Урок защита проектов: Великий гражданин нашего Отечества Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
проект по окружающему миру (4 класс) по теме
- Подвести итог сформированных представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова;
- Обобщить знания;
- Проверить сформированность умения делать выводы;
- Воспитывать чувство гордости за Россию, дающую миру таких учёных, каким был М.В.Ломоносов;
- Способствовать развитию познавательных интересов и желания учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov_konspekt_uroka.docx | 26.28 КБ |
lomonosov.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Мбоу «Гимназия №7»
г.Торжка Тверской области
Тема: Великий гражданин нашего Отечества
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
учитель начальных классов:
Иванова Е.Д.
2011
Урок защита проектов:
Великий гражданин нашего Отечества
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Цели и задачи:
- Подвести итог сформированных представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова;
- Обобщить знания;
- Проверить сформированность умения делать выводы;
- Воспитывать чувство гордости за Россию, дающую миру таких учёных, каким был М.В.Ломоносов;
- Способствовать развитию познавательных интересов и желания учиться.
Оборудование: подготовленные проекты учеников, тест, проектор, компьютер учителя, индивидуальные словари устаревших слов (см.приложение).
Форма проведения: защита проектов.
Ход урока:
I.Орг.момент
Приветствие
Мотивация
II. Актуализация знаний и постановка проблемы
1. Беседа
- О каком великом человеке говорили на прошлом уроке?
- Какие преобразования в России произошли за время правления Петра I?
- Кем он был провозглашён?
2. Тест. Проверка. Оценивание.
III. Совместное открытие новых знаний.
- Мы уж начали урок –
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь многое понять
Об учёном всё узнать.
- Посмотреть на доску. По какому принципу зашифровано слово?
Л М Н С В
- О каком учёном будем говорить?
- Какие задачи поставим?
(учитель комментирует тему, цели, план и др.)
- В течение 2-х недель мы с вами вели исследовательскую работу о жизни и творчестве М.В. Ломоносова. И сегодня на уроке подводим итог. Каждая группа представит подготовленный материал.
Учитель:
Петр I дал сильный толчок развитию русого народа. Потребность в образовании стала ощущаться всё сильнее. Образованные учёны е стали выходить не только из богатых слоёв общества, но и из бедных. Ярким примером является появление М.В.Ломоносова, который будучи крестьянином, стал величайшим русским учёным, поэтом.
Читаю эпиграф на доске.
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отросли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страсти все души: историк, риторик, механик, химик, металлург, художник и стихотворец – он все испытал и все проник…»
А.С. Пушкин
IV. Жизнь и творчество М.В. Ломоносова.
1 группа.
А) Детство М.В.Ломоносова
Б) Годы учёбы
Открытия в области наук
2 группа
М.В. ломоносов основоположник русской поэзии. Он написал более 20 торжественных од (работа со словариком). В них он вкладывал пламенную любовь к науке и Отечеству.
А) Открытия в области литературы
Б) Выпустил учебник «Риторика»
В) Разработал правила грамматики русского языка
Г) Составил книгу «Российская грамматика»
Д) В 1751г. Вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе» М.В. Ломоносова (чтение стихотворения)
3.Учитель
М.В.Ломоносов был величайшим новатором в химии. Он требовал объединения химии, физики, математики для совместного изучения химических явлений. Химия и физика, по его мнению, составляют неразрывное целое. Он провёл свыше четырёх тысяч опытов, открыл смальту - цветное непрозрачное стекло, стал мастером мозаичного искусства.
2 группа - Открытие в области химии.
(презентация открытие в области химии)
4.Учитель
Ломоносов призывал к изучению и разработке земных недр. Он писал:
- «Пойдём ныне по своему Отечеству… Станем добираться отличных камней, мраморов и даже изумрудов, яхонтов и алмазов. Дорога будет не скучна, в которую хотя и не везде сокровища нас встречать станут, однако везде увидим минералы, в обществе потребные»
Как горный инженер и металлург Ломоносов содействовал поискам и разработке полезных ископаемых.
(Презентация разработка земных недр)
5.Учитель.
Ломоносов не щадил сил чтобы обеспечить развитие науки и культуры в России. Он стремился сделать науку – всеобщим достоянием, привлечь к ней ,как можно больше одарённых людей из самых глубин русского народа.
3 группа – презентация о МГУ
Открытие в области: астрономии, истории, географии.
Мы обобщили работу, у нас получился проект. Тем. Кто работал оценка «5»
V. Обобщение:
Учитель.
- Великий сын русского народа М.В. Ломоносов вошел в нашу эпоху как почетный гражданин Отечества.
- Что позволило М.В. Ломоносову так много величайших открытий?
Учитель.
Обращаясь к российскому народу, к вам, ребята, Ломоносов призывает показать способность к учебе и наукам, считал, что ставить свое Отечество надо знаниями.
Работа в группах
Подведение итогов:
Восстановите план рассказа о Ломоносове
1.Возвращение в Россию.
2.Учеба за границей.
3.Детские и юношеские годы.
4.Учёба в Славяно-греко-латинской академии.
5.Работа в Петербургской академии наук.
6.Учёба в Петербургской академии.
3.Детские и юношеские годы.
4.Учёба в Славяно-греко-латинской академии.
6.Учёба в Петербургской академии.
2.Учеба за границей.
1.Возвращение в Россию.
5.Работа в Петербургской академии наук.
Проверка
Этот план вам поможет приготовить домашнее
Домашнее задание: пересказ по плану, тетрадь к.1, учебник
Приложение
ТЕСТ
1.В какой стране Петр I учился плотницкому делу:
- Голландии
- Швеции
- Франции
2.Как называлось судно, на котором царь учился навигации:
- Ладья
- Фрегат
- Бот
3.В какое море Россия получила выход после победы над шведами:
- Черное
- Балтийское
- Баренцево
4.Первая русская газета называлась:
- «Новости»
- «Ведомости»
- «Россия»
5.В каком городе был открыт первый русский музей:
- Москве
- Петрозаводске
- Санкт-Петербурге
Словарь
Ода - жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.
Смальта - цветное, непрозрачное стекло, применяемое для изготовления мозаик
Мозаика - изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; отрасль живописи, используемая преимущественно для украшения зданий.
Восстановите план рассказа о Ломоносове
Возвращение в Россию.
Учеба за границей.
Детские и юношеские годы.
Учёба в Славяно-греко-латинской академии.
В Петербургской академии наук.
Учёба в Петербургской академии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели : Подвести итог сформированных представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова; Обобщить знания; Проверить сформированность умения делать выводы; Воспитывать чувство гордости за Россию, дающую миру таких учёных, каким был М.В.Ломоносов; Способствовать развитию познавательных интересов и желания учиться.
Деревня Мишанинская Архангельской губернии
Галиот Модель
Книги в доме Ломоносовых «Грамматика» Мелетия Смотрицкого «Арифметика» Леонтия Магницкого
Получив паспорт, заняв у соседа три рубля, прихватив с собой «Арифметику» и «Грамматику», 9 декабря 1730 года он с молчаливого согласия отца покинул родительский дом
Здание церкви бывшей Славяно-греко-латинской академии 3 коп. в день 1 коп. – на хлеб 1 коп. – на квас 1 коп. – на обувь
Петербургская академия Университет в г. Марбурге
Титульный лист «Краткого летописца с родословием» М. В. Ломоносова. 1760. Титульный лист «Российской грамматики» М. В. Ломоносова. 1755. Титульный лист «Риторика» М. В. Ломоносова. 1748.
Смальта – цветное непрозрачное стекло. Мозаика
Открытия в области химии
Разработка земных недр
Московский государственный университет
Детские и юношеские годы. Учёба в Славяно-греко-латинской академии. Учёба в Петербургской академии. Учеба за границей. Возвращение в Россию. Работа в Петербургской академии наук. Восстановите план рассказа о Ломоносове
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект "Великая Отечественная война"
Материал урока представлен в виде выступления детей по группам: 1 группа - Блокада Ленинграда, 2 группа-Битва под Москвой , 3 группа -Курская дуга, 4 группа-Города -герои, 5 группа - Юные герои-антифа...
Урок немецкого языка в 4 классе "Защита проекта по теме "Наша квартира"
Идея создания данного проекта: Сделай игрушки для себя и других своими руками....
Защита проекта: Книга Памяти "Наши прадеды"
Защита проекта...
Защита Родины-долг гражданина
материал к уроку 22 ОРКСЭ...
Учебный проект «Великая Отечественная война в истории нашего края».
Учебный проект «Великая Отечественная война в истории нашего края»....
ПРОЕКТ "ВЕЛИКАЯ ВОЙНА, ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА: ПОКЛОНИМСЯ ГОРОДАМ - ГЕРОЯМ "
Воспитание патриотизма младших школьников - неотъемлемая часть работы современной школы. Данный проект поможет подрастающему поколению расширить знания о Великой Отечественной войне ...