Конспект урока по предмету окружающий мир "Золотой век" русской культуры
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока по предмету окружающий мир, 4 класс, программа "Начальная школа XXI века", автор Н.Ф. Виноградова, тема "Золотой век" русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zolotoy_vek_russkoy_kultury.doc | 983.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов».
Урок с использованием ИКТ
окружающий мир
тема: «Золотой век » русской
культуры
4 класс
Составитель: Долгополова Раиса Григорьевна
(учитель начальных классов)
г. Каменск - Уральский
2012г.
Тема. «Золотой век» русской культуры
Цель. Сформировать представления учащихся о жизни и деятельности
великих людей, живших в 19 веке. Развивать кругозор, устную речь,
умение делать выводы, обобщать. Воспитывать интерес к истории,
умение видеть и понимать красивое.
Оборудование: . 1. Детские ноутбуки.
2. Презентация с изображением талантливых людей 19 века;
практической работой для учащихся.
Ход урока.
- Организационный момент.
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
II. Тема урока.
А).- Чем вам запомнился 18 век? (1 слайд)
(Ответы детей:
- При Петре I было открыто 110 начальных школ.
- В Санкт – Петербурге была создана Морская академия. Сначала в ней учились 200 будущих моряков.
- В Москве в 1755 году был открыт первый университет.
- В Санкт – Петербурге открылся Смольный институт благородных девиц, где учились девочки и обучение длилось 12 лет.
- В 18 веке жил талантливый учёный, поэт Михаил Васильевич Ломоносов.
- Для императоров России и царской семьи был построен архитектором Растрелли Зимний дворец и дворцы Петергофа.
- В Москве художником и архитектором Василием Ивановичем Бажено- вым был создан дом Пашкова, который и сейчас является украшением Москвы.
- Появилась первая книга об истории Российского государства. Написал её Татищев и называется она «История Российская».
- В 18 веке жили художники Боровиковский, Венецианов, Тропинин.
- В 18 веке возникает большой интерес к музыкальному театру. )
Б). Тему сегодняшнего урока вы скажите сами, если найдёте существитель-
ное, спрятавшееся среди букв:
В О Б Г С В Е К У Л Ь Т У Р А К Т Ы
( КУЛЬТУРА XIX ВЕКА)
Тема урока: Культура 19 века. 19 век называют «Золотой век» русской культуры.
Почему золотой, вы ответите в конце урока.
А сейчас давайте разберём, как вы понимаете слово культура?
В словаре Ожегова сказано: культура – совокупность достижений челове- чества в производственном, общественном и умственном отношении.
Т.е., на нашем уроке речь пойдёт о достижениях человечества в области литера-
туры, музыки.
Задачи: * вспомнить имена великих людей, живших в 19 веке, их творчество;
* расширить знания;
* умение говорить и слушать.
«Золотой век» русской культуры ( слайд 2)
19 век
III. 19 век дал России столько великих людей, что даже перечислить их невоз- можно. А чтобы рассказать о каждом, нужно написать много книг. Культура России этого времени преуспела во многом: в литературе, музыке, живописи, архитектуре.
Начать разговор о культуре 19 века мы, конечно, должны с великого рус- ского поэта А.С. Пушкина, которого называют солнцем русской поэзии.
( слайд 3)
( Сообщения, подготовленные детьми. Чтение отрывков из стихотворе- ний А.С. Пушкина. )
«У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…» Кто не знает этих пушкинских строк! Так начинается поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Это было его первое большое произведение. Поэма сразу принесла поэту славу и известность. Поэт Жуковский, которого Пушкин считал своим учителем, по-
дарил Александру Сергеевичу свой портрет с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя». Тем самым Жуковский признал, что Пушкин стал лучшим поэтом России.
Вопросы подготовленные детьми для слушателей:
- Как звали бабушку Саши Пушкина?
- Кому поэт посвятил эти строки: «Подруга дней моих суровых…»?
- Как называлось первое большое произведение Пушкина?
- Назови, в кого превращался царь Гвидон, чтобы «насолить ткачихе с поварихой»?
- В какой сказке работник потребовал за свой труд не деньги, а три щелчка в лоб?
- Из какой сказки эти строки: «Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(слайд 4)
- Поэму Пушкина «Руслан и Людмила» прочитал композитор Михаил Ивано- вич Глинка.
( Группа ребят рассказывает о творчестве композитора.)
Слушание музыки М.И. Глинки:
- Послушайте «Марш Черномора».
- Каким ты представляешь Черномора?
- А теперь послушайте весёлую «Камаринскую».
- Можно ли сравнить эту музыку с народной?
Вопрос для слушателей:
- Какие события детства помогли Глинке стать композитором?
- Почему композитора в детстве называли ласково «Глиночка»?
М.И. Глинку до слёз трогали стихи о природе.
(слайд 5)
Группа ребят читает стихи Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и рассказывает об их творчестве.
Вопрос: Что вы представляли, слушая стихи?
(слайд 6)
(Дети слушают музыку из произведения П.И. Чайковского «Лебединое озеро»)
- Кто узнал это произведение?
- Как оно называется?
- Кто его написал?
(Рассказ группы ребят о композиторе)
Слушание: пьесы из альбома Чайковского «Времена года»
Пьеса «Подснежник»
-Какое настроение передаёт музыка пьесы «Подснежник»?
- Подходит ли музыка к этим строкам:
Голубенький чистый
Подснежник – цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок…
Пьеса «Октябрь»
- Какие строчки вам вспомнились?
( Осень! Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…)
- Какая это музыка? ( печальная, певучая, неторопливая)
Пьеса «Вальс цветов»
- Хочется ли вам танцевать под эту музыку?
- Каким вы представляете себе танец?
Вопросы для слушателей:
- Музыку какого композитора вы слушали?
- Что любил слушать Пётр Ильич в детстве?
- Что такое оркестрина?
IV. Проверь себя.
А).- Вам понравилась музыка, которую вы слушали в течение урока?
- Кто её написал?
- Стихи каких поэтов звучали на уроке?
( слайд 7)
Проверь себя
- Кто написал эти строки?
«Подруга дней моих суровых…»
- Кто написал оперу «Руслан и Людмила»?
- Кому принадлежат эти строки?
«Чародейкою зимою околдован лес стоит…»
- Мы слушали пьесы из альбома «Времена года» композитора
Взаимопроверка
Б). (слайд 8)
XIX век
«Золотой век» русской культуры
- В каком веке жили эти люди?
- Как он называется?
- Почему 19 век – это «золотой век» русской культуры?
- В 19 веке в Москве был открыт Большой театр. Мог ли присутствовать на открытии Большого театра А.С. Пушкин?
- А ещё какие знаменитые люди 19 века могли находиться в этот момент в театре?
- О ком вы дома расскажете родителям?
V. (слайд 10) Домашнее задание.
-Кого вы видите на картинах?
- К следующему уроку можете приготовить интересные сообщения о великих русских художниках, которые жили в 19 веке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...
план-конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"
Урок №26 по модулю "Основы светской этики"курса "Основы религиозных культур и светской этики" проводился на тему "Образцы нравственности в культуре Отечества"...
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»
Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...
Конспект урока по изобразительному искусству «Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер. Урок 2», 3 класс УМК "Перспектива"
Цель деятельности учителя: создание условий для продолжения знакомства детей с ордерной системой архитектуры Древней Греции.Планируемые результаты: Предметные:- освоить знания об ордерной системы...
Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»
Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Росс...