Урок по окружающему миру "Русские народные праздники в Древней Руси".
презентация урока для интерактивной доски (окружающий мир, 4 класс) по теме

Кузнецова Надежда Григорьевна

Цель урока: приобщить детей к традициям народных праздников. Играя, дети знакомятся с русскими обрядовыми праздниками - Масленицей, Пасхой, Рождеством. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Igra_Pole_Chudes.pptx503.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Поле Чудес» по теме: «Русские народные праздники в Древней Руси» Выполнила работу Учитель начальных классов I квалификационной категории МОУ «ООШ №15» Кузнецова Надежда Григорьевна

Слайд 2

Предмет: Окружающий мир Тема: Русские народные праздники Древней Руси. (закрепление) Цель: приобщить детей к традициям народных праздников. Задачи: познакомить детей с русскими обрядовыми праздниками – Масленицей, Пасхой, Рождеством, вовлечь детей принять участие в данных праздниках, расширять знания учащихся о культуре и искусстве своего народа, музыкально-художественных традициях , развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать, воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к народному творчеству.

Слайд 3

1 тройка (выбор участников) 1. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (туча) 2. По полю рыщет, Поёт да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняется. (ветер) 3. Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица. (вьюга) Задание: После распространения на Руси христианской веры многие языческие обряды сохранились в форме увеселений, обычаев, традиций. Все «официальные» праздники разделялись на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие – ежегодно, но в разные числа месяца. Отгадайте что это за праздник, который начинался с 22 марта по 25 апреля. Это слово – еврейское и обозначает «исход», «избавление», «освобождение».

Слайд 4

Игры на Пасху 1. Ребята раскладывают на столе принесённые яйца и накрывают их шапками. На столе лежат так же шапки под которыми ничего нет. Затем шапки водят по столу. Один из участников игры в это время находится в другой комнате. Его зовут и спрашивают: "Где коки паришь?" Водящий и, если там есть крашенки , забирает их себе. Игра продолжается до тех пор, пока все крашенки не разберут. Кто удачливее, у того больше всех яиц 2. Катание яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный "каток" и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к "катку" и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

Слайд 5

3. Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на "команды", и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время. 4. Соревнуются, чьё яйцо будет дольше крутиться. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки . Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего. 5. Играющие садятся у стен комнаты друг против друга и катают крашенки . Крашенки сталкиваются. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт её сопернику.

Слайд 6

6. Крашенки катают с горки. Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель. Он забирает крашенки остальных. 7. Бой крашенками . Играющие выкрикивают: "Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!" Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобъется , или даст трещину, тот проигравший.

Слайд 7

1) Конкурс на самое необычное, красивое яйцо. Предложите детям сваренные, выдутые яйца, либо яйца из пластмассы, пищевые и неорганические красители, листья и травинки, наклейки, т.е. все то, что (как вам кажется) поможет детям в исполнении их творческих замыслов. Пусть в этот день дети подарят свое яйцо, кому захотят, и скажут слова "Христос воскрес". Тем самым они усвоят один из пасхальных обрядов. 2) В старину мужчины, девушки и парни развлекались как могли с крашеными яйцами. Два человека берут по одному яйцу и ударяют острыми концами. У кого разобьется - тот проиграл, а выигравший получает очко. Из всех пар кто окажется победителем? Альтернативой ударам яиц является катание их по желобкам с наклоном. Принцип игры тот же.

Слайд 8

3) "Поиск пасхальных яиц". Припрячьте яйца в одной из комнат дома или во дворе. Детей разделите на 2 команды. Искать яйца помогут детям записки, в которых вы указываете (иносказанием) место, где спрятано следующее яйцо. Всего команде нужно набрать, например, 4 яйца. Значит должно быть 4 записки-подсказки, каждая из которых обнаруживается с вновь найденным яйцом. Какая из команд окажется сообразительнее и быстрее? 4) Эстафета "Пасхальный стол". Участвуют 2 команды. В зависимости от количества участников определите и придумайте этапы эстафеты. Например. 1-й этап Первый участник добегает до стола (удаление 5-6 метров). Ему необходимо очистить яйцо, сваренное на пасху и окрашенное, съесть его (поставьте соль, теплый чай, чтоб можно было запить), скорлупу сложить в спичечный коробок, закрыть его и вернуться с ним обратно. 2-й этап Второй участник, добежав до стола, должен аккуратно порезать кулич, уложить его на тарелке кусочками. 3 этап Третий участник готовит пасху из предложенного набора продуктов: творога, масла, изюма, сливок. 4 этап Четвертому участнику даются ложка и яйцо. Он должен подкатить к "Пасхальному столу" по бумажной дорожке ложкой яйцо. А пятый участник должен подкатить яйцо носом.. Вы можете продолжить количество этапов эстафеты сами.

Слайд 9

2 тройка (выбор участников) 1. Нашумела, нагремела, Всё промыла и ушла. И сады и огороды Всей округи полила. (гроза) 2. Вот по небу мчится конь- Из-под ног летит огонь. Конь копытом бьёт могучим И раскалывает тучи. Так он тяжело бежит, Что внизу земля дрожит. (гром) 3. Шёл долговяз, В сыру землю увяз. (дождь) Задание: Ещё один из наиболее почитаемых и известных на Руси праздников начинается с 25 декабря и заканчивается 6 января. Пожалуй, нет другого праздника, который отличался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет. Вот что рассказывает о нём Библия: «И родила Мария сына своего первенца, испеленала его, и положила в ясли. В той стране были на поле пастухи, которые держали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень и сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, что родился спаситель…».

Слайд 10

Подарок на Рождество, рождественские подарки. Рождество — праздник даже более семейный, чем Новый год. Это на Новый год хорошо собраться с друзьями (например, на уютной старой даче с пушистой заснеженной елкой во дворе), а Рождественскую ночь лучше провести в окружении родных и близких — можно на той же даче. И если с меню праздничного стола все более-менее ясно: обязателен гусь с яблоками, а далее по вкусу — от потрохов лебяжьих до баранины заливной, как в старину на Руси, то с выбором рождественского подарка возникают определенные сложности. У нас нет рождественских базаров перед Ратушей с их шикарным сверкающим подарочным ассортиментом (ангелы, пряники, свечки, елочные игрушки, да все это под пунш…), зато кругом сплошные символы года — то тигры, то хрюшки, зависит от воли Востока. Постарайтесь дистанцироваться от животных и ответить на следующие вопросы: вы ищете милые сувенирчики или же полноценный подарок, хотите ли вы, чтобы подарок был символичным, привязанным к празднику, или нет?

Слайд 11

ПОДАРКИ-СИМВОЛЫ Сладости — непременный атрибут Рождества, а бесспорный его символ — ель, дерево, олицетворяющее бессмертие (первоначально она украшалась исключительно конфетами и сладостями). В связи с вышесказанным, прекрасным презентом может стать такое удивительное творение, как карамельная композиция с тематическим названием “Елка” — яркий и, что немаловажно, съедобный подарок. Или другой вариант: настоящий букет из конфет — веселое сочетание разнообразных сладостей, цветов и любых аксессуаров. А если вас пригласили в гости, захватите с собой оригинальный, сделанный на заказ торт с рождественским сюжетом. Основываясь на вкусах хозяев, придумайте, каким он будет — нежнейшим фруктово-йогуртовым , воздушным творожным, а может быть, невообразимо марципановым. Вообще, марципан, смесь сахара с тертым миндалем, — любимый материал кондитеров, ведь из него можно сотворить что угодно. В Европе, особенно перед Рождеством, марципановые фигурки и целые композиции заполняют витрины кондитерских.

Слайд 12

3 тройка (выбор участников) 1 . Раскалённая стрела Дуб свалила у села. (молния) 2. Крашеное коромысло Над рекой повисло. (радуга) 3. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём Ищем, ищем, не найдём. (роса) Задание: В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, маслом, молоком, яйцами, сыром. Как по другому называлась эта неделя?

Слайд 13

Финал Это древнее магическое действие, которое должно было помочь людям в их жизни, труде, в их борьбе с враждебными и непонятными им силами. Люди верили, что с помощью особых действий и слов можно избавиться от засухи или, наоборот, добиться дождя.

Слайд 14

Игра «Волк и овцы» (веселые игры для детей на Масленицу) Все игpающие – овцы, они пpосят волка пустить их в лес погулять: - Разpеши нам, волк, погулять в твоем лесу! Волк отвечает: - Гуляйте, гуляйте, да только тpаву не щипите , а то мне спать будет не на чем. Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоpо забывают обещание, щиплют тpаву и поют: «Щиплем, щиплем тpавку , Зеленую муpавку , Бабушке на pукавички , Дедушке на кафтанчик, Сеpому волку Гpязи на лопату!» Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игpа возобновляется. Пpавила игpы : Гуляя по лесу, овцы должны расходиться по всей площадке.

Слайд 15

Три ноги Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на « трёх ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта. Тачка Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой — грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек — ноги. По команде игрок — «тачка» ложится на землю, делая упор на руках, а «водитель» берет своего партнера за ноги, чтобы корпус «тачки» был параллелен земле. «Тачка», двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая «тачка». Ходули Пройти на ходулях определенное расстояние, наступая в кружки диаметром 50-60 см и вернуться назад. Русская метла Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.

Слайд 16

MASLENICA SMS POZDRAVLENIYA Вас на Масленицу ждем! Встретим масленым блином, Сыром, медом, калачом Да с капустой пирогом.

Слайд 17

Все заботы бросьте, Приходите в гости, Прямо к нашему крыльцу К нам на Масленицу. Убедитесь сами: Угостим блинами. ********* С Масленицей ласковой поздравляем вас, Блинам повластвовать наступает час. Без блинов не сладятся проводы зимы, К песне, к шутке, к радости приглашаем мы.

Слайд 18

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

В ходе данного урока учащиеся смогут сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси...

Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлени...

Конспект урока по окружающему миру "Из книжной сокровищницы Древней Руси"

Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси....