Рабочая программа 3 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Пояснительная записка,календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit_zapiska.docx | 40.4 КБ |
ktp.docx | 37.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 года),Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания курса «окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Курс «Окружающий ми» для второго класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественно-научный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружающий мир» отведено 68 часов в год,2 часа в неделю.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир. 1-4 класс. – М.: Просвещение,
2011.
2.Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. – М.: Просвещение, 2007.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2012.
4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2011.
5.CD-ROM. Электронное приложение к учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир.
Мир вокруг нас. - М.: Просвещение, 2012.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как устроен мир | 6 ч |
2 | Эта удивительная природа | 18 ч |
3 | Мы и наше здоровье | 10 ч |
4 | Наша безопасность | 7 ч |
5 | Чему учит экономика | 12 ч |
6 | Путешествия по городам и странам | 15 ч |
68 часов |
Содержание учебного курса «Окружающий мир»
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (8 ч)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (9 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (13 ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
- этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- вырабатывать правильную осанку;
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Основная цель контроля по окружающему миру -проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровненный подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ- системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ( промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
Является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят их нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока | Вид работы | Тема |
2 | Стартовая диагностика | Входная |
7 | Практическая работа №1 | Тела, вещества, частицы |
8 | Практическая работа №2 | Обнаружение крахмала в продуктах питания |
9 | Практическая работа №3 | Свойства воздуха |
10 | Практическая работа №4 | Свойства воды |
11 | Практическая работа №5 | Круговорот воды в природе |
14 | Практическая работа №6 | Состав почвы |
17 | Практическая работа №7 | Размножение и развитие растений |
18 | Проверочная работа | Качество усвоения программного материала за первую четверть |
24 | Тест№1 | Эта удивительная природа |
27 | Практическая работа №8 | Знакомство с внешним строение кожи |
30 | Практическая работа №9 | Подсчет ударов пульса |
31 | Промежуточная диагостическая работа | Итоговая работа за первое полугодие |
36 | Тест №2 | Поведение на улице и в транспорте |
37 | Тест№3 | Дорожные знаки |
40 | Проверочная работа | Наша безопасность |
41 | Практическая работа №10 | Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды |
44 | Практическая работа №11 | Полезные ископаемые |
45 | Практическая работа №12 | Знакомство с культурными растениями |
49 | Практическая работа №13 | Знакомство с различными монетами |
52 | Тест№4 | Чему учит экономика |
65 | Тест№5 | Путешествие по городам и странам |
66 | Итоговая диагностическая работа | Качество усвоения программного материала за учебный год |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир»
2 часа в неделю. Всего 68 часов
№ п/п | К-во часов | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности | Использование наглядных пособий, ЭОР | Примечания | |
план | факт | ||||||
Как устроен мир (6 часов) | |||||||
1 | 1 | Природа. Многообразие природы. Значение природы для людей. | Доказывать, что природа разнообразна. Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. Классифицировать объекты природы. | Рисунки с предметами живой и неживой природы, книга «Зеленые страницы» (А.А.Плешаков) | |||
2 | 1 | Человек | Находить сходство человека от других объектов живой природы. Знать ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение. Оценивать богатство внутреннего мира человека, работать в паре. | Книга «Что такое Кто такой». | |||
3 | 1 | Проект «Богатства, отданные людям» | В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности, -собирать материал в дополнительной литературе. -презентовать проект, - оценивать результаты работы. | ||||
4 | 1 | Общество. | Определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство. Работать в группе. Уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России. | Энциклопедия для детей, карта России. | |||
5 | 1 | Что такое экология. | Анализировать текст учебника, прослеживать взаимосвязи. Приводить примеры взаимосвязей живого и неживого. Отличать экологию от других похожих наук. Учиться определять экологические связи. | Иллюстрации для составления экологических связей. | |||
6 | 1 | Природа в опасности! | Устанавливать причинно-следственные связи между человеком и природой. Различать положительное и отрицательное влияние человека на природу. Сравнивать заповедники и национальные парки. Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу. Работать со взрослыми, готовить доклады о заповедниках в своем регионе. Обсуждать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Запомнить некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. | ||||
Эта удивительная природа (18 часов) | |||||||
7 | 1 | Тела, вещества, частицы. | Характеризировать определять понятия: тело, вещество, частица. Приводить примеры тел, веществ. Работать в группе, проверять с помощью учебника правильность суждений. | Кукла, стакан, ложка, книга, чашка, вода, сахар, воздушный шар. | |||
8 | 1 | Разнообразие веществ. | Наблюдать свойства вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Правильно пользоваться этими веществами. Описывать вещества по плану. Фиксировать результаты исследований в тетрадь. | Книга «Что такое? Кто такой?», соль, сахар, лимонная кислота, уксус, крахмал. | |||
9 | 1 | Воздух и его охрана. | Анализировать состав и свойства воздуха. Извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием. | Стеклянные стаканы, два стекла прямоугольной формы, спичечный коробок, водный термометр, апельсин. | |||
10 | 1 | Вода. | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Определять основные свойства воды. значение воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра. Понимать и анализировать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. Проводить мини-исследование об использовании воды в семье. | Колбочка, вата, земля, песок, глина. | |||
11 | 1 | Превращения и круговорот воды. | Анализировать и понимать, как осуществляется круговорот воды в природе. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. Сравнивать понятия: испарение, круговорот воды. Формулировать вывод о причине появления облаков и выпадении дождя. Рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку. | Фильм «Круговорот воды в природе» | |||
12 | 1 | Берегите воду! | Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду. Находить и использовать цифровые данные из учебника. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели. Интервьюировать взрослых о мерах по охране воды в своем регионе. | ||||
13 | 1 | Как разрушаются камни | Высказывать предположение о причинах разрушения твёрдых пород.. Характеризовать процесс разрушения в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах. Готовить рассказ на основе наблюдений. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. . | ||||
14 | 1 | Что такое почва. | Обсуждать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов в почве. Исследовать состав почвы. Анализировать схему связи почвы и растений. Обсуждать вопрос о связи живого и неживого в почве. Характеризовать меры по охране почвы. | ||||
15 | 1 | Разнообразие растений. Растения нашего края. Краеведение. | Отличать растения одной группы от другой. Анализировать основную классификацию растений. Классифицировать растения из предложенного списка. Приводить примеры с помощью атласа-определителя. Подготавливать сообщения о растениях. | ||||
16 | 1 | Солнце, растения и мы с вами. | Понимать и устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Моделировать процессы дыхания и питания растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь человека и животных. | ||||
17 | 1 | Размножение и развитие растений. | Устанавливать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. Наблюдать, как распространяются семена деревьев. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Презентация «Мы знакомимся с природой», проращенные семена фасоли; коллекция «Плоды и семена», схемы «Дыхание растений», «Питание растений», динамическое пособие «Развитие растения из семени». | |||
18 | 1 | Охрана растений. | Обсуждать и объяснять, почему многие растения становятся редкими. Понимать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. Оформлять памятку «Берегите растения!» | Иллюстрации с изображениями растений, таблица «Развитие растения из семени», видеофильм «Растения Красной книги». | |||
19 | 1 | Разнообразие животных. | Классифицировать животных и их групповым признакам. С помощью атласа относить животное к определённой группе. Работать со словариком. | Иллюстрации с изображениями животных, видеокассета «Мы знакомимся с природой», книга «Зеленые страницы» (А.А.Плешаков). | |||
20 | 1 | Кто есть кто?. Проект «Разнообразие природы родного края» | Характеризовать животных по типу питания. Составлять цепи питания. Характеризовать защитные приспособления животных и растений. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. В ходе проекта дети: -определяют цель и этапы работы, - распределяют обязанности. - находят материалы о природе. - составляют «Книгу природы родного края» | Иллюстрации с изображениями животных, рисунки для составления цепей питания, книга «Зеленые страницы» (А.А.Плешаков). | |||
21 | 1 | Размножение и развитие животных. | Анализировать способы размножения животных. Моделировать стадии размножения. Обсуждать материалы книг. Рассказывать, как заботятся животные о своем потомстве. | Видеофильм «Кто как в лесу живет», мультфильм «Рикки-Тикки-Тави», книга «Зеленые страницы» (А.А.Плешаков). | |||
22 | 1 | Охрана животных. | Актуализировать знания о причинах исчезновения животных. Обсуждать экологические правила, которые должны выполнять люди. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животных. Готовить сообщения о животных. Создавать книжку- малышку «Береги животных» | Карточки с текстами из произведений К.Паустовского «Скрипучие половицы» и М.Пришвина «Кладовая солнца», картинки с изображениями животных, карта России, знаки «Правила поведения в природе». | |||
23 | В царстве грибов. | С помощью иллюстраций учебника и атласа различать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов. Моделировать различие грибов-двойников. | Рисунки грибов, схема гриба. | ||||
24 | 1 | Великий круговорот жизни. | Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи. Устанавливать взаимосвязь между ними. Рассказывать о круговороте веществ на земле. | Рисунки грибов и корзинки, схема строения грибов, видеоаппаратура, мультфильм «Король Лев». | |||
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов) | |||||||
25 | 1 | Организм человека | Актуализировать знания о внутреннем строении организма человека. Моделировать и показывать внутренние органы на модели человека. Обсуждать взаимосвязи анатомии, физиологии и гигиены. Практическая работа в паре. Работа со словариком. | Плакаты «Строение тела», «Пищеварительная система», «Кровеносная система», «Нервная система». | |||
26 | 1 | Органы чувств | Актуализировать знания об органах чувств и их значение для человека. Учиться беречь органы чувств. Формулировать правила гигиены. Самостоятельно изучать материал и готовить рассказы. | Видеофильм «Сенсорные системы». | |||
27 | 1 | Надежная защита организма | Характеризовать функции кожи. Осваивать приемы оказания первой помощи при небольших повреждениях. Подготовить рассказ о об уходе за кожей. | Лупы, чистые стеклышки, видеофильм «Кожа». | |||
28 | 1 | Опора тела и движение | Характеризовать роль скелета. Показывать основные кости скелета. Раскрывать роль правильной посадки за столом. Выполнять физкультминутки. Работать со словарем. | Таблица «Скелет человека». | |||
29 | 1 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | Моделировать строение пищеварительной системы. Обсуждать правила рационального питания. Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. Составлять меню здорового питания. Готовиться к выполнению проекта. | Таблица «Пищеварительная система», этикетки от различных продуктов. | |||
30 | 1 | Дыхание и кровообращение | Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы. Обсуждать взаимосвязь данных систем. Практическая работа в парах: измерение пульса. Измерение пульса у членов семьи. Заботиться о своём здоровье. | Таблицы «Органы дыхания», «Кровеносная система», «Пищеварительная система». | |||
31 | 1 | Умей предупреждать болезни | Характеризовать основные факторы закаливания, учиться закаливать свой организм. Формулировать правила закаливания. Составлять памятку. Регулярно проводить закаливание своего организма. | Плакат «Органы дыхания», иллюстрации с изображением различных видов спорта, листы с текстами для учеников. | |||
32 | 1 | Здоровый образ жизни. | Характеризовать главные правила здорового образа жизни, выполнять их. Различать факторы, укрепляющие здоровье. | Иллюстрации с изображениями шиповника, облепихи, черной смородины, моркови, тыквы, коробочки от витаминов, видеофильм «Поведение». | |||
33 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения. | Выполнять тесты с выбором ответа. Адекватно оценивать свои знания. | ||||
34 | 1 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | Выступать с подготовленными сообщениями. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и других учащихся. | ||||
Раздел «Наша безопасность» 7 часов | |||||||
35 | 1 | Огонь, вода и газ | Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. Моделировать действия ситуаций в игре, и в виде схем. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги. | ||||
36 | 1 | Чтобы путь был счастливым | Анализировать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Обсуждать предложенные ситуации. Выполнять тесты с выбором ответа. | Модели светофоров, модели дорожных знаков, рисунок велосипеда. | |||
37 | 1 | Дорожные знаки | Актуализировать знания о основных дорожных знаков, уметь ориентироваться на дороге. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы. Работа со словарем. | Дорожные знаки. | |||
38 | 1 | Проект «Кто нас защищает» | В ходе выполнения проекта дети учатся: - находить информацию, - интервьюировать сотрудников полиции, ветеранов. - оформлять собранные материалы. - презентовать и оценивать результаты | ||||
39 | 1 | Опасные места | Анализировать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. Составлять схему своего двора с указанием опасных мест. | Мультфильмы «Крокодил Гена», «Ну погоди». | |||
40 | 1 | Природа и наша безопасность. | Характеризовать опасности природного характера. Обсуждать правила безопасности при общении с природой. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Отличать гадюку от ежа. Находить в атласе информацию о ядовитых растениях и грибах. | Иллюстрации с изображениями кошек и собак, ядовитых растений, змей, книга «Зеленые страницы» (А.А.Плешаков), атлас – определитель «От земли до неба», | |||
41 | 1 | Экологическая безопасность. | Анализировать по схеме цепь загрязнения. Выполнять правила личной экологической безопасности. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. | Бытовой фильтр. | |||
Раздел «Чему учит экономика» 12 часов | |||||||
42 | 1 | Для чего нужна экономика | Раскрывать понятие экономика, главную задачу экономики. Различать товары и услуги. Характеризовать роль труда. Прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение недели. | Рисунки с изображениями ножниц, машины, стиральной машины, пылесоса, кастрюли, букета цветов. | |||
43 | 1 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Характеризовать основные составляющие экономики. Раскрывать роль природных богатств. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессии родителей в экономике. | Рисунок мельницы, карточки с терминами. | |||
44 | 1 | Полезные ископаемые. | Анализировать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. Определять ископаемые с помощью атласа-определителя. Характеризовать особенности добычи полезных ископаемых. Готовить сообщения | Образцы из коллекции полезных ископаемых (железная руда, каменный уголь, нефть, глина, известняк). | |||
45 | 1 | Растениеводство | Отличать культурные растения от дикорастущих. Различать культурные растения по атласу- определителю. Исследовать растение и описать его по плану. Характеризовать роль выращивания растений. Исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье. | Рисунки с изображениями культурных растений, гербарий, атлас – определитель «От земли до неба». | |||
46 | 1 | Животноводство | Характеризовать особенности разведения и содержания домашних животных. Выявлять взаимосвязь. Исследовать, какие продукты животноводства используются в семье. | Рисунки с изображениями домашних животных, карточки с названиями культурных растений, видеофильмы, книга «Что такое Кто такой». | |||
47 | 1 | Какая бывает промышленность. | Характеризовать отрасли промышленности. Различать продукцию каждой отрасли промышленности. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Характеризовать труд работников промышленности. | . | |||
48 | 1 | Проект «Экономика родного края» | В ходе проекта дети учатся: - собирать информацию об экономике края. - оформлять собранные материалы, -презентовать и оценивать свою работу. | ||||
49 | 1 | Что такое деньги. | Определять роль денег в экономике. Различать современные российские монеты | Образцы бумажных и металлических денег России и других стран, пара обуви, кусок ткани, шкура животного, фигурка быка, чай, соль, раковина. | |||
50 | 1 | Государственный бюджет | Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы в виде математических задач. Работать со словарем. Отвечать на итоговые вопросы. | Карточки с понятиями «бюджет», «доходы», «расходы», фильм «Приключения Буратино». | |||
51 | 1 | Семейный бюджет. | Выявлять основы семейного бюджета. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Моделировать семейный бюджет. | Карточки с терминами «бюджет», «доход», «расход», листы с текстами. | |||
52-53 | 2 | Экономика и экология. | Характеризовать задачи экологии и две стороны экономики. Анализировать и составлять простейшие экологические прогнозы. Раскрывать связь между экономикой и экологией. Моделировать экологические прогнозы. | Физическая карта России. | |||
54 | 1 | Путешествие по городам и странам (15 часов) | |||||
54-56 | 3 | Золотое кольцо России | Характеризовать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте. Прослеживать маршрут путешествия по карте. Узнавать города по фото. Моделировать маршрут. Готовить сообщения о любом городе. | Иллюстрации с видами достопримечательностей городов, карта путешествия, карточки с названиями городов. | |||
57 | 1 | Проект «Музей путешествий» | В ходе выполнения проекта дети учатся: - собирать экспонаты, - готовить сообщения, - презентовать свои сообщения. | ||||
58 | 1 | Наши ближайшие соседи | Найти государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте. Обсуждать, почему с соседями-государствами нужно иметь дружеские отношения. Готовить сообщения о странах. | Физическая карта России, иллюстрации с видами достопримечательностей зарубежных стран. | |||
59 | 1 | На севере Европы | Изучить материал о северных европейских государствах. Уметь показывать их на карте. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине. Выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы. | Политическая карта Европы, карточки с названиями стран, их столиц и флагов, мультфильмы. | |||
60 | 1 | Что такое Бенилюкс | Работа в группах. Самостоятельно изучать материал о странах Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте. Выступать одному из группы. Составлять вопросы к викторине. Описывать достопримечательности по фото. Используя литературу находить интересные факты. | Политическая карта Европы, карточки с названиями стран, их столиц и флагов. | |||
61 | 1 | В центре Европы | Анализировать страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте. Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего. Моделировать достопримечательности из пластилина. Выяснять, какие товары поступают из стран с Европы. | Карточки с названиями стран, их столиц и флагов, мультфильм «Бременские музыканты», иллюстрации с изображением немецких автомобилей. | |||
62 | 1 | По Франции и Великобритании (Франция) | Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением. Узнавать и описывать достопримечательности по фото. Выяснять, какие товары поступают из Франции | Иллюстрации достопримечательностей Франции и Великобритании, мультфильмы «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах», видеозапись о Париже и Версале. | |||
63 | 1 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением. Узнавать и описывать достопримечательности по фото. Выяснять, какие товары поступают из Великобритании Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны. | ||||
64 | 1 | На юге Европы | Анализировать страны, расположенные на юге Европы, уметь показывать их на карте. Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением. Узнавать и описывать достопримечательности по фото. Выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии. Составлять вопросы к викторине. Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны. | Мультфильм «Приключения Чиполлино». | |||
65 | 1 | По знаменитым местам мира |
Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Работать с картой. Описывать изучаемые достопримечательности. Готовить сообщения о странах из дополнительной литературы. | Иллюстрации с видами достопримечательностей мира, политическая карта мира, видеофильм «Семь чудес света». | |||
66 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения. | Выполнять тесты с выбором ответа. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои и другие выступления. | ||||
67-68 | 2 | Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Выступать с подготовленными сообщениями. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Школа России" 2 класс
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по программе "Школа России", 2 класс...
Рабочая программа "Школа России" 3 класс
Рабочая программа "Школа России" с календарно-тематическим планированием по всем предметам, 3 класс...
рабочая программа "Школа России" 4 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с предъявляемыми требованиями на основе авторской программы "Школа России"...
рабочая программа "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру составлена по УМК "Школа России"...
Рабочая программа "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии....
рабочая программа "Школа России"
материал пригодится учителям при составлении календарно- тематического планирования по предметам в 3 классе...
Рабочая программа "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России"...