Конспект урока по предмету окружающий мир "Золотой век" русской культуры
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Долгополова Раиса Григорьевна

Конспект урока по предмету окружающий мир, 4 класс, программа "Начальная школа XXI века", автор Н.Ф. Виноградова, тема "Золотой век" русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zolotoy_vek_russkoy_kultury.doc983.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов».

               Урок с использованием ИКТ    

                         окружающий мир  

              тема: «Золотой век » русской  

                                                    культуры

        4 класс

        Составитель: Долгополова Раиса Григорьевна

        (учитель начальных классов)

г. Каменск - Уральский

2012г.

Тема. «Золотой век» русской культуры

Цель. Сформировать представления учащихся о жизни и деятельности  

           великих людей,  живших в 19 веке. Развивать кругозор, устную речь,  

           умение делать выводы, обобщать. Воспитывать интерес к истории,  

           умение видеть и понимать красивое.

Оборудование: . 1.   Детские ноутбуки.

                              2. Презентация с изображением  талантливых людей 19 века;  

                                  практической  работой для учащихся.

        Ход урока. 

  1. Организационный момент.

                             Вот опять звенит звонок,

                             Начинается урок.

II. Тема урока.

    А).- Чем вам запомнился 18 век?      (1 слайд)

                                                 

(Ответы детей:

  • При Петре I было открыто 110 начальных школ.

  • В Санкт – Петербурге была создана Морская академия. Сначала в ней учились 200 будущих моряков.
  • В Москве в 1755 году был открыт первый университет.
  • В Санкт – Петербурге открылся Смольный институт благородных девиц, где учились девочки и обучение длилось 12 лет.
  • В 18 веке жил талантливый учёный, поэт Михаил Васильевич Ломоносов.
  • Для императоров России и царской семьи был построен архитектором Растрелли Зимний дворец и дворцы Петергофа.
  • В Москве художником и архитектором Василием Ивановичем Бажено- вым был создан дом Пашкова, который и сейчас является украшением Москвы.
  • Появилась первая книга об истории Российского государства. Написал её Татищев и называется она «История Российская».
  • В 18 веке жили художники Боровиковский, Венецианов, Тропинин.
  • В 18 веке возникает большой интерес к музыкальному театру. )

Б). Тему сегодняшнего урока вы скажите сами, если найдёте существитель-  

      ное, спрятавшееся среди букв:

           В О Б Г С В Е К У Л Ь Т У Р А К Т Ы

        ( КУЛЬТУРА  XIX ВЕКА)

        Тема урока: Культура 19 века. 19 век называют «Золотой век» русской культуры.

Почему золотой, вы ответите в конце урока.

 А сейчас давайте разберём, как вы понимаете слово культура?

         В словаре Ожегова сказано: культура – совокупность достижений челове- чества в производственном, общественном и умственном отношении.

Т.е., на нашем уроке речь пойдёт о достижениях человечества в области литера-

туры, музыки.

Задачи: * вспомнить имена великих людей, живших в 19 веке, их творчество;

        * расширить знания;

        * умение говорить и слушать.

«Золотой век» русской культуры    ( слайд 2)

                                19 век

III.  19 век дал России столько великих людей, что даже перечислить их невоз- можно. А чтобы рассказать о каждом, нужно написать много книг. Культура России этого времени преуспела во многом: в литературе, музыке, живописи, архитектуре.

        Начать разговор о культуре 19 века мы, конечно, должны с великого рус- ского поэта А.С. Пушкина, которого называют солнцем русской поэзии.

( слайд 3)

               

          ( Сообщения, подготовленные детьми. Чтение отрывков из стихотворе- ний А.С. Пушкина. )

«У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…» Кто не знает этих пушкинских строк! Так начинается поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Это было его первое большое произведение. Поэма сразу принесла поэту славу и известность. Поэт Жуковский, которого Пушкин считал своим учителем, по-

дарил Александру Сергеевичу свой портрет с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя». Тем самым Жуковский признал, что Пушкин стал лучшим поэтом России.

Вопросы подготовленные детьми для слушателей:

  • Как звали бабушку Саши Пушкина?
  • Кому поэт посвятил эти строки: «Подруга дней моих суровых…»?
  • Как называлось первое большое произведение Пушкина?
  • Назови, в кого превращался царь Гвидон, чтобы «насолить ткачихе с поварихой»?
  • В какой сказке работник потребовал за свой труд не деньги, а три щелчка в лоб?
  • Из какой сказки эти строки: «Свет мой, зеркальце, скажи,

        Да всю правду доложи,

        Я ль на свете всех милее,

        Всех румяней и белее?

(слайд 4)        

- Поэму Пушкина «Руслан и Людмила» прочитал композитор Михаил Ивано- вич Глинка.

        ( Группа ребят рассказывает о творчестве композитора.)

                  Слушание музыки М.И. Глинки:

  - Послушайте «Марш Черномора».

-  Каким ты представляешь  Черномора?

- А теперь послушайте весёлую «Камаринскую».

- Можно ли сравнить эту музыку с народной?

                             Вопрос для слушателей:              

- Какие события детства помогли Глинке стать композитором?

- Почему композитора в детстве называли ласково «Глиночка»?

М.И. Глинку до слёз трогали стихи о природе.

(слайд 5)

                   

Группа ребят читает стихи Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и рассказывает об их творчестве.

Вопрос: Что вы представляли, слушая стихи?

(слайд 6)

        

(Дети слушают музыку из произведения П.И. Чайковского «Лебединое озеро»)

- Кто узнал это произведение?

- Как оно называется?

- Кто его написал?

(Рассказ группы ребят о композиторе)

Слушание:  пьесы из альбома Чайковского «Времена года»

Пьеса «Подснежник»

-Какое настроение передаёт музыка пьесы «Подснежник»?

- Подходит ли музыка к этим строкам:

                                                  Голубенький чистый

         Подснежник – цветок!

        А подле сквозистый,

        Последний снежок…

Пьеса «Октябрь»

- Какие строчки вам вспомнились?

    ( Осень! Осыпается весь наш бедный сад,

       Листья пожелтелые по ветру летят…)

- Какая это музыка?    ( печальная, певучая, неторопливая)

Пьеса «Вальс цветов»

- Хочется ли вам танцевать под эту музыку?

- Каким вы представляете себе танец?

 Вопросы для слушателей:

- Музыку какого композитора вы слушали?

- Что любил слушать Пётр Ильич в детстве?

- Что такое оркестрина?

IV.   Проверь себя.

А).- Вам понравилась музыка, которую вы слушали в течение урока?

     - Кто её написал?

     - Стихи каких поэтов звучали на уроке?

( слайд 7)

Проверь себя

  • Кто написал эти строки?

      «Подруга дней моих суровых…»

   

  • Кто написал оперу «Руслан и Людмила»?  

  • Кому принадлежат эти строки?

     «Чародейкою зимою околдован лес стоит…»

  • Мы слушали пьесы из альбома «Времена года» композитора

Взаимопроверка

Б). (слайд 8)

                

                                             XIX век
                «Золотой век» русской культуры

                                

- В каком веке жили эти люди?

- Как он называется?

- Почему 19 век – это «золотой век» русской культуры?

- В 19 веке в Москве был открыт Большой театр. Мог ли присутствовать на открытии Большого театра А.С. Пушкин?

- А ещё какие знаменитые люди 19 века могли находиться в этот момент в театре?

- О ком вы дома расскажете родителям?

V. (слайд 10) Домашнее задание.

                                                                                                     

-Кого вы видите на картинах?

- К следующему уроку можете приготовить интересные сообщения о великих русских художниках, которые жили в 19 веке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

план-конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Урок №26 по модулю "Основы светской этики"курса "Основы религиозных культур и светской этики" проводился на тему "Образцы нравственности в культуре Отечества"...

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...

Конспект урока по изобразительному искусству «Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер. Урок 2», 3 класс УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: создание условий для продолжения знакомства детей с ордерной системой архитектуры Древней Греции.Планируемые результаты: Предметные:- освоить знания об ордерной системы...

Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме:  «Росс...