РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС
статья по окружающему миру на тему

Биктимирова Гульнара Тимерьяновна

В статье описывается  роль метода проектов в развитии экологического образования младших школьников  в рамках новых стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biktimirovag.t.-statya.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

 РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС

Биктимирова Г.Т., учитель начальных классов филиала МБОУ СОШ с.Имянликулево-ООШ с.Верхний Аташ МР Чекмагушевский район РБ.

            Одним из основных критериев успешной деятельности каждого педагога становится инновационная деятельность как процесс освоения новых средств, методов, программ, позволяющих развиваться, добиваться качественно новых результатов и становиться всё более привлекательными и необходимыми для детей, родителей, общества.  А для педагога приоритетным направлением в работе является экологическое воспитание школьников – это очень актуально, так как вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности  обучающихся, будущих граждан, обладающих экологической культурой. 

          Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде является одним из  главных    направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках ФГОС второго поколения начальной школы. В ФГОС начального общего образования (2009 г.) среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение. (2)  

 Конечная цель экологического воспитания - формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления. У обучающихся должны быть сформированы основы экологической культуры: принятие ценности природного
мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения(3).

          Как же сформировать экологическую культуру, ответственное отношение к окружающей природе у младших школьников? Я в своей работе использую различные  инновационные технологии и методы. Одним из эффективных методов в развитии экологического воспитания является метод проектов.

Я считаю, что экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Под экологическим воспитанием мы понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках окружающего мира и во внеурочной работе.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. В этом, я считаю, может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов.

           При работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется,  является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы,  практическую значимость результата работы над проектом.  Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

           Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

           Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника (1).

           Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

           В своей работе я использую различные проекты: исследовательский проект «Живая и неживая природа»,  «Дневник наблюдений», «Родное дерево», «Родное село», «Наша планета» и другие проекты. Работу над проектами веду на уроках и во время кружковой работы. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне.

           Анализируя  работу над проектом, хочу отметить, что занятия проектной деятельностью помогли достичь следующих результатов:

·  возрос познавательный интерес обучающихся;

·  повысилась мотивация к учебной деятельности;

·  появился интерес к освоению компьютера;

·  совместная деятельность ребят ускорила процесс  сплочения коллектива;

·  повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;

·  ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.

       Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Метод проекта актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и  коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

        Таким образом, проектная деятельность помогает учащимся развить в себе все виды способностей. А развитие этих способностей позволит моим ученикам сделать обучение интересной частью своей жизни, воспитать ценностное отношение к окружающей природе.

      Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.

        Литература:

1.Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход -основная стратегия обновления школы/ И.Л. Бим  // Иностр.  языки  в школе.-2002.№2.-С.11-15

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2009г.

 3.ФГОС. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).

4.Шумакова И.Л. Экологическое воспитание младших школьников. http://festival.1september.ru/ 2004-2005год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект ТЕМА: «Развитие вычислительной деятельности младших школьников в рамках УМК «Гармония»

Особенность УМК «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой - органичное соединение положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. Основные задачи: - развивает...

Учебный проект как средство экологического образования младших школьников

Методическая разработка посвящена экологическому образованию младших школьников через проектную деятельность. Она раскрывает, как формировать и развивать экологиче...

Развитие познавательного интереса младших школьников в рамках ФГОС (из опыта проведения исследований, создания экологических проектов)

Современное общество нуждается в активных и творческих личностях. Введение в учебный процесс новых педагогических технологий способствует развитию познавательного интереса обучающихся, формиров...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...

Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС

Проблема учебной самостоятельности не утратила своей актуальности в настоящее время, поскольку современное общество характеризуется увеличением объема знаний. И в этих условиях человек должен быть спо...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «Работа с данными»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «Работа с данными»...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» В мире добра

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения МБУСОШ №1 г. Советский в соответствии с Федеральным государственным образовательным ст...