Учебный проект как средство экологического образования младших школьников
методическая разработка по окружающему миру по теме

Самылина Ольга Юрьевна

       Методическая разработка посвящена экологическому образованию младших школьников через проектную деятельность. Она раскрывает, как формировать и развивать экологически сообразное поведение младших школьников в рамках ФГОС начального общего образования. Её можно применить для развития экологической культуры младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Булатниковская средняя общеобразовательная  школа»

Муромского района Владимирской области

Тема:

 Учебный проект как средство экологического образования младших школьников

Автор: Самылина Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

2013

Содержание

Введение……………………………………………………….............................4

Глава 1. Учебный проект как средство экологического образования младших школьников………………………………………..………….………….……....6

  1. Требования ФГОС начального общего образования к экологическому образованию младших школьников……6
  2. Значение метода проектов в экологическом образовании младшего школьника…………………………………………….6
  3. Работа над проектом «Живи, мой край!»……………………….8
  4. Природоохранная деятельность дружины юных пожарных…..…9
  5. Осуществление проектной деятельности………………….…..…10
  6. Результаты работы над экологическим проектом…………….13

Заключение …………………..................................................................14

Список литературы ……………………………………………..…..…..15

Введение.

 В документах мирового уровня неоднократно подчёркивается приоритетность экологического образования населения планеты Земля. Один из таких документов  - это «Экологическая доктрина РФ» (2002). [1] Основной целью экологического образования в ней является формирование экологической культуры граждан России.

Формирование начальных основ экологической культуры начинается с раннего детства. «Освоение основ экологической грамотности» - это требования ФГОС начального общего образования (2009)  к предметным результатам освоения основной образовательной программы по курсу «Окружающий мир» [2].

2013 год объявлен Президентом РФ В. Путином годом экологической культуры и охраны окружающей среды.

Очевидное противоречие между декларируемой приоритетностью экологического образования и неудовлетворительной динамикой становления экологической культуры детей и молодежи свидетельствует о необходимости научного поиска педагогических средств, способных обеспечить переход новых поколений к гармоничному взаимодействию с природой.

Сельская школа вплотную сталкивается с экологическими проблемами:  свалки в окрестностях села, весенние палы, лесные пожары, загрязнённые водоёмы. Жителям села необходимо экологическое образование для решения этих проблем. В этом им могут помочь учащиеся школы.

Экологические знания школьники могут получить, работая над экологическими проектами.

Это определяет актуальность выбранной темы: «Учебный проект как средство экологического образования младших школьников».

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения младших школьников в рамках ФГОС начального общего образования.

Задачи: 

  • развивать потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику.
  • развивать стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
  •  научить строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.


     Объект исследования: процесс экологического образования детей младшего школьного возраста.

     Предмет исследования: метод проектов как способ экологического образования младших школьников.

       Гипотеза: применение метода проектов обеспечит повышение эффективности процесса экологического образования детей младшего школьного возраста, если будут созданы следующие педагогические условия: педагог будет следовать правилам и принципам организации проектного метода, проект будет давать свободу творчества.

Глава 1. Учебный проект как средство экологического образования младших школьников.

  1. Требования ФГОС начального общего образования к экологическому образованию младших школьников.

В требованиях ФГОС начального общего образования к личностным результатам освоение основной общеобразовательной программы указывается «формирование целостного … взгляда на мир …» у младших школьников [2]. Это предполагает рассмотрение взаимосвязи человека и окружающего мира, взаимосвязи человека и окружающей природы. Последняя составляющая есть объект экологии, а формирование знаний, отношений в этой области – объект экологического образования.

Экологическое воспитание на практике не реализуется в «чистом» виде, оно почти всегда включает в себя аспекты других направлений воспитания: гражданское, патриотическое, эстетическое, нравственное, физическое.

В требованиях ФГОС к метапредметным результатам нет установок к экологическому образованию, так как заданные там установки универсальны ко всем направлениям образования. Но надо обратить особое внимание на установление причинно  - следственных связей, потому что экология  - это наука, занимающаяся исследованием взаимоотношений, взаимосвязей живых организмов с окружающей средой. В целом же все требования метапредметного характера: и владение логическими операциями, и освоение способов решения проблем творческого характера  - могут реализоваться в процессе экологического образования.

Таким образом, экологическое образование младших школьников соответствует требованиям ФГОС начального общего образования.

  1. Значение метода проектов в экологическом образовании младшего школьника.

В настоящее время в связи с усилением направленности на организацию самостоятельной учебной деятельности школьников возросла роль проектного метода обучения. Метод проектов основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Он трактует этот метод «как способ обучения через делание» [3], когда учащийся непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Анализ работ Н. М. Конышевой, Н. Б. Романовской, И. С. Сергеева показывает перспективность использования метода проектов в экологическом образовании школьников. Педагогический потенциал этого метода заключается в повышении мотивации учащихся к получению дополнительных знаний, освоению методов научного познания, а также в развитии у них ответственности за общее дело и состояния окружающей среды, самодисциплины, способностей к целеполаганию, коммуникативных, организационных и рефлексивных умений.  [4,5,6]

Работа по УМК «Гармония» позволяет использовать метод проектов при изучении курса «Окружающий мир» авторов О. Т. Поглазовой, В. Д. Шилина. Проектная деятельность младших школьников с учётом их возрастных особенностей ориентирована на организацию самостоятельных исследований по изучению флоры и фауны, полезных ископаемых и горных пород своей местности, выявление влияния деятельности человека на природу. Проектная деятельность при изучении курса «окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности: краеведческую направленность, краткосрочность проектов, безопасность обучаемых при посещении леса, луга, водоёма.

Таким образом, учебные проекты могут использоваться для экологического образования младших школьников.  

  1. Работа над проектом «Живи, мой край!».

Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для внеурочной работы младших школьников. В школе она организована в рамках факультатива «Экология». В рамках этого факультатива учащиеся начальной школы работают над проектом «Живи, мой край!», главная идея которого  - учиться вместе.

В процессе работы по исследованию родного края и разработки этого проекта учащиеся выполняют экологические проекты. Познакомим с некоторыми из них.

Проект «Зелёный уголок»

Цель проекта: теоретическое обоснование необходимости зеленого уголка в кабинете начальных классов.

Главный итог проекта создание зелёного уголка в кабинете начальных классов. При работе над проектом учащиеся познакомились с группами и видами растений, благотворно влияющих на здоровье человека.

Проект «Зимующие птицы нашего села».

Цель работы: изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

 Проект осуществляется зимой. Суть его  - создание и организация птичьей «столовой» в школьном саду. В процессе наблюдения за птицами дети ведут дневник юного исследователя, в котором записывают виды зимующих птиц, делают зарисовки, наблюдают за взаимоотношениями разных видов, делают выводы.

Проект «Лекарственные растения нашего села»

Цель: познакомиться с лекарственными растениями; выяснить, какие из них растут в нашей местности; развивать бережное отношение к лекарственным растениям. Учащиеся разрабатывают памятки, как охранять и использовать лекарственные растения.

Проект «Моя первая клумба»

Цель - самостоятельно создать клумбу и вырастить на ней декоративные растения; наблюдать за ростовыми изменениями растений в зависимости от температуры воздуха, полива и внесения удобрений. Учащиеся разрабатывают дизайн клумбы. Весной они осуществляют свой проект.

В работу над проектами активно включаются родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых.

Таким образом, работа над проектом «Живи, мой край!» способствует развитию экологической культуры младших школьников.

  1. Природоохранная деятельность дружины юных пожарных.

Второй класс школы – это класс кадетской направленности «Юный спасатель – пожарный».

На базе второго класса создана дружина юных пожарных, целью которой является создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди детей и населения села.

Противопожарная, разъяснительная работа включает в себя:

  • занятия с учащимися;
  • беседы с их родителями;
  • организацию тематических вечеров и викторин;
  • изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы;
  • выпуск номеров стенгазет;
  • встречи с работниками и ветеранами пожарной службы;
  • участие в конкурсе сочинений и рисунков на противопожарные темы;
  • организацию противопожарной агитации в центре детского творчества, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики;
  • проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением.

Особое внимание уделяется профилактической работе с населением села о недопущении весенних палов, так как травянные пожары наносят существенный ущерб биологическому разнообразию многих типов травяных экосистем. При сильном травяном пожаре погибают практически все животные, живущие в сухой траве или на поверхности почвы. На пожарищах очень часто находят сгоревшие птичьи гнёзда со следами яиц, обгоревших ящериц, птиц, мелких млекопитающих, кузнечиков, бабочек. От травяных пожаров могут загораться дома, леса и торфяники, а уже на этих новых пожарах могут гибнуть люди. Во время палов сухой травы сгорает и случайный мусор: пластмассовые бутылки, канистры, полиэтиленовая плёнка. При этом образуются диоксин. Это самый коварный яд, известный человечеству. Он влияет на иммунную систему человека, является прямым канцерогеном для человека. Ученики разработали листовку для населения села о предотвращении весенних палов сухой травы.

Таким образом, работа дружины юных пожарных способствует предотвращению пожаров.

  1. Осуществление проектной деятельности.

Проектная деятельность осуществляется поэтапно.

1 этап-погружение в проект.

На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленный на её решение. Мотив - это стимул к деятельности. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого. В этом случае ребёнок будет испытывать чувство радости от достижения внутренне мотивированной цели, будет находить поэзию и в процессе монотонной деятельности, потому что мысли, чувства и воображение рождаются непосредственно в деятельности и создают тягу к завершению работы.

Мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста темой, сюжетной канвой и проблемой учебного проекта.

На этом этапе раскрываются требования к проекту, технология его выполнения и оценивания. Кроме вербальных методов (рассказа, объяснения) используется метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов.

Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Для этого создаём группу «Генераторов идей». Она предлагает проблемы, которые можно решить. «Эксперты» проводят экспертизу идей и выбирают наиболее актуальное и интересное из них. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определённых условиях.

2 этап - организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации). Используем метод информационной поддержки: представляем детям книги, журналы, справочники, компьютерные продукты, Интернет и другие источники. Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждый школьник формирует для себя конкретную задачу и выбирает тему проекта, или всё это делаем коллективно. Затем осуществляем анализ предстоящей деятельности и разрабатываем «Звёздочку обдумывания» - схематичное изображение составляющих проекта. Затем разрабатываем алгоритм выполнения проекта.

3 этап - осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации).

На этом этапе происходит непосредственное выполнение работы. Ученики работают с информацией. Они проводят синтез и анализ идей, выполняют и оформляют проект. Учитель наблюдает, консультирует, советует (по просьбе). Целесообразно использовать методы информационной поддержки путём демонстрации готовых проектов. Для решения проблемы учащиеся используют различные источники информации, с которыми им необходимо уметь работать, актуализируют знания, умения и навыки, применяют творческий подход, что в целом уже определяет их уровень компетенции.

4 этап - презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).

Когда проекты готовы, они допускаются к защите. В ходе защиты учащиеся представляют краткие выступления, компьютерные презентации, отвечают на вопросы жюри и товарищей, делают самооценку проектов.

Чтобы объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность школьников, целесообразно заполнять оценочные листы по следующей форме:

Оценочный лист проекта.

Группа № ..............................................

Тема проекта: ....................................

Этапы выполнения проекта

Оценка

1. Сбор информации.

2. Работа в группе.

3. Защита проекта.

Общая оценка.

Учитель организует рефлексию учащихся по плану.

  1. Какова практическая значимость проекта лично для тебя?
  2. Чему ты научился в процессе работы над проектом?
  3. Какую оценку себе бы поставил?
  4. Хочешь ли ты участвовать в новом проекте?

Метод учебного проектирования предполагает свободу выбора участия в нём. Каждый ребёнок имеет право:

  • не участвовать ни в одном из проектов;
  • участвовать одновременно в разных проектах;
  • выйти в любой момент из любого проекта.

Ребёнок получает возможность попробовать свои силы и в индивидуальной работе, и в паре, и в групповой деятельности.

Таким образом, осуществляется проектная деятельность младших школьников.

  1. Результаты работы над экологическим проектом.

Для изучения уровня экологической культуры младших школьников была проведена диагностика по методике «Природа благодарит и сердится». Ученикам было предожено ответить на два вопроса.

Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо: __________________________________________________________________;

Рассердится на тебя: ___________________________________________

______________________________________________________________.

Анализ детских работ показал, что «природа скажет спасибо, если мы не будем обижать животных, рвать листья, ломать ветки, бросать мусор, соберём мусор, посадим деревья, будем подкармливать птиц». В своих ответах дети приводили в качестве примеров уже проделанную ими природохранную работу: сделали домик для птиц, посадили дерево, посадили в классе и у школы цветы, провели пропаганду о вреде травяных пожаров. Это говорит о высоком уровне экологической культуры.

В графе природа «сердится» встречались ответы: «если мы бросаем мусор, не соблюдаем правила поведения в природе, срываем редкие и охраняемые растения, сжигаем сухую траву и др.». Эти ответы также говорят об активной позиции детей как защитников природы.

Таким образом, определяется уровень экологической культуры младших школьников.

Заключение.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.

Экологическое образование младших школьников соответствует требованиям ФГОС начального общего образования. 

Учебные проекты могут использоваться для экологического образования младших школьников.

Работа над проектом «Живи, мой край!» способствует развитию экологической культуры младших школьников.

Работа дружины  юных пожарных способствует предотвращению пожаров, организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди детей и населения села.

Уровень экологической культуры младших школьников можно проверить с помощью методики «Природа благодарит и сердится». Анализ детских работ показал высокий уровень экологической культуры.

Таким образом, экологическое образование младших школьников через учебный проект способствует формированию экологической культуры; стимулирует потребность в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых; учит детей учиться.

Список литературы.

  1. Экологическая доктрина РФ от 31 августа 2002 г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утверждён приказом минестерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.
  3. Г.К. Селевко « Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998 – 256 с.
  4. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников // Начальная школа. 2006. №1.
  5. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М. 2003.
  6. Романовская Н. Б. Метод проектов в учебном процессе. М. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.

Одна из важнейших задач современной школы  – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

Использование комнатных растений в экологическом образовании младших школьников.

Согласно отечественной традиции, преподавание экологии детям младшего и среднего возраста в значительной степени основано на приоритете  естественно-научных знаний, но, по мнению ученых, приорите...

РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС

В статье описывается  роль метода проектов в развитии экологического образования младших школьников  в рамках новых стандартов....

Дополнительное образование как средство экологического воспитания младших школьников

Экологическое воспитание младших школьников МОУСОШ №5 г.Унеча на сегодняшний день является актуальной задачей воспитательной работы, о чём и говорится в стандартах второ...