Рабочая программа по окружающему миру А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана образовательная система «Школа 2100» 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана образовательная система «Школа 2100» 3 класс по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy.docx | 59.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Татищево» и реализуется средствами предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана (системой учебников «Школа 2100»; издательство «Баласс»). Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Окружающий мир» (А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан, 3 класс) полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.
Основная цель курса – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Основные задачи курса:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе. А в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира.
Оценка осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала блиц опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.
На изучение окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов за год.
Учебно-тематический план по окружающему миру во 2 классе
№ п./п. | Тематический блок | Количество часов (в год) |
Часть 1. «ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ» (32ч.) | ||
Вещество и энергия | 5 | |
Оболочка планеты, охваченная жизнью | 6 | |
Экологическая система | 9 | |
Животные участники круговорота веществ | 12 | |
Часть 2. « МОЕ ОТЕЧЕСТВО» (36ч.) | ||
Твои родные и твоя Родина | 5 | |
Времена Древней Руси | 4 | |
Времена Московского государства | 6 | |
Времена Российской империи | 6 | |
Времена Советской России и СССР | 4 | |
Современная Россия | 11 |
Календарно – тематическое планирование
по предмету окружающий мир в 3 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание (ТСО, ИКТ и т.д.) | Характеристика деятельности учащихся | |
план
| факт | |||||
Часть 1. «ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ» (32 ч.) | ||||||
1.Вещество и энергия. (5 ч.) | ||||||
1 | Как работать с учебником. Маршрут в страну знаний. | 1 | 3.09 | Приводить примеры веществ . Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы . | ||
2 | Тела и вещества. | 1 | 5.09 | |||
3 | Из чего состоит вещество. Проверочная работа № 1. | 1 | 10.09 | |||
4 | Что такое энергия. | 1 | 12.09 | Приведение примеров движения под действием энергии . | ||
5 | Превращение энергии. Проверочная работа № 2. | 1 | 17.09 | |||
2.Оболочка планеты, охваченная жизнью. (6 ч.) | ||||||
6 | Где обитают живые организмы. | 1 | 19.09 | Характеризовать место обитания живых организмов . | ||
7 | Большой круговорот веществ. | 1 | 24.09 | Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого . | ||
8 | Живые участники круговорота веществ. Проверочная работа № 3. | 1 | 26.09 | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений . Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей .Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных . Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей .Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. | ||
9 | Обмен веществ в организме. Д.м. | 1 | 1.10 | Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами . | ||
10 | Как живые организмы запасают энергию Солнца. Проверочная работа № 4. | 1 | 3.10 | Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов . | ||
11 | Контрольная работа № 1 по разделам: «Вещество и энергия», «Оболочка планеты, охваченная жизнью» | 1 | 8.10 | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни. | ||
3.Экологическая система. ( 9 ч.) | ||||||
12 | Жизнь экосистемы. | 1 | 10.10 | Характеризовать экосистемы и природные сообщества . Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы . Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы . Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме . Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности, . Исследовать состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы . Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения . Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы . Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) . | ||
13 | Почва – важнейшая часть экосистемы. Проверочная работа № 5. | 1 | 15.10 | |||
14 | Экосистема озера. | 1 | 17.10 | |||
15 | Экосистема болота. | 1 | 22.10 | |||
16 | Экосистема луга. Проверочная работа № 6. | 1 | 24.10 | |||
17 | Лесные производители. | 1 | 29.10 | |||
18 | Потребители и разрушители экосистемы леса. Проверочная работа № 7. Д.м. | 1 | 31.10 | |||
19 | Экосистема поля. | 1 | 12.11 | |||
20 | Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Проверочная работа № 8. | 1 | 14.11 | |||
4.Животные участники круговорота веществ. (12 ч.) | ||||||
21 | Растения производители. Проверочная работа № 9. | 1 | 19.11 | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений . Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей . Определять части цветкового растения .Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия. Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия . | ||
22 | Животные маленькие и большие. | 1 | 21.11 | Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Характеризовать роль животных в природе и жизни людей . Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей .Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей . Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных . Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о животных своего региона и обсуждать полученные сведения. Проводить наблюдения во время экскурсии .Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными . | ||
23 | Маленькие рыцари. Проверочная работа № 10. | 1 | 26.11 | |||
24 | Первый шаг из моря на сушу. | 1 | 28.11 | |||
25 | На суше – как дома. Проверочная работа № 11. | 1 | 3.12 | |||
26 | Пернатые изобретатели. | 1 | 5.12 | |||
27 | Наши братья Проверочная работа № 12. | 1 | 10.12 | |||
28 | Осторожно: животные. Проверочная работа № 13. | 1 | 12.12 | |||
29 | Прирожденные разрушители. Проверочная работа № 14. | 1 | 17.12 | Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Различать и определять съедобные и ядовитые грибы | ||
30 | Экскурсия в природу. | 1 | 19.12 | Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера . Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы . Оценивать влияние современного человека на природу. Оценивать свою личную роль в охране природы . | ||
31 | Как нам жить в дружбе с природой. Учимся решать жизненные задачи. Проверочная работа № 16. | 1 | 24.12 | |||
32 | Контрольная работа № 2 по разделам: «Экологическая система». | 1 | 26.12 | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни. | ||
Часть 2. « МОЕ ОТЕЧЕСТВО» (36 ч.) | ||||||
5.Твои родные и твоя Родина (5 ч). | ||||||
33 | Как работать с учебником. Путешествие по «реке времени» российской империи. | 1 | 09.01 | Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений. Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) ; соотносить годы с конкретными веками . Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний. Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны. Обмениваться с одноклассниками сведениями о прошлом и настоящем своей семьи, родного края . | ||
34 | Живая связь времен. | 1 | 14.01 | |||
35 | Как люди считают время. | 1 | 16.01 | |||
36 | С чего начинается Родина? | 1 | 21.01 | |||
37 | Память о прошлом. Проверочная работа по разделу. | 1 | 23.01 | |||
6. Времена Древней Руси. (4 ч.) | ||||||
38 | Когда на Руси появилось государство? | 1 | 28.01 | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий ; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры . Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий. Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени ; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П). Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П). Практическая работа Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным) (П). Создавать иллюстрированный текст на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом» . Описывать свои эмоции; свои чувства и личные впечатления от увиденного. Собирать и оформлять информацию о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры . Принять посильное участие в их охране. Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах , традициях и порядках родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками. Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом. Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны. Обмениваться с одноклассниками сведениями о прошлом и родного края, народов России, всей страны. | ||
39 | «Золотые ворота» в Древнюю Русь. | 1 | 30.01 | |||
40 | За землю Русскую! | 1 | 4.02 | |||
41 | «Слово о погибели Русской земли» | 1 | 6.02 | |||
7.Времена Московского государства. (6 ч.) | ||||||
42 | От Древней Руси к единой России. Проверочная работа по разделу: Времена Древней Руси». | 1 | 11.02 | |||
43 | Земля и люди Московского государства. | 1 | 13.02 | |||
44 | Москва златоглавая. | 1 | 18.02 | |||
45 | «Хуже грозного царя только междуцарствие. | 1 | 20.02 | |||
46 | Повторение. | 1 | 25.02 | |||
47 | Контрольная работа № 1 по разделам «Твои родные и твоя Родина», «Времена Древней Руси», «Времена Московского государства» | 1 | 27.02 | |||
8.Времена Российской империи. (6 ч.) | Времена Российской империи 6 часов | |||||
48 | Петр Великий. | 1 | 4.03 | |||
49 | Власть и народ Российской империи. | 1 | 6.03 | |||
50 | Как Россия у Европы «училась». | 1 | 11.03 | |||
51 | «Гроза двенадцатого года» | 1 | 13.03 | |||
52 | Император – освободитель. | 1 | 18.03 | |||
53 | Проверочная работа по разделу: «Времена Российской империи» | 1 | 20.03 | |||
9. Времена Советской России и СССР. (4 ч.) | Времена Советской России и СССР 4 часа | |||||
54 | Россия в огне. | 1 | 1.04 | |||
55 | «К светлому будущему» | 1 | 3.04 | |||
56 | «Вставай, страна огромная» | 1 | 8.04 | |||
57 | «Через тернии к звездам». | 1 | 10.04 | |||
10. Современная Россия. (11 ч.) | Современная Россия 11 часов | |||||
58 | Я – гражданин России. Проверочная работа по разделу: «Времена Советской России и СССР». | 1 | 15.04 | Объяснять значение понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан. Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран . Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз) . Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона; а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации . Практическая работа Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д. Подготовить иллюстрированный текст о культурном богатстве одного или нескольких народов России . Активно знакомиться с материалами о народах России, представленными другими школьниками. Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации. Участвовать в праздновании местных и государственных праздников . Самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и проведении местных и государственных праздников . Описывать свои эмоции , чувства и личные впечатления , от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников. Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний. Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни. | ||
59 | Власть народа. | 1 | 17.04 | |||
60 | Кто в государстве самый главный? | 1 | 22.04 | |||
61 | Народы России. | 1 | 24.04 | |||
62 | Наш общий дом. | 1 | 29.04 | |||
63 | Как нам жить? | 1 | 6.05 | |||
64 | Повторение по разделам. Учимся решать жизненные задачи. | 1 | 8.05 | |||
65 | Контрольная работа № 2 по разделам: «Времена», «Современная Россия» | 1 | 13.05 | |||
66 | Закрепление по теме «Твои родные и твоя Родина» | 1 | 15.05 | |||
67 | Закрепление по теме «Времена Российской империи» | 1 | 20.05 | |||
68 | Закрепление по теме «Современная Россия» | 1 | 22.05 |
Ожидаемые образовательные результаты
Личностные результаты
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях .
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
- Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
- Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Предметные результаты:
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
Список литературы
Для учащихся
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. Ч. 1 «Обитатели Земли», Ч. 2 « Мое Отечество» 3-й класс. М., Баласс, издательство Школьный дом, 2012г.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса. М., Баласс, издательство Школьный дом, 2013г.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество») для 3-го класса. М., Баласс, издательство Школьный дом, 2013г.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса. М., Баласс, издательство Школьный дом, 2013г.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество») для 3-го класса. М., Баласс, издательство Школьный дом, 2013г.
Для учителя
- Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Методические рекомендации для учителя Окружающий мир «Обитатели Земли» 3 класс М., Баласс, 2011г..
- Концепция модернизации Российского образования
- Образовательная система «Школа 2100» электронная версия.
- Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Электронный образовательный комплекс на (DVD-диске). Игры и задачи, 1–4 классы
Лист внесенных изменений
№ п/п | Номер урока | Содержание изменений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру по программе "Школа 2100" для 2 класса А.А. Вахрушева , Д.Д.Данилова
Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, развёрнутое планирование по окружающему миру для 2 класса по програме "Школа 2100" А.А.Вахрушев, Д....
Раздел программы: «План действий и его описание». Тема «Цвет предметов». (Информатика, Образовательная система "Школа 2100")
Конспект занятия по информатике. Первый год обучения.Задания из учебника "Информатика" А.В. Горячева.Информатика 1 класс. Методичесские рекомендации для учителя....
Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс разработано в соответствии ФГОСТ...
Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 2 класс
Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...
Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме: "Наши предки - древесные жители", Образовательная система "Школа 2100", (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)
Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме "Наши предки - древесные жители", Образовательной системе "Школа 2100" , (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С....
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе на 2019 – 2020 учебный год ( 34 часа)
Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями из...