Урок окружающего мира "Русь-страна городов. Киев-столица Древней Руси. Господин-Великий Новгород".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок  окружающего мира проведён в 4 (общеобразовательном) классе . Цель урока: познакомить   с историей образования городов в Древней Руси; создать условия для развития  коммуникативных качеств, развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок окружающего мира с использованием ИКТ

«Русь-страна городов. Киев-столица Древней Руси.

Господин Великий Новгород»

4 класс

Цель: 1)создать условия для  ознакомления с историей образования и становления городов в Древней Руси на примере Киева и Новгорода,

2)создать условия для развития  умения работать по карте, устной речи, мышления через умение строить высказывания, составлять рассказ по плану, обобщать и делать выводы; коммуникативных навыков через умение работать в группе.

3) создать условия для воспитания интереса  к истории.

Оборудование: карточки, тест, кроссворд, учебник “Мир вокруг нас 4 класс” А. Плешаков, тетрадь, презентация “Страна городов”

Структура урока:

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания – дифференцированный опрос.

3.Сообщение темы – разгадывание кроссвордов.

4.Работа над новым материалом.

– словарно-лексическая работа;

 – сообщение учителя;

 – работа с учебником;

-индивидуальные сообщения учащихся по плану;

 – сравнительный анализ.

5.Закрепление нового материала

    - тестовая работа

6. Итог урока.

7.Домашнее задание.

8. Рефлексия

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

– Опрос домашнего задания будет проходить в устной форме.

А) Почему территория Древней Руси в 11 веке увеличилась?

Покажите на карте территорию Древней Руси.

Где проходили торговые пути? С чем это связано?

Как государство получило название “Русь”?

Кто из князей внёс большой вклад в развитие Древней Руси?

Сопоставьте дату и событие:

988год                                  Образование Древней Руси

862год                                   Крещение Руси

III. Сообщение темы.

– Чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на уроке, вам предстоит разгадать кроссворды. Работаем в группах. ( Карточки, слайд 1-3)

Кроссворд №1 -1группа

1.Какое важное событие произошло в 988году?

2.Какой русский князь прославился своими военными подвигами?

3. Как назывались дороги, связывающие между собой жителей Древней Руси?

4. Как стали называть добрых молодцев, служивших на заставах?

5. Кто были советники и помощники князя?

6. К  воротам какого города прибил свой щит князь Олег?

7.  Какие здания  для молитв стали сооружаться на Руси после крещения?

8.Как звали на Руси князя Красное Солнышко?

Кроссворд №2 -2 группа

1. Кто совершал набеги на Древнюю Русь?

2.Назовите имя русского богатыря.

3. На какой реке  происходило Крещение Руси?

4.Как люди прозвали князя Олега?

Проверка.

– Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

(Сегодня речь пойдет о городах Древней Руси Киеве и Новгороде)

Прочитай вопросы на доске и сформулируй, что бы вы хотели узнать?

                Где? Как? Когда? Кто?

(Где  строились города? Как они образовались? Когда они возникли? Кто управлял в городах?)

IV. Работа над новым материалом

– На нашем уроке будут встречаться слова, которые вы уже знаете и слова, значение которых вам предстоит узнать. А теперь внимание на доску. (Ребята объясняют лексическое значение известных слов, а новых учитель.)

1. Словарно-лексическая работа. (Слайд 4)

Купец – богатый торговец, успешно торгующий у себя в стране или за границей.

Ремесленник– человек, который владеет профессиональным ремеслом.

2. Сообщение учителя

-Где селились славяне? (по берегам рек). Почему они выбирали себе эти места? ( реки были единственной дорогой, используя которые они могли обмениваться товарами между собой и другими народами)

– Чтобы начать разговор о городах, надо узнать, как появились города. У славян по-прежнему было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости. Прежде всего, нужно было выбрать подходящее место для крепости, где сама природа помогала бы защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость. Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заостренных дубовых бревен. Хорошо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Для друзей же через ров перекидывали мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять. Такие поселки-крепости со временем стали называться городами. В городах жили князья со своими дружинниками, купцы, ремесленники.

      Работа в группах (по  4 человека).

-Постройте город, используя условные обозначения. ( смотри приложение)

Проверка. Покажите свои рисунки. (Просмотр слайда 5)

3. Работа с учебником стр.46.

– Как славяне защищали свои поселения? (Строили поселки-крепости, которые окружали крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные поселки были надежными убежищами.)

- С какой целью города были огорожены стенами?

- Найдите на карте города Киев и Новгород. На какой реке стоят эти города? (На реке Днепр).

– К какому морю ближе расположен Киев? (К Черному морю).

– А Новгород? (К Балтийскому).

– Ребята, сейчас вы  будете самостоятельно работать в группах.  Подготовьте сообщения по следующему плану. Слушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: что общего и какие различия между Киевом и Новгородом?

      Сообщения учащихся по плану (Слайд 7)

               План.

1.История названия города

2.Расположение и укрепление города

3.Способы управления

4. Архитектура городов

5.Первое упоминание о городах

6.Народное название городов

Киев.

Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом.                    

Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути  -и речные и сухопутные – через него проходили. Но городу постоянно угрожали печенеги, поэтому город защищали валы, рвы стены, башни. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в 11 веке.

Киевом управлял князь. А расцвел город при князе Ярославе, прозванном Мудрым.

Самой первой была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Эта церковь еще известна как Десятинная, потому что князь Владимир повелел всем жителям отдавать на ее строительство и украшение десятую часть от своего дохода. Стены церкви покрыты фресками. Главный храм города – Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра. В этом соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством. Здесь же помещались и одна из первых библиотек на Руси. Следующий памятник архитектуры– Золотые ворота главные ворота Киева. Они окованы листами позолоченной меди и украшены резьбой. Такое богатство восхищало въезжающих гостей.

         Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в Каменном веке. Киев был основан примерно в 6-7 веках как центр восточнославянского племени полян. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году.

         

                  Народное название

    Киев – “мать городов русских.

                                        Новгород

     Почему же один из древнейших русских городов носит такое название? На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым.

        Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.

     Новгородская республика управлялась по-особенному. Здесь тоже был князь, но главную роль играло народное вече. Вече– это собрание богатых новгородских жителей, которое решало все важные вопросы. На вече выбирали посадника и решали, какого пригласить князя, там же могли принять решение об его изгнании из города, если князь не понравился новгородцам. На вече принимались важные законы и обсуждались вопросы войны и мира. Вече возглавлял посадник, который вместе с князем и судил,

и собирал налоги, и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной.  

     Посреди Вечевой площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав звон спешили на площадь. Звук разносился далеко, и был он такой особенный, что жители легко отличали его от звона церковных колоколов. На левом берегу возвышался красавец Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.  За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века. Он был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы

             

          Город Новгород известен в истории с 859 года.

         Новгород  в народе называют – “господин Великий Новгород”

                     Сравнительный анализ

– Что общего между этими городами, и какие отличия?

(Общее-укрепление городов. Отличия: разные легенды о происхождении, по-разному управляли городами, различные памятники архитектуры и год создания и другие.)

 Кроме этих городов в 9-11 веках образовались и другие города. Поэтому Русь назвали страной городов.

    5.  Закрепление. Проверим, насколько вы усвоили материал.

Тест. Работа в тетради.

1.Как назывался центр русского города?

А) Собор        б) Кремль             в) Площадь

2. В Древнем Новгороде городом управляли

А) Посадники         б) Вече                   в) Бояре

3. Береста- это материал для письма из

А) Кожи             б) Папируса         в) Берёзовой коры

4.В каком городе находятся следующие достопримечательности: Золотые ворота и Софийский Собор

А) Новгород                    б) Москва                   в) Киев

5. На берегах какой реки расположился город Киев?

А) Волхов                   б) Днепр              в) Тарасовец

-Проверка: 1-б,     2-б,   3- в,     4-в, 5- б

- Кто не ошибся?  Молодцы.

6.Итог урока.

Вернёмся к началу уроку. На все ли вопросы дали ответ? Проверим.

-Где возникали города?

- Перечисли, как славяне укрепляли свои города.

-Когда образовался город Киев? Новгород?

– Кто управлял Новгородом? А Киевом?

7. Домашнее задание.

1) Учебник стр.46-53, пересказ

2) Задания по выбору на стр.53

3) Подготовить сообщение об образовании Москвы

8. Оцените свою работу на уроке. На какой ступеньке знаний вы находитесь?

                                                                                                Отлично

                                                                                                  поработал,

                                                                                             но хочу знать больше

                                              хорошо                    

                                              поработал,

Пока                                   усвоил материал

испытываю

трудности

Литература:

А.А.Плешаков. Окружающий мир, 4 класс; Москва: Просвещение, 2007 г.

О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”, 4 класс; Москва: ВАКО, 2007 г.

У.А.Ляшенко. Окружающий мир, 2-4 классы. Дополнительный материал к разделу “Общество”, Волгоград: Учитель, 2007 г.

Т.А.Соловьева. Исторические темы курса “Окружающий мир”,4 класс; Москва: ВАКО, 2006 г.

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Русские народные праздники в Древней Руси".

Цель урока: приобщить детей к традициям народных праздников. Играя, дети знакомятся с русскими обрядовыми праздниками - Масленицей, Пасхой, Рождеством....

Урок окружающего мира по теме: "Просвещение в Древней и Московской Руси"

Урок формирует представления о возникновении на Руси письменности, подводит учащихся к пониманию необходимости возникновения образования в Древней Руси, об открытии первых школ для детей, развивает ин...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Во времена древней Руси"

Конспект урока и презентация по окружающему миру блок истории, 4 класс УМК "Школа России" по теме: "Во времена Древней Руси...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Из книжной сокровищницы Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси....