№
п/п | Дата | Тема урока | Кол-во ча сов | Характеристика деятельности учащихся | Предметные результаты | Домашнее задание |
|
|
| План | Факт |
|
|
|
|
|
|
Природные условия Земли (10 часов) Планируемые результаты (универсальные учебные действия) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Личностные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
У обучающегося будут сформированы: – интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание причин успеха в учебе; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности | Обучающийся получит возможность для формирования:
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе заданных критериев; – учебнопознавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
– понимания чувств одноклассников, учителей; – представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
|
|
|
|
|
|
|
|
Регулятивные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на нагляднообразном уровне; – контролировать и оценивать свои действия
при работе с нагляднообразным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой),словеснообразным и словеснологическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– выполнять учебные действия в устной,письменной речи и во внутреннем плане | Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения
учебной задачи; – вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – на основе результатов решения практи
ческих задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объ
ектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с нагляднообразным
материалом
|
|
|
|
|
|
|
|
Познавательные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающийся научится:
-осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной
задачи; – воспринимать смысл познавательного текста; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков (в коллективной организации деятельности); – осуществлять синтез как составление целого из частей; – устанавливать причинно
следственные связи в изучаемом круге явлений -проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям)при указании количества групп;
– обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку);– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. | Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных ис
точниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммуникативные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающийся научится:
-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под
руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания
задавать вопросы, адекватные ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | Обучающийся получит возможность научиться:
-строить сообщение в соответствии с учебной задачей;-
– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе);
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуни
кативных задач.
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
Приглашение к путешествию. |
1 | Характеристика структуры книги (учебника).
Моделирование ситуации (путешествие по родному краю).Формулирование выводов из
наблюдений в природе.Анализ рисунков учебника, соотнесение различных событий со временем и местом.Работа с понятиями: стороны света, времена года, дни недели, год
| Ориентироваться в учебнике:
– различать элементы книги (форзац, титульный лист, оглавление);– делать предположение по обложке и текстовой информации на ней
о содержании предстоящей в учебном году работы;
– понимать систему знаков, условных обозначений.
Обобщать полученные сведения о явлении, предмете, объекте Строить монологи-ческое высказывание | а) N3, 4 с. 4
(на усмотрение учителя);
б) N 7
|
|
2 |
|
| Промежуточные географические направления. Карты. | 1 | Практическая работа: определение видов карт, различение и использование условных обозначений карт, извлечение информации из карты(ответы на вопросы учителя.) Определение основных и промежуточных географических направлений.
Знакомство с правилами нанесения условных обозначений на контурные карте. | Осуществлять запись
(фиксацию) указанной учителем информации
об окружающем мире с помощью условных знаков. Использовать знаки, символы, модели, приведенные в учебной литературе.Знать основные и промежуточныегеографические направления | а) № 2 с. 7;
б) №3–5.
Проводить
наблюдения
за погодой
|
|
3 |
|
|
Что такое погода. С .8-11, №12 |
1 | Практическая работа: выделение основных показателей погоды, ее компонентов;
фиксация наблюдаемых в природе явлений; соотнесение условных знаков с показателями погоды .Описание погодных явлений
исходя из своих наблюдений. Рассуждение о взаимосвязях погодных условий и живой
природы. Установление причинно следствен-ных связей между изменениями в литосфере,
гидросфере, атмосфере.
| Проводить наблюдения за погодой и природой родного края. Выделять основные показатели погоды.Осуще-ствлять запись информации
об окружающем мире.
Использовать знаки, символы,
таблицы, приведенные в учебной литературе.
Фиксировать с помощью знаков основные показатели погоды.
Выделять характерные признаки сезонов года на примере родного края | а) N 1 с. 9;
Т) N 10, 11.
Подобрать
в дополни
тельной
литературе
народные
приметы
погоды
|
|
4 |
|
|
Народные приметы погоды. с. 11–13 |
1 | Определение признаков хорошей и плохой погоды.Установление связи между измене-ниями в живой природе и погодными условиями.Выдвижение предположений
на основе наблюдений.Представление результатов своей творческой работы
| Осуществлять поиск иллюстра-тивного и текстового материала в дополнительных источниках информации.Составлять устную характеристику погоды.
Воспринимать смысл текста.
Выделять информацию из сообщения
| а) N 1 с. 13;
Т) N 14.
Оформить
альбом
«Народные
приметы
погоды»
|
|
5 |
|
|
Климат.
с. 13–14, №15 |
1 |
Различение характерных признаков сезонов года.Сравнение показателей погоды с показателями климата.Сравнение карты климатических поясов с картой тепловых поясов.Объяснение причин неравномерного распределения тепла и влаги на земном шаре.
Анализ тематических карт,таблиц, рисунков, представленных в учебнике. | Использовать знаки, символы,
таблицы, приведенные в учебной литературе.
Сравнивать явления и понятия
(климат и погода).Понимать структуру построения
рассуждений об объектах.
Кодировать информацию из текстовой в знаковую и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между показателями климата и неравномерным
распределением тепла и влаги
в разных тепловых поясах | Р.Т. а) N 4 с. 14;
т) N 16 |
|
6 |
|
|
Представление о климатических поясах. с. 15–18 |
1 |
Знакомство с климатическими поясами.
Нахождение климатических поясов на карте и обозначение их на контурной карте.
Работа с текстом по выявлению причин, влияющих на разнообразие климатических
поясов
| Воспринимать смысл текста.
Выделять информацию из текста. Устанавливать причинно-следственные связи между климатом и количе-ством тепла и влаги.
Использовать различные источники информации (текст, графика, модели) для построения суждения.
Высказывать свою точку зрения | У) No 1, 2, 3
с. 18;
Т) N 17
|
|
7 |
|
|
Почва. Состав почвы. с. 18–20 |
1 | Практическая работа: проведение опытов по определению состава и свойств почвы.
Знакомство с техникой безопасности при выполнении опытов, инструкцией к проведе-нию опыта.Планирование своей деятельности.
Наблюдение за ходом работы и фиксация результатов.Обсуждение в группе результатов наблюдений
| Осуществлять запись информа
ции, полученной в ходе исследования. Планировать, контролировать и оценивать учебнопознавательную деятельность, направленную
на изучение состава и свойств
почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Р.Т. № 18.
Подготовить
творческую
работу
«Меры по
сохранению
плодородия
почвы
|
|
8 |
|
|
Образование почв. С. 20–22
Р.Т. №19,22 |
1 |
Ответы на вопросы учителя с опорой на текст.
Выделение главной мысли в тексте.
Определение понятия «плодородие». Устано-вление связи между неживой природой и живыми организмами, взаимосвязи в
живой природе между растениями и животными. Объяснение круговорота веществ в природе при помощи схемы в учебнике.
Сравнение различных типов почв с использованием текстов и рисунков в учебнике
| Составлять небольшое сообщение в устной форме.
Выделять главное в тексте.
Устанавливать взаимосвязи между живыми организмами, природными условиями и состоянием почвы. Представ-лять последовательность
круговорота веществ в природе.
Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываниях. | Р.Т. № 20, 21.
Подготовить
творческую
работу
«Меры по
сохранению
плодородия
почвы»
|
|
9 |
|
|
Плодородие почв. с. 22-24.
№19, 22 |
1 |
Практическая работа «Какобразуются овраги».
Представление творческих работ «Меры по сохранению плодородия почвы». Обсуждение творческих работ. Формулирование общего вывода.
| Оформлять результат исследовательской работы в виде кратких выводов.
Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях. Представлять свою работу одноклассникам.
Высказывать свою точку зрения | а) N 1, 2 с. 24;
б) N 24,
|
|
10 |
|
|
Природные зоны суши Земли. с. 25–28, №23, 25 |
1 | Практическая работа: чтение условных обозначений карт природных зон и климати
ческих поясов. Работа с контурной картой
природных зон (нанести границы, названия зон, раскрасить условным цветом).Сравнение карт природных зон и климатических поясов
с использованием таблиц
| Читать и понимать условные обозначения на карте природ-ных зон. Сравнивать климат-ическую карту и карту природных зон.Объяснять закономерности Земли
в неравномерном распре-делении тепла и влаги и широтной смены природных зон. Иметь общее представле-ние об особенностях природных зон Земли | Р.Т. № 1, 2
с. 24;
б) N 26
|
|
Человек в далеком прошлом (10 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Личностные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
У обучающегося будут сформированы:
– понимание причин успеха в учебе; – интерес к познанию окружающего мира;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;– понимание чувств одноклассников и учителей; – представление о своей этнической принадлежности;– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России
|
Обучающийся получит возможность для формирования:
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – принятия ценности природного мира,
природоохраны, здоровьесберегающего поведения; – представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром
|
|
|
|
|
|
|
|
Регулятивные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на нагляднообразном уровне;– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словеснообразны-м и словеснологическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;– осуществлять пошаговый контроль по результату под руковод-ством учителя; – выполнять учебные действия в устной,письменной речи и во внутреннем плане
| Обучающийся получит возможность научиться:
– В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;– самостоятельно адекватно оценивать
правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с нагляднообразным материалом.
|
|
|
|
|
|
|
|
Познавательные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающийся научится:
– осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущес-твенных признаков (в коллективной организации деятельности) – воспринимать смысл познавательных текстов;– осуществлять синтез как составление целого из частей;– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); – подводить изученные анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
| Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соот-ветствии с учебной задачей;– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах,
рекомендуемых учителем;– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммуникативные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); – строить понятные для партнера высказывания
| Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать другое мнение и позицию; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;– использовать речь для планирования своей деятельности;
– контролировать действия партнера;– осуществлять взаимоконтроль
|
|
|
|
|
|
|
|
№
п/п
| Дата
| Тема урока
| Кол-во ча сов
| Характеристика деятельности учащихся
| Предметные результаты
| Домашнее задание
|
|
| план
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
Где зародилось человечество.
с 29–31 |
1 | Определение географического положения материка (Африки) с помощью физической
карты. Использование условных обозначений на карте.Знакомство с особенностями рельефа Африки.Работа в группе: характеристика рельефа материка на основе текста учебника, карты и графического изображения в учебнике.
Нахождение на физической карте географиче-ских объектов.Нанесение географических
объектов на контурную карту | Получать информацию при чтении карты. Определять географическое положение материка. Анализировать различные источники информации (текст, рисунок,
графика)
| У. № 1 с. 30; Т №31
Приготовить
сообщение
о животных
и растениях
Африки
|
|
12 |
|
| Климат и природные зоны Африки. Экваториальный лес. с. 31–34 | 1 | Работа с климатической картой, картой природных зон.Определение по карте границ
климатических поясов и природных зон.
Соотнесение местоположения климатических поясов с природными зонами. Составление на основе текста описания природной зоны по
плану.Выделение особенностей природных зон и их отличи | Иметь представление об особенностях климата природных зон Африки.
Строить сообщения по плану.
Воспринимать смысл позна-вательных текстов
| N 1 с. 36;
|
|
13 |
|
| Климат и природные зоны Африки
(продолжение).
С. 31–45. б) N33 | 1 | Работа в группе: характеристика животного и растительного мира природной зоны
с помощью текста учебника и дополнительных источников информации. Выполнение заданий по тексту на усмотрение учителя.
| Иметь представление о растительном и животном мире природных зон Африки.
Выделять главную информа цию из текста в соответствии с учебной задачей.Осуществлять поиск нужного иллюстра-тивного и текстового материала в учебнике и дополнительных источниках информации
| Р.Т. №3 с. 40;
б) N32
|
|
14 |
|
| Африканская степь. Саванна. | 1 | Работа в группе: характеристика животного и растительного мира природной зоны
с помощью текста учебника и дополнительных источников информации. Выполнение заданий по тексту на усмотрение учителя | Иметь представление о растительном и животном мире природных зон Африки.
Выделять главную информа цию из текста в соответствии с учебной задачей.Осуществлять поиск нужного иллюстра-тивного и текстового материала в учебнике и дополнительных источниках информаци | Т N с. 35
|
|
15 |
|
| Родина человечества.
Как появился человек. c. 46–48.
б) N 34 |
1 | Выдвижение предположения о месте зарожде-ния человечества на основе своих знаний
о природных зонах.Объяснение причин возникновения наиболее благоприятных условий в Африке для зарождения челове-чества.Сравнение условий жизни в различных природных зонах Африки.Знакомство с различными теориями появления человека
на Земле. Обсуждение причин изменений, произошедших с человеком со времени его появления на Земле. Сравнение человека и обезьяны.Выявление различий между
человеком и животными | Понимать взаимосвязь климата,
рельефа и природных зон одной
местности.Обобщать имеющи-еся знания.Расширять представления об исторических источниках знаний (материаль-ные, устные, письменные).
Иметь представление о теориях появления человека на Земле
| б) N 36. Т№38
Найти
и прочитать
дополнительную
художественную,
познавательную
литературу
о жизни
древних
людей
|
|
16 |
|
|
Жизнь древних людей. с. 48–54. |
1 | Беседа о расселении и жизни древних людей.
Высказывание своего мнения. Использование дополнительных источников информации
о жизни древнего человека. Сравнение древнего человека с современным: как изменя
лись орудия труда, образ и уклад жизни человека со времени его появления до насто
ящего времени Определение значения для
человека событий: обретение огня, одомашнивание животных и начало земледе-лия. Сравнение сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека на примере своего региона | Понимать развитие социальной
природы человека.Выделять особенные события древнего человека: обретение огня, одо
машнивание животных, начало
земледелия. устанавливать причины и следствия появления новых изобретений, открытий в жизни древнего человека.
Проводить сравнение уклада жизни, сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека | б) No1, 2 с. 49;
Т) N39.
Подготовить
сообщение
о древних
государствах
(выборочно)
|
|
17 |
|
|
Самые древние государства.
с. 54–63 |
1 | Соотнесение исторической карты и современной, нахождение на карте местополо-жения древних государств. Сообщение о древних государствах. Моделирование ситуации (современная жизнь без какого-либо изобретения).Обсуждение роли природных
условий в появлении традиций древнего государства.Сравнение особенностей воспита-ния детей и уклада жизни различных древних городов государств (Афины и Спарта) на основе текста учебника | Иметь представление о государ
стве, его функциях. Устанавли-вать связь между деятельно-стью человека и условиями
его жизни и быта в разные эпохи. Проводить аналогии между событиями, изобрете-ниями Древнего мира и
Нового времени.Моделировать ситуации и оценивать их последствия | а) N1, 2 с. 64;
б) N 40
|
|
18 |
|
|
Лента времени. Материки и части света с. 64–67 |
1 | Практическая работа с лентой времени: определение периодов истории, соотнесение
века с годом, понимание условных обозначе-ний года, века арабскими и римскими цифра-ми. Нахождение на карте материков и частей света
| Иметь представление о ленте времени, о делении истории человечества на крупные периоды. Различать прошлое, настоящее, будущее;соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на ленте времени. Различать материки и части света |
No 1, 2 с. 67;
Т) N41,42
|
|
19 |
|
|
Расширение знаний
о мире. С. 67–74. б) N 44
|
1 | Отслеживание по тексту и карте в учебнике маршрутов великих путешественников
(Питей, А. Македонский). Обсуждение значений и целей походов А. Македонского
и других путешественников для Европы.
Выделение качеств личности, необходимых путешественнику того времени.Сравнение исторической карты местности с географичес
кой картой.Моделирование ситуации совреме-нного путешествия по маршруту путешестве-нников того времени. Выявление отличий в этих маршрутах (территорию каких государств
они пересекают, что необходимо было для путешествии раньше и как путешествуют
теперь | Извлекать и анализировать информацию из различных источников (историческая и географическая карта, рисунок, схема маршрута, текст учебни-ка).Наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности в интересах страны (на примере
Питея, А. Македонского)
|
С24 №46
|
|
20 |
|
|
Первые шаги
в изучении природы.
С. 74–78.
б) N 4
|
1 | Обсуждение того, какие сведения можно получить исходя из своих наблюдений в
природе, как появились наука, медицина.
Обсуждение исследования Аристотелем шарообразности Земли.Объяснение значения технических изобретений Архимеда для современной жизни.Выявление значения и ис
пользования других изобретений, сделанных в древних государствах (с помощью дополните-льных источников информации
| Понимать значение наблюдения
в природе для науки: как появляются открытия,изобрете-ния. Проводить аналогии между использованием изобретений в древнем мире и современном.
Пользоватьсядополнительными
источниками информации для
построения своего сообщения.
Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымысла | а) No1 с. 77;
т) N 48.
Подготовить
рассказ
о Древней
Греции
(на основе
любого
мифа)
или о каком-
либо виде
искусств
|
|
21 |
|
|
Духовная жизнь древнего человека. С. 78–86 №47 |
1 |
Определение понятия «язычество».Обсужде-ние значения язычества в духовной жизни древнего человека.Зачитывание и прослушивание рассказов о Древней Греции.
Подготовка в группах рассказов о каком либо виде искусства
| Расширять представления о значении язычества и искусства в жизни древнего человека.
Выделять информацию из сообщений одноклассников в соответствии с учебной задачей. Строить сообщения в устной и письменной форме.
Договариваться о распределе-нии функций и ролей в совместной деяельности, намечать пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих
|
Р.Т. № 48 а) N 3, 4
с. 83;
|
|
Земли восточных славян (15часов) Планируемые результаты (универсальные учебные действия) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Личностные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
У обучающегося будут сформированы:
– интерес к познанию окружающего мира; – понимание причин успеха в учебе;
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – понимание чувств одноклассников и учителей; – представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – представление о своей этнической принадлежности
| Обучающийся получит возможность для формирования
-ориентации на принятие образца «хорошего ученика»; – осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; – осознания своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства гордости за свою Родину, народ, историю;
– понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;– ориентации в поведении на принятые моральные нормы; – сопереживания другим людям, в т.ч. историческим лицам;
– учебнопознавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – принятия ценности природного мира, здоровьесберегающего поведения; – понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром
|
|
|
|
|
|
|
|
Регулятивные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно
образном уровне; – контролировать и оценивать свои действия при работе с нагляднообразным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой),
словеснообразным и словеснологическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – отбирать адекватные средства достижения
цели деятельности; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами и другими;– выполнять учебные действия в устной,
письменной речи и во внутреннем плане | Обучающийся получит возможность научиться:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа реше
ния; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на нагляднообразном, словеснообразном и словеснологическом уровне; – вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно
образным, словеснообразным и словеснологическим материалом
|
|
|
|
|
|
|
|
Познавательные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; – воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; | Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об
объекте (явлении); – осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать модели и схемы по заданиям
учителя; – строить сообщения в устной и письменной форме; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;
– строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммуникативные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающийся научится:
-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем,одноклассниками;
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;– формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
| Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать действия партнера; – осуществлять взаимоконтроль;
-строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;
– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной; – стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач;
– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
– использовать речь для планирования своей деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п
| Дата
| Тема урока
| Кол-во ча сов
| Характеристика деятельности учащихся
| Предметные результаты
| Домашнее задание
|
|
| план
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
Географическое положение Европы. с. 87–89
|
1 | Определение по физической карте географии-ческого положения Европы, границ между Европой и Азией.Нахождение на карте географических объектов (моря, омывающие Европу, реки, формы рельефа на территории Европы). Фиксирование географических объектов на контурной карте.Характеристика особенностей природы Европы с помощью карт (карта природных зон, климатическая, физическая карты)
| Извлекать информацию из карты.Читать условные обозна-чения.Составлять характери-стики географических объектов, природы, климата на основе логических рассуждений и чтения карты.Находить и показывать на карте географии-ческие объекты Европы,
описывать их географическое положение.Называть и нахо-дить на карте материки и части света |
а) N 1 с. 88;
N 1 с. 89.
Подготовить
сообщение
о жизни перво-бытного
человека
|
|
23 |
|
|
Первые люди на нашей Земле. с. 89–91 |
1 | Проводить сравнение, сериацию учебных объектов (орудий труда первобытного челове-ка) по самостоятельно выделенным критериям.
Вступать в рассуждение об условиях жизни первобытного человека. Строить небольшие сообщения в устной форме. Обсуждение условий жизни первобытных людей.
Выдвижение предположенийпри рассмотрении орудий труда: о материале, из которого были изготовлены орудия труда, о видах деятель
ности первобытного человека, о природных условиях, влиянии изменения природных условий на жизнь первобытного человека.
Слушание сообщений одноклассников о жизни первобытного человека. Выделение главной мысли. Использование дополнительного материала | Понимать общечеловеческий ха
рактер перехода от первобыт-ных стадий жизни к цивили-зации, происхождения многих народов на территории Восточно Европейской равнины. Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках
|
N 1, 2
с. 90
|
|
24 |
|
| Восточно-Европейская равнина. с. 91–92 |
1 | Практическая работа по картам: определение местоположения Восточно Европейской равнины, климатических поясов и природных зон, нахождение крупных рек, наиболее крупных географических объектов в пределах
равнины, выявление особенностей формы рельефа.Обсуждение полученных результатов и обозначение выделенных объектов на кон
турной карте | Обобщать материал о природе Восточно Европейской равнины, полученный из разных источников
информации (карты, текст).
Обозначать географические объекты на контурной карте
|
а ) N 2 с. 91;
Р.Т б) N 49
|
|
25 |
|
|
Степи. Растительный мир. с. 92–96, №51 |
1 | Выделение существенных признаков степи как природной зоны. Классификация растений
степи (раннецветущие, засухоустойчивые) на основе текста учебника. Последовательное выделение периодов изменений, происходящих в степи. Определение сущест-венных признаков степных растений.
Работа с гербарием: выбор растений степной зоны. Определять на основе рисунка в учеб-нике приспособленность растений к окружаю
щей среде (степная зона).
| Понимать особенности природных условий степной зоны. Выделять существенные признаки степной зоны и растительности степи.
Приводить примеры растений
степи. Выделять особенности раннецветущих растений и приспособленность растений к засушливому климату степи
| а) N 1 с. 94
(начать
выполнение
практической работы);
No 1 с. 96;
б) No 50.
Подготовить
сообщение,
используя
иллюстрации
или свои рисун-ки, о растениях степи |
|
26 |
|
|
Степи. Животный мир. с. 96–102. №53
|
1 | Классификация животных по рисунку в учебнике.Осмысленное чтение текста в
учебнике, ответы на вопросы по нему.
Характеристика животных степной зоны на основе текста в учебнике, их приспособлен-ности к условиям степной жизни.Определение (среди других животных) типичных пред
ставителей.Составление цепей питания
| Воспринимать смысл познава-тельных текстов.Извлекать информацию из текста,
сообщений в соответствии с учебной задачей.Устанавли-вать взаимосвязи в живой природе и между живой и нежи
вой природой.Приводить при-меры животных степной зоны.
Определять приспособленность
животных к жизни в степи | Т) No 51, 53.
Подготовить
сообщение,
используя
свои рисунки
или ил
люстрации
о животных
степи
|
|
27 |
|
|
Люди в степи. с. 102–107. № 55, 56 |
1 | Коллективное обсуждение условий жизни людей в степи: какие можно отнести к благо-приятным, какие – к неблагоприятным, как
жизнь в степи повлияла на вид и род занятий людей.Предположение последствий, ккоторым могут привести нарушения взаимосвязей
в природе.
| Устанавливать взаимосвязи в природе между деятельностью человека и природными условиями. Обсуждать, к каким экологическим проблемам может привести нарушение равновесия в природе.
Осознавать и оценивать последствия, к которым приводит влияние человека на природные сообществ |
№ 57 58 |
|
28 |
|
|
Лесостепь. с 107–109 |
1 | Определение по карте границ природных зон.
Различение особенностей основных и перехо-дных природных зон. Описание лесостепи на основе схемы в учебнике. Сравнение природных условий степной и лесостепной
зон, условий жизни людей степной и лесостепной зон. Использование своих знаний
и результатов наблюдений для описания особенностей природных зон | Различать природные условия основных и переходных природных зон (климат, почвы, растительность). Выделять существенные признаки
лесостепной зоны.Сравнивать изучаемые природные
зоны (степь, лесостепь) |
а) N1–3
с. 109
|
|
29 |
|
|
Лесная зона. с 109–114. №59, 61 |
1 | Выделение подзон в лесной зоне (хвойные, смешанные, широколиственные леса умерен-ного пояса). Нахождение границ лесов на
карте природных зон. Сравнение природных зон на схеме. Выявление зависимости
растительности природной зоны от количества тепла и влаги. Сравнение рисунков разных
типов леса. Определение типичных пред
ставителей животного и растительного мира разных типов леса. Выделение ярусов леса, подбор растений и животных для каждого яруса с опорой на текст учебника .
| Использовать таблицы, схемы, рисунки, приведенные вучебни-ке.Находить в сотрудничестве с одноклассниками разнообра-зные способы решения учебной задачи. Классифицировать растения и животных по природным зонам, ярусам леса.
Проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом.
Опираться при ответе на собственные наблюдения в природе. Выделять существенные признаки
лесной зоны умеренного пояса и ее подзон. Узнавать наиболее распространенные и охраняя-емые в родном крае растения и животных, обитающих
в зоне лесов |
а) N 2 с. 113;
б) N 60, 66
|
|
30 |
|
|
Сезонные изменения в лесу.
с. 124–138. №62, 64 |
1 | Характеристика особенностей разных сезонов года (самостоятельно).Определение сезонных изменений, происходящих в растительном и животном мире,с помощью собственных наб
людений в природе и информации в учебнике.
Анализ распространения семян дикорастущих растений по рисунку в учебнике и формулиро-вание вывода. Сравнение причин раннего
цветения растений в лесу и степи.
Знание перелетных птиц своего края.
Проведение аналогии сезонных изменений в лесной зоне и в своем крае.Деление животных на группы по особенностям их приспособления к жизни в зимнем лесу.
| Иметь представление о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой
природе, о распространении семян и плодов .Составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике
текст и рисунки. Проводить аналогии между изучаемыми объектами (сезонными
изменениями в неживой и живой природе, растениями и животными) лесной зоны и своего края |
а) N 1 с. 131;
N1 с .133;
N 4 с. 137
|
|
31 |
|
|
Сезонные
изменения в лесу (продолжение).
б) N 64, 65 |
1 | Экскурсия в природу. Обсуждение правил поведения в лесу в разные времена года.
Ведение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Анализ происходящих изменений | Вести наблюдения в природе.
Фиксировать изменения, происходящие в разные времена года, в растительном и животном мире. Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы
родного края
| а) N 1–11
(на выбор
учителя);
б) N 67, 68.
Подготовить
сообщение
о жилищах
славян
в степной
и лесной зонах |
|
32 |
|
|
Как жили
наши далекие
предки.
С. 139–140.
б) N 69
|
1 | Анализ картины С.В. Иванова «Жилье восточных славян»: формулировка предполо-жения об условиях жизни, видах деятельности славян. Выдвижение гипотез о жизни славян по предметам, найденным при проведении раскопок.Обсуждение сообщений о строитель-стве славянских жилищ в степной и лесной зонах.
| Строить небольшие сообщения
в устной форме.Использовать для построения сообщений различные источники информа-ции. Устанавливать причинно-следственные связи
(воздействие особенностей природных условий на
жизнь и жилище славян).
Сравнивать хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах |
б) N 1, 2
с. 140;
б) N 70
|
|
33 |
|
|
Расселение славян.
« Путь из варяг
в греки».
с. 141–147.
б) N 71
|
1 | Составление рассказа о расселении славян, опираясь на текст и историческую карту.
Объяснение причины закономерного расселения славян вдоль рек.Характеристика быта, основных занятий славян (по тексту учебника). Нахождение в тексте ответов
на вопросы.Объяснение с помощью текста, как появились первые города. Соотнесение текстового описания пути «из варяг в греки» с изображением на карте в учебнике.
Определение понятий: «исток», «русло», «устье», «приток», «левый берег реки»,
«правый берег реки».Моделирование ситуации
(путешествие купца) | Воспринимать смысл познава- тельного текста. Составлять рассказ по тексту учебника.
Понимать особенности расе-ления славян по территории ВосточноЕвропейской равнины.
Устанавливать связь между дея
тельностью человека и условии-ями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах.
| Р.т.№59 ,61
б) No 1–3
с. 144;
No 1, 2
с. 147
|
|
34 |
|
|
Обожествление природы с 148-152 № 72 |
1 | Доказательство с помощью текста учебника правильности утверждения: «Язычество
всегда отражает природные условия, в которых живет народ».Определение понятия «язычес-тво».Приведение примеров народных праздников и обычаев древних славян, соотнесение их с праздниками и традициями современных людей | Устанавливать связь между деятельностью древних славян и условиями их жизни и быта.
Понимать понятие «язычество».
Проводить аналогии между языческими праздниками и праздниками нашего времени | а) N1, 3
с. 150.
Подготовиться
к контрольной работе
|
|
35 |
|
| Полугодовая контрольная работа | 1 |
| |
|
|
36 |
|
|
Родной край
в далеком прошлом
|
1 | Нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям, верованиям предков.
Экскурсия в краеведческий музей
| Иметь представление об истории родного края.
Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков.
На основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымысла | Небольшое
сочинение
на тему:
«Что меня
удивило
в музее»
|
|
37 |
|
|
Первые русские князья
с.3-8 (2 часть) |
1 | Выделение основных признаков государства.
Знакомство с историей образования Древнерусского государства. Анализ истории-ческой карты в учебнике (границы Древнерус-
ского государства, границы расселения племен, соседние племена). Обсуждение личностных качеств первых русских князей.
Соотнесение исторической карты с физической и картой природных зон. | Осознавать понятие «государ
ство».Определять признаки и значение государства.Иметь представление об образовании Древнерусского государства,
о первых русских князьях
| а) N 2 с. 8;
б) N 73
|
|
38 |
|
|
Принятие Русью христианства с 8-11 |
1 | Определение основных понятий: «язычество», «религия», «христианство», «православие».
Рассуждение о роли личности князя Владими-ра в истории. Беседа о значении принятия
христианства для Руси.Соотнесение истории-ческих событий (крещение) с датами, с веком.
Работа с лентой времени.
| Понимать значение принятия
христианства для Руси.Иметь представление о выдающемся государственном деятеле кня
зе Владимире. Воспринимать смысл текста, извлекать из него главное.Выделять информацию из сообщений разных видов (текст, фильм,иллюстрации).
Определять последовательность
важных событий в истории России | Найти в тексте
на с. 10–11
доказательства благотворного
воздействия
принятия
христианства
на Руси
|
|
39 |
|
|
Расцвет
Древнерусского государства.
С. 11–14
|
1 | Работа с текстом учебника: знакомство с историей Древнерусского государства в изу
чаемый период. Обсуждение военных побед,
роста городов, усиления княжеской власти.
Оценка личности князя Ярослава Мудрого.
Экскурсия в краеведческий музей.
| Понимать значение сильного государства. Выделять сущест-венные характеристики Древнерусского государства.
Иметь представление о выдающихся российских государственных деятелях в изучаемый период (князьях Владимире, Ярославе Мудром), о связанных с ними событиях и их влиянии на историю нашего Отечества.Иметь представление об истории и выдающихся людях родного края |
№2 с13,
№74 |
|
40 |
|
|
Древнерусская
культура.
с. 14–24.
б) N75, 91
|
1 | Знакомство с древнерусской архитектурой (деревянное и каменное зодчество).Сравнение крестьянского дома и боярского двора по ри
сунку на с. 15.Определение устного народного творчества как источника информации об истории Древней Руси.понимание изречений в летописях и сборниках того времени ирассуж-дение об их смысле, соотнесение этих изрече-ний с современностью. Практическая работа «Какучили школьников»: проведение исследо-вания по изучению развития письменности на Руси | Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, культуре.Анализировать иллюстрации и сопоставлять их со словесным описанием в тексте.Приводить примеры культурных и общественных событий, оценивать их значимость в жизни людей, государства
|
а) N 4 с. 24;
б) N 76
|
|
41 |
|
| Ослабление
Древнерусского государства.
С. 24–25 | 1 | Нахождение в тексте учебника причин раздро-бленности и ослабления Древнерусского
государства. Представление о натуральном хозяйстве на основе описания в учебнике | Устанавливать причинно след
ственные связираздробленности
государства и их последствий.
Определять понятие «натуральное хозяйство | №1,3 с 25 |
|
42 |
|
|
Ордынское
нашествие.
С. 26–29
| 1 | Отражение ордынского нашествия на ленте времени. Определение последовательности событий. Знакомство с полководцами
кочевников Чингисханом и Батыем. Анализ иллюстраций в учебнике: сравнение одежды,
оружия воинов орды и доспехов дружинников, суждение по одежде об уровне развития
ремесел, видах занятий народов. Обсуждение возможных причин поражения Руси
| Соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком.Находить место изученных событий на ленте времени.Определять последо-вательность исторических событий России.Называть исторических деятелей
(Чингисхан, Батый).Проводить сравнения по рисункам
учебника.Пересказывать изученные события по плану | а) N 1 с. 27;
N 1 с. 29
|
|
43 |
|
|
Угроза с запада.
с. 29–33
|
1 |
Отражение на ленте времени битв на Неве (1240 г.) и Чудском озере (1242г.).
Характеристика особенностей положения
Новгородского княжества. Сравнение тактики боя немецких рыцарей и русского войска.
Анализ исторической карты: сопоставление ее с описанием событий в тексте. Характеристика личности А.Невского с использованием текстовой информации в учебнике и репродукции картины П. Корина «Александр
Невский».Нахождение в тексте учебника подтверждения военного таланта А.Невского
| Испытывать чувство гордости за национальные победы.
Соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком. Определять последовательность событий в истории России. Строить сообщения об исторических деятелях (А.Невский), используя дополнительные источники информации. Приводить примеры событий,
фактов, характеризующих личность, оценивать их значимость для людей и государства
| а) N 1–3 с. 33;
б) N 77
Исслед.работа
(парами) по истории
одного
из древних
городов
(N 5 с. 33).
Выбор пары,
оформление
и подача материала –
по желанию
|
|
Объединение русских земель вокруг Москвы (12 часов
Планируемые результаты (универсальные учебные действия) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Личностные универсальные учебные действия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У обучающегося будут сформированы:
– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; – интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности
на основе предложенных критериев; – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц –ориентация в поведении на принятые моральные нормы; – понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; |
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебнопознавательных мотивов; – выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; – учебнопознавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – способности к самооценке на основе крите-риев успешности учебной деятельности; – реализации основ гражданской идентичности в поступках; – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни; – ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
|
|
|
|
|
|
|
|
Регулятивные универсальные учебные действия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия при работе с нагляднообразным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словеснообразным и словеснологическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане
| Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, пред
ставленной на нагляднообразном, словеснообразном и словеснологическом уровнях; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с нагляднообразным, словеснообразным и словеснологическим
материалом; – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов
|
|
|
|
|
|
|
|
Познавательные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами,
приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; – воспринимать смысл познава-тельного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятель-но выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
|
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об
объекте (явлении); – осуществлять расширенный поиск информации в соответ-ствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инстру
ментов ИКТ; – создавать модели и схемы по заданиям учителя; – строить сообщения в устной и письменной форме; – находить разнообразные способы решения учебной задачи; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям без указания количества групп; – строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммуникативные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающийся научится: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
| Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать действия партнера; – допускать возможность существования
различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной; – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуа-льной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в
т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – использовать речь для регуляции своего действия; – оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; – адекватно использовать языковые сред
ства для решения различных коммуникативных задач; – понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; – осуществлять взаимоконтроль; – использовать речь для планирования своей деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
44 |
|
|
Залесская земля. с. 34–36 |
1 | Определение местонахождения Залесской земли на физической карте.Сравнение условий жизни человека в лесу и в степи. Объяснение причин упадка.Киевского княжества и Древне-русского государства. Чтение и обсуждение былин и сказаний | Определять последовательность
важных событий в истории России. Обобщать изученный материал. Определять периоды зарождения и распада Древнерусского государства | а) N 1 с. 36;
б) N 78
|
|
45 |
|
|
Что такое природное сообщество. с. 36–37 |
1 | Экскурсия в природу.
Обсуждение особенностей разнообразия природы России.Знакомство с понятием «при
родное сообщество».Наблюдение за природой родного края на примере одногоиз сообщества | Определять понятие «природное сообщество».
Осваивать доступные способы изучения природы(наблюдение, сравнение).Осознавать элемен-тарные правила поведения в природе и социальной среде. | №1 с37 |
|
46 |
|
|
Законы лесной жизни. с. 38–45 |
1 | Определение понятия «природное сообщес-тво».Приведение примеров природных сообществ.Знакомство по рисунку с природ-ным сообществом лес.Установление по рисунку взаимосвязей в живой природе.
Деление растений на группы(светолюбивые и теневыносливые).Составление цепи питания
между представителями лесного сообщества.
Выявление положительного и отрицательного влияния человека на природу.Моделирование ситуации поведения в лесу.Составление (в группах) правил поведения в лесу. Решение задач на ориентирование в лесу
| Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснять взаимосвязи в лесу.
Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинноследствен-ные связи в природе.Выявлять положительное и отрицатель-ное влияние человека на
природу. Знать элементарные правила поведения человека на природе (лесу).Определять значение леса для древнерус-ского и для современного человека
| а) N1–3 с. 40,
N1–4 с. 42
(выборочно,
на усмотрение учителя);
б) N 80
|
|
47 |
|
|
Природное сообщество луг с 45–49
|
1 | Установление связей в природном сообществе луг по рисунку. Составление пищевых цепей.
Определение роли животных в сообществе луг.
Приведение примеров животных, растений, насекомых, обитающих на лугу. Знакомство с ядовитыми растениями луга. Описание сезонных изменений, происходящих на лугу
(по тексту учебника). Сравнение луга и степ
| Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснения взаимосвязей
растений и животных луга.
Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинноследствен-ные связи в природе.
Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество луг.Приводить примеры растений и
животных луга, ядовитых растений |
N 1–3
с. 47;
б) N 81
|
|
48 |
|
|
Природное сообщество озеро. с. 49–56 |
1 | Характеристика озера как природного сообщества. Нахождение на карте крупнейших озер России. Сравнение озера и пруда. Поиск в тексте доказательств того, что озеро – это сообщество. Знакомство с обитателями озера.
Обсуждение цепи питания в озере (по рисунку).Описание внешнего строения
какого -нибудь животного,обитающего в озере, с доказательством его приспособленности к условиям среды обитания. Составление цепей питания. Обсуждение правил поведения на воде
| Находить на карте и знать названия крупных озер России.
Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества озеро.
Извлекать из текста учебника
главную мысль. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанав-ливать и выявлять причинно-следственные связи в природе.
Выявлять положительное и отрицательное влияние чело-века на природное сообщество озеро. Приводить примеры растений и животных озера, приспособления животных к разным средам обитания
| а) N 1, 4–7
(выборочно,
на усмотрение
учителя);
б) N84, 85.
Нанести
на контурную карту
географические
объекты
(крупные
озера)
|
|
49 |
|
| Природное сообщество поле. с. 56–59 | 1 | Различение поля и луга. Поиск в тексте доказательств того, что поле – сообщество.
Обсуждение изменений орудий и техники для обработки почвы от древности до настоящего времени. Распределение растений по группам по самостоятельно выделенным признакам
(культурные, луговые, сорняки, ядовитые).
Работа в группах: классификация растений и животных по сообществам. Нахождение в тексте мероприятий по сохранению плодоро-дия почвы. Оценивание растений и насекомых с позиции полезности и вредности для человека. | Находить в тексте и приводить доказательства своей точки зрения. Исследовать связи между человеком и природой, между растениями и животными. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы.Выявлять положительное иотрицательное влияние человеческой
деятельности на природу.
Различать природнысообщества
поле и луг.Сравнивать изучаемые природные
сообщества лес, луг, водоем как
единство неживой и живой природы (солнце, воздух, вода, почва, животные. |
N7 с. 59;
б) N 86
|
|
50 |
|
|
Возвышение Москвы. с. 60–63 |
1 | Работа с текстом учебника. Определение преимущества географического положения
Москвы. Соотнесение информации из текста с картой. Работа с картой: возможные торговые пути.Использование дополнительных источников (энциклопедии, справочники и т.д.) для составления описания древней Москвы
| Определятьпоследовательность
исторических событий.
Находить в тексте учебника необходимую информацию об условиях, которые способство-вали возвышению Москвы.
Знакомиться с обликомстолицы и его изменением в ходе исто-рического времени (к концу XIII века) |
а) N 1 с. 61;
б) N 87
|
|
51 |
|
|
Куликовская битва. с. 63–66 |
1 | Составление плана сражения по тексту.
Соотнесение информации из текста со схемой сражения Работа с лентой времени: отметка даты Куликовской битвы (1380 г.)Обсуждение значения Куликовской битвы для русского
народа. Определение своего отношения к эпизодам Куликовской битвы
| Составлять портрет истории-ческого деятеля (Дмитрий Донской). Приводить из текста примеры фактов и событий, характеризующих личность Соотносить исторические события с датами. Составлять план сражения и описывать его, используя текстовую
и графическую информацию (рисунок, схема).Знать дату и значение Куликовской битвы для России, народа. | №1,№2 с 66 |
|
52 |
|
|
Стояние на реке Угре. с. 66–68 |
1 | Анализ схемы «Стояние на реке Угре» (с. 67 в учебнике). Сравнение с Куликовской битвой (ход сражения, виды оружия). Нахождение и выписывание из текста в учебнике основных причин победы русских войск. Анализ репродукций картин А. Бубнова и М. Авилова, сопоставление с текстом учебника.
| Анализировать иллюстрации в
учебнике, сопоставлять их со словесным описанием в тексте.
Реконструировать исторические
события по отражающим их репродукциям картин.
Соотносить исторические события с датами, дату с веком.
Определять последовательность
важных исторических событий
России.Называть причины победы русских войск над захватчиками.Знать дату освобождения Руси от
ордынского ига – 1480г |
а) N 1, 2 с. 68.
Составить
описание
военных
действий
по схеме(карте)
|
|
53 |
|
|
Создание Московского государства. С. 68–69 Иван Грозный. |
1 | Обобщение пройденного материала .Подведе-ние итогов: чем закончился предыдущий исторический период. Работа с исторической картой: нахождение и определение территории Московского государства XVI века; сравнение с картой Древнерусского государства.
Нахождение в тексте учебника особенностей Московского княжества, нововведений
Ивана III.
| Отражать важнейшие события истории на ленте времени (конец XV –начало XVI века, создание Московского государства).Пользоваться историческими картами.
Ориентироваться в важнейших
для страны событиях в изучаемый период времени.
Иметь представление об истории Московского государства. Различать разные периоды прошлого (Древняя Русь и Московское княжество) |
№ 88 |
|
54 |
|
| Грозный царь. с.69–71 | 1 | Обсуждение на основе текста личности
Ивана IV. Работа в группах: нахождение отрицательных и положительных сторон деятельности Ивана Грозного. Анализ репродукции картины И Репина. | Составлять портрет историче-ского деятеля Ивана Грозного.
Оценивать факты и события с позиции их значимости для истории русского народа.
Уметь оценивать роль личности
в истории с разных сторон |
а) N 1 с. 75;
б) N 90
|
|
55 |
|
|
Развитие русской культуры. с. 72–80
|
1 | Представление сообщений о городах,входящих в Золотое кольцо России. Нахождение на карте и фиксация на контурной карте этих городов.
Обсуждение одежды разных слоев населения по рисунку. Беседа о событиях и открытиях XVI века в России.Чтение текста в учебнике
о развитии культуры, зодчества, искусства России и обсуждение в классе
| Понимать особую роль России в мировой истории.Испытывать чувство гордости за национа-льные свершения, открытия, победы. Анализировать развитие культуры, зодчества, искусства России.Сопровож-дать сообщения демонстрацией фотографий, репродукций картин, открыток | N 1 с. 73,
N 2 с. 79
Подготовить
сообщения
о Ермаке
и А. Никитине
(по желанию двум
ученикам |
|
Путь от Руси к России (13 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Личностные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
У обучающегося будут сформированы:
– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; – интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на анализ соответствия резуль-
татов требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности
на основе предложенных критериев; – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– сопереживание другим людям, в т.ч. историческим лицам; – принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; | Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному
учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебнопознаватель
ных мотивов; – выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– учебнопознавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – реализации основ гражданской идентичности в поступках;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни; – ориентации на искусство как значимую
сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
|
|
|
|
|
|
|
|
Регулятивные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения – контролировать и оценивать свои действия при работе с нагляднообразным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словеснообразным и словеснологи-ческим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;
– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. | Обучающийся получит возможность научиться:
–самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, предсиавле
ной на нагляднообразном, словеснообразном и словеснологическом уровнях;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с нагляднообразным,
словеснообразным и словеснологическим материалом;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
|
|
|
|
|
|
|
|
Познавательные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;–пользовать-ся знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами,
приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; – воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении) | Обучающийся получит возможность научиться:
–осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями
учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; – фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; – строить сообщения в устной и письменной форме; – находить разнообразные способы реше
ния учебной задачи; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям без указания количества групп; – строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммуникативные универсальные учебные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимо-действии; – учитывать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); – контролировать действия партнера; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения
| Обучающийся получит возможность научиться:
–допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпада
ющих с его собственной; – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуника
тивных задач;– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; – осуществлять взаимоконтроль; – использовать речь для планирования своей деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
56 |
|
|
Русские первопроходцы. с. 80–83. |
1 | Ориентирование по карте. Нахождение и фиксация на контурной карте маршрутов
путешественников.Выделение по тексту и об
суждение цели новых основных направлений пути. Извлечение информации из сообщений о путешествиях Ермака и А. Никитина.
| Находить и показывать на карте пути великих путеше-ственников, открывателей новых земель (А. Никитин и Ермак). Составлять небольшие рассказы о достопримечатель-ностях новых земель.
Н аходить на карте географи-ческие объекты (Белое,
Азовское моря, Тихий океан, Балтийское море, острова Северного Ледовитого
океана). Оценивать качества личности путешественников.
Оценивать устноевысказывание
одноклассников: его соответ
ствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность |
N 1 с. 81;
б) N 92
|
|
57 |
|
|
Географическое положение Азии. Сибирь. с. 83–87 |
1 |
Самостоятельное описание географического положения Азии с использованием текста и карты. Работа в группе: описание по карте рельефа Азии, нахождение и фиксация накарте географических объектов (крупные острова, полуострова, озера, вулканы, горы, равнины Азии). Характеристика природных условий Сибири с использованием текста и карты и знание причин их особенностей.
| Определять географическое положение Азии.Находить и называть географические объекты, заданные учителем.
Разделять материк на две части
света: Европу и Азию.
Называть и показывать географические объекты, по которым проходит условная граница.Выделять природные особенности Сибири.
| No1–3 с. 85;
б) N 95
Найти
в тексте
на с. 86–87
причины
сурового
климата
Сибири
|
|
58 |
|
|
Тайга. С. 88–92. |
1 |
Нахождение зоны тайги на карте природных зон. Сравнение тайги с зоной смешанных лесов. Составление плана рассказа о природ-ной зоне тайге. Соотнесение текста срисунком.
Знакомство по рисунку с животными тайги.
Составление в классе правил поведения в лесу, обсуждение мер предотвращения пожаров в тайге. Классификация животных на группы по самостоятельно выделенным признакам
| Использовать картыприродных
зон для составления характе-ристики тайги. Сравнивать изучаемые природные
зоны России.Классифицировать животных зоны лесов на группы по самостоятельно выделенным признакам.
Приводить примеры животных
и растений зоны тайги.Знать правила поведения в лесу.
Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе |
а) N 1, 2 с. 91;
б) N 97, 9
|
|
59 |
|
|
Природное сообщество болото. с. 93–97 |
1 |
Определение по карте местоположения болот, знакомство с их условным обозначением.
Поиск в тексте причин образования болот.
Знакомство по рисунку в учебнике с животным и растительным миром болот. Определение значения болот в природе. Обсуждение правил поведения на болоте. Работа в группах: приведение доказательств того, что лес,
луг, водоем – это сообщества
| Находить на карте болота.
Объяснять причины образова-ния болот, описывать их особенности как природного сообщества. Приводить примеры представителей растительного и животного мира, характерных для этого природного сообщества.
Знать правила поведения на болоте Устанавливатьвзаимо-связи между неживой и живой природой в болоте.Сравнивать изучаемые природные сообще-ства (лес, луг, водоем и др.)
как единство живой (растения,
животные) и неживой природы
(солнечный свет, воздух, вода,
почва) |
No1–3 с. 96;
б) N 99
Найти
в тексте
(с. 93–96)
существенные
признаки
болота
|
|
60 |
|
|
«Хождение за три моря». с. 98–103. |
1 | Определение по картам (физической и природных зон)географического положения
Индии. Обсуждение, в пределах каких приро-дных зон располагается Индия.Обсуждение способов представления сообщений о путе
шествии А. Никитина, о животных и растениях тропического леса. Сравнение лесов умеренного пояса с лесами тропического
пояса | Находить и демонстрировать
на карте путь путешественника
А. Никитина. Использовать карты, дополнительные источники информации (эн
циклопедии, справочники), рисунки, картинки для подготовки и представления сообщений о природе Индии. | №100, 101
б) N 103, 104.
Подготовить
сообщение
о тропическом лесе
|
|
61 |
|
| Россия в XII веке (8 часов)
Смутное время. Спасители Земли Русской. с. 104–109 |
1 | Установление последовательности событий по тексту учебника. Обсуждение условий жизни
во времена Смутного времени. Выявление роли К. Минина и Д. Пожарского в истории
России. Работа с лентой времени: дата освобождения России от польских захватчиков (1612 г.). Соотнесение событий 1612 года с современным государственным праздником –Днем народного единства
(4 ноября)
| Воспринимать смысл текста.
Выделять необходимую информацию. Устанавливать причинноследственные связи недовольства народа, знати и т.д.Опредлять роль Минина и Пожарского в истории России.Оценивать характер русского народа.
Знать историю появления государственного праздника Дня народного единства. | №102
N 1, 2 с. 109;
б) No106
|
|
62 |
|
|
Расширение пределов страны. с. 109–111 |
1 |
работа с контурной картой: нанесение географических объектов, маршрута путеше
ственников. Обсуждение значения для страны открытий, сделанных С. Дежневым.
Моделирование ситуации похода в Сибирь (что для этого необходимо). Обсуждение качеств личности первооткрывателя
| Испытывать чувство гордости за открытия, сделанные рус-скими путешественниками.
Использовать карты, схемы маршрутов, рисунки для объяснения природных явле-ний, нахождения географичес-ких объектов. Находить на карте и показывать путь великого путешественника
С. Дежнева. Определять значение экспедиции
команды С. Дежнева длястраны | N 3, 4, 5 с.111
(на усмотрение
учителя).
Подготовить
сообщение
о животных
и растениях
тундры
|
|
63 |
|
|
Природа тундры. с. 112–118 |
1 | Определение по карте границ тундры. Состав-ление характеристики особенностей природ-ных условий тундры на основе схемы и текста в учебнике. Знакомство по рисунку с животны-ми тундры. Классификация животных
на группы по самостоятельно выделенным признакам. Составление плана рассказа
«Природа тундры» | Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природной зоны. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанав-ливать и выявлять причинно-следственные связи в природе | а) N 1 с. 117.
Подготовить
сообщение
о животных
арктической
пустыни
(выборочно,
двум,трем
ученикам)
|
|
64 |
|
|
Природа тундры
(продолжение).
С. 118–122
б) 109 |
1 | Нахождение в тексте информации о приспособлении животных и растений к жизни
в тундре.Сравнение растительности степи и тундры. Выделение основных занятий людей в тундре, используя текст учебника
| Выявлять положительное и отрицательное влияние челове-ка на природу. Приводить при-меры растений и животных тундры, их приспособления к жизни в тундре. Знать основные виды деятельности человека в тундре |
а) N 2 с. 122;
б) N 108
|
|
65 |
|
|
Арктическая пустыня. с. 122–127. |
1 | Нахождение на карте зоны арктической пустыни. Сравнение понятий «арктическая пустыня» и «пустыня жаркого климата».
Сопоставление Арктики и Антарктики.
Работа с вопросами и заданиями в учебнике.
Обсуждение сообщений о животных арктической пустыни.
| Использовать рисунки, текст учебника, дополнительные источники информации для изучения природной зоны.
Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинноследствен-ные связи в природе.
Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Приводить примеры растений
и животных Арктики, их приспособления к жизни в арктической пустыне.
Сравнивать условия жизни в разных природных зонах |
N 2 с. 126;
б) N 111, 113
Сделать
сравнительную характеристику
Арктики
и Антарктиды
|
|
66 |
|
|
Народы Сибири. Рудознатцы. Послы. с. 128–133 |
1 | Обсуждение влияния природных условий на жизнь человека.Обмен информацией из
дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет) о народах Сибири и их традициях. Обсуждение значения открытий полезных ископаемых для развития России.
Выявление значения соблюдения правил поведения в обществе (этикета)
| Устанавливать взаимосвязи между человеком и природой, зависимость деятельности человека от жизни в опреде-ленных природных условиях.
Осуществлять поиск иллю-стративного и текстового материала в дополнительных источниках, рекомендуемых учителем. |
N 1с. 129;
б) N114,
116
|
|
67 |
|
|
Россия накануне реформ. с. 134–136 |
1 |
Представление альбомов по истории культуры России. Выполнение обобщающих заданий.
Работа с картой и лентой времени
| Оценивать устные высказыва-ния одноклассников в соот-ветствии с обсуждаемой темой.
Оформлять результаты исследовательской работы.
Использовать исторические понятия для решенияучебно-познавательных задач.
Узнавать государственную символику.Соотносить исто-рические понятия с датами, конкретную дату с веком.
Определять последовательность
важнейших событий в истории
России |
Подготовка
к годовой
контрольной работе
|
|
68 |
|
| Годовая контрольная работа | 1 |
|
|
|
|