Конспект урока Окружающий мир, 3 класс, Экосистема озера, школа 2100
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Кавтаськина Анастасия Николаевна

Конспект пробного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okr.mira3b.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж

КОНСПЕКТ УРОКА

по окружающему миру

в 3 «А» классе МБОУ СОШ №13

                                                                  Выполнила: студентка

                                               группы 32

                                                                       специальность 050719.52

                                                                                «Коррекционная педагогика

                                                                          в начальном образовании»

                                                                    Кавтаськина Анастасия

                                                 Николаевна

                              Методист

                                                                        Шутилкина Светлана Борисовна

                                                                   __________________________

                            Учитель

                                                             Захардяева Ольга Юрьевна

                                                                   __________________________

г.о. Самара, 2012-2013 учебный год

Тема: «Экосистема озера»

Цель:

- дать понятие экосистемы озера, взаимосвязи живой и неживой природы;

Задачи:

  1. Развивать умение объяснять значение круговорота веществ в природе;

2. Учить умению приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

3. Познакомить учащихся с животным и растительным миром озер, «их профессиями» в экосистеме;

3. Воспитывать бережное отношение к природе;

4. Расширить кругозор учащихся об окружающем мире.

Оборудование:

Презентация, компьютер, проектор, учебник, ТПО.

Ход урока

І. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Анастасия Николаевна и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Садитесь.

ІІ. Актуализация знаний.

- Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

(мы изучали почву, как часть экосистемы).

- Что такое почва?

(почва – это поверхностный плодородный слой земли).

- Как называется вещество, от которого зависит почвенное плодородие?

(перегной).

- Что такое экосистема?  

(это единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ).

- Какие профессии существуют в экосистеме почвы?

 (живая природа - «производители», «потребители», «разрушители»).

- Из чего состоит неживая природа?

 (неживая природа - воздух, свет, солнце, вода, почва, горные породы).

- Что поддерживает порядок в экосистеме?

(круговорот веществ и энергии).

- Сегодня мы с вами изучим одну из экосистем. А какую - вы угадаете сами.

Глядятся в него молодые рябинки, цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки, свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды - в нем все отражается

Как это зеркало называется?

(озеро)

- Правильно. Тема сегодняшнего урока: Экосистема озера.

ІІІ. Постановка проблемы.

Чтение диалога Лены и Миши на стр. 46.

- Что же произойдет с озером, если круговорот не полностью замкнут?

(со временем оно превратится в болото).

- В чем кроется причина?

(«разрушители не справляются со своей работой).

- В результате этого, что происходит с органическими веществами?

(они перерабатываются и оседают на дне озера).

- Происходит переработка органических веществ в ил. Что является неживой природой.

ІѴ. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала.

- Что такое озеро?

(природные водоемы со стоячей водой в углублении).

- Мы с вами дадим научное определение понятия «озеро».

Озеро - это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

- Какие озера вы знаете?

(Байкал, Каспийское, Ладожское).

Ѵ. Работа по учебнику.

А) - Откройте учебник на странице 47, рассмотрите рисунок вверху.

- Кто обитает в озере?

(водоросли, рачки, уклейка, окунь, беззубка, бактерии, мертвые     организмы).

- Проследите, как они взаимосвязаны.

- рачки питаются водорослями,

- уклейка питается рачками,

- окунь питается уклейкой,

- мертвыми организмами кормятся раки, улитки, беззубки

- остатки перерабатывают микробы.

- Какого цвета стрелкой они соединены?

(Все они соединены зелеными стрелками).

- Что они обозначают?

(передачу энергии в виде питательных веществ).

- Почему от микробов к водорослям идет коричневая стрелка?

(микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям).

- Происходит взаимосвязь в пищевой цепочке.

- Ребята, обратите внимание, на рисунке есть ещё черная стрелка, что же она, по вашему мнению, обозначает?

(ответы детей).

- Черная стрелка обозначает осадок не переработанных «разрушителями» веществ, уходит в ил, постепенно накапливается,  уменьшает глубину и чистоту озер. Всему этому может способствовать человек, выбрасывая в водоемы мусор в виде пластиковых бутылок, пакетов и многого другого – всё это живые организмы переработать не могут.  

Б) – Теперь посмотрите на рисунок в низу странице, здесь вы видите растения озера. Хара; элодея – вы её можете увидеть в аквариумах; кувшинка – белая лилия, цветок, занесенный в красную книгу; камыш – в виде маленьких соцветий; рогоз – соцветие початок; планктонные водоросли – очень разнообразные, посмотрите на них.

ѴІ. Работа в ТПО.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 23, №1. Попробуйте самостоятельно подписать на схеме всех обитателей озера, с которыми вы познакомились, используя страницу 47 учебника.

- Теперь объясните, что означают стрелки?

(зеленая стрелка-передача питательных веществ; коричневая стрелка-передача минеральных веществ).

- Обратите внимание, что от мертвых организмов черная стрелка идет вниз, а не к микробам. Что это значит?

 («разрушители» не справляются со своей работой, а это значит, что круговорот веществ в озере не полностью замкнут).

      ѴІІ. Физкультминутка

Выполнение задания в ТПО на стр. 23, №2.

- Сегодня на уроке вы познакомились с обитателями экосистемы озера. В задании 2 на стр. 23 вам нужно определить «профессии» перечисленных живых организмов. Вам понадобятся цветные карандаши: зеленый, красный и коричневый.

(самост. выполн. учащ.)

- Назовите «производителей»?

(хара, кувшинка, рогоз, камыш, элодея, водоросль).

- Кого вы отнесли к группе «потребителей»?

 (щука, окунь, циклоп, дафния, карась, плотва, окунь).

- Кто выполняет роль «разрушителей»?

(мотыль, рак, беззубка)- они являются санитарами водоёмов.

- На странице 48 учебника, вы можете рассмотреть озёрных рыб и озёрных разрушителей.

     ѴІІ. Применение новых знаний.

- Выполним задания 5 и 6 в учебнике на странице 49.

     ѴІІІ. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какую экосистему вы изучили сегодня на уроке?

(экосистему озера).

- Назовите «производителей» озера?

(элодея, хара, камыш, рогоз).

- Назовите «потребителей» озера?

 (щука, окунь, циклоп, дафнии, карась, плотва, утка, стрекоза, водомерка).

- Кто из «разрушителей» озера вам известен?

(мотыль, личинка комаров, улитка, рак, микробы).

- Что нового узнали?

- Понравился ли урок?

     ѴІІІІ. Домашнее задание. 

- Учебник стр. 46 – 49 читать, ТПО стр. 24, №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.

Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....

КОНСПЕКТ УРОКА в 3 классе по программе "Школа 2100". Тема: «Разбор местоимения как части речи».

Это конспект урока "Введение нового знания".  Я очень люблю проводить такие уроки, так как именно на них ученики самостоятельно выдвигают тему, цели урока, строят проект и пробуют реализовать его...

КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Фразеология".

Урок по данной теме я проводила в ноябре 2009 года с 4 «А» классом. Этот урок я считаю интересным не только потому, что основная деятельность детей – работа в парах и в группах. Развивающая система «Ш...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.

Тема урока:  Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...

Конспект урока окружающий мир "У лесного озера"

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса в технгологической карте...