ПРОЕКТ "ВЕЛИКАЯ ВОЙНА, ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА: ПОКЛОНИМСЯ ГОРОДАМ - ГЕРОЯМ " (3-4 классы)
проект по окружающему миру (4 класс)

Старовойтова Татьяна Геннадьевна

Воспитание патриотизма младших школьников  - неотъемлемая часть работы современной школы.  Данный проект поможет подрастающему поколению расширить знания о Великой Отечественной войне  1941-1945 гг и сохранить память на века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект442 КБ
Файл Карточки795.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

ПОСВЯЩАЕТСЯ 78 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.

ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ  

«ВЕЛИКАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА:

 ПОКЛОНИМСЯ ГОРОДАМ – ГЕРОЯМ»

 

   Цель:

  1. Открыть новое знание: познакомить детей с городами - героями ВОВ 1941 – 1945 гг. в рамках проекта;
  2. Собрать материал для будущей книги доблести о городах – героях ВОВ 1941 – 1945 гг.;
  3. Презентация проекта на открытом уроке/общешкольном мероприятии, посвящённом 78– летию Победы.

   Задачи:       

  1. Образовательная:
  • Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.;
  • Познакомить учащихся с городами, заслужившими звание героя;
  • Познакомить с песнями, написанными в годы войны;
  • Вызвать интерес и расширить кругозор учащихся в области исторических знаний о своей стране;
  • Выявить умение и способность учащихся самостоятельно работать по теме;
  • Формировать речевые умения.
  1. Воспитательная:
  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к Родине; уважение к славным страницам прошлого;
  • Показать силу и мощь советского народа, вынесшего на своих плечах всю жестокость войны;
  • Способствовать формированию гражданской позиции обучающихся, пробудить интерес к изучению истории своей страны;
  • Привлечь к проекту членов семьи;
  • Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.
  1. Развивающая:
  • Развивать умение работать самостоятельно с информацией;
  • Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • Способствовать развитию познавательной активности у учащихся;
  • Способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей, обучающихся;
  • Развивать умение предъявить свою работу другим.

   УУД:

  1. Личностная:
  • Содействовать патриотическому воспитанию учащихся;
  • Пробуждать интерес к ее духовному наследию;
  • Воспитывать гордость за свою страну;
  1. Познавательная:
  • Расширить знания детей о жизни страны и народа в годы ВОВ 1941- 1945 гг.;
  • Сформировать у учащихся умение находить необходимую информацию в различных источниках (например, в интернете);
  • Учиться понимать информацию, представленную в виде текста;
  1. Регулятивная:
  • Осознать цель своей работы;
  • Спланировать действия по заданному алгоритму (алгоритм прилагается);
  • Реализовать себя в данном проекте.
  1. Коммуникативная:
  • Формировать умение строить диалогические и монологические высказывания;
  • Осуществлять совместную деятельность в творческих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;
  •  Формировать умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;                        
    Средства обучения:
  • Презентация;
  • Фотографии городов - героев;
  • Книги о ВОВ;
  • Аудиозаписи песен военных лет;
  • Видеопроектор;
  • Фонограммы;
  • Ссылки из интернета.

Основные формы работы на подготовительном этапе:

  • Просмотр видеосюжетов, фильмов о ВОВ 1941 – 1945 гг.;
  • Знакомство с материалами о героях ВОВ;
  • Разбор терминов: «Патриотизм», «Героизм», «Фашизм».

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Уже совсем скоро мы будем праздновать великий праздник – 78 – ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ НАШЕЙ СТРАНЫ НАД ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ.  Невозможно пройти мимо этого масштабного события. По всей стране люди, от мала до велика, с нетерпением ждут и готовятся к этому празднику, хоть и прошло без малого уже 78 лет.

Одной из главнейших тем патриотического воспитания в школе является тема «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.». Великая Отечественная война 1941-1945гг. – война, какой не было в истории человечества. Сегодня мы затрагиваем вопрос пристального внимания к изучению военной истории, и это правильно. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Подрастающее поколение должно знать, кем были их прадеды, и кому они обязаны своей жизнью. А главное, чтобы эта страница истории никогда не была забыта.

Памяти наших прадедов, дедов, матерей, провожавших солдат и офицеров Советской Армии, всех павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов посвящается…

ВВЕДЕНИЕ

В рамках проекта «Поклонимся городам – героям» будут задействованы учащиеся 3 – 4 классов. Ребята шаг за шагом окунутся в историческое прошлое нашей большой страны и перенесутся в те далёкие страшные годы ВОВ. Во время такого необычного путешествия мы будем останавливаться в городах, которыми гордится наша страна и каждый из нас. И соберём материал о событиях того времени.

В результате исторического экскурса появится материал для книги доблести городов – героев нашего Отечества, которая станет, достоянием нашего класса и школы. Так же, ребята покажут свои результаты работы на общешкольном мероприятии, посвящённом 70-летию Победы.

Данный проект разработан и предназначен для проведения уроков мужества в начальной школе, при подготовке к мероприятиям, посвящённых Дню Победы, а также на уроках истории и окружающего мира.

Работа детей проходит в творческих группах по 4 - 5 человек. В ходе исследования учащиеся находят и перерабатывают информацию о городах и представляют её в виде докладов, рисунков и фотографий. В результате работы появляется материал для книги, презентация и сценарий мероприятия. Проект реализуется во внеурочное/урочное время.

Работа была построена следующим образом:

  1. ПОДГОТОВКА

   Для учащихся определить тему и цель проекта. Предложить ребятам собрать материал для книги доблести городов – героев нашего Отечества. В этой книге можно будет найти следующую информацию о городе - герое: а) стихотворение/песню/легенду; б) краткую историческую справку и в) дату присвоения почётного звания города - героя. Любой вид информации будет подкреплён фотографиями, рисунками и текстовым материалом.

   Уникальность этого проекта состоит в том, что именно учащиеся начальных классов будут заниматься исследованием темы ВОВ 1941 – 1945 гг. и презентуют свой материал в рамках литературно-музыкальной композиции «Поклонимся городам-героям».

  Учитель всё время помогает ребятам в работе над проектом, организует выступление на общешкольном мероприятии, показывая презентацию, при необходимости комментируя сказанное.

 

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ

  Учащиеся делятся на творческие группы (учитель помогает разделиться на группы, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика и их интересы в общении) и перед ними ставятся конкретные задачи:

  • 1-ая группа занимается сбором информации о городе Бресте и Брестской крепости;
  • 2-ая группа занимается сбором информации о блокаде Ленинграда и о Дороге Жизни;
  • 3-я группа занимается сбором информации о городе Москва;
  • 4-ая группа занимается сбором информации о городе Сталинград (Волгоград);  
  • 5-ая группа занимается сбором информации о городе Минск;
  • 6-ая группа занимается сбором информации о городе Керчь;
  • 7-ая группа занимается сбором информации о городе Киев;
  • 8-ая группа занимается сбором информации о городе Мурманск;
  • 9-ая группа занимается сбором информации о городе Новороссийск;
  • 10-ая группа занимается сбором информации о городе Одесса

  Перед каждой творческой группой стояла задача найти информацию в разных доступных источниках (и в Интернете) о городах, прославившихся в годы ВОВ, следуя следующему алгоритму:

  1. Стихотворение/песня/легенда;
  2. Исторический экскурс;
  3. Дата присвоения почётного звания города - героя.

  В ходе работы над проектом проводится анализ выполненного задания, при необходимости учитель помогает ученикам, корректирует их работу.

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ

    Свою работу дети сопровождают рисунками, фотографиями, стенгазетами. Собирается и обсуждается информация по теме, отбирается главное. После совместного обсуждения выбирается лучший вариант работы, который войдёт в книгу доблести и в сценарий мероприятия. Учитель корректирует последовательность расположения городов - героев в презентации, а также расположение фотоматериалов в ней.

  1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

   Учащиеся презентуют свою работу на общешкольном мероприятии, посвящённом 78 – летию Победы.

  1. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

   Учитель положительно оценивает активность работы учащихся, качество и умение работать с информацией (текстом) в ходе работы над проектом, а также рассматривается вопрос потенциала продолжения работы над темой в будущем.

 

ХОД УРОКА/МЕРОПРИЯТИЯ

   Звучит фрагмент песни «От героев былых времён».

   Ведущий: 

Презентация (1 слайд)

  • В этом году вся страна отмечает 78 – летие со дня освобождения страны от фашистских захватчиков.  Ребята, вам очень повезло. Вы родились и выросли на мирной земле. Вы знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома и бесконечных бомбёжек. Строятся новые города, но вы даже не подозреваете, как они легко разрушаются под градом бомб и снарядов. Вы знаете, как обрываются сны, но не видели, как обрываются человеческие жизни. Вы не знаете боли расставания с близкими людьми, зная, что это навсегда. На вашем столе всегда есть хлеб, и вы не можете себе представить, что в те далёкие годы он ценился дороже золота. Вы мирно просыпаетесь, улыбаетесь своим родителям и радуетесь каждому новому дню. В роковое утро 1941 года не суждено было проснуться многим…

(2 слайд)

 … 22 июня 1941 года началась страшная кровопролитная война. Фашистская Германия напала на нас внезапно, без объявления войны. Брестская крепость первой приняла на себя удар фашистской армии.

Звучит голос Левитана о начале войны. Звучит песня «Священная война».

Ведущий:

- Эта песня была написана в первые дни войны поэтом В. Лебедевым - Кумачём и композитором А. Александровым. Её слова были опубликованы в газете «Известия» через два дня после начала войны – 24 июня 1941 года. А 27 июня песня впервые была исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.

1. БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ – КРЕПОСТЬ – ГЕРОЙ

(1 –ая группа)

1-ый ученик:

(3 слайд) – Маша Х

Я - древний Брест …
Над Родиною щит
Доверено держать с рожденья мне.
Не зря в моем названии звучит
Суровый лязг затвора в тишине.
Как Пересвет,
За честь родной земли
Я первым
На рассвете принял бой …
Из дней,
Что на крови моей взошли,
Простерла Слава руку надо мной.

2-ой ученик:

Глеб Ш

 - Брестская крепость, построенная царской Россией в 1833 - 1842 гг. в двух километрах к западу от Бреста, на правом берегу Буга, использовались для расквартирования частей Советской Армии. В 4 часа утра 22 июня 1941 года на крепость обрушился бомбовый шквал. В первые минуты погибли сотни наших солдат и командиров, женщин и детей. Немецкие диверсанты, переодетые в красноармейскую форму, захватили мосты через реку Буг и вплотную подошли к стенам крепости. Однако попытка гитлеровцев взять крепость с ходу была отбита ее защитниками. Немногочисленный гарнизон крепости вступил в неравную борьбу с превосходящими силами противника. Бойцы и командиры, верные своей воинской присяге, превратили маленький клочок земли в крупный очаг сопротивления.

3-ий ученик: - Лера Л

- Героическая оборона продолжалась почти месяц. К этому времени Брест оказался за сотни километров от линии фронта. Радиосвязь была потеряна в первые часы войны, и о судьбе крепости никто не знал. Гитлеровцы смогли войти в неё только после того, как все наши бойцы были убиты или тяжело ранены. Уже после войны стало известно, что некоторые из защитников Брестской крепости остались в живых и вернулись из плена. За массовый героизм и мужество его защитников Бресту 8 мая 1965 года была присвоена высшая степень отличия - звание «Крепость-Герой».

4-ый ученик: Иван Я

(4, 5 слайды)

-- В музее Брестской крепости рассказывают легенду о советском солдате, который сражался один на протяжении 10 месяцев, не подпуская немцев к развалинам крепости. 

Когда солдат вышел - это был худой, изможденный человек, он был совершенно седой и совершенно слепой. В подвале было темно и, выйдя на свет, человек потерял зрение. На вопрос: «Кто вы? Назовите свою фамилию, звание», он ответил: «Я - советский солдат». Потрясенные мужеством советского солдата, немцы выстроились в шеренгу, а офицер отдал честь. До машины советский солдат не дошел, он упал замертво.

2. ГОРОД – ГЕРОЙ -  ЛЕНИНГРАД

(2 –ая группа)

1-ый ученик:

(6 слайд) …

Мне кажется: когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.

 Они к Неве по улицам идут,
Как все живые. Только не поют.

Не потому, что с нами не хотят,
А потому, что мёртвые молчат.

Мы их не слышим, мы не видим их, 
Но мёртвые всегда среди живых.

Идут и смотрят, будто ждут ответ:
Ты этой жизни стоишь или нет?..

- Тех, кто уже никогда не вернётся, почтим минутой молчания. 

Минута молчания…

2-ой ученик: Егор Г

(7 слайд)

- Гитлер приказал стереть Ленинград с лица земли. Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1941 г. Фашистские войска после продолжительных и упорных боев отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада — страшные дни для города. Не было топлива, электричества, вышел из строя водопровод. Начался голод. 900 дней и ночей находился город в осаде. Выехать из города невозможно. Немцы так близко подошли к Ленинграду, что могли обстреливать из пушек ленинградские улицы. А до линии фронта можно было доехать на трамвае.

 (8 слайд)

- Хлеб ленинградцам выдавали по карточкам. Норма выдачи хлеба населению  в период с 20 ноября по 25 декабря 1941 г. была самой низкой и составляла: для рабочих — 250 граммов суррогатного хлеба в день, для служащих, иждивенцев и детей - 125 граммов на человека.
Есть в Ленинграде Пискаревское кладбище, на котором похоронено 650 тысяч простых людей, умерших от голода.

3-ий ученик:

(9 слайд) - …

Потомок, знай!

В суровые года

Верны народу,

долгу и Отчизне.

Через торосы Ладожского льда,

Отсюда мы вели Дорогу жизни.

Чтоб жизнь не умирала никогда.

- Через замерзшее Ладожское озеро шла единственная дорога, по которой подвозили продукты в осажденный Ленинград - "Дорога Жизни".  

4-ый ученик: - Маша Х

- В конце января 1944 г. город Ленинград, площади которого политы потом и кровью героических защитников, был полностью освобожден от вражеской блокады.

В ознаменования заслуг горожан, солдат и матросов Красной Армии и Военно-Морского флота, партизанских соединений и народных дружин, защищавших город, именно Ленинграду было дано право на проведение салюта в честь полного снятия блокады, приказ о котором подписал маршал Говоров, которому это право доверил лично Сталин. Такой чести не был удостоен ни один из командующих фронтами за всё время Великой Отечественной войны.

______

- Ленинград в числе первых городов Советского Союза (вместе со Сталинградом, Севастополем и Одессой) был назван Городом-Героем в Приказе Верховного Главнокомандующего, датированном 1 мая 1945 года.

В числе первых удостоился Ленинград и почётного звания "Город-Герой", учреждённого 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которым город был награждён высшими наградами Советского Союза — орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда", изображения которых гордо красуются на городском знамени.

3. ГОРОД – ГЕРОЙ -  МОСКВА

(3 –я группа)

1 - ый ученик: Лида П

(10, 11 слайды)

- В конце сентября 1941 года немецко-фашистская армия, имея численное превосходство в танках, самолетах, артиллерии и пехоте, начала наступление на Москву. Развернулось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны.

Сотни тысяч москвичей под дождем и снегом строили оборонительные сооружения, возводили на окраинах города баррикады. Рабочие столичных заводов днем и ночью ковали оружие для фронта. Москва приняла суровый облик фронтового города.

2-ой ученик: Денис П

(12 слайд)

- Но, ни взять, ни окружить Москву Гитлеру не удалось. ПОДВИГ СОВЕРШИЛ ЛЕТЧИК Виктор Талалихин - он первым в мире применил таран в ночном воздушном бою. Подвиг совершила дивизия генерала Панфилова. 30 дней. Все бой и бой. Пал смертью храбрых, защищая Москву, Иван Васильевич Панфилов, но остались его панфиловцы, которые совершили подвиг у разъезда Дубосеково. Их было 28. Возглавил бойцов политрук Клочков. Ему принадлежат слова: «Друзья, велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Вступили солдаты в неравную битву. Все меньше и меньше их. Убит и Клочков. Стойко сражались герои-панфиловцы. Доказали, что мужеству нет предела. Не пропустили они фашистов к Москве. 5 декабря 1941 года фашистов погнали от Москвы.

 (13 слайд)

 - Среди 13 городов-героев Советского Союза, Город-Герой Москва занимает особое место. Именно в битве под советской столицей весь мир увидел первое в истории поражение безупречно-отлаженной военной машины III Рейха. Именно здесь состоялась битва колоссального масштаба, равной которой всемирная история не знала ни до, ни после, и именно здесь советский народ продемонстрировал высшую степень мужества и героизма, которая потрясла мир.

  3-ий ученик:   Антон К

- 8 мая 1965 года Президиумом Верховного Совета СССР было учреждено Почётное звание "Город-Герой", и в этот же день Москва (наряду с Киевом и Брестской крепостью) удостоилась чести быть награждённой новым высоким званием. Как справедливо отмечают все отечественные и зарубежные военные историки, поражение под столицей Советского Союза надломило боевой дух германской армии, впервые с явной силой обнажило раздоры и противоречия в высшем нацистском руководстве, вселило надежду в угнетённые народы Европы в скорое освобождение, активизировало национально-освободительные движения во всех европейских странах...

 - Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной Войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня композитора К. Листова на слова поэта А. Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь».

Исполняется песня «Бьётся в тесной печурке огонь».

4. ГОРОД – ГЕРОЙ -  ВОЛГОГРАД - СТАЛИНГРАД

(4 –ая группа)

1- ый ученик: Милана П

(14 слайд)

Сталинград!
Крепость на Волге.
Город-легенда.
Город-герой.
Здесь люди стояли, как скалы.                                                                                                      Здесь жизнь победила смерть.

2-ой ученик: Вика К

(15 слайд)

- В солнечный день 23 августа 1942 года тысячи самолетов с черными крестами полетели к Сталинграду, они сбросили на жилые кварталы сотни бомб. Горело все, рушились здания, город окутался дымом. Фашистам удалось прорваться на окраину города, к тракторному заводу. На тракторном заводе выпускали танки. Танки прямо из цехов шли на фронт и сражались с фашистами. За каждый район, улицу, дом сражались сталинградцы. Даже вода в Волге горела.

3-ий ученик: Бахтиёр С

(16 слайд)

- Есть в Волгограде памятник - Дом Павлова. Здесь «небольшая группа защитников уничтожила столько гитлеровцев, сколько они не потеряли при взятии Парижа». 2 февраля 1943 года в город на Волге после упорных боев, наконец-то, пришла победа. 330 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, которыми командовал фельдмаршал Паулюс, оказались в кольце и сдались в плен.

4-ый ученик: Мамад Ю

(17 слайд)

- Всему миру известен Мамаев курган, где шли особенно кровопролитные бои. Мамаев курган — самая высокая точка в городе. Несколько раз вершина кургана переходила из рук в руки, то к нашим, то к немецким войскам. Было сброшено на курган столько снарядов, бомб, что после освобождения целых 2 года на нем не росла трава.

- 1 мая 1945 года город на Волге был назван в числе первых городов-героев в Приказе Верховного Главнокомандующего (наряду с Севастополем, Одессой и Ленинградом), а 20 лет спустя, 8 мая 1965 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, Сталинграду было присвоено почётное звание "Город-Герой". В тот же день этой чести удостоились Киев и Москва, а также Брестская крепость.

5. ГОРОД – ГЕРОЙ -  МИНСК

(5 –ая группа)

1- ый ученик: Лусине И

(18 слайд)

«Я не только, как дом свой,                                                                                                                          

Тебя уважаю.

В детской памяти,

В сердце моем

С давних пор.

Ты стоишь партизаном,

С красной лентой пожаров

И с седыми руинами,

Что стреляли в упор…

2-ой ученик: Ваня В

(19 слайд)

- Минск - столица Белоруссии - один из первых советских городов, принявших на себя удар гитлеровской военной машины. Здесь было много партизан. В Белоруссии к лету 1944 г. гитлеровцы убили свыше 2 миллионов 200 тысяч мирных жителей и пленных. Вдумайтесь в это число. Как много их было — от седых стариков до грудных младенцев, — расстрелянных из пулеметов и автоматов и еще живыми зарытых во рвах. Их сжигали живыми в сараях и домах, обложенных соломой. Кололи штыками. Морили голодом и холодом. 380 тысяч белорусских парней и девушек увезли фашисты в Германию на рабскую работу. Шло планомерное уничтожение белорусского народа (в Белоруссии погиб каждый четвертый). Белорусскую землю готовили к заселению немецким народом.

В 1974 году в ознаменование заслуг граждан города в борьбе против нацизма Минск получил звание Город-Герой.

3-ий ученик: Лера Л

- За заслуги столицы Белоруссии в борьбе против фашистских завоевателей, Минск был удостоен почётного звания "Город-Герой" в соответствии с Постановлением Президиума ВС СССР от 26 июня 1974 года. В память о военных событиях той эпохи в городе установлен ряд памятников, самыми известными из которых являются Памятник Победы и вечный огонь, Курган Славы и Памятник воинам-танкистам.

6. ГОРОД – ГЕРОЙ -  КЕРЧЬ

(6 –ая группа)

1- ый ученик: Элина М

(20 слайд)  

Там такая была пора,

Что - навечно - к заре лицом

Поднялась Митридат - гора,

Вся исхлёстанная свинцом.

Било время по ней в упор,

Побелели края висков

2-ой ученик: - Ксюша Н

(21 слайд)

`- Всем! Всем! Всем! Всем народам Советского Союза! Мы, защитники обороны Керчи, задыхаемся от газа, умираем, но в плен не сдаемся!`, - это текст знаменитой радиограммы одного из защитников каменоломен Аджимушкая - полковника Ягунова. Подвиги и героизм жителей Керчи - одна из самых трагичных и великих страниц Отечественной войны. За время оккупации этого города фашисты уничтожили 15 тысяч мирных граждан, угнали в Германию более 14 тысяч. Но дух гордого народа не был сломлен, ни смотря, ни на что!

3-ий ученик:

- Керчь по нескольку раз переходил из рук в руки в годы ВОВ. Впервые город был захвачен фашистами 16 ноября 1941 года. Однако спустя полтора месяца город был освобожден советскими войсками (30 декабря) и пребывал под контролем Красной Армии почти 5 месяцев, вплоть до 19 мая 1942 года. Последующая оккупация Керчи продлилась почти 2 года. Советские граждане столкнулись с настоящей лавиной террора: за это время от рук захватчиков погибли почти 14 тысяч горожан, ещё столько же было угнано на принудительные работы в Германию. Незавидная судьба постигла и советских военнопленных, 15 тысяч из которых было ликвидировано.

4-ый ученик: Осиё У

- 11 апреля 1944 года воины начали штурм города и после упорных боев освободили его. Победное знамя взвилось на горе Митридат, там, где ныне высится гранитная стрела обелиска Славы и горит Вечный огонь в память павших и в честь живых, тех, кто здесь, на керченской земле, отстаивал свободу и независимость нашей Родины.

- За участие в освобождении города 146 человек получили высшую государственную награду - Звезду Героя Союза ССР.

Другими высшими государственными наградами (орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда") чуть позже был отмечен и сам город, а 14 сентября 1973 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР Керчи было присвоено почётное звание "Город-Герой".

. 7. ГОРОД - ГЕРОЙ -  КИЕВ

(7 –ая группа)

Звучит песня «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа…» (стихи Б.К. Ковынева)

1- ый ученик: Лера Л

(22, 23 слайд)

Прекрасный Киев наш

На вековечных кручах!

Многострадальному -

Хвала тебе, хвала!

Пускай сияет день,

Где ночь,

Как смерть, прошла,

Пускай блестит весна,

Где небо было в тучах!

2-ой ученик: 

- 6 июля 1941 года, после вероломного нападения немецко-фашистских войск на Советский Союз, в Киеве был создан Штаб обороны города, а несколько дней спустя началась героическая оборона украинской столицы, продолжавшаяся 72 дня (до 19 сентября 1941 года). В результате советскими войсками и жителями города были уничтожены свыше 100 тыс. солдат и офицеров Вермахта.

3-ий ученик: …

- Одним из первых советских городов, значительно задержавшим продвижение врага на начальном этапе Великой Отечественной войны, была столица Украины Город-Герой Киев, получивший это звание в день его учреждения Президиумом Верховного Совета СССР 8 мая 1965 года.

- В память о событиях 1941-1945 года в городе был воздвигнут Мемориальный комплекс "Национальный музей истории Великой Отечественной войны" - еще одно свидетельство того, что подвигу народа-победителя - жить в веках.

.8. ГОРОД – ГЕРОЙ -  МУРМАНСК

(8 –ая группа)

1- ый ученик: …

(24 слайд)

- Как неприступная крепость стоял на северном крыле советско-германского фронта героический заполярный город Мурманск. Город выдержал всё: и два генеральных наступления (в июле и сентябре), и 792 авианалёта, во время которых на город было сброшено 185 тыс. бомб (в иные дни гитлеровцы совершали до 18 налётов).

2- ой ученик: …

- За время героической обороны в городе было разрушено до 80% зданий и строений, но город не сдался, и, наряду с обороной, продолжал приём конвоев от союзников, оставаясь при этом единственным портом Советского Союза, который был в состоянии их принимать.

3-ий ученик: …

- За стойкость, мужество и героизм, проявленный защитниками и жителями при обороне города, Мурманск 6 мая 1985 года был удостоен почётного звания "Город-Герой" на основании Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР.

В память о героических днях обороны в городе было сооружено множество памятников и монументов, наиболее значимыми из которых являются "Памятник Защитникам Советского Заполярья" (т.н. "Мурманский Алёша"), памятники "Герою Советского Союза Анатолию Бредову" и "Воинам 6-й Героической комсомольской батареи".

.9. ГОРОД – ГЕРОЙ -  НОВОРОССИЙСК

(9 –ая группа)

1- ый ученик: Глеб Ш

(25 слайд)

В звездном свете

Братские могилы.

Часовыми встали тополя.

Здесь солдаты спят,

Которых приютила

Малая земля

2-ой ученик: …

(26 слайд)

- Битва за Кавказ началась в конце июля 1942 г. Одним из важных районов этой борьбы свыше года оставался Новороссийск. Оборона Новороссийска длилась 393 дня (дольше в той войне оборонялся только Ленинград). На огневом рубеже, созданном в районе цементных заводов города, наступление гитлеровцев было остановлено. Враг так и не смог воспользоваться Новороссийским морским портом. В него не прошел ни один фашистский корабль. Разрушенный до основания, весь в дыму пожарищ, Новороссийск выстоял и победил.

3-ий ученик: Элина М

(27 слайд)

- В боях за Новороссийск немеркнущей славой покрыли себя герои легендарной "Малой земли". 225 дней продолжались кровопролитные бои на этом плацдарме площадью в 30 квадратных километров. По этому клочку земли вели ураганный огонь десятки артиллерийских и минометных батарей. «Малая земля» приковала к себе крупные силы врага и сыграла большую роль в разгроме его войск в этом районе.

__________________

- Первую свою награду - орден Отечественной войны 1-й степени, Новороссийск получил 7 мая 1966 года, а спустя 7 лет, 14 сентября 1973 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР городу было почётное звание "Город-Герой" с вручением медали "Золотая Звезда" и ордена Ленина.

В память о тех героических временах в городе установлен ряд памятников, самыми известными из которых являются монумент "Оборона Малой Земли", памятник майору Ц. Л. Куникову, Братская могила, памятник "Огонь вечной славы", мемориал "Малая земля", памятники "Неизвестному матросу" и "Героическим морякам-черноморцам".

10. ГОРОД – ГЕРОЙ -  ОДЕССА

(10 –ая группа)

1- ый ученик:

(28, 29 слайды)

Пусть рушатся, хрипя, дома в огне пожарищ,

Пусть смерть бредет по улицам твоим,

Пусть жжет глаза горячий черный дым,

Пусть пахнет хлеб теплом пороховым,

Одесса, город мой,

Мой спутник и товарищ,

Одесса, город мой,

Тебя мы не сдадим!»

2- ой ученик: Ислам Р

- Одним из четырёх городов, впервые названными в статусе городов-героев в Приказе Верховного Главнокомандующего от 01.05.1945 года, была Одесса (наряду со Сталинградом, Ленинградом и Севастополем). Такой высокой чести город удостоился за героическую оборону в период с 5 августа по 16 октября 1941года. Эти 73 дня дорого обошлись немецким и румынским войскам, потери которых исчисляются 160 тысячами солдат и офицеров, более чем 200 самолётами, примерно сотней танков.

3- ий ученик: Ваня В

- Защитники города так и не были побеждены: в период с 1 по 16 октября кораблями и судами Черноморского флота в обстановке строжайшей секретности из города были вывезены все имеющиеся войска (ок. 86 тыс. человек), часть гражданского населения (более 15 тыс. чел.), значительное количество вооружения и боевой техники.

- Почётное звание "Город-герой" было официально вручено Одессе на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР в день выхода "Положения о высшей степени отличия — звании "Город-Герой" 8 мая 1965 года.

В память о тех героических событиях вдоль линии главного оборонного рубежа Одессы был создан "Пояс Славы", в состав которого входит 11 монументов, расположенных в различных населённых пунктах на подступах к городу, в которых происходили наиболее ожесточённые бои.

Ведущий (читает стихотворение О. Бергольц «Здравствуй...»): Первакова М

- Здравствуй...

Сердцем, совестью, дыханием,

Всей жизнью говорю тебе:

- Здравствуй, здравствуй.

Пробил час свидания,

Светозарный час в любой судьбе.

Ты цветением яблоневым белым

Осыпаешь землю с высоты.

Ты отрадней песни колыбельной,

Полная надежды и мечты.

Ты такая... Ты пришла такая...

Ты вдохнула в мир таким теплом...

Нет, я слова для тебя не знаю.

Ты - Победа. Ты превыше слов.

Звучит финальная песня «О той весне»



Предварительный просмотр:

БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ – КРЕПОСТЬ – ГЕРОЙ

Брест

ГОРОД – ГЕРОЙ ЛЕНИНГРАД

Жителям блокадн

ГОРОД – ГЕРОЙ МОСКВА

Вечный огонь в москве

ГОРОД – ГЕРОЙ

 ВОЛГОГРАД - СТАЛИНГРАД

Волгоград Родина - мать

ГОРОД – ГЕРОЙ МИНСК

Курган_Славы Минск

ГОРОД – ГЕРОЙ КЕРЧЬ

Обелиск Славы г

ГОРОД – ГЕРОЙ КИЕВ

Родина - Мать в Киеве

ГОРОД – ГЕРОЙ МУРМАНСК

Мемориал в Мурманске

ГОРОД – ГЕРОЙ НОВОРОССИЙСК

Малая земля Новор

ГОРОД – ГЕРОЙ ОДЕССА

памятник неизв

ГОРОД – ГЕРОЙ ТУЛА

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fa/%D0%9C%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB_%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BC-%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%8F%D0%BC_%D0%B2_%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%B5.jpg

ГОРОД – ГЕРОЙ СМОЛЕНСК

C:\Users\Татьяна\Downloads\Смоленская_крепость.jpg

ГОРОД – ГЕРОЙ СЕВАСТОПОЛЬ

C:\Users\Татьяна\Downloads\320px-Sevastopol_Obelisk_Bayonet-sail_IMG_3982_1725.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Великая война-Великая победа"

Презентация может пригодиться учителю во время подготовки к внеклассным занятиям и урокам по теме "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА"...

Урок окружающего мира в 4 классе "Великая война, великая Победа"

Урок по программе А.Плешакова "Школа России". Используется группова работа, ИКТ и другие современные технологии....

Окружающий мир. 4 класс. Тема "Великая война. Великая Победа"

Методическая разработка по окружающему миру. 4 класс. Программа "Школа России"...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ»

Данное мероприятие способствует развитию личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества, воспитанию уважения к  славным страницам прошлого. любьви и уважению к матерям, которые провожа...

Методическая разработка воспитательного мероприятия патриотической направленности, посвященная 75-летию Победы. Урок мужества «Великая война – великая Победа»

Данное мероприятие позволит привлечь внимание младших школьников к событиям Великой Отечественной войны.В ходе реализации мероприятия у детей формируются представления о воинах, защищавших свою Родину...

Квест-игра, посвященная Дню Великой Победы «Память о героях Великой Отечественной войны»

Квест-игра,посвященная Дню Великой Победы«Память о героях Великой Отечественной войны»...