Урок окружающего мира.Тема: «Правила здоровой жизни». 4 класс 21 век
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Здебская Маргарита Владимировна
Цели урока: 1. Дать понятие о здоровом образе жизни. 2. Закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье - главные ценности, которыми обладает человек. 3. Ознакомить учащихся с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека, учить составлять распорядок дня. 4. Воспитывать осознание того, что для человека важен здоровый образ жизни. Оборудование: режим дня учащихся (раздаточный материал); листы формата А4 на каждой парте, клей-карандаш; мультимедиа «Правила здоровой жизни», учебники, тетради «Окружающий мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Здоровье человека. Режим дня1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира.

Тема: «Правила здоровой жизни».

(по учебнику Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой Окружающий мир.4 класс. – М.: Вентана – Граф, 2008.)

Цели урока: 

1. Дать понятие о здоровом образе жизни.

2. Закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье - главные ценности, которыми обладает человек.

3.  Ознакомить учащихся с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека, учить составлять распорядок дня.

4. Воспитывать осознание того, что для человека важен здоровый образ жизни.

Оборудование: режим дня учащихся (раздаточный материал); листы формата А4 на каждой парте, клей-карандаш; мультимедиа «Правила здоровой жизни», учебники, тетради «Окружающий мир».

Ход урока.

I. Организация класса, постановка целей и задач урока.

       Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела курса «Окружающий мир». О чем пойдет наш разговор, вы скажете, отгадав загадку:

Хорошо если есть его много.

Но за деньги его не купить,

Не страшна с ним любая дорога,

С ним приятно и весело жить.

А когда вдруг его не хватает,

Атакует ужасный недуг,

Процедуры нам врач назначает,

И мрачнеет природа вокруг. (Здоровье)

        Учитель: Правильно. Мы сегодня начнем наш разговор о правилах здоровой жизни, о том, от чего зависит здоровье человека, что такое режим дня, как правильно питаться, работать и отдыхать.

(Демонстрация титульного слайда)

П. Актуализация прежних знаний.

1. Беседа о здоровье.

      Учитель: Каждый день мы говорим и слышим слова с корнем «-здрав-» («-здоров-»): «Здравствуйте!», «Как ваше здоровье?», «Доброго здоровья!», «Будьте здоровы!».

(Демонстрация слайдов)

      Учитель:  Немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал: «Здоровый нищий богаче короля». Как вы объясните это высказывание?

(Демонстрация слайда)

        Учитель: И это понятно: здоровье – самое ценное богатство каждого человека. Можно купить дом, машину, компьютер и другие вещи. ЗДОРОВЬЕ КУПИТЬ НЕЛЬЗЯ! Здоровый человек даже неприятности и несчастья переносит легче. А больной человек приносит страдания близким людям – они беспокоятся, переживают за его состояние. А что значит здоровый человек?

         Дети: Если человек не болеет, значит у него хорошее здоровье.   

         Учитель: А можно ли назвать здоровым толстяка, у которого вроде бы ничего не

    болит, но для которого подняться с одного этажа на другой – уже тяжелый труд?

         Дети: Нельзя.

        Учитель: А здоров ли тот человек, который не делает по утрам зарядку, ходит вяло,

ссутулившись, вместо прогулки часами сидит у телевизора, компьютера, а затем жалуется на головную боль, плохое зрение?

       Дети: Нет, такого человека нельзя назвать здоровым.

      Учитель: Значит, здоровье означает не только отсутствие в организме какого-либо заболевания, но и хороший уровень физического развития человека, и его хорошее эмоциональное состояние. Обратите внимание, какое определение здоровья дает «Толковый словарь» Ожегова:

(Демонстрация слайда)

«Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».

      Учитель: Какие эмоции испытывает здоровый человек? Выберите верный ответ из предложенных вариантов.

(Демонстрация слайда)

        Дети: Радость, восхищение, восторг, любовь.

(Демонстрация слайда)

       Учитель: Заботиться о своем здоровье может и должен каждый человек.

2. Ознакомление с результатами исследования.

       Со 2 по 30 сентября  вы все проходили обследование по программе Ассоциации «Народный Спорт-Парк» Центра «Человеческие ресурсы». Давайте ознакомимся с результатами. Что вы заметили?

(Демонстрация слайда «Характеристика группы пациентов»)

       Дети:

 1. Мы видим, что много нарушений обнаружено в «Индексе осанки» и «Общей работоспособности», больше половины – 61%.

2. Практически у всех ребят плохая зрительно-двигательная реакция – 90%.

3. Средний ИФС в нашем классе составляет 3 балла из 6 возможных.

                                                   

         Учитель: Значит, наша задача – к концу года улучшить свое физическое состояние, а потому давайте сегодня начнем разговор о том, какие факторы влияют на здоровье и помогают нам его сберечь на всю жизнь.

III. Работа над новым материалом.

1. Беседа о режиме дня.

         Учитель: Вам уже знакомо понятие «режим дня». Что оно обозначает? Нужно ли его соблюдать и почему? (Ответы детей).

        Учитель: Режим дня - это форма организации деятельности человека в течение суток.

(Демонстрация слайда «Режим дня (определение)»)

        Учитель: Правильно составленный режим дня помогает поддерживать здоровье человека. Я предлагаю вам составить режим дня младшего школьника. Рассмотрим рисунки на с. 51 учебника и определим, какие условия нужно учесть при составлении режима дня.

(Демонстрация слайда «Режим дня» (картинки))

       Дети читают подсказки на с. 51 учебника.

2. Практическая работа «Составление режима дня»

       Учитель: Перед вами лежат полоски, на которых указаны режимные моменты. Ваша задача составить режим дня ученика 4 класса. Обратите внимание на то, в какую смену учится школьник, для которого вы составляете распорядок дня.

(Дети работают с раздаточным материалом, полоски лежат  вразнобой)

Пробуждение-                                           7.00

Дорога в школу -                                       7.50 - 8.20

Занятия в школе -                                      8.30 - 12.30

Прогулка -                                                 13.30 - 14.30

Утренняя зарядка, туалет -                         7.00 - 7.30

Завтрак -                                                    7.30 - 7.50

Приготовление уроков -                            14.30-17.30

Ужин, прогулка, свободные занятия -        17.30 - 21.00

Приготовление ко сну -                              21.00 — 21.30

Сон-                                                           21.30-7.00

Дорога из школы домой -                           12.30 - 13.00

Обед-                                                          13.00-13.30

       Учитель: Сравните свою работу с образцом

(Демонстрация слайда «Режим дня»)

Режим дня для школьников, которые учатся в первую смену

Пробуждение-                                           7.00

Утренняя зарядка, туалет -                          7.00 - 7.30

Завтрак -                                                     7.30 - 7.50

Дорога в школу -                                        7.50 - 8.20

Занятия в школе -                                       8.30 - 12.30

Дорога из школы домой -                           12.30 - 13.00

Обед-                                                         13.00-13.30

Прогулка -                                                 13.30 - 14.30

Приготовление уроков -                             14.30-17.30

Ужин, прогулка, свободные занятия -        17.30 - 21.00

Приготовление ко сну -                              21.00 — 21.30

Сон-                                                           21.30-7.00

Режим дня для школьников, которые учатся во вторую смену

Пробуждение-                                           7.30

Утренняя зарядка, туалет -                         7.30 - 8.00

Завтрак-                                                     8.00-8.30

Приготовление уроков -                             8.30 - 11.30

Прогулка на воздухе -                                11.30-12.30

Обед-                                                         12.30-13.00

Дорога в школу -                                        13.00 - 13.20

Занятия в школе -                                       13.20 - 17.30

Дорога из школы домой -                           17.30 - 18.00

Ужин, прогулка, свободные занятия -         18.00 - 21.00

Приготовление ко сну -                               21.00-21.30

Сон-                                                            21.30-7.30

          Учитель: Конечно, каждый школьник вносит в этот режим свои изменения и допол-нения, но самое главное - он должен выполняться. Давайте прочитаем важное замечание на с. 52 учебника.

 Запомните! Правильно составленный режим дня и его соблюдение — одно из первейших условий сохранения здоровья. 

(Демонстрация слайда «Нормальные значения компонентов режима дня»)

Нормальные значения компонентов режима дня:

  • сон – не менее 8 часов;
  • активный отдых на воздухе – не менее 1,5 часов;
  • гигиенические процедуры – до 1 часа;
  • работа по дому – 1,5 часа;
  • еда – 1 час;
  • чтение, телевизор, компьютер (суммарно) – до 1,5 часов;
  • занятия в школе и дорога в школу – 8 часов;
  • домашние занятия – до 3,5 часов;
  • дополнительные занятия – до 1,5 часов.

IV. Физкультминутка.

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей.

Вы попрыгайте, ребятки,

Сразу станете бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

V. Продолжение работы над новым материалом.

1. Беседа о здоровом сне – факторе, влияющем на здоровье.

      Учитель: Всем людям и животным на Земле нужен сон, чтобы восполнить энергию, которую организм израсходовал за день. Отдых нужен всем органам - мышцам, сердцу, желудку, печени и другим. Но особенно необходимо отдыхать мозгу. Как вы думаете, почему?

       Дети: Головной мозг, нервная система руководит работой всего нашего организма.

       Учитель: Верно, чтобы на следующий день человек чувствовал  себя  бодрым, мог хорошо  работать. Ведь при недосыпании работоспособность падает. Систематическое недосыпание просто опасно - страдает нервная система человека. Он становится рассеян-ным, часто делает ошибки, во время работы быстрее устает, у него плохое настроение. Важно, чтобы сон был не только достаточно продолжительным, но и достаточно глубо-ким. Что для этого необходимо?

       Дети: Нужно вовремя ложиться спать, правильно вести себя перед сном.

2. Определение условий здорового сна.

       Учитель: Как же организовать свое время перед сном? Откройте рабочие тетради «Окружающий мир», найдите задание №63 на странице 23. Выберите правильные  выска-зывания,  отметив  их «V».

(Демонстрация слайда «Задание»)

  Спать  нужно  в  тихом  нежарком  помещении.

  Перед   сном   нужно   много   двигаться   и   играть   в шумные  игры.

  Для  сна  нужно  надевать  свободную  одежду.

  Перед сном желательна прогулка на свежем воздухе.

  Комната  должна  быть  душной  и  тёплой.

  Необходимо  ложиться  спать  в  одно  и  то  же  время.

(Демонстрация слайда «Время перед сном»)

          Учитель: Итак, чтобы обеспечить себе крепкий сон, необходимо соблюдать простые правила (с.53):

- не слушай громкую музыку перед сном;

- не переедай за ужином, так как сон в этом случае будет беспокойным;

- не играй в шумные игры и не смотри боевики и криминальные новости, займись

  занятиями, успокаивающими нервную систему;

- не забывай про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате;

- выключи свет, телевизор.

3. Работа с художественным произведением

(репродукция картины Т.Н.Яблонской «Утро»)

http://art.ioso.ru/seminar/2009/projects11/rezim/img/kart28.jpg

          Учитель: Здоровый образ жизни описан мастерами слова, кисти, скульптуры. Посмотрите на репродукцию картины Т.Н.Яблонской «Утро». На знаменитом полотне изображена дочь художницы  Елена, делающая гимнастику. Посмотрите, какая она милая и изящная. Как художница передала радость человека, который с хорошим настроением встречает новый день. Какие эмоции вызывает у вас работа кисти великой художницы?

(Ответы детей)

VI. Итог урока.

      Учитель: Какие факторы укрепляют здоровье?

       Дети:   1. Четкий и правильный режим дня.

                    2.  Здоровый сон.

     Учитель: Завершая наш урок, хочу прочитать вам строки С.Я.Маршака:

«Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет…»

VII. Задание на дом: с. 50 – 53 (учебник), с. 22 – 23 (рабочая тетрадь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема: Какой бывает транспорт. 2 класс (УМК "Школа России")

Урок окружающего мира во 2 классе, на котором систематизируются и расширяются знания детей о разнообразии и видах транспорта....

Урок окружающего мира . Тема " Учимся быть самостоятельными". 1 класс. УМК " Школа 2100"

Урок окружающего мира по теме " Учимся быть самостоятельными". 1 класс УМК " Школа 2100"...

Урок окружающего мира. Тема:"Когда жили динозавры?"1 класс Плешаков

Конспект урока "Окружающий мир." Тема: "Куда исчезли динозавры?"...

Урок окружающего мира. Тема «Народные сказки». 1-й класс .

Цели деятельности учителя:1) повторение и обобщение знаний учащихся о русских народных    сказках;2) способствовать закреплению изученного материала;3) содействовать становлению нравственной...

Урок окружающего мира. Тема. Петр I - император. 3 класс, программа "2100"

В уроке используются учебные фильмы по истории России...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...