"Правила здоровой жизни"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок является вводным в разделе "Ты и твое здоровье". Цель урока – уточнить понятие о здоровом образе жизни, о режиме дня, изучить факторы, влияющие на здоровье человека. Содержание учебного материала усваивается в процессе беседы по теме, на основе выполнения в парах практической работы по составлению режима дня и заданий в рабочей тетради, а также с использованием презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://festival.1september.ru/authors/219-921-864 | 79.38 КБ |
http://festival.1september.ru/authors/219-921-864 | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира.
Тема: «Правила здоровой жизни».
(по учебнику Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой Окружающий мир.4 класс. – М.: Вентана – Граф, 2008.)
Цели урока:
1. Дать понятие о здоровом образе жизни.
2. Закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье - главные ценности, которыми обладает человек.
3. Ознакомить учащихся с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека, учить составлять распорядок дня.
4. Воспитывать осознание того, что для человека важен здоровый образ жизни.
Оборудование: режим дня учащихся (раздаточный материал); листы формата А4 на каждой парте, клей-карандаш; мультимедиа «Правила здоровой жизни», учебники, тетради «Окружающий мир».
Ход урока.
I. Организация класса, постановка целей и задач урока.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела курса «Окружающий мир». О чем пойдет наш разговор, вы скажете, отгадав загадку:
Хорошо если есть его много.
Но за деньги его не купить,
Не страшна с ним любая дорога,
С ним приятно и весело жить.
А когда вдруг его не хватает,
Атакует ужасный недуг,
Процедуры нам врач назначает,
И мрачнеет природа вокруг. (Здоровье)
Учитель: Правильно. Мы сегодня начнем наш разговор о правилах здоровой жизни, о том, от чего зависит здоровье человека, что такое режим дня, как правильно питаться, работать и отдыхать.
(Демонстрация титульного слайда)
П. Актуализация прежних знаний.
1. Беседа о здоровье.
Учитель: Каждый день мы говорим и слышим слова с корнем «-здрав-» («-здоров-»): «Здравствуйте!», «Как ваше здоровье?», «Доброго здоровья!», «Будьте здоровы!».
(Демонстрация слайдов)
Учитель: Немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал: «Здоровый нищий богаче короля». Как вы объясните это высказывание?
(Демонстрация слайда)
Учитель: И это понятно: здоровье – самое ценное богатство каждого человека. Можно купить дом, машину, компьютер и другие вещи. ЗДОРОВЬЕ КУПИТЬ НЕЛЬЗЯ! Здоровый человек даже неприятности и несчастья переносит легче. А больной человек приносит страдания близким людям – они беспокоятся, переживают за его состояние. А что значит здоровый человек?
Дети: Если человек не болеет, значит у него хорошее здоровье.
Учитель: А можно ли назвать здоровым толстяка, у которого вроде бы ничего не
болит, но для которого подняться с одного этажа на другой – уже тяжелый труд?
Дети: Нельзя.
Учитель: А здоров ли тот человек, который не делает по утрам зарядку, ходит вяло,
ссутулившись, вместо прогулки часами сидит у телевизора, компьютера, а затем жалуется на головную боль, плохое зрение?
Дети: Нет, такого человека нельзя назвать здоровым.
Учитель: Значит, здоровье означает не только отсутствие в организме какого-либо заболевания, но и хороший уровень физического развития человека, и его хорошее эмоциональное состояние. Обратите внимание, какое определение здоровья дает «Толковый словарь» Ожегова:
(Демонстрация слайда)
«Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».
Учитель: Какие эмоции испытывает здоровый человек? Выберите верный ответ из предложенных вариантов.
(Демонстрация слайда)
Дети: Радость, восхищение, восторг, любовь.
(Демонстрация слайда)
Учитель: Заботиться о своем здоровье может и должен каждый человек.
2. Ознакомление с результатами исследования.
Со 2 по 30 сентября вы все проходили обследование по программе Ассоциации «Народный Спорт-Парк» Центра «Человеческие ресурсы». Давайте ознакомимся с результатами. Что вы заметили?
(Демонстрация слайда «Характеристика группы пациентов»)
Дети:
1. Мы видим, что много нарушений обнаружено в «Индексе осанки» и «Общей работоспособности», больше половины – 61%.
2. Практически у всех ребят плохая зрительно-двигательная реакция – 90%.
3. Средний ИФС в нашем классе составляет 3 балла из 6 возможных.
Учитель: Значит, наша задача – к концу года улучшить свое физическое состояние, а потому давайте сегодня начнем разговор о том, какие факторы влияют на здоровье и помогают нам его сберечь на всю жизнь.
III. Работа над новым материалом.
1. Беседа о режиме дня.
Учитель: Вам уже знакомо понятие «режим дня». Что оно обозначает? Нужно ли его соблюдать и почему? (Ответы детей).
Учитель: Режим дня - это форма организации деятельности человека в течение суток.
(Демонстрация слайда «Режим дня (определение)»)
Учитель: Правильно составленный режим дня помогает поддерживать здоровье человека. Я предлагаю вам составить режим дня младшего школьника. Рассмотрим рисунки на с. 51 учебника и определим, какие условия нужно учесть при составлении режима дня.
(Демонстрация слайда «Режим дня» (картинки))
Дети читают подсказки на с. 51 учебника.
2. Практическая работа «Составление режима дня»
Учитель: Перед вами лежат полоски, на которых указаны режимные моменты. Ваша задача составить режим дня ученика 4 класса. Обратите внимание на то, в какую смену учится школьник, для которого вы составляете распорядок дня.
(Дети работают с раздаточным материалом, полоски лежат вразнобой)
Пробуждение- 7.00
Дорога в школу - 7.50 - 8.20
Занятия в школе - 8.30 - 12.30
Прогулка - 13.30 - 14.30
Утренняя зарядка, туалет - 7.00 - 7.30
Завтрак - 7.30 - 7.50
Приготовление уроков - 14.30-17.30
Ужин, прогулка, свободные занятия - 17.30 - 21.00
Приготовление ко сну - 21.00 — 21.30
Сон- 21.30-7.00
Дорога из школы домой - 12.30 - 13.00
Обед- 13.00-13.30
Учитель: Сравните свою работу с образцом
(Демонстрация слайда «Режим дня»)
Режим дня для школьников, которые учатся в первую смену
Пробуждение- 7.00
Утренняя зарядка, туалет - 7.00 - 7.30
Завтрак - 7.30 - 7.50
Дорога в школу - 7.50 - 8.20
Занятия в школе - 8.30 - 12.30
Дорога из школы домой - 12.30 - 13.00
Обед- 13.00-13.30
Прогулка - 13.30 - 14.30
Приготовление уроков - 14.30-17.30
Ужин, прогулка, свободные занятия - 17.30 - 21.00
Приготовление ко сну - 21.00 — 21.30
Сон- 21.30-7.00
Режим дня для школьников, которые учатся во вторую смену
Пробуждение- 7.30
Утренняя зарядка, туалет - 7.30 - 8.00
Завтрак- 8.00-8.30
Приготовление уроков - 8.30 - 11.30
Прогулка на воздухе - 11.30-12.30
Обед- 12.30-13.00
Дорога в школу - 13.00 - 13.20
Занятия в школе - 13.20 - 17.30
Дорога из школы домой - 17.30 - 18.00
Ужин, прогулка, свободные занятия - 18.00 - 21.00
Приготовление ко сну - 21.00-21.30
Сон- 21.30-7.30
Учитель: Конечно, каждый школьник вносит в этот режим свои изменения и допол-нения, но самое главное - он должен выполняться. Давайте прочитаем важное замечание на с. 52 учебника.
Запомните! Правильно составленный режим дня и его соблюдение — одно из первейших условий сохранения здоровья.
(Демонстрация слайда «Нормальные значения компонентов режима дня»)
Нормальные значения компонентов режима дня:
- сон – не менее 8 часов;
- активный отдых на воздухе – не менее 1,5 часов;
- гигиенические процедуры – до 1 часа;
- работа по дому – 1,5 часа;
- еда – 1 час;
- чтение, телевизор, компьютер (суммарно) – до 1,5 часов;
- занятия в школе и дорога в школу – 8 часов;
- домашние занятия – до 3,5 часов;
- дополнительные занятия – до 1,5 часов.
IV. Физкультминутка.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей.
Вы попрыгайте, ребятки,
Сразу станете бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
V. Продолжение работы над новым материалом.
1. Беседа о здоровом сне – факторе, влияющем на здоровье.
Учитель: Всем людям и животным на Земле нужен сон, чтобы восполнить энергию, которую организм израсходовал за день. Отдых нужен всем органам - мышцам, сердцу, желудку, печени и другим. Но особенно необходимо отдыхать мозгу. Как вы думаете, почему?
Дети: Головной мозг, нервная система руководит работой всего нашего организма.
Учитель: Верно, чтобы на следующий день человек чувствовал себя бодрым, мог хорошо работать. Ведь при недосыпании работоспособность падает. Систематическое недосыпание просто опасно - страдает нервная система человека. Он становится рассеян-ным, часто делает ошибки, во время работы быстрее устает, у него плохое настроение. Важно, чтобы сон был не только достаточно продолжительным, но и достаточно глубо-ким. Что для этого необходимо?
Дети: Нужно вовремя ложиться спать, правильно вести себя перед сном.
2. Определение условий здорового сна.
Учитель: Как же организовать свое время перед сном? Откройте рабочие тетради «Окружающий мир», найдите задание №63 на странице 23. Выберите правильные выска-зывания, отметив их «V».
(Демонстрация слайда «Задание»)
Спать нужно в тихом нежарком помещении.
Перед сном нужно много двигаться и играть в шумные игры.
Для сна нужно надевать свободную одежду.
Перед сном желательна прогулка на свежем воздухе.
Комната должна быть душной и тёплой.
Необходимо ложиться спать в одно и то же время.
(Демонстрация слайда «Время перед сном»)
Учитель: Итак, чтобы обеспечить себе крепкий сон, необходимо соблюдать простые правила (с.53):
- не слушай громкую музыку перед сном;
- не переедай за ужином, так как сон в этом случае будет беспокойным;
- не играй в шумные игры и не смотри боевики и криминальные новости, займись
занятиями, успокаивающими нервную систему;
- не забывай про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате;
- выключи свет, телевизор.
3. Работа с художественным произведением
(репродукция картины Т.Н.Яблонской «Утро»)
Учитель: Здоровый образ жизни описан мастерами слова, кисти, скульптуры. Посмотрите на репродукцию картины Т.Н.Яблонской «Утро». На знаменитом полотне изображена дочь художницы Елена, делающая гимнастику. Посмотрите, какая она милая и изящная. Как художница передала радость человека, который с хорошим настроением встречает новый день. Какие эмоции вызывает у вас работа кисти великой художницы?
(Ответы детей)
VI. Итог урока.
Учитель: Какие факторы укрепляют здоровье?
Дети: 1. Четкий и правильный режим дня.
2. Здоровый сон.
Учитель: Завершая наш урок, хочу прочитать вам строки С.Я.Маршака:
«Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет…»
VII. Задание на дом: с. 50 – 53 (учебник), с. 22 – 23 (рабочая тетрадь)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Здравствуйте!» «Как ваше здоровье?» «Доброго здоровья» «Будьте здоровы!»
« Здрав ствуйте!» «Как ваше здоровь е?» «Доброго здоровь я» «Будьте здоров ы!»
Здоровый нищий счастливее больного короля . ( Артур Шопенгауэр) Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма , его полное физическое и психическое благополучие
Радость, тревога, обида, восхищение, досада, злость, ужас, гордость, восторг, отчаяние, любовь.
Радость, тревога, обида, восхищение , досада, злость, ужас, гордость , восторг , отчаяние, любовь .
Режим дня - это форма организации деятельности человека в течение суток.
Режим дня для школьников, которые учатся в первую смену Пробуждение- 7.00 Утренняя зарядка, туалет - 7.00 - 7.30 Завтрак - 7.30 - 7.50 Дорога в школу - 7.50 - 8.20 Занятия в школе - 8.30 - 12.30 Дорога из школы домой - 12.30 - 13.00 Обед- 13.00-13.30 Прогулка - 13.30 - 14.30 Приготовление уроков - 14.30-17.30 Ужин, прогулка, свободные занятия - 17.30 - 21.00 Приготовление ко сну - 21.00 - 21.30 Сон- 21.30-7.00 Режим дня для школьников, которые учатся во вторую смену Пробуждение- 7.30 Утренняя зарядка, туалет - 7.30 - 8.00 Завтрак- 8.00-8.30 Приготовление уроков - 8.30 - 11.30 Прогулка на воздухе - 11.30-12.30 Обед- 12.30-13.00 Дорога в школу - 13.00 - 13.20 Занятия в школе - 13.20 - 17.30 Дорога из школы домой - 17.30 - 18.00 Ужин, прогулка, свободные занятия - 18.00 - 21.00 Приготовление ко сну - 21.00-21.30 Сон- 21.30-7.30
сон – не менее 8 часов; активный отдых на воздухе – не менее 1,5 часов; гигиенические процедуры – до 1 часа; работа по дому – 1,5 часа; еда – 1 час; чтение, телевизор, компьютер (суммарно) – до 1,5 часов; занятия в школе и дорога в школу – 8 часов; домашние занятия – до 3,5 часов; дополнительные занятия – до 1,5 часов. Нормальные значения компонентов режима дня:
Спать нужно в тихом нежарком помещении. Перед сном нужно много двигаться и играть в шумные игры. Для сна нужно надевать свободную одежду. Перед сном желательна прогулка на свежем воздухе. Комната должна быть душной и тёплой. Необходимо ложиться спать в одно и то же время.
Спать нужно в тихом нежарком помещении. Перед сном нужно много двигаться и играть в шумные игры. Для сна нужно надевать свободную одежду. Перед сном желательна прогулка на свежем воздухе. Комната должна быть душной и тёплой. Необходимо ложиться спать в одно и то же время.
- не слушай громкую музыку перед сном; не переедай за ужином, так как сон в этом случае будет беспокойным; не играй в шумные игры и не смотри боевики, займись занятиями успокаивающими нервную систему; не забывай про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате; выключи свет, телевизор.
1. Четкий и правильный режим дня 2 . Здоровый сон ФАКТОРЫ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правила здоровой жизни"
Классный час....
Правила здоровой жизни
Презентация к уроку окружающего мира....
Урок окружающего мира.Тема: «Правила здоровой жизни». 4 класс 21 век
Цели урока: 1. Дать понятие о здоровом образе жизни. 2. Закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье - главные ценности, которыми обладает человек. 3. Ознакомить учащихся с режимом дня, обеспечи...
Правила здоровой жизни
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническ...
Презентация "Правила здоровой жизни"
Показывала презентацию на внеурочке.Можно показать на уроке "Окружающий мир"...
Проверочная работа по окружающему миру "Правила здоровой жизни" 4 класс
Данная работа поможет учителю проверить знания у детей по теме "Твоё здоровье" по окружающему миру во 2 четверти в 4 классе....
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма. Правила здоровой жизни"
Данная тема урока изучается в 3 классе во 2 полугодии. Формы и методы работы на уроке разнообразны и интересны. Они позволяют формировать не только предметные знания, но и создают условия для освоения...