Урок-экскурсия по литературному чтению с интегрированным уроком окружающего мира.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок-экскурсия по литературному чтению с интегрированным уроком окружающего мира.
УМК « Перспективная начальная школа» 2 класс
Тема: Красота природы в произведениях русских поэтов.
Цель урока: научиться видеть красоту природы в простых, обыденных вещах, окружающих нас.
Задачи урока: выявить контраст между обыденным взглядом и поэтическим, показать разнообразие мира природы, которая окружает нас повсюду, прививать любовь к природе; вспомнить ,повторить, какие изменение происходят с приходом осени; развивать внимательность, воображение.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
познавательные: нахождение в тексте нужной информации, осуществляют сравнение литературного материала с окружающим миром осенней природы.
регулятивные: участвуют в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях русских поэтов; стремятся организовать свою работу в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, оценивают результаты своей работы;
коммуникативные: формирование способности высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, в разных эмоциональных состояниях.
Личностные:
приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта чтения поэзии, картин художников.
Ход урока
- Самоопределение к деятельности
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса… (А.С. Пушкин)
Ребята, на уроках литературного чтения мы читали произведения русских поэтов об осени, мы пытались увидеть это время года глазами поэтов. А сегодня мы попробуем сами стать поэтами. Мы отправимся на экскурсию в наш школьный двор и постараемся рассмотреть осеннюю природу.
- Актуализация знаний.
Что у вас ассоциируется со словом «красота»? (тепло, нежность, любовь, удивление, переживание, любование).
Вспомните произведения, прочитанные нами на уроках литературного чтения?
Какова основная мысль этих произведений? (Поэты описывали красоту осенней природы, сравнивали свои чувства и состояние души с окружающим миром).
- Постановка учебной задачи.
Как вы думаете, какова цель нашей экскурсии? (Научится находить красоту в том, что находится вокруг нас).
Чтобы успеть рассмотреть все, мы разделимся с вами на творческие группы, которые потом обменяются своими наблюдениями со всеми ребятами нашего класса.
- Решение учебной задачи.
Перед началом экскурсии вспомнить правила поведения и правила работы в группе.
- Какие изменения происходят в природе с приходом осени? ( Солнце светит не так ярко, становится прохладнее, дни становятся короче, листья желтеют и опадают, перелётные птицы улетают на юг, животные начинают готовиться к зиме).
Вспомните стихотворение И. Бунина «Лес, точно терем расписной…» (дети или учитель читают строки наизусть)
- Какие краски использует поэт в описании осени?
- Оглянитесь вокруг, какие краски видите вы? Вспомните, а какого цвета были листья летом?
Многие поэты любят осень. В частности, А.С. Пушкин посвятил многие из своих произведений этому времени года. А кто из вас любите осень? За что?
-А давайте устроим соревнование, кто найдёт самый красивый или необычный осенний лист. (Ребята приносят листья и вместе определяем с какого дерева этот лист и какой самый на наш взгляд красивый лист или листья, аргументируя свой выбор).
А теперь каждая творческая группа получает свое задание. Ребята делятся на три группы.
Задание: понаблюдать за тем или иным объектом природы и ответить на вопросы:
- Что необычного или красивого вы видите в этих предметах и с чем вы их можете сравнить?
1 группа – деревья (например, разнообразие, форма и наклон стволов, ветвей, напоминают людей которые стоят, а ветки –цепкие лапы пауков)
2 группа - небо, облака (например, лошадки, лебеди, самолётики)
3 группа – земля, устланная листьями (например, ковёр, лоскутное одеяло, нарядные платья)
Обучающиеся совещаются в группах, записывают свои мнения в блокнотик.
- Первичное закрепление
Группы делятся друг с другом результатами наблюдений и обсуждений. В свои блокнотики добавляют то, что понравилось в ответе группы.
Первая группа сообщает о том, что рассматривала осенние деревья, озвучивает сравнения, метафоры, олицетворения.
Вторая группа сообщает о том, что рассматривала осеннее небо, озвучивает свои сравнения, метафоры, олицетворения.
Третья группа сообщает о том, что рассматривал землю, озвучивает свои сравнения, метафоры, олицетворения.
6. Обобщение и закрепление
- А какие органы чувств помогли вам это всё увидеть? (глаза).
Как вы думаете, а красоту природы можно только увидеть? (нет почувствовать , услышать)
Расскажите, какие звуки осени вы слышите сейчас? ( Шум ветра и листвы, шуршание листьев под ногами, крики птиц).
А что вы можете ощутить? (Дети разбегаются и трогают кору деревьев, веточки, траву, листья, камешки).
- Рефлексия.
Понравилась ли вам сегодняшняя экскурсия?
Удалось ли вам обнаружить красоту в обычных вещах, окружающих нас?
Что запомнилось больше всего?
- Домашнее задание.
По выбору:
Нарисовать то, в чём вы обнаружили красоту или то, что поразило вас больше всего.
Сочинить стихотворение, используя записи блокнотика.
Сочинить сказку об осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения "Птицы в русских сказках"
конспект урока для 2 класса...
Интегрированный урок окружающего мира и внеклассного чтения «Кто такие насекомые. В Бианки «Приключения Муравьишки».
Интегрированный урокОкружающего мира и внеклассного чтения Тема урока: «Кто такие насекомые». В.Бианки «Приключения Муравьишки». Тип урока: урок формирования первоначальных предметных ...
Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Открытый интегрированный урок литературного чтения, русского языка и окружающего мира (экологии) в 4-А классе, Сидоренко Ольга Федоровна, учитель МБОУ гимназия №1 города Туапсе МО Туапсинский район Краснодарского края
Тема: Экология в литературе и русском языке.Цель: научить ценить и беречь красоту природы через воспитание чувств, использовать на практике художественного и научного слово, развивать устную и письмен...
Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения, 3 класс, "Осень в гости нас зовёт"
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмы...
Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения во 2 классе "Наши домашние друзья"
Конспект интегрированного урока "Наши домашние друзья" поднимает проблему ответственного отношения к жизни и здоровью наших питомцев....
Межпредметная деятельность. Интегрированный урок окружающего мира, литературного чтения, русского языка «Природные зоны России»
Овразовательная система "Школа 2100", 2 класс...