Конспект урока Окружающий мир, 3 класс, Экосистема озера, школа 2100
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж
КОНСПЕКТ УРОКА
по окружающему миру
в 3 «А» классе МБОУ СОШ №13
Выполнила: студентка
группы 32
специальность 050719.52
«Коррекционная педагогика
в начальном образовании»
Кавтаськина Анастасия
Николаевна
Методист
Шутилкина Светлана Борисовна
__________________________
Учитель
Захардяева Ольга Юрьевна
__________________________
г.о. Самара, 2012-2013 учебный год
Тема: «Экосистема озера»
Цель:
- дать понятие экосистемы озера, взаимосвязи живой и неживой природы;
Задачи:
- Развивать умение объяснять значение круговорота веществ в природе;
2. Учить умению приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
3. Познакомить учащихся с животным и растительным миром озер, «их профессиями» в экосистеме;
3. Воспитывать бережное отношение к природе;
4. Расширить кругозор учащихся об окружающем мире.
Оборудование:
Презентация, компьютер, проектор, учебник, ТПО.
Ход урока
І. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Анастасия Николаевна и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Садитесь.
ІІ. Актуализация знаний.
- Какую тему вы изучали на прошлом уроке?
(мы изучали почву, как часть экосистемы).
- Что такое почва?
(почва – это поверхностный плодородный слой земли).
- Как называется вещество, от которого зависит почвенное плодородие?
(перегной).
- Что такое экосистема?
(это единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ).
- Какие профессии существуют в экосистеме почвы?
(живая природа - «производители», «потребители», «разрушители»).
- Из чего состоит неживая природа?
(неживая природа - воздух, свет, солнце, вода, почва, горные породы).
- Что поддерживает порядок в экосистеме?
(круговорот веществ и энергии).
- Сегодня мы с вами изучим одну из экосистем. А какую - вы угадаете сами.
Глядятся в него молодые рябинки, цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки, свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды - в нем все отражается
Как это зеркало называется?
(озеро)
- Правильно. Тема сегодняшнего урока: Экосистема озера.
ІІІ. Постановка проблемы.
Чтение диалога Лены и Миши на стр. 46.
- Что же произойдет с озером, если круговорот не полностью замкнут?
(со временем оно превратится в болото).
- В чем кроется причина?
(«разрушители не справляются со своей работой).
- В результате этого, что происходит с органическими веществами?
(они перерабатываются и оседают на дне озера).
- Происходит переработка органических веществ в ил. Что является неживой природой.
ІѴ. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала.
- Что такое озеро?
(природные водоемы со стоячей водой в углублении).
- Мы с вами дадим научное определение понятия «озеро».
Озеро - это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.
- Какие озера вы знаете?
(Байкал, Каспийское, Ладожское).
Ѵ. Работа по учебнику.
А) - Откройте учебник на странице 47, рассмотрите рисунок вверху.
- Кто обитает в озере?
(водоросли, рачки, уклейка, окунь, беззубка, бактерии, мертвые организмы).
- Проследите, как они взаимосвязаны.
- рачки питаются водорослями,
- уклейка питается рачками,
- окунь питается уклейкой,
- мертвыми организмами кормятся раки, улитки, беззубки
- остатки перерабатывают микробы.
- Какого цвета стрелкой они соединены?
(Все они соединены зелеными стрелками).
- Что они обозначают?
(передачу энергии в виде питательных веществ).
- Почему от микробов к водорослям идет коричневая стрелка?
(микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям).
- Происходит взаимосвязь в пищевой цепочке.
- Ребята, обратите внимание, на рисунке есть ещё черная стрелка, что же она, по вашему мнению, обозначает?
(ответы детей).
- Черная стрелка обозначает осадок не переработанных «разрушителями» веществ, уходит в ил, постепенно накапливается, уменьшает глубину и чистоту озер. Всему этому может способствовать человек, выбрасывая в водоемы мусор в виде пластиковых бутылок, пакетов и многого другого – всё это живые организмы переработать не могут.
Б) – Теперь посмотрите на рисунок в низу странице, здесь вы видите растения озера. Хара; элодея – вы её можете увидеть в аквариумах; кувшинка – белая лилия, цветок, занесенный в красную книгу; камыш – в виде маленьких соцветий; рогоз – соцветие початок; планктонные водоросли – очень разнообразные, посмотрите на них.
ѴІ. Работа в ТПО.
- Откройте рабочую тетрадь на странице 23, №1. Попробуйте самостоятельно подписать на схеме всех обитателей озера, с которыми вы познакомились, используя страницу 47 учебника.
- Теперь объясните, что означают стрелки?
(зеленая стрелка-передача питательных веществ; коричневая стрелка-передача минеральных веществ).
- Обратите внимание, что от мертвых организмов черная стрелка идет вниз, а не к микробам. Что это значит?
(«разрушители» не справляются со своей работой, а это значит, что круговорот веществ в озере не полностью замкнут).
ѴІІ. Физкультминутка
Выполнение задания в ТПО на стр. 23, №2.
- Сегодня на уроке вы познакомились с обитателями экосистемы озера. В задании 2 на стр. 23 вам нужно определить «профессии» перечисленных живых организмов. Вам понадобятся цветные карандаши: зеленый, красный и коричневый.
(самост. выполн. учащ.)
- Назовите «производителей»?
(хара, кувшинка, рогоз, камыш, элодея, водоросль).
- Кого вы отнесли к группе «потребителей»?
(щука, окунь, циклоп, дафния, карась, плотва, окунь).
- Кто выполняет роль «разрушителей»?
(мотыль, рак, беззубка)- они являются санитарами водоёмов.
- На странице 48 учебника, вы можете рассмотреть озёрных рыб и озёрных разрушителей.
ѴІІ. Применение новых знаний.
- Выполним задания 5 и 6 в учебнике на странице 49.
ѴІІІ. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какую экосистему вы изучили сегодня на уроке?
(экосистему озера).
- Назовите «производителей» озера?
(элодея, хара, камыш, рогоз).
- Назовите «потребителей» озера?
(щука, окунь, циклоп, дафнии, карась, плотва, утка, стрекоза, водомерка).
- Кто из «разрушителей» озера вам известен?
(мотыль, личинка комаров, улитка, рак, микробы).
- Что нового узнали?
- Понравился ли урок?
ѴІІІІ. Домашнее задание.
- Учебник стр. 46 – 49 читать, ТПО стр. 24, №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.
Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....
КОНСПЕКТ УРОКА в 3 классе по программе "Школа 2100". Тема: «Разбор местоимения как части речи».
Это конспект урока "Введение нового знания". Я очень люблю проводить такие уроки, так как именно на них ученики самостоятельно выдвигают тему, цели урока, строят проект и пробуют реализовать его...
КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Фразеология".
Урок по данной теме я проводила в ноябре 2009 года с 4 «А» классом. Этот урок я считаю интересным не только потому, что основная деятельность детей – работа в парах и в группах. Развивающая система «Ш...
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
Урок окружающего мира «Горные экосистемы» (УМК «Школа 2100» 2 класс)
Соответствует ФГОС...
Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.
Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...
Конспект урока окружающий мир "У лесного озера"
Разработка урока по окружающему миру для 2 класса в технгологической карте...