Рабочая программа по окружающему миру А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана образовательная система «Школа 2100» 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Хрычева Тамара Петровна

Рабочая программа по окружающему миру А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана образовательная система «Школа 2100» 3 класс по ФГОС  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy.docx59.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Татищево» и реализуется средствами предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана (системой учебников «Школа 2100»; издательство «Баласс»). Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Окружающий мир» (А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан, 3 класс) полностью соответствуют требованиям Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.

Основная цель курса – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Основные задачи курса:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе. А в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира.

Оценка осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала блиц опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.

На изучение окружающего мира в 3 классе  отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов за год.

Учебно-тематический план по окружающему миру во 2 классе

п./п.

Тематический блок

Количество

часов (в год)

Часть 1. «ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ» (32ч.)

Вещество и энергия

5

Оболочка планеты, охваченная жизнью

6

Экологическая система

9

Животные участники круговорота веществ

12

Часть 2. « МОЕ ОТЕЧЕСТВО» (36ч.)

Твои родные и твоя Родина

5

Времена Древней Руси

4

Времена Московского государства

6

Времена Российской империи

6

Времена Советской России и СССР

4

Современная Россия

11

Календарно – тематическое планирование

по предмету окружающий мир в 3 классе

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание (ТСО, ИКТ и т.д.)

Характеристика деятельности учащихся

план

         

факт

Часть 1. «ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ» (32 ч.)

1.Вещество и энергия. (5 ч.)

1

Как работать с учебником.

Маршрут в страну знаний.

1

3.09

Приводить примеры веществ .

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы .

2

Тела и вещества.

1

5.09

3

Из чего состоит вещество.

Проверочная работа № 1.

1

10.09

4

Что такое энергия.

1

12.09

Приведение примеров движения под действием энергии .

5

Превращение энергии.

Проверочная работа № 2.

1

17.09

2.Оболочка планеты, охваченная жизнью. (6 ч.)

6

Где обитают живые организмы.

1

19.09

Характеризовать место обитания живых организмов .

7

Большой круговорот веществ.

1

24.09

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого .

8

Живые участники круговорота веществ. Проверочная работа № 3.

1

26.09

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений . Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей .Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных . Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей  .Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

9

Обмен веществ в организме. Д.м.

1

1.10

Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами .

10

Как живые организмы запасают энергию Солнца.

Проверочная работа № 4.

1

3.10

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов .

11

Контрольная работа № 1 по разделам: «Вещество и энергия», «Оболочка планеты, охваченная жизнью»

1

8.10

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.

3.Экологическая система. ( 9 ч.)

12

Жизнь экосистемы.

1

10.10

Характеризовать экосистемы и природные сообщества .

Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы .

Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы .

Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме .

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности, .

Исследовать состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы .

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения .

Сравнивать  и различать деревья, кустарники и травы .

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) .

13

Почва – важнейшая часть экосистемы.

Проверочная работа № 5.

1

15.10

14

Экосистема озера.

1

17.10

15

Экосистема болота.

1

22.10

16

Экосистема луга.

Проверочная работа № 6.

1

24.10

17

Лесные производители.

1

29.10

18

Потребители и разрушители экосистемы леса.

Проверочная работа № 7. Д.м.

1

31.10

19

Экосистема поля.

1

12.11

20

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Проверочная работа № 8.

1

14.11

4.Животные участники круговорота веществ. (12 ч.)

21

Растения производители. Проверочная работа № 9.

1

19.11

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений .

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей .

Определять части цветкового растения .Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия.

Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия .

22

Животные маленькие и большие.

1

21.11

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Характеризовать роль животных в природе и жизни людей . Описывать внешний вид, характерные особенности представителей  насекомых, рыб, птиц, зверей .Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей .

Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных . Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

Проводить наблюдения во время экскурсии .Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными .

23

Маленькие рыцари.

Проверочная работа № 10.

1

26.11

24

Первый шаг из моря на сушу.

1

28.11

25

На суше – как дома.

Проверочная работа № 11.

1

3.12

26

Пернатые изобретатели.

1

5.12

27

Наши братья

Проверочная работа № 12.

1

10.12

28

Осторожно: животные.

Проверочная работа № 13.

1

12.12

29

Прирожденные разрушители.

Проверочная работа № 14.

1

17.12

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Различать и определять съедобные и ядовитые грибы

30

Экскурсия в природу.

1

19.12

Приводить примеры  зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера .

Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы . Оценивать влияние современного человека на природу. Оценивать свою личную роль в охране природы .

31

Как нам жить в дружбе с природой.

Учимся решать жизненные задачи.

Проверочная работа № 16.

1

24.12

32

Контрольная работа № 2 по разделам: «Экологическая система».

1

26.12

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.

Часть 2. « МОЕ ОТЕЧЕСТВО» (36 ч.)

5.Твои родные и твоя Родина (5 ч).

33

Как работать с учебником. Путешествие по «реке времени» российской империи.

1

09.01

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе  представителей разных поколений. Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) ; соотносить годы с конкретными веками . Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний. Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.

Выполнять в группе задания  по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны. Обмениваться с одноклассниками сведениями  о прошлом и настоящем своей семьи, родного края .

34

Живая связь времен.

1

14.01

35

Как люди считают время.

1

16.01

36

С чего начинается Родина?

1

21.01

37

Память о прошлом. Проверочная работа по разделу.

1

23.01

6. Времена Древней Руси. (4 ч.)

38

Когда на Руси появилось государство?

1

28.01

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий ; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры .

Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени ; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П).

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П).

Практическая работа

Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным) (П).

Создавать иллюстрированный текст  на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом» .

Описывать свои эмоции; свои чувства и личные впечатления от увиденного.

Собирать и оформлять информацию о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры . Принять посильное участие в их охране.

Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах , традициях и порядках  родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом. Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием  и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны.

Обмениваться с одноклассниками сведениями  о прошлом и родного края, народов России, всей страны.

39

«Золотые ворота» в Древнюю Русь.

1

30.01

40

За землю Русскую!

1

4.02

41

«Слово о погибели Русской земли»

1

6.02

7.Времена Московского государства. (6 ч.)

42

От Древней Руси к единой России. Проверочная работа по разделу: Времена Древней Руси».

1

11.02

43

Земля и люди Московского государства.

1

13.02

44

Москва златоглавая.

1

18.02

45

«Хуже грозного царя только междуцарствие.

1

20.02

46

Повторение.

1

25.02

47

Контрольная работа № 1 по разделам «Твои родные и твоя Родина», «Времена Древней Руси», «Времена Московского государства»

1

27.02

8.Времена Российской империи. (6 ч.)

Времена Российской империи 6 часов

48

Петр Великий.

1

4.03

49

Власть и народ Российской империи.

1

6.03

50

Как Россия у Европы «училась».  

1

11.03

51

«Гроза двенадцатого года»

1

13.03

52

Император – освободитель.

1

18.03

53

Проверочная работа по разделу: «Времена Российской империи»

1

20.03

9. Времена Советской России и СССР. (4 ч.)

Времена Советской России и СССР 4 часа

54

Россия в огне.

1

1.04

55

«К светлому будущему»

1

3.04

56

«Вставай, страна огромная»

1

8.04

57

«Через тернии к звездам».

1

10.04

10. Современная Россия. (11 ч.)

Современная Россия 11 часов

58

Я – гражданин России. Проверочная работа по разделу: «Времена Советской России и СССР».

1

15.04

Объяснять значение понятий  «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан.

Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран . Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз) .

Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона; а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации .

Практическая работа

Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.  

Подготовить иллюстрированный текст о культурном богатстве одного или нескольких народов России . Активно знакомиться с материалами о народах России, представленными другими школьниками.

Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.

Участвовать  в праздновании местных и государственных праздников . Самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и проведении местных и государственных праздников .

Описывать свои эмоции , чувства и личные впечатления , от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников.

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний.

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.

59

Власть народа.

1

17.04

60

Кто в государстве самый главный?

1

22.04

61

Народы России.

1

24.04

62

Наш общий дом.

1

29.04

63

Как нам жить?

1

6.05

64

Повторение по разделам. Учимся решать жизненные задачи.

1

8.05

65

Контрольная работа № 2 по разделам: «Времена», «Современная Россия»

1

13.05

66

Закрепление по теме «Твои родные и твоя Родина»

1

15.05

67

Закрепление по теме «Времена Российской империи»

1

20.05

68

Закрепление по теме «Современная Россия»

1

22.05

Ожидаемые образовательные результаты

Личностные результаты 

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях .
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
  • Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
  • Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Предметные результаты:

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;  
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

Список литературы

Для учащихся        

  • Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. Ч. 1 «Обитатели Земли», Ч. 2 « Мое Отечество» 3-й класс.    М., Баласс,  издательство Школьный дом, 2012г.
  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь  к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса. М., Баласс,  издательство Школьный дом, 2013г.
  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

        Рабочая тетрадь  к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество») для 3-го класса. М., Баласс,  издательство Школьный дом, 2013г.

  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.

        Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса. М., Баласс,  издательство Школьный дом, 2013г.

  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.

        Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество») для 3-го класса. М., Баласс,  издательство Школьный дом, 2013г.

Для учителя

  • Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Методические рекомендации для учителя Окружающий мир «Обитатели Земли» 3 класс М., Баласс, 2011г..
  • Концепция модернизации Российского образования
  • Образовательная система «Школа 2100» электронная версия.
  • Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении.
  • Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Электронный образовательный комплекс на (DVD-диске). Игры и задачи, 1–4 классы

Лист внесенных изменений

п/п

Номер урока

Содержание изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Школа 2100" для 2 класса А.А. Вахрушева , Д.Д.Данилова

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, развёрнутое планирование по окружающему миру для 2 класса по програме "Школа 2100"  А.А.Вахрушев, Д....

Раздел программы: «План действий и его описание». Тема «Цвет предметов». (Информатика, Образовательная система "Школа 2100")

Конспект занятия по информатике. Первый год обучения.Задания из учебника "Информатика"  А.В. Горячева.Информатика 1 класс. Методичесские рекомендации для учителя....

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс  разработано в соответствии ФГОСТ...

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 2 класс

Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...

Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме: "Наши предки - древесные жители", Образовательная система "Школа 2100", (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)

Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме "Наши предки - древесные жители", Образовательной системе "Школа 2100" ,  (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С....

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе на 2019 – 2020 учебный год ( 34 часа)

Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями из...