Опыт работы по предмету «Окружающий мир» 1-4 классы УМК Н.В. Виноградовой «Начальная школа XXI века». ТЕМА: «Художественные ремесла в Древней Руси»
статья по окружающему миру (1 класс) по теме
В методических материах представлен опыт работы по теме «Художественные ремесла в Древней Руси». В игровой форме ученики знакомятся с развитием культуры России в разные времена. Материал будет интересен учителям начальных классов по предмету "Окружающий мир" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khudozhestvennoe_remeslo_drevney_rusi._opyt_raboty.doc | 456 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 295
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ОПЫТ РАБОТЫ
по предмету «Окружающий мир»
1-4 классы
УМК Н.В. Виноградовой
«Начальная школа XXI века»
ТЕМА:
«Художественные ремесла в Древней Руси»
Учитель: Мерман Анна Борисовна
Санкт-Петербург
2012
Предмет «Окружающий мир» входит в учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» под руководством Н.Ф.Виноградовой.
Основной целью предмета является формирование социального опыта школьника в подготовке к правильному взаимодействию со средой обитания, в осознании ребенком своего места в системе «Человек – природа - общество», в понимании своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.
Интегрированное построение предмета предоставляет широкие возможности для познавания мира в единстве его взаимосвязи. Данный предмет развивает основные процессы мышления; задания в курсе построены от простого к сложному, прослеживается взаимосвязь от темы к теме, от класса к классу.
Одним из Общих Умений и Навыков (ОУИН), которыми должны овладеть учащиеся к концу IV класса, являются умение работать с информацией, т.е. ее поиск, анализ, систематизация. Дети должны научиться грамотно использовать справочный материал, уместно применять изученные термины, которые к концу начальной школы войдут в их активный словарный запас. Многие задания УМК направлены на развитие коммуникативных навыков учащихся.
Программа «Окружающий мир» развивает личность школьника, ученик – равноправный участник обучения, ему предоставляется право выбора, способа и пути деятельности, все это даёт возможность ребенку научиться работать с информацией.
Впервые в УМК «Начальная школа XXI века» включаются темы, связанные с развитием культуры России в разные времена.
Например, тема «Художественные ремёсла в Древней Руси» сквозная с I – IV класс.
В 1 классе на уроке «Золотые руки народные» на этапе «Знакомство с предметами декоративного искусства народов России» ученики становятся покупателями, а я – продавцом-ремесленником в лавке сувениров. Ребенок должен выбрать свой предмет, но дать только описание, сам предмет не называя, остальные учащиеся пытаются догадаться, что он хочет купить. У меня на прилавке картинки с изображением дымковской, Городецкой игрушки, Гжельская керамика и Хохломская посуда.
Когда покупатель берет свой товар, я объясняю, что он выбрал, как называется изделие. Мы вместе находим отличительные особенности. Учащиеся, под моим руководством, учатся различать предметы декоративного искусства.
На этапе закрепления дети работают в четырех группах, собирают пазлы. В результате у каждой из групп получается свой предмет:
- Дымковская игрушка
- Городецкая игрушка
- Гжельская керамика
- Хохломская посуда
В IV классе работа усложняется. Так, перед проведением урока «Художественное ремесло в Древней Руси», я с ребятами посетила Этнографический музей, там учащиеся увидели, как работают гончары, а потом и сами оказались в роли мастеров.
Поэтому на этапе «Погружение в тему урока» ученики, работая в парах, записали очень интересные ассоциации на слово «ремесло».
1.Какие предметы можно сделать из этого материала? | |
2.Для чего были нужны? | |
3.Где использовались? |
Например: художество, красота, ручной труд и т.д.
Дерево | Глина | Золото |
Работая в малых группах по карточкам, ребята сопоставляли название
материала и отвечали на поставленные вопросы, в результате чего был сделан вывод о различном применении
материалов.
Также как и в первом классе, проводится ролевая игра «Все мы ремесленники», но теперь, ученики, которые работают в группах, сами становятся ремесленниками и работают по заданию. На партах иллюстрации с изображением художественных изделий.
Ребята называют свое изделие и выбирают карточку с названием подходящего ремесла (Карточки – на доске).
Делают вывод по алгоритму на карточке:
Я работаю… |
Изготавливаю… |
Такие задания развивают речь учащихся, умение самостоятельно отбирать нужную информацию, её систематизировать.
Работа в группах направлена на социализацию учащихся, позволяет проявить себя каждому из участников. Источником информации может быть не только печатный текст, но и средства массовой информации, такие как интернет, радио, телевидение. Например, во время просмотра видеофрагмента из фильма «Как жили славяне» ребята должны были узнать и назвать знакомые им ремесла, которые были развиты в Древней Руси.
Обобщение по теме урока проходит с помощью игры «Ромашка».
Правила игры:
- На доске висит необычная ромашка. У нее множество лепестков. На каждом лепестке с обратной стороны написано слово, понятие, название какого-нибудь предмета, относящегося к теме урока.
- Учащиеся выбирают любой лепесток, прочитывают запись на обратной стороне и объясняют его значение.
- Если ученик не может ответить сам, у него есть возможность обратиться за помощью
- К учебнику
- К тетради
- К соседу
- Если встретится лепесток с заданием, на который мы все вместе не сможем ответить, то дети пробуют поискать объяснения в библиотеке, спрашивают у родных, друзей, используют Интернет и другие возможные пути поиска информации
- Последний лепесток с заданием объясняет учитель.
Благодаря этой игре ученики обмениваются информацией, полученной за урок, повторяют изученный материал, помогают исправить ошибки.
Ступенька за ступенькой школьники учатся самостоятельности, овладевают умением работать с разными источниками информации, что является одним из показателей овладения стандартами и готовности к обучению в среднем звене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века" (1 класс).
Тематическое планирование по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века" ( 1 класс)....
Рабочие программы 2 класс по новым ФГОС (УМК "Начальная школа XXI века" Виноградовой Н.Ф.)
В материале представлены рабочие программы по учебным предметам 2 класса....
Конспект открытого урока по окружающему миру УМК Н. В. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Тема: «Февраль – месяц метелей и вьюг. Лесные новости»
В игровой форме ученики 1 класса знакомятся с разнообразием живой природы в феврале....
Урок окружающего мира в 4 классе по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века" на тему "Как возникали и строились города"
Вначале урока проверка домашнего задания: дифференцированная работа, работа по карточкам, разгадывание кроссворда. Новая тема начинается с постановки роблемной ситуации по определению прич...
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Жизнь птиц" по программе Начальная школа 21 века
Открытый урок окружающего мира в 1 классе "Жизнь птиц зимой" по программе Начальная школа 21 века (общие признаки, виды, охрана)...
урок окружающего мира во 2 классе "Мы-граждане России" УМК "Начальная школа 21 века"
Открытый урок ФГОС...
Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Настроение". УМК "Начальная школа 21 века".
Урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. Содержание подобрано в соответствии с программными требованиями и поставленными задачами, с учётом психолого-педагогических особенно...