Рабочая программа курса " Окружающий мир" 2кл УМК " Начальная школа 21 век"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Ворошилова Тамара Николаевна

Разработана на основе авторской программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы»  Н.В. Виноградова « Начальная школа XXI века» – М.: Вентана – Граф, 2013), 70ч.- 2часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir_2016-17.docx101.85 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации Заринского районапо образованию и делам молодёжи

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

«Яновская основная общеобразовательная школа» 

(филиал МКОУ « Хмелёвская средняя общеобразовательная школа») 

СОГЛАСОВАНО

с МО БШ учителей

_________школьного округа

Протокол от _____20__ №_____

Руководитель МО БШ

________________/____________

« Утверждаю»

Директор школы___________

Л.А.Вильман

Приказ №____от «___»  августа  2016 г.

           

Рабочая программа

учебного курса

« Окружающий мир»-2класс

Начальное общее образование

(предметная область « Естествознание и обществознание

(окружающий мир)»

Сроки реализации:2016/2017 учебный год

                                                           

Разработана на основе

авторской программы

«Окружающий мир. 1 – 4 классы»

 Н.В. Виноградова

« Начальная школа XXI века» –

М.: Вентана – Граф, 2013),

70ч.- 2часа в неделю

Составитель: Ворошилова Т.Н.,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Яново

2016

Пояснительная записка

Программа разработана на основе:

  • Примерной программы « Начальная школа» (М.,Просвещение-2010г) и концепции

 « Начальная школа 21 века», и отражает планируемые результаты обучения, представленные в  федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.

  • авторской программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы»  Н.В. Виноградова

« Начальная школа XXI века» – М.: Вентана – Граф, 2013

  • учебным планом МКОУ « Яновская о.о.ш.»;

Программа соответствует государственным образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России по образовательной области « Окружающий мир».

Обоснование выбора УМК.

 Обоснованием выбора авторской программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта и целям и задачам образовательной программы НОО образовательного учреждения МКОУ « Яновская о.о.ш.».

Настоящая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения окружающего мира, которые определены стандартом.                                                                          

УМК « Начальная школа 21 века» отражает планируемые результаты обучения, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.

 Для реализации программы используется УМК:

  • Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: учебник для 2класса-М.: Вентана - Граф, 2012,

УМК « Начальная школа 21 век»

Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» - рабочая тетрадь №1 и №2 для 2класса,- М.: Вентана - Граф, 2016. УМК « Начальная школа 21 век»

  • Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: программа: 1-4 кл.- М.: Вентана - Граф, 2013.

Учебники УМК « Начальная школа 21 века» вошёл в Федеральный перечень учебников, допущенных МО РФ в 2016-17 учебном году.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно- ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.

Новизна программы:

В программе нет традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, а  указываны  реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Новизной данной программы также является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет. 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гумманитарных знаний могут быть успешно решены задачи экологического образования и воспитания, формирование системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения и патриотизма опирающегося на этно-культурное многообразие и общекультурное единство российского общества. Таким образом , курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религии.
  • Международная основа мира на земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся к любви к России, народу, малой Родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и к окружающим людям.

Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.

 Форма организации учебного процесса – урочная.  Программа предусматривает проведение  уроков:

  • постановки учебных задач,
  •  уроков решения учебных задач,
  • уроков контроля и оценки,
  • уроков обобщения,
  • уроков – экскурсий.  

На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, дискуссия.  

Педагогические технологии, применяемые при обучении:

  • уровневая дифференциация;
  •  обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • проектная деятельность;
  • информационные и коммуникационные технологии;
  •  активные формы обучения (организация  работы в парах). Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.

Средства обучения

Для полноценного осуществления всех видов деятельности создано специально оганизованное образовательное пространство, обеспеченное необходимым материально-техническим, информационно-методическим и учебным оборудованием, включающим:

- УМК « Начальная школа 21 век»

- средства ИКТ;

- цифровые образовательные ресурсы;

- учебно-методическую литературу;

- экранно-звуковые средства.

Система оценки достижений учащихся.  

   Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении.  Основными формами текущего контроля  являются: устный опрос; тестовые задания; самостоятельные и контрольные работы. Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т. п.). Проверочные работы проводятся по тетради « Окружающий мир- 2класс» в рубриках

« Проверь себя». Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала; в конце учебного года комплексная работа на межпредметной основе.

Место учебного предмета в учебном плане

      Согласно базисному (общеобразовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе 66 ч ( 2ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 68 часов( 2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)

Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование

Так как годовой план – график составлен на 35 учебных недель, а программа рассчитана на  34 учебные недели, то добавлены 2 часа на изучение раздела №6: ««Природные сообщества» 23+2ч=25 часов

Используемая в тексте программы система условных обозначений

Система условных обозначений в тексте программы отсутствует

Планируемые результаты освоения программы

Изучение окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

2. Планируемые результаты освоения программы по курсу «Окружающий мир» к концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

          У учащихся будут сформированы:

  • понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
  • понимание значения взаимопомощи в семье;
  • способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;

     У учащихся могут быть сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
  • ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
  • понимание ценности семейных отношений;
  • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

ПРЕДМЕТНЫЕ

     Человек и природа

          Учащиеся научатся:

  • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
  • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
  • приводить примеры приборов и инструментов;
  • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
  • различать тела природы и изделия;
  • приводить примеры тел и веществ;
  • приводить примеры источников энергии;
  • рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
  • рассказывать об исследованиях космоса;
  • называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
  • рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;
  • рассказывать о значении камня в жизни человека;
  • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
  • приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
  • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.

 Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
  • приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
  • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
  • называть планеты Солнечной системы;
  • отличать планету от звезды;
  • показывать на глобусе материки и океаны;
  • приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
  • рассказывать об использовании электрической энергии;
  • рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
  • понимать, что такое окружающая среда;
  • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
  • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
  • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
  • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.

     Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
  • понимать значение науки и труда в жизни общества;
  • рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
  • Учащиеся получат возможность научиться:
  • понимать, что человек — часть общества и часть природы;
  • понимать значение общества в жизни человека;
  • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
  • рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
  • понимать значение искусства как способа познания мира.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
  • проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
  • оценивать правильность выполнения заданий.
  • Учащиеся могут научиться:
  • развивать и тренировать свою наблюдательность;
  • ставить цели проведения наблюдений и опытов;
  • осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
  • планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
  • понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
  • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
  • пользоваться справочником, помещенным в учебнике;
  • понимать значение знаков и символов в жизни общества.
  • Учащиеся могут научиться:
  • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
  • осуществлять описание объектов природы;
  • сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;
  • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
  • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.
  1. Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
  • осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;
  • ставить вопросы друг другу.
  • Учащиеся могут научиться:
  • высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
  • выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).

Называть (приводить примеры):

-  правила здорового и безопасного образа жизни; - правила поведения в природе, общественных местах, учреждениях культуры;

-  основные права граждан России и права ребенка;

-  основные древние города Руси и России (не менее 3—4);

Различать (соотносить):

-  прошлое — настоящее — будущее;

-  год — век (столетие);

-  предметы неживой и живой природы, изделия;

-  представителей растительного и животного мира и места их обитания;

-  этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.;

Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

-  соотносить событие с датой его происхождения;

-  характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;

- описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

- устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания;

- составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);

- составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях;

- проводить элементарные опыты и наблюдения (в соответствии с программой), фиксировать их результаты.

3. Содержание тем учебного курса -  2 класс

Название раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

Введение

Что окружает человека - 1ч

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

«читать» информацию, представленную в виде схемы;

сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой-14ч

Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание

ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;

различать флаг и герб России.основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;

ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

Кто живёт рядом с тобой-6ч

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения

составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;

реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твояРодина-13ч

Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране

ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;

различать флаг и герб России.основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;

ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

Мы — жители Земли -  9ч

Солнечная «семья». Земля как планета жизни

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители

Человек — часть природы. Правила поведения в природе

кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;

называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;

Природные сообщества – 23ч+2ч

Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;

узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);

различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;

составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;

моделировать на примере цепи питания жизнь леса;

конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;

отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;

различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

проводить несложные опыты по определению свойств воды;

отличать водоем от реки как водного потока;

описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);

приводить примеры лекарственных растений луга;

узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;

отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;

описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;

Природа и человек -2 ч

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;

приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;

приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

4.Учебно - тематическое планирование

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название темы (раздела)

Количество часов

Р-1

 Введение. Что нас окружает?

1

Р-2

Кто ты такой?

14

Р-3

Кто живет рядом с тобой

6

Р-4

Россия – твоя Родина

13

Р-5

Мы – жители Земли

9

Р- 6

Природные сообщества

23+2

Р - 7

Природа и человек

2

Итого:

70

План проведения

контрольных, практических работ

Тема

Дата

Практическая работа «Режим дня школьника»

Контрольная работа (тест) по разделу «Кто ты такой?»

Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах»

Практическая работа «Составление семейного древа»

Итоговая проверочная работа за 1 полугодие

Защита проекта « Профессии моих родителей»

Защита проекта « Быт народов России»»

Контрольная работа (тест) по разделу «Россия – твоя Родина»

Контрольная работа (тест) по разделу «Мы – жители Земли»

 Практическая работа с муляжами грибов

Практическая работа с гербарием растений

Комплексная контрольная работа по теме « Природные сообщества»

Календарно  - тематическое планирование

№ п/п

Тема

часы

Методические приёмы

Характеристика

деятельности

учащихся

(универсальные учебные действия)

Из них

к/р

п/р

экскур

Раздел 1.    Введение. Что нас окружает? – 1ч

1

1.1

Что окружает человека

Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)»,

«изделие». Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях.

Упражнение на классификацию

объектов природы.

Минутка игры.Беседа с использованием

фотографий «Бывают ли на свете чудеса».

Работа с рубрикой «Обсудим вместе».

Рассказ учителя: «Чудеса света».

Чтение и обсуждение

фрагмента

стихотворения " Н. Юрковой "Чудо"

Интеллектуальные действия: классификация по признакам природа-общество, живая и неживая природа, изделия, обобщение изученного материала; сравнение, анализ, логическое действие (выбор правильного ответа из предложенных).

Регулятивные действия:

Внимание, самоконтроль.

ИКТ: "чтение" информации, полученной в процессе игры, решение логических задач, работа со схемами.

Раздел 2. Кто ты такой-14 ч

2

2.1

Я, ты, он, она.Все мы люди.

Человек – живое существо, организм. Физические качества и внешний вид человека. Чем люди похожи и чем различаются. Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети». Рассказ – описание по предложенному плану. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Чтение стихотворения Р.Сефа «Кто быстрее»

Интеллектуальные действия: сравнение, группировка, выделение существенного признака.

Регулятивные действия:

Самоконтроль выполнения учебной задачи.

Личностная позиция: признание права любого человека на индивидуальность, мотивация учебной деятельности.

3

2.2

Наши помощники — органы чувств.

Опыты на оживление ощущений: вспомни цвет, вкус, определи материал, температуру.

Учебный диалог "Как человек определяет свойства окружающих предметов". Чтение и обсуждение текстов.

Речевые умения: рассказ-рассуждение.

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобщение, формулировка вывода.

Креативные умения: мини-сочинение по воображаемой ситуации.

ИКТ:представление информации в виде таблицы.

4

2.3

Наши помощники- органы чувств.

Работа с таблицей: классификация продуктов по вкусу.

5

2.4

Поговорим о здоровье

Что такое здоровье. Правила здорового образа жизни. Причины некоторых болезней. Работа с иллюстрациями

Интеллектуальные действия: обобщение полученной информации - создание памятки о культуре поведения во время болезни, подготовка вывода.

Речевые умения: рассказ-описание, рассказ-рассуждение.

Регулятивные действия:

Выполнение правил участия в сюжетно-ролевой игре.

Личностная позиция: осознание необходимости беречь свое здоровье.

6

2.5

Поговорим о здоровье

Учебный диалог: что такое здоровье.рассказы-рассуждения "Чтобы меньше болеть", "если в доме больной". Сюжетно-ролевая игра "Мальчик заболел"

7

2.6

Режим дня. Значение режима дня, гигиены и закаливания.

Учебный диалог "правила организации жизни школьников дома". Составление памятки "Режим второклассника"

Дифференцированное задание: чтение и обсуждение стихотворения С.Я.Маршака "Вот какой рассеянный".

Интеллектуальные действия: анализ, обобщение, соотнесение сюжета иллюстрации с правилом поведения.

ИКТ: оформление информации в виде памятки.

Личностная позиция: положительное отношение к правильной организации своего дня, необходимости соблюдать режим занятий и отдыха.

 Составление

режима дня

8

2.7

Режим дня. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Обсуждение проблемы: Что можно делать одновременно.

Рассказ учителя о часах и времени. Чтение и обсуждение текста "этот удивительный мир". Упражнение на определение времени по часам.

9

2.8

Физическая культура.

Урок в физкультурном зале. Игры-соревнования на выполнение различных движений и физических упражнений.

Урок в классе. Чтение и обсуждение текста. Физические упражнения (показ, повторение) утренней гимнастики. Работа с рубрикой "Смешинки" и "Картинная галерея".

Интеллектуальные действия: анализ результатов опыта, оценка информации, представленной на иллюстрациях.

 ИКТ: использование информации  для  составления памятки по закаливанию.

Личностная позиция: положительное отношение к физической культуре, желание следовать правилам физического развития.

10

2.9

Физическая культура. Закаливание.

Беседа(с использова

нием иллюстративного материала "Как стать крепким, сильным и выносливым"). Игровая минутка: упражнения на внимание и сообразительность. Рассказ учителя "Закаляться может каждый". Составление памятки "Правила закаливания". Опыты с термометром: определение температу

ры воздуха и воды.

11

2.10

Почему нужно правильно питаться.Из чего состоит наша пища.

Дифференцированное задание: работа с текстом рубрик "Этот удивительный мир", "Что происходило на нашей земле давным-давно". Составление памятки "Что полезно для организма, что вредно для организма". Работа в парах: полезен ли сахар. Дидактическая игра: Умеешь ли ты есть?

Интеллектуальные действия: анализ, составление алгоритма опыта и наблюдения, вывод по итогам опыта.

ИКТ:"чтение"с информации, представленной в виде заданий на схеме.

Рефлексивные  действия: самооценка выполнения заданий.

Личностная позиция: желание оценивать особенности своего питания, сравнивать его с правильным, соблюдать культуру еды.

12

2.11

Почему нужно правильно питаться.О витаминах

13

2.12

Почему нужно правильно питаться.Полезен ли сахар?

14

2.13

 Почему ну

жно быть осторож

ным. Контрольная ра

бота ( тест)по теме « Кто ты такой»

Рассказ учителя: какого человека называют предусмотрительным. Дидактическая игра "Соотнеси дорожный знак со значением".

Составление памятки "Чтобы избежать неприятностей". Учебный диалог Можно ли изменить себя? Дифференцированное задание: работа с текстом Почемучка-это хорошо или плохо?

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные действия: самоанализ своего поведения как пассажира и пешехода.

Речевые умения: рассказ-объяснение.

ИКТ: просмотр и обсуждение информации, считанной с компьютера.

Личностная позиция: оценка жизненных ситуаций с точки зрения их возможной опасности, осознание необходимости быть осторожным и предусмотрительным.

1

Первая помощь при ожогах, порезах, ударах

15

2.14

Почему ну

жно быть осторож

ным. Мож

но ли изменить себя?

Раздел 3.  Кто живёт рядом с тобой-6 ч

16

3.1

 Что такое семья.

 Чтение и обсуждение информации, представленной на схеме. Рассказ-описание по рисункам "Семья Саши Соловьева".

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение обобщение; логические действия (составление плана рассматривания и сравнения рисунков).

Речевые умения: рассказ-описание.

Личностная позиция: положительное отношение к членам семьи, друзьям, одноклассникам; мотивация учебной деятельности. Выполнение правил дидактической и ролевой игры. Оценка жизненных ситуаций с точки зрения взаимоотношений ребенка и членов семьи.

Креативные умения: речевая деятельность в условиях воображаемой ситуации.

17

3.2

Что такое семья. Что объединяет

членов

семьи, поко

ления в семье.

Учебный диалог "Семья-коллектив близких людей".  Беседа: Чем семья занимается в свободное время? работа с рубриками "Что происходило на нашей Земле давным-давно" и "Картинная галерея".

18

3.3

Что такое семья.Семейные праздники. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности

Рассказы детей "семейные праздники". Учебный диалог: как выбрать подарок. Дифференцированное задание: чтение и анализ стихотворения С.Маршака "Хороший день". Рассказ-описание "Мой воскресный день".

19

3.4

 Правила поведения. Какие бывают правила. Когда и почему появились правила.

Обсуждение проблемы (на основе выбора), "зачем придумали правила поведения". Работа со схемой "Какие бывают правила".

Чтение и обсуждение рассказа Л.Н.Толстого "У Вари был чиж". Учебный диалог: обсуждение разных жизненных историй. Беседа "правила дружбы". Ролевая игра "Какие жесты и мимика могут обидеть". Учебный диалог "Правила поведения в театре".

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, выбор альтернативы, обобщение.

Речевые умения: рассказ-описание, объяснение слов нравственного содержания.

Личностная позиция:  осознание необходимости выполнять правила поведения, выполнение правил взаимодействия в сюжетно-ролевой игре.

ИКТ: "чтение" информации, представленной на схеме.

20

3.5

Правила ку

льтурного поведения в общественных местах: в транспор

те,на природе,

 в учрежде

ниях культуры.

Ролевая игра: сценки в театре. Работа в группах: оценка поведения детей.

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, выбор альтернативы, обобщение.

Речевые умения: рассказ-описание, объяснение слов нравственного содержания.

Личностная позиция:  осознание необходимости выполнять правила поведения, выполнение правил взаимодействия в сюжетно-ролевой игре.

Составить правила

21

3.6

Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы.

Чтение и обсуждение рассказа Л.Н.Толстого "У Вари был чиж". Учебный диалог: обсуждение разных жизненных историй. Беседа "правила дружбы". Ролевая игра "Какие жесты и мимика могут обидеть". Учебный диалог "Правила поведения в театре Рассказ-описание "радость", "удивление" "жалость" (по выбору).Монолог.

Презентации детей

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, выбор альтернативы, обобщение.

Речевые умения: рассказ-описание, объяснение слов нравственного содержания.

Личностная позиция:  осознание необходимости помогать старым и больным

Защита проектов

Раздел 4. Россия – твоя Родина- 13 ч

22

4.1.

Родина – что это значит

Чтение учителем и обсуждение текста "о чем рассказал папа".

Рассказ-рассуждение "почему папа скучал по родному дому?". Индивидуальная работа: объяснение значения пословиц.  Рассматривание репродукции картины И.Левитана "Вечерний звон" (работа с рубрикой."Картинная галерея".) Чтение стихотворения И. Шаферана "Красно солнышко": сравнение эмоционального состояния, вызываемого произведениями живописи и литературы.

Интеллектуальные действия: сравнение произведений разных видов искусств, оценка возникших эмоций.

Личностные качества: мотивация учебной деятельности, эмоциональное отношение к природе родного края, малой родине.

 Речевые умения: обогащение словаря словами-синонимами, рассказ-рассуждение, рассказ-описание.

23

4.2

Прошлое, настоящее, будущее.

Учебный диалог "Различие понятий "история", "случай". Упражнение на определение исторического времени. Беседа "Как можно узнать об истории города".

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, оценка.

Личностные качества: эмоциональное отношение к родной стране, ее достопримечательностям, культуре и истории.

Речевые умения: рассказ-описание.

24

4.3

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

Чтение и обсуждение текста "Как можно узнать о прошлом города?" Чтение и обсуждение текста "Как Русь начиналась?"

25

4.4

Москва – столица России

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание репродукций картин А.Васнецова «Основание Москвы.Постройка первых стен Кремля» Московский кремль при Иване Калите", " Московский кремль при Дмитрии Донском". Ролевая игра: "Путешествие по Москве". Задание: ты - экскурсовод, проведи экскурсию по Москве (с использованием иллюстраций).

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, оценка.

Речевые умения: рассказ-описание.

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобщение, логические действия.

Речевые умения: рассказ-описание.

Рефлексивные действия: самоконтроль выполнения заданий.

 Личностные качества: эмоциональное отношение к родной стране, ее культуре и истории.

Презентация о Москве

26

4.5

Москва – столица России.Как Москва строилась.

27

4.6

Города России. Контрольная работа(тест)

Ролевая игра "Путешествие по городам России". Задание: ты - экскурсовод, проведи экскурсию по городу (с использованием иллюстраций). Рассматривание иллюстраций (фото) городов России, составление рассказа-описания "Города Золотого кольца России".

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобщение, логические действия.

Речевые умения: рассказ-описание.

Рефлексивные действия: самоконтроль выполнения заданий.

 Личностные качества: эмоциональное отношение к родной стране, ее культуре и истории.

1

28

4.7

Родной край — частица Родины.

Экскурсия по родному городу: знакомство с достопримечательностями. Индивидуальное задание: рассказ-описание "Мой город (село)".

Урок в классе: работа с иллюстрациями и текстами.

Интеллектуальные действия: сравнение, обобщение, использование накопленных знаний для решения логических задач.

Речевые умения: рассказ-описание.

1

29

4.8

Как трудятся россияне.

Решение проблемы: зачем человек трудиться. Работа со    схемой. Игровая минутка: "чтение " рисунков (какие пословицы спрятаны в рисунках).

Интеллектуальные действия: выбор альтернативы, анализ. Построение доказательств логические действия по расшифровке рисунков. Речевые умения: объяснение смысла пословиц о труде, рассказ-описание, правила участия в диалоге.

ИКТ: "чтение" информации, представленной в виде схемы.

Личностные качества: эмоциональное отношение к родной стране, людям труду, интерес и желание трудиться.

30

4.9

Зачем человек трудится. Хлеб- всему голова.Контрольная работа за 1 полугодие

Учебный диалог: обсуждение проблемы "Хлеб в жизни человека". Дидактическая игра: хлебные изделия. Рассказ учителя "Труд славян в сельской местности. Чтение  и обсуждение текста по картине А. Пластова "Жатва" с опорой на план.

1

31

4.10

Все профессии важны

Чтение и обсуждение текстов "О труде фермера", "Чем занимается экономист". Упражнения: первые шаги в работе с компьютером. Чтение и обсуждение текста "Как трудились в городах". Работа с иллюстративным материалом: составление рассказа "чем занимались славянские женщины". Дифференцированное задание: работа с рубрикой "Что происходило на нашей Земле давным-давно". Индив. задание: "Расскажи о профессии".

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, составление характеристик.

Речевые умения: правила участия в диалоге, рассказ-рассуждение.

ИКТ: знакомство с компьютером.

проект о профессиях родителей

32

33

4.11

4.12

Мы – граждане России

Рассказ учителя о государственном устройстве России. Рассматривание гос. символов (герба, флага).

 Рассказ учителя о правах граждан страны. Работа с рубрикой "Картинная галерея": рассматривание репродукции картины Н. Богданова- Бельского "Устный счет".

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, составление характеристик.

Речевые умения: правила участия в диалоге, рассказ-рассуждение.

34

4.13

Россия — многонациональная страна. Контрольная работа по разделу «Россия – твоя Родина»

Встреча с родителями.рассказ родителей и детей "Мой народ, моя национальность". Выставка "Культура разных народов".

Интеллектуальные действия: сравнение.обобщение, классификация.

Речевые умения: правила участия в диалоге, рассказ-описание.

П.р « Быт народовРоссии»

Раздел 5. Мы - жители Земли- 9ч

35

5.1

Твоё первое знакомство со звёздами

Проблемная ситуация: «Почему

люди смотрят на звезды?» Чтение и обсуждение текста "Солнечная "семья". Воображаемая ситуация: Что расскажу о Солнце люди разных профессий? Рассказ учителя: как представляли  Солнечную систему наши предки? Сравнение схем. Диффер. задание: работа с рубрикой "Что происходило на Земле давным-давно".  Индив. задание: ответ на вопрос "Почему открытие Коперника было очень важным?"

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобщение и выводы.

Речевые умения: правила участия в диалоге, рассказ-описание.

ИКТ: "чтение" информации, представленной в виде схемы.

36

5.2

Твоё первое знакомство со звёздами

37

5.3

Чем Земля отличается от других планет ?

Чтение и обсуждение текста "Чем Земля отличается от других планет?" Подготовка и обсуждение вывода: "Солнце - ближайшая к планете звезда". Наблюдения: Луна в ясную погоду. Работа в группах: проведение опята - изменение положения Луны при вращении Земли. Рассматривание фотографий. Упражнения на ориентирование по глобусу.

Интеллектуальные действия: анализ результатов опята и наблюдений, сравнение и обобщение.

Познавательные действия: моделирование.

ИКТ: "чтение" информации, представленной в виде схемы и на фотографиях.

38

5.4

Чем Земля отличается от других планет ?

39

5.5

В некотором царстве…

Заполнение схемы. Дидактическая игра: кто больше. Индивидуальное задание. Рассказ-описание" О чем нам могли бы рассказать звери и птицы". Чтение и обсуждение текста "Бактерии". Рассматривание бактерий.

Интеллектуальные действия: сопоставление, классификация.

Познавательные действия: применение правил дидактической игры, моделирование.

Речевые умения: рассказ-описание по воображаемой ситуации.

ИКТ: "чтение" информации, представленной в виде схемы.

Креативные умения:  создание стихотворных строк о природе.

40

5.6

Грибы.

Минутка игры: дидактическая игра Кто больше? Проблемная ситуация. Чтение и обсуждение текста. Подготовка вывода: грибы - царство природы. Составление памятки:  ядовитые грибы. Работа в группах: придумаем блюдо из грибов.

Интеллектуальные действия: сравнение, обобщение и подготовка вывода.

ИКТ: "чтение" информации, представленной в виде схемы.

Работа с муляжами

41

5.7

Какие животные живут на Земле.

Экскурсия (реальная или воображаемая) по краеведческому музею.

Интеллектуальные действия: сопоставление, сравнение, классификация.

Познавательные действия:  соблюдение правил дидактической игры и ролевой игры.

Речевые умения: составление текста, сопровождающего экскурсию, рассказ-описание (по плану).

1

42

5.8

Разнообразие растений

Экскурсия в биологический музей (воображаемая ситуация). Дидактическая игра: «Кто больше назовёт растений?» Работа с гербарием, составление описания "паспорта" растения. Учебный диалог "какие бывают цветки и плоды".

Интеллектуальные действия: сравнение, анализ, классификация.

Речевые умения:  рассказ- рассуждение (выступление экскурсовода).

43

5.9

Разнообразие растений

Контрольная работа

( тест)по теме « Мы – жители Земли»

1

Раздел 6. Природные сообщества - 23 ч

44

6.1

Среда обитания – что это такое

Беседа "Каждое живое существо привыкает к определенному месту обитания (к природной среде)". Работа с текстом и иллюстративным материалом учебника.

Интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение результатов наблюдения.

Речевые умения: рассказ-рассуждение.

Опредчастей растен

45

6.2

Лес и его обитатели

Экскурсия в лес.Обсуждение вопросов: в каком лесу проходит экскурсия? Можно ли сказать, что лес – многоэтажный дом? Урок в классе. Чтение и обсуждение текста. Опыт: как развивается растение(посадка семян фасоли)

Интеллектуальные действия: сравнение, анализ.

Речевые умения: рассказ-описание, правила участия в диалоге.

Развитрастения из семени.

Опыт

1

46

6.3

Деревья леса

Работа в группах: рассказ-описание "деревья в лесу". Инд. задание: составление паспорта дерева. Учебный диалог" что делает человек из древесины. Работа с рубрикой "Картинная галерея".

ИКТ: "чтение" схемы, выбор информации для решения учебной задачи.

Рефлексивные действия: правила совместной деятельности: оценка своего участия в ней.

47

6.4

Кустарники леса

Экскурсия в парк. Наблюдение: рассматривание листовых и цветочных почек. Работа в группах: рассказ – описание кустарника ( по выбору)

Интеллектуальные действия:сопоставление, сравнение, обобщение

Речевые умения: рассказ-описание.

Познавательные:наблюдения

Рефлексивные действия: правила совместной деятельности; оценка своего участия в ней

Работа с гербарием

1

48

6.5

Травянистые растения

Дидактическая игра "Узнай по описанию". Чтение и обсуждение текстов. Работа с таблицей: обобщение информации. Анализ стихотворения В.Рождественского о подорожнике.

Интеллектуальные действия: анализ, сопоставление, сравнение, Речевые умения: рассказ-описание.

ИКТ: "чтение" информации, представленной в виде таблицы.

49

6.6

Травянистые растения

50

6.7

Животные леса

Дидактическая игра «Кто

больше?». Инсценировка "Диалог животных". Задание: сравнение белки и бурундука. Работа с рубрикой "Картинная галерея". Учебный диалог: почему кроты являются зверями. Заполнение таблицы: животные леса.  Инд. работа: чтение стихотворения Б. Заходера "Ежик", "Лиса и крот".

Чтение и обсуждение текста "Птицы - лесные жители". Дидактические игры. Решение проблемной задачи: почему птицы осенью улетают на юг? Наблюдение за птицей или рассматривание иллюстрации, просмотр видеофильма: внешний вид и особенности поведения птицы. Учебный диалог: птичьи голоса.

Интеллектуальные действия: классификация, сравнение, обобщение, решение проблемной задачи, анализ и обобщение информации, представленной в тексте. Речевые умения: рассказ-описание, рассказ-рассуждение.Креативные умения: выполнение роли в сюжетной игре и сценке-диалоге.ИКТ: представление информации в виде таблицы.

51

6.8

Животные леса

52

6.9

Животные леса

53

6.10

Животные леса

54

6.11

Животные леса

55

6.12

Что мы знаем о воде

Рассказ-рассуждение: что такое вода. Чтение и обсуждение текста. Составление схемы: круговорот воды в природе. Опыты по определению свойств воды и ее состояния. Рассказы детей на тему "воскресная прогулка на водоем".

Интеллектуальные действия: анализ, классификация по принадлежности к классу, сравнение.

ИКТ: "Чтение" рисунков-схем.

Речевые умения:  рассказ-рассуждение, рассказ-описание.

Рефлексивные действия:  самоконтроль выполнения инд. задания. Правила поведения в природе. Правила работы в группе.

56

6.13

Что мы знаем о воде

57

6.14

Водоёмы и их обитатели

Учебный диалог: какие бывают водоемы, какие животные могут жить в разных водоемах. Диф. задание: работа с рубрикой "Этот удивительный мир", составление описательного рассказа по картине И.Айвазовского "Корабль у моря".Индивид.задан: рассматривание рисунков животных – обитателей болот; растения болот. Рассказ учителя: Когда цветут кувшинки.

58

6.15

Водоёмы и их обитатели

59

6.16

Водоёмы и их обитатели

60

6.17

Водоёмы и их обитатели

61

6.18

Водоёмы и их обитатели

1

62

6.19

Луг и его обитатели

Экскурсия на луг: наблюдение и рассуждение: Какие травянистые растения можно встретить на лугу в это время года?

Урок в класс: Работа с рубрикой "вспомни" (по результатам экскурсии). Чтение и обсуждение текста. Диф. задание: работа с рубрикой "Этот удивительный мир", коллективный вывод. Составление описательного рассказа. Работа с таблицей. Логическая задача: докажи, почему паук не относится к насекомым. Работа в парах: подготовка ответа на вопрос: Почему луг надо беречь?

Интеллектуальные действия: классификация, анализ, сравнения, доказательства.

Рефлексивные действия:  правила совместной деятельности, самоконтроль выполнения учебной задачи. Речевые умения: рассказ-описание, пересказ текста.

63

6.20

Луг и его обитатели

1

64

6.21

Поле и его обитатели

Работа с гербарием (видеофильмом): рассматривание зерновых культур, сопоставление внешнего вида, выделение особенностей разных зерновых культур. Работа со  схемой. Инд. задание: пересказ и завершение текста. Учебный диалог, решение логических задач.

Интеллектуальные действия: сопоставление, сравнение, подбор аргументов для решения логической задачи.

Речевые умения: пересказ текста, правила участия в диалоге, рассказ-описание по картине.

ИКТ: "чтение" информации, представленной в таблице. Познавательные действия: наблюдение.

65

6.22

Поле и его обитатели

66

6.23

Комплексная контрольная работа по теме « Природные сообщества»

67

5.24

Сад и его обитатели

Экскурсия в плодово-ягодный сад.

Урок в классе: работа со схемой "Плодовые культуры". Рассказ-рассуждение, игра "Узнай на вкус". Чтение и пересказ текста. Чтение стихотворения Н.Красильникова «Удод». Индивидуальное задание: чтение и пересказ текста «Животные – обитатели сада» ( с презентацией)

Интеллектуальные действия: анализ, обобщение, сравнение, установление временных и причинно-следственных связей.

Речевые умения: рассказ-рассуждение. рассказ-описание, пересказ текста.

ИКТ: "чтение" информации, представленной в схеме.

Познавательные действия: наблюдения

Коллекция вредных насекомых

1

68

5.25

Экскурсия в природу «Природные сообщества»

Экскурсия в лес, на реку.

Интеллектуальные действия: анализ, обобщение, сравнение, установление временных и причинно-следственных связей.

Речевые умения: рассказ-рассуждение Познавательные действия: наблюдения

Раздел 7. Природа и человек – 2 ч

69

7.1

Человек – часть природы

Решение и обсуждение логической задачи "Почему человек должен беречь природу, как самого себя". Чтение стихотворения Б. Заходера "Про все на свете" и обсуждение вывода: есть ли на свете вредные существа. Просмотр и обсуждение видеофильма "Красная книга России". Обсуждение жизненных ситуаций (учебник). Дифференцированное задание: составление рассказа по схеме "Животные - друзья человека".

Интеллектуальные действия: анализ, обобщение, сравнение, аргументация вывода.

ИКТ: "чтение" информации, представленной в схеме.

70

7.2

Человек – часть природы

Итого:68

5

7

6

Материально — техническое и    учебно – методическое обеспечение

1. Печатные средства обучения:

  • вторская программа «Окружающий мир. 1 – 4 классы» Н.В. Виноградова

« Начальная школа XXI века» – М.: Вентана – Граф, 2013),

  • Окружающий мир. Методика обучения. 1-2 кл. - 2012г
  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2014.
  • Географические и исторические карты
  • Таблицы («Времена года»,  «Дикие животные», «Домашние животные»).
  • Наборы: «Животные леса», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Транспорт»,   «Декоративно-прикладное искусство», «Профессии».
  • Фотографии и иллюстрации.
  • Коллекция насекомых
  • Комплект дидактического материала.

2. Оборудование для проведения практических занятий:

  • глобус, компас, модели форм поверхности Земли,
  • гербарии, муляжи ( овощи, фрукты, грибы)
  • оборудование для опытов.
  • Датчик частоты сердечных сокращений
  • Датчик температуры
  • Цифровой микроскоп
  • Датчик расстояния

3. Технические средства обучения:

  • телевизор
  • компьютер
  • электронные носители: современная мультимедиа – энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия
  •  (2 CD), ООО «Кирилл и Мефодий».
  • Самостоятельно разработанные презентации ( CD- ROM )мп3
  •  Мультимедийный проектор.
  • Цифровая фотокамера
  • Экран.

Лист изменений и дополнений

№п/п

класс

дата

Характеристика изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внёсшего изменения

Приложение№1

Система оценки достижений учащихся.

Во втором  классе  вводятся уже все виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.), анализ деятельности учителя и корректировка ее в том случае, если это необходимо.

Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. В этот период ученик должен иметь право на ошибку, на подробный совместный с учителем и другими учениками анализ своих успехов,        ошибок и неудач. Поэтому нецелесообразна поспешность, злоупотребление цифровой отрицательной оценкой, если умение еще не устоялось, а знание не сформировалось. Необходимо тщательно продумывать коллективную работу над ошибками. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.

Тематический контроль особенно целесообразно проводить на уроках окружающего мира. Это связано с особенностями этого вида контролирующей деятельности: ученику предоставляется возможность переделать, дополнить работу, исправить отметку, более тщательно подготовившись. То есть при тематическом контроле ученик получает возможность «закрыть» предыдущую отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.

Итоговый контроль  проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени — четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся таким образом 4 раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.

Со второго класса учитель систематически использует различные методы и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера.

Устный опрос  -  это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос), очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.

Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10–15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности.

Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Очень целесообразно, когда контрольные составлены не как идентичные варианты, а как разноуровневые задания.

Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры.

Инструментарий для оценивания результатов.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно». При оценке контрольных работ используется отметка в виде дроби: числитель говорит о том, каков результат выполнения работы (нет ошибок), а знаменатель — о некоторых допущенных промахах, недостатках, погрешностях в работе, которые не влияют на ее результат. Это — общее впечатление от работы. Сущность этой оценки состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная в дневник, а в журнал заносится только отметка числителя. Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «Чего достиг ученик в усвоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?».

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения; к предмету обсуждения. Наличие 2 - 3 ошибок или 4 - 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного, нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Нормы выставления отметок по курсу:

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.      

Устный ответ:

Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка тестов.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.  Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.

Базовый уровень 0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык Рабочая программа курса УМК Перспективная начальная школа

Рабочая программа курса "Русский язык" УМК Перспективная начальная школа...

Математика Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"

Математика Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"...

Литературное чтение Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"

Литературное чтение  Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"...

Окружающий мир Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"

Окружающий мир  Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"...

Информатика Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"

Информатика  Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по окружающему миру «Начальная школа XXI века» 2 класс

Программа разработана на основе:- авторской программы  по окружающему миру под редакцией Н.Ф. Виноградовой и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная   школа XXI века»...

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа 21 века

Рабочая программа по окружающему миру  разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), требований к результатам ...