же, как закипание чайника. Посмотрим на обычное явление глазами учёных. - Почему облачко нельзя назвать паром? - Почему? - Так и в природе. Только воду в чайнике нагревает огонь, а в природе – зто..? - Солнце является главным создателем 2. Из чего сделаны настоящие облака? - Хотите заглянуть в дождевую тучку? Для этого необходимо отправиться на самолёте в само облако. Тем более метеоролог в переводе с греческого «парящий в воздухе». Физкультминутка для глаз. Пристигните ремни. Закройте глаза. Наш самолёт плавно поднимается. Летит в облаках. Какая красота! Глазами вправо, влево….. Вниз, вверх…. Потоки воздуха в грозовой туче создают сильную тряску. Крутим глазами в одну сторону, в другую. Поднялись выше, летим над облаками. Фотографируем. Здесь воздух тих и прозрачен. - Можно спокойно заглянуть в дождевую тучу. - Из чего сделана дождевая туча? Почему плачет? - А всегда ли идёт дождь? - Поднимемся выше, где ещё холоднее и заглянем…… в снежное облако. - Снежинки – прекраснейшее творение природы. Не бывает двух одинаковых. Ваши снимки готовы. Вы снимали их через микроскоп. - Объясните, из чего они состоят. Один учёный – хорошо, а два лучше. Работаем в парах. -Что общего у всех снежинок? - В снежном облаке образуются не водяные капли, а кристаллы льда, которые соединяются в снежинки и падают на землю. - А что ещё выпадает из облаков? Во дворе переполох, с неба сыплется горох…. - Рассмотрите град в разрезе. Вы смогли сфотографировать расколовшуюся градину, когда мы попали в грозовую тучу. - На что похожа? - Подумайте, почему? - Сколько раз её кидало вверх и вниз? Физкультминутка. - Капли дождя (дети изобразили капельку дождя) ветер заносит на высоту (прыжок), там они замерзают, ветер их крутит, опять тянет их вниз, к ним присоединяются другие капли дождя, потоки воздуха поднимают их вверх, они также замерзают….Наконец зёрна града становятся такими тяжёлыми, что падают на землю. Самая большая градина весом 3,4 кг. Скорость 160 км/час. Прячьтесь в помещения[, подальше от стёкол. Оцени работу в своего учёного совета по критериям. Дождь, снег, град учёные называют одним словом – ОСАДКИ. Заполните ЛИСТ УСПЕХА Облака настолько разнообразны, что ни одна система классификации не способна их описать. Тем не менее английский учёный-любитель Люк Ховард в 1803 году предложил систему до сих пор считающуюся непревзойдённой. Он выделил 3 основных вида облаков. Послушайте сказку и назовите эти виды. Давным – давно, много лет тому назад жило-было Царство облаков. И жили в нём 3 семейства: Кучевые, Перистые, Слоистые облака. И вот, однажды, никто не знает отчего, затеяли они спор. - Мы красивее всех! - закричали Кучевые облака. Мы появляемся на высоте 2-6 км. Мы состоим из капелек воды и напоминаем большие горы. Нет! - закричали Перистые облака. Это мы красивее всех. Это мы выше всех! Мы поднимаемся на 6-10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево. - Зато мы можем затянуть все небо, - возразили Слоистые облака. - Через нас ничего не будет видно! Мы живем не выше 2 км. Услышала спор Царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам: - Разнести Облака в разные стороны! Слоистые ближе к земле, кучевые повыше, перистые на самый верх! Какие 3 вида облаков? Чтобы подробнее изучить каждый вид облаков соберём учёный совет. Откуда будем брать информацию? (Учебник, дополнительная литература, интернет, знания, полученные ранее). - Что узнали о перьевых облаках? - Что узнали о кучевых облаках? -Что узнали о слоистых? - А когда облака становятся грозовой тучей? - Что узнали о грозовой туче? - Большие грозовые облака достигают в высоту до 16 км, их энергии достаточно для освещения нашего города в течении года. Мы слышим гром и видим молнию. (Молния -мощный электрический разряд, который возникает между двумя грозовыми тучами или между тучей и землей) и опасна. 2 заседание. Рассмотрите запрещающие знаки и сформулируйте правила безопасного поведения во время грозы. Помогут в этом запрещающие знаки. Предупреждение метеорологов. Внимание, внимание! Сегодня в городе Сланцы возможны грозы. Напоминаем: ……..
Оцени работу в группах. Критерии:
Заполните ЛИСТ УСПЕХА - А можно ли потрогать облако и пройти сквозь него? - Вы это делали, и не раз. Только общались не с облаком, а с его родным братом. Как его зовут, узнаете, отгадав загадку: Летним утром спозаранку Выплывает на полянку, Расстилает белый пух, Хоть без ног он и без рук. Туман называют наземным облаком. Он лежит на земле. – Почему в тумане водителям машин необходимо снизить скорость движения, а пешеходам быть особенно внимательными. -Какие познавательные задачи вы решили «открывая» новые знания. Что узнали? А теперь давайте проверим, свои знания. - Каждый ребёнок решает предложенный тест. - Учитель собирает листы, дети закрашивают красным круг у правильного ответа. Дети сверяют. Оценивают работу облаком соответствующей высоты в ЛИСТЕ УСПЕХА. Для чего облака собираются в небе? В природе облака имеют весьма важную роль, именно они являются для земли основным источником влаги, служат надежной защитой в зимний период от переохлаждения, летом защищают от знойных, палящих лучей Солнца. -Для чего нужны новые знания? Посчитайте все баллы. Добавьте себе бонусные 2 балла за то, что помогли мне провести урок. Было легко… Мне помогло… Было трудно… Почему… . С.97. №3 Задание творческое. С помощью ваты или другого материала на картоне изобразите облака. Вату можно подкрасить, если захотите поменять цвет. | Предположения детей. Просмотр опыта «Испарение воды из чайника». - Пар превратился в капли воды. _ Холодный воздух превратил пар в капли воды. Солнце нагревает воду. Предположение детей Стр. 31 Природа дождевого облака Дождь. Снег Стр. 32 Природа снежного облака Дети разглядывают фотографию снежинки в парах. Высказывают предположения. (Из кристаллов льда.) - Град - На луковицу. Работа в парах. Дети рассматривают град в разрезе, делают выводы.
Критерии: 0-2 балла
Заранее подготовленные дети показывают сценку. Кучевые, слоистые и перистые облака. Дети заполняют карточки о разных видах облаков. Перьевые облака похожи на --------- Их можно увидеть ------------ в небе. Они поднимаются на --- км. Состоят перистые облака из ……… - Когда облака сгущаются, то они становятся грозовой тучей. Работа в группах. Ученики озвучивают правила поведения во время грозы под звуки грома. Дети заполняют лист успеха. Туман Дети объясняют. Дети рассказывают о своих открытиях. Предположения детей. | формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение) умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение) способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием развивать познавательный интерес, учебные мотивы формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Разнообразие растений"
Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Разнообразие растений" 3 класс...
Презентация к уроку окружающего мира на тему:"Разнообразие растений"
Презентация составлена к уроку окружающего мира для учащихся 1 класса...
Урок окружающего мира на тему: "Разнообразие животных" (с презентацией)
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе Плешакова. В конспекте удобно и подробно указаны используемые учителем педагогические технологии. К конспекту прилагается презентаци...
Конспект урока окружающего мира по теме "Разнообразие животных" (3 класс)
Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих.Расширить знание детей о разнообразии животных, познакомить с червями, ракооб...
Урок окружающего мира на тему: РАЗНООБРАЗИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ВОДОЕМОВ. МОРЯ И ОКЕАНЫ.
Урок окружающего мира на тему: РАЗНООБРАЗИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ВОДОЕМОВ. МОРЯ И ОКЕАНЫ. Урок составлен для обучающихся 3 класса по программе Поглазовой....
Презентация к конспекту урока окружающего мира на тему: "Разнообразие мира растений"
Презентация поможет на уроках окружающего мира при изучение разновидностей растений...
Конспект урока окружающего мира на тему «Разнообразие мира растений (флоры)»
Конспект урока поможет при изучении разновидностей растений...