Рабочая программа курса "Окружающий мир" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .
рабочая программа (окружающий мир, 4 класс) по теме
Рабочая программа курса "Окружающий мир" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подготовленности учащихся).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir_4_klass.doc | 295.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №1
Согласовано Зам. директора по УВР ____________ | Утверждена приказом Директора МБОУ СОШ №1 ______________/Коржилов А. Н./ ____________________________ |
Рабочая программа курса
«Окружающий мир»
(УМК «Перспективная начальная школа»)
4-Б класс
уровень общеобразовательный
Учитель Анискина Валентина Анатольевна
Квалификационная категория: высшая
Программа рассмотрена на заседании школьного МО
Учителей начальных классов
Протокол от « »____________20___ г № ______
Руководитель школьного МО ________ /Богданова М.В./
2011 – 2012 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
стр. | ||
Паспорт программы ..……………………………………………… | 3 | |
Пояснительная записка…………………………………………………… | 4-5 | |
Содержание курса…………………………………………………………… | 6-7 | |
Требования к уровню подготовки учащихся …...………………………… | 8 | |
Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу ………. | 9 | |
Цифровые образовательные ресурсы по курсу ....…………………………… | 9 | |
Приложения…………………………………………………………………………… | ||
Контрольно-измерительные материалы по курсу ………………………… | 10 | |
Учебно-тематический план курса ……………………………… | 11-26 |
Паспорт
рабочей программы учебного курса «Окружающий мир»
Тип программы программа начального общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ СОШ №1 программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ СОШ №1программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
Категория обучающихся: учащиеся 4 класса МБОУ СОШ №1
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий 2 часа в неделю
Формы контроля: текущий контроль, проверочные работы, тест, выполнение практических и творческих работ.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Примерной и авторской программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова «Окружающий мир». – М.: Академкнига/Учебник
- Регионального учебного плана образовательных учреждений Смоленской области (приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 26.04.2011 № 285)
- Учебного плана МБОУ СОШ №1 на 2011-2012 учебный год.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания. Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобра зовательной начальной школы. В единый курс, объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость этого интегрированного курса заключа ется в формирований у школьника целостной картины окружающей среды (природной" и соци альной) и представления о его месте в этой среде как личности.
Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная шко ла» и требованиями новых общеобразовательных стандартов.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
- дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
^ формирование специальных умений - работать с научно-популярной, справочной литера турой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окру жающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной эколо гической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации - усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой ча стью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символи ке. Задача первых двух лет обучения - вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».
Одной из задач всех лет обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы.
Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим спо собам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представле ний о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их из менчивости, о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей роди ны - России на планете Земля.
Программа четвертого класса предусматривает также начальное знакомство школьников : устройством организма человека и с условиями обеспечения его физического здоровья. Боль шая роль в 4 классе отводится историческому материалу - истории Отечества. Программа учи тывает, что в сельских начальных школах имеется возможность более широкого ознакомления детей с миром природы, с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда.
Программа рассчитана на 68 часа в год (2 час в неделю) 34 рабочих недели.
Содержание учебного курса соответствует авторской программе по окружающему миру
О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова Программа курса
«Окружающий мир». – М.: Академкнига/Учебник, 2007.
Учебно-тематический план.
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | История Отечества | 7 |
2 | Земля – планета Солнечной системы | 4 |
3 | Путешествие по природным зонам | 13 |
4 | Родной край – часть великой России | 11 |
5 | Человеческий организм | 11 |
6 | Изучаем органы чувств | 8 |
7 | Путешествуем по странам мира | 6 |
8 | Москва как летопись истории России | 5 |
9 | Мы – граждане России | 3 |
Содержание тем учебного курса.
Земля — планета солнечной системы (3 ч)
Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солн ца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и све та на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представле ния о природных зонах России. Карта природных зон России.
Родная страна — Россия (2 ч)
Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение.
Родной Край — часть великой России: положение на карте, состо яние неживой природы, растительного и животного мира, деятель ность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение.
Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом ли тературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.
Практикум
Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воз действия человека на природу и их элементарная оценка (положи тельное и отрицательное воздействие людей на природу)
Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологиче ской деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1-3 классов, ро дителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов.
Страны и народы мира (3 ч)
Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности.
Практическая работа с картой мира.
Человек — часть природы. Человек — член общества (22 ч)
Человек — часть природы: зависимость жизни человека от при роды и ее состояния. Общие представления о строении тела чело века. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.
Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц.
Режим труда и отдыха — основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие дет ского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстрен ной помощи.
Человек — член общества. Имя нашей страны - Россия или Рос сийская Федерация. Субъект Российской Федерации, в которой жи вет ребенок. Основной Закон страны - Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент России.
Практикум
Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокой ном состоянии и после физической нагрузки.
Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го клас са. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обра ботка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общест венно полезной деятельности (распределение обязанностей в класс ном коллективе, трудовых обязанностей в семье).
История Отечества (20 ч)
Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйствен ной деятельности, другие источники. Древние славяне (террито рия расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных на родов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с за падными завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья.
Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Вели кая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Вы ступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества.
Требования к уровню подготовки учащихся
по курсу «Окружающий мир»
к концу четвёртого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
- Солнце — небесное тело, источник тепла и света (общие пред ставления о влиянии на земную жизнь);
- климат как характерная погода данной местности в разные се зоны года;
- строение тела человека, название важнейших органов организ ма человека;
- основы личной гигиены;
- влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
- способы сохранения и укрепления здоровья;
- даты важнейших событий в истории в соответствии с про граммой.
Уметь:
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
- устно описывать объекты природы;
- вести наблюдения в природе и устно и письменно формулиро вать выводы;
- в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, при роды и человека;
- пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека;
- лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;
- устанавливать зависимость между поведением людей в приро де и последствиями этого; оценивать воздействие человека на при роду;
- соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для того, чтобы:
- постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
- выполнять правила поведения в природе;
- рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу
- Федотова, О. К, Трофимова, Г. В., Трофимов, С. А., Царева, Л. А. Окружающий мир: 4 класс: учебник: в 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2011.
- Федотова, О. К, Трофимова, Г. В., Трофимов, С. А., Царева, Л. А. Окружающий мир: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы №1,2.- М.: Академкнига / Учебник, 20118.
- Федотова, О. К, Трофимова, Г. В., Трофимов, С, А., Краснова, Л. А, Наш мир. 4 класс: ме тодическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.
Цифровые образовательные ресурсы по курсу
Приложения
Контрольно-измерительные материалы по курсу
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | Элементы дополни тельного (необязательного) содержания | Д/з |
1 | Древние славяне | 1 | Комбинированный | История Отечества: отдельные, наибо лее важные и яркие исторические кар тины быта, труда, традиций людей в разные историче ские времена | Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века. Уметь: работать с толковым слова рем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествля ли природу | Фронтальный опрос. Работа с раздаточ ным материалом | Древние летописи, былины, поверья. Идолы | С. 7-17. Ответы на во просы |
2 | Древняя Русь | 1 | Комбинированный | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные историче ские времена | Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств. Уметь: работать с картой «Путь "из варяг в греки"»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси бога тырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских бо гатырях - Илье Муромце и Добрыне Никитиче | Задания по группам | Христианство. Варяги. Греческие города. Визан тия. Дань | С. 18-24. Ответы на вопросы |
3 | Крещение Руси | 1 | Комби ниро ванный | История Отечества: отдельные, наибо лее важные и яркие исторические кар тины быта, труда, традиций людей в разные историче ские времена | Знать, во что верили древние славя не; почему славянская письменность названа кириллицей. Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей стра ны; называть годы правления Влади мира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича про звали Ярославом Мудрым | Работа по груп пам | Кириллица | С. 25-29. Ответы на во просы |
4 | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 | Комбинированный | Знать военные победы Александра Невского. Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище | Фронтальный опрос | Борьба Руси с западными завоевателями | С.30-33. Ответы на вопросы | |
5 | Возникновение Москвы. Первые московские князья | 1 | Комбинированный | Москва – столица России. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком. Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты | Индивидуальный опрос | Возникновение Москвы. Первые московские князья | С.34-38. Ответы на вопросы |
6 | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба | 1 | Комбинированный | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные историче ские времена | Иметь представление о мировых религиях. Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой | Фронтальный опрос | Христианский храм. Мечеть. Буддийский храм. Синагога. Мировые религии | С. 39-48. Ответы на вопросы |
7 | Обобщение по теме «Древние славяне» | 1 | Комбинированный | История Отечест ва: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | ИндивидуалЬный опрос. Дидактическая игра | ||
8 | Солнечная система | 1 | Комбинированный | Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот во круг Солнца делает за один год. Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появ ление в календаре високосного года | Фронтальный опрос | Вселенная. Високос ный год. Плазма. Астероиды. Кометы. Метеорные тела. Образование Солнечной системы | С. 49-53. Сообще ние о планетах Солнечной системы |
9 | Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца | 1 | Комбинированный | Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле. Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле | Работа по группам | Солнце - небесное тело, источник све та и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь) | С. 54-58. Ответы на вопросы |
10 | Природные зоны нашей страны | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны | Самостоятельная работа | Природные зоны России | С. 59-63. Ответы на вопросы |
11 | Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы». Готовимся к школьной олимпиаде | 1 | Обобщение знаний | Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее ус ловие жизни человека | Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем | Тест. Индивидуальный опрос | С. 64. Ответы на вопросы | |
12 | Второе заседание клуба «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и человек» | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть за поведники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края | Работа по группам | Полярная ночь. Полярное сияние. Полярный день. Птичьи базары | С. 65-73. Доклад об Арктике по плану в учебнике |
13 | 1 | Комби ниро ванный | Фрон тальный опрос | С. 65-73. Доклад о расти тельном или жи вотном мире Арктики | ||||
14 | Тундра. Тундра и человек | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природ ной зоне. Природа как важнейшее ус ловие жизни человека | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности чело века в тундре. Уметь: находить зону тундры на кар те «Природные зоны России»; объяс нять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тунд ры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; расска зывать, как растения и животные при способились к суровым условиям тун дры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мур манск и другие города, расположен ные в зоне тундры | Беседа по вопросам | С. 74-83. Доклад о тундре по плану | |
15 | Тундра. Тундра и человек | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природ ной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Фронтальный опрос | Доклад о расти тельном или жи вотном мире тундры | ||
16 | Зона лесов. Растения зоны лесов. Живот ное зоны леcoв. Роль леса в природе и жизни людей | 1 | Комби ниро ванный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природ ной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Знать о роли леса в природе и жизни людей. Иметь представление: об особенно стях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности чело века в зоне лесов; как меняется харак тер лесов с севера на юг. Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России | Работа по груп пам | С. 84-94. Доклад о зоне лесов по плану | |
17 | Зона лесов. Растения зоны лесов. Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Фронтальный опрос | Используя Интернет, выяснить, чем знаменит Приокско- террасный заповедник | Доклад о растительном или животном мире лесов | |
18 | Зона степей. Степь и человек | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи. Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяс нять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Ин тернете материал о растениях и жи вотных степей; рассказывать о запо ведниках и охранной деятельности человека в зоне степей | Беседа по вопросам | С. 95-103. Доклад о зоне степей по плану | |
19 | Зона степей. Степь и человек | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природ ной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Работа по группам | Доклад о расти- тельном или жи вотном мире степей | ||
20 | Зона пустынь. Жизнь челове ка в пустыне | 1 | Комбиниро ванный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природ ной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Иметь представление об особенно стях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности чело века в пустыне. Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь | Фрон тальный опрос | С.104- 111. Док лад о зоне пустынь по плану | |
21 | Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне | 1 | Комбинированный | Беседа по вопросам | Доклад о расти- тельном или животном мире пустынь | |||
22- 23 | Третье заседание клуба «Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения и жи вотный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черномор ском побере жье» | 2 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природ ной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье. Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности чело века в субтропической зоне Черно морского побережья Кавказа. Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зо ны по месту обитания (на суше, в мо ре); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельно сти человека на Черноморском побережье | Работа по группам. Фрон тальный опрос | С.112- 121. Док- лад о субтропиче ской зоне по плану. Доклад о расти тельном или жи вотном мире субтропиче ской зоны Черно морского побережья Кавказа | |
24 | Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России». Готовимся к школьной олимпиаде | 1 | Обобщение знаний | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь | Беседа по вопросам | С. 122. Ответы на вопросы | |
25 | Твой родной край | 1 | Комбиниро ванный | Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать название родного края. Уметь: работать с толковым слова рем; анализировать политико- административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края | Работа по груп пам | Особенности труда людей родного края, профессии | С.123- 125. Ответы на вопросы |
26 | Московское время | 1 | Комбинированный | Россия на карте. Простейшие измерения времени по часам | Иметь представление о часовых поясах. Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России» | Фронтальный опрос | С. 126- 128.Ответына вопросы | |
27 | Карта твоего края. Пр.р. по т. «Определение и нахождение различных объектов поверхности» | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения плана, карты. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности. | Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России | Беседа по вопросам | С. 128. Ответы на вопросы | |
28 | Поверхность и водоемы твоего края. Пр.р. по т «Путешествие по карте водоёмов твоего края» | 1 | Комбинированный | Формы поверхно сти: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Водоемы, их использование человеком. Родной го род (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать: понятия «холмистая» и «пло ская» равнина; понятия «искусствен ные» и «естественные» водоемы; час ти реки (исток, устье, приток). Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изобра жение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки | Фрон тальный опрос | С. 129-131. Ответы на во просы. Сообще ние о во доемах родного края | |
29 | А что можешь сделать ты? Пр.р. по т. «Составление памяток по охране родн кр» | 1 | Комбинированный | Влияние человека на природу. Охрана природных богатств | Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время про гулок в лес, на луг, к водоему. Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края | Беседа по вопросам | Красная книга род ного края | С. 132. Ответы на вопросы |
30 | Полезные ископаемые твоего края | 1 | Комбинированный | Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые». Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, ка кие полезные ископаемые добывают в родном крае | Фронтальный опрос | Полезные ископаемые, распространенные в родном крае (2-3 названия), их использ неловеком | С. 133- 135. Ответы на во просы |
31 | Растения твоего края | 1 | Комбинированный | Разнообразие растений. Родной го род (село), регион (область, респуб лика, край): назва ние, основные достопримечатель ности | Знать отрасли растениеводства. Уметь: определять положение родно го края на карте «Природные зоны России»; называть растения и живот ных родного края; проводить наблю дения за неживой природой родного края; называть отрасли растениевод ства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, кото рые обитают на школьном дворе | Устный опрос. Практическая работа | С.136-137. Сообще ние о редких растениях родного края | |
32 | Отрасли животноводства твоего края и домашние животные | 1 | Комбинированный | Разнообразие животного мира. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечатель ности | Знать отрасли животноводства. Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края | Фронтальный опрос | Особенности труда людей родного края, профессии | С.138- 139. Сообщение о редких животных родного края |
33 | Народные промыслы твоего края | 1 | Комбинирванный | Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края | Тест | Особенности труда людей родного края, профессии | С. 140- 143. Сообщение о народных промыс лах род ного края |
34 | Заповедные места твоего края | 1 | Экскурсия | Охрана природных богатств. Родной город (село), регион (область, республи ка, край): название, основные достопримечательности | Знать понятие «заповедник». Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться тол ковым словарем; описывать заповед ные и охраняемые места родного края | Индивидуальный опрос | С.144- 147. Ответы на во просы | |
35 | Обобщение по теме «Родной край - часть великой России». Готовимся к олимпиаде | 1 | Обобщение знаний | Россия на карте. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать историю, достопримечательности родного края. Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе | Дидактическая игра | Важные сведения из истории родного края | С. 148. Ответы на вопросы |
36 | Письмо руководителей клу ба школьникам. Как устроен организм человека | 1 | Комбинированный | Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека | Знать понятия «орган», «система ор ганов». Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, ды хания, кровообращения, мочевой, нервной систем. Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека | Работа по груп пам | С. 7-11. Ответы на во просы | |
37 | Путешествие в мир клеток | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать понятие «ткань». Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом | Фронтальный опрос | Мир клеток | С. 12-13. Ответы на вопросы |
38 | Самый большой орган чувств | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функци ях организма человека | Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкож ный слой). Уметь: проводить простейшие опы ты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова | Беседа по вопросам | Самый большой орган чувств | С. 14-16. Ответы на во просы |
39 | Как человек двигается | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функци ях организма человека | Знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы». Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибате ле; о строении костей; что кости «де лают» кровь. Уметь: называть части скелета (че реп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека | Фронтальный опрос | Части скелета | С. 17-20. Ответы на во просы |
40 | Пищеварительная система | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система». Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций) | Фронтальный опрос | Пищеварительная система | С. 21-24. Ответы на вопросы |
41 | Система кровообращения | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами. Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца | Беседа по вопросам | Система кровообращения | С. 25-28. Ответы на вопросы |
42 | Познакомимся с дыхательной системой | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функци ях организма человека | Знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «брон хиолы», «альвеолы», «капилляры». Уметь: проводить простейшие опы ты; называть органы системы дыха ния; рассказывать о путешествии воз духа в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух | Фронтальный опрос | Дыхательная система | С. 29-31. Сообщение на тему «Как у челове ка проис ходят вдохи выдох» |
43 | Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие | 1 | Комбинированный | Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека | Знать, что курение вредно для каж дой части организма человека. Иметь представление о том, что лег кие необходимы не только для дыха ния, но и для того, чтобы говорить. Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек | Работа по груп пам | С.32-35. Сообще ние на тему «Сохрани свои лег кие здо ровыми!» | |
44 | Как почки удаляют из организма вредные вещества | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать строение мочевой системы. Иметь представление о роли почек. Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена) | Фронтальный опрос | Как почки удаляют из организма вредные вещества | С.36-37. Ответы на вопросы |
45 | Нервная система человека | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств. Иметь представление о защитных рефлексах организма. Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы) | Беседа по вопросам | Нервная система человека | С. 38-40. Ответы на вопросы |
46 | Обобщение по теме «Человеческий организм». Готовимся к школьной олимпиаде | 1 | Обобщение знаний | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Уметь: называть системы опорно- двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови | Фронтальный опрос | С.41-42. Ответы на вопросы | |
47 | Четвертое заседание клуба «Как мы вос принимаем окружающий мир». Спроси у носа, что та кое запах | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека | Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния. Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа. Уметь: готовить сообщение об орга нах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простей шие опыты и наблюдения | Тест | Обоняние | С. 43-45, с. 46-48. Ответы на во просы |
48 | Высуни язык и скажи: «А» | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Иметь представление о строении языка. Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения | Устный опрос | Орган вкуса | С. 49-52. Ответы на вопросы |
49 | «Взгляд» на глаз | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать правила ухода за глазами. Иметь представление о строении глаза. Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения | Работа по группам | Зрение | С. 53-56. Ответы на вопросы |
50 | Ухо не только орган слуха | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека | Знать правила ухода за органом слуха. Иметь представление о строении уха. Уметь: рассказывать о значении ор гана слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения | Фронтальный опрос | Орган слуха | С. 57-59. Ответы на во просы |
51 | Ухо – орган равновесия | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека | Знать правила ухода за органом слуха. Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения | Беседа по вопросам | Ухо - орган равновесия | С. 60-61. Ответы на во просы |
52 | Распознавание предметов пу тем соприкос новения с ними | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека | Знать правила ухода за органом осязания. Иметь представление о строении кожи. Уметь: рассказывать о значении ор гана осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения | Фрон тальный опрос | Осязание | С. 62-63. Ответы на во просы |
53 | Советы врача | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать, как помочь человеку до приезда врача. Уметь выполнять советы врача | Беседа по вопросам | Охрана здоровья человека | С. 64-66. Ответы на вопросы |
54 | Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Готовимся к школьной олимпиаде | 1 | Обобщение знаний | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функци ях организма человека | Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств | Тест | С. 67-68. Ответы на вопросы | |
55 | Границы России | 1 | Комбинированный | Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва - сто- лица России. Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты | Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств | Работа по группам | С. 69-73. Ответы на вопросы | |
56 | Границы России | 1 | Комбинированный | Россия - наша Родина. Государст венная символика России. Россия на карте. Москва - столица России. Элементарные приемы чтения карты | Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; поня тие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государст ва и их столицы; рассказывать о со седних с Россией государствах; назы вать основные достопримечательно сти, исторические памятники сосед них с Россией государств | Фронтальный опрос | Морские границы России | С. 74-79. Ответы на во просы |
57 | Соединенные штаты Америки (США) | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения карты | Иметь представление о терроризме. Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США | Беседа по вопросам | Терроризм | С. 80-83. Ответы на вопросы |
58 | Великобритания | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения карты | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобри тании; называть столицу и главные города Великобритании | Фронтальный опрос | С. 84-86. Ответы на вопросы | |
59 | Франция | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения карты | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции | Беседа по вопросам | С. 87-90. Ответы на вопросы | |
60 | Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». Готовимся к школьной олимпиаде | 1 | Обобщение знаний | Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва - столица России. Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты | Знать сухопутные границы России с четырнадцатью государствами. Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую с ней самую короткую границу; назы вать государство, расположенное на одном из материков Западного полу шария, с которым Россия имеет мор ские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке; называть столицу США и ее достопримечательности; называть столицу, ее достопримечательности и ее распо ложение на реке государств (Франция, Великобритания) | Фронтальный опрос. Тест | Страны и народы мира (общее представление о, многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте) | С. 91-92. Сообщение о путешественниках и исследователях северных берегов Азии в XVII веке |
61 | День народного единства | 1 | Комбинированный | Россия - наша Ро дина. Государственные праздники | Знать: государственные праздники России; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от бла годарной России». Уметь: рассказывать об истории Мо сквы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлев ских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского | Фрон тальный опрос | С. 93-95. Ответы на вопросы | |
62 | Москва: память о войне 1812 года | 1 | Комбинированный | Москва – столица России | Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка». Иметь представление о значении войны 1812 года. Уметь: рассказывать об Отечествен ной войне 1812 года; называть памят ники, посвященные Отечественной войне 1812 года | Устный опрос | Москва: память о войне 1812 г. | С. 96-99. Ответы на вопросы |
63 | Память Моск вы о героях Ве ликой Отечест венной войны 1941-1945 годов | 1 | Комбинированный | Москва - столица России | Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать о героях Вели кой Отечественной войны | Устный опрос | Память Мо сквы о геро ях Великой Отечествен ной войны 1941-1945 годов | С. 100-103 |
64 | Памятники Москвы поко рителям космоса | 1 | Комбинированный | Москва - столица России | Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта. Уметь: рассказывать об истории ос воения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказы вать о достижениях России в освоении космоса | Само стоятель ная работа | Памятники Москвы покорите лям космоса | С. 104-107. Ответы на во просы |
65 | Обобщение по теме «Москва как летопись истории Рос сии». Готовимся к школьной олимпиаде | 1 | Обоб щение знаний | Москва - столица России | Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать об истории со здания памятника на Красной площа ди Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полко водцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учеб ника и стихотворение М. Ю. Лермон това «Бородино»; называть имя мар шала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рас сказывать о героях Великой Отечест венной войны | Работа в парах и по груп пам | Народный полководец | С. 108. Ответы на во просы |
66 | Имя нашей страны - Рос сия или Российская Феде рация | 1 | Комбинированный | Россия - наша Ро дина. Государст венная символика России. Россия на карте | Знать: все названия нашего государ ства (Русь, Древнерусское государст во, Россия); исторические столицы России; государственные символы России. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государст венный флаг Российской Федерации | Фрон тальный опрос | С. 109-111. Ответы на во просы | |
67 | Основной закон страны - Конституция Рос сии. Президент России | 1 | Комбинированный | Человек - член общества | Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов - субъектов Российской Федерации; что главой наше го государства является Президент РФ; главные задачи парламента; по нятия «федерация», «республика». Уметь: подписывать адрес на конвер те; называть Основной закон страны - Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяс нять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государ ство заинтересовано в получении гра жданами основного общего образования; называть имена депутатов, кото рые представляют интересы твоего региона в парламенте страны | Тест | Конституция - Ос новной за кон Рос сийской Федерации. Права ре бенка. Важнейшие события, происхо дящие в совре менной России. Имена депутатов в парламен те России | С.112-116. Ответы на во просы |
68 | Обобщение по теме «Мы - граждане России» или экскурсия в краеведче ский музей | 1 | Обобщение знаний или экскур сия | Россия - наша Родина. Государст венная символика России. Россия на карте. Человек - член общества. Россия - наша Ро дина. Города Рос сии: название, до стопримечательно сти, расположение на карте | Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государст венный флаг Российской Федерации. Знать историческое значение и основные достопримечательности род ного города (поселка), родного края. Уметь: показывать на карте; расска зывать об основных достопримечательностях родного города (поселка) | Фронтальный опрос | Важные сведения из истории родного края |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предметам "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа для 2 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО по программе "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой....
Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века" во 2 классе
Методический материал для учителя начальных классов...
Рабочая программа УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс по окружающему миру, технологии, РПС. наглядной геометрии, информатике
Подробное тематическое планирование по предметам...
Рабочая программа по предметам начальной школы 3 класс
Рабочая программа по УМК " Перспективная начальная школа"...
2 класс домашнее обучение Рабочая программа УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку , домашнее обучение 2 часа в неделю 2 класс...
Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века"(4 класс)
тематическое планирование и пояснительные записки по предметам...
Рабочии программы по предметам начальная школа по программе "Школа России"
Рабочии программы по "Школа России" 3 класс. Предметы: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, ИЗО, ТЕХНОЛОГИЯ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР....