План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Осенние месяцы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Осенние месяцы".Перспектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Осенние месяцы | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: Набиева М.Р.
МБОУ «СОШ №6», г.Нижнекамск
Осенние месяцы.
Целевые установки урока.
Предметные результаты:
- Находить признаки осенних явлений природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев;
- Называть те черты в судьбе и произведениях художников, что особенно затронули внимание каждого из учащихся;
- Иметь общее представление о художниках И.И. Левитане,
А.А. Пластове и главных темах их художественного творчества.
Метапредметные результаты:
- Описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;
- Соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев на языке народов своего края;
- Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов;
- Сочинять устный рассказ по картине;
- Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни на Руси.
Личностные результаты:
- Осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде;
- Понимать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде;
- Осознавать необходимость эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества для развития своей личности.
Оборудование. Презентация; запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла времена года П.И Чайковского; волшебный клубочек; предметы быта, украшенные хохломской росписью в осенней цветовой гамме, или их изображения; поделки из растительных природных материалов; куклы-неразлучники, ИКТ.
Ход урока.
Актуализация знаний и умений
-Вспомним правила поведения на уроке. Мы с вами завершили изучение раздела «Вселенная, время, календарь». Вы должны были подготовиться к тестированию. На выполнение заданий даю 6-7 минут. Задания на парте.(тесты)
-Целеполагание
- Ребята мы сегодня с вами отправимся в гости. А будет сегодня нас сопровождать …Угадайте кто?
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (заяц)
-Ребята, а заяц пришел не с пустыми руками. Ребята вы сюрпризы любите? Вот зайчик приготовил для вас сюрприз. В конце урока самые активные , трудолюбивые дети получат сюрприз.
-А сейчас мы отправимся в гости. Вы любите ходить в гости? Как себя нужно вести в гостях? Угадайте к кому? Слово предоставляется Айсун.
Долгие ночи, дождливые, темные,
И разрушенье – куда не взгляни,
Сыплются с дерева листья поблекшие,
В поле желтея, поникли кусты;
По небу тучи плывут бесконечные…
Осень докучная!.. Да, это ты! (слайд №1)
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь) (слайд№2)
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(Октябрь)(слайд№3)
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(Ноябрь)(слайд№4)
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( Осенние месяцы)
-Что бы вы хотели узнать на уроке? (откуда произошли названия осенних месяцев)
-Что это такое?(годовой круг)
-В каком порядке следуют друг за другом осенние месяцы? (плакат на доске)
-А кто из вас знает, откуда к нам пришли современные названия месяцев?
-В нашем языке, как и во многих других, названия месяцев происходят из латинского языка.
-СЕНТЯБРЬ. Происходит от латинского: September. «Septem» - семь, так как это был 7-й месяц старого римского календаря. В то время год начинался с марта.
-ОКТЯБРЬ. Происходит от латинского: October. «Оcto» – восемь. Это был 8-й месяц старого римского календаря.
-НОЯБРЬ. Происходит от латинского: November. «Novem» - девять, так как это был 9-й месяц старого римского календаря.
-Но у славян были и свои имена, связанные с "характером" месяца, его основными признаками.
-Теперь я буду называть осенние месяцы их старинными русскими именами, а вы внимательно слушайте их звучание, вспоминайте, что вам известно об осенних явлениях природы и постарайтесь объяснить, о чем говорят эти старинные названия.
-Хмурень, ревун, зоревник, дождезвон. Так называли какой месяц? Кто догадался?(Сентябрь) Объясните происхождение этих слов!
-Позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник. Какой месяц в старину так называли?(Октябрь) Объясните происхождение этих слов!
– Листогной, листокос, полузимник, бездорожник. Какой месяц в старину так называли?(Ноябрь) Объясните происхождение этих слов!(слайд№5) Вам все понятно?Покажите сигнальные карточки.
Тренировочные упражнения.
-Откройте рабочие тетради. Задание на стр.36. Прочитай задание Никита.(Слайд №6)
Аналитический этап.
-Продолжаем наше путешествие. Вам все понятно? Покажите сигнальные карточки. -Красота осени всегда вдохновляла поэтов, художников, музыкантов.
Изображения осенних листьев и ягод можно увидеть на старинных изделиях древнего хохломского промысла (на доске картина). Слайд №7
-Какие краски использовали народные мастера?
-Откройте учебник с.54-55.
Звучат «Времена года» Послушайте П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»
-Постарайтесь мысленно войти в картину ,прогуляться вдоль берега реки. Почувствуйте запах осенней травы. Ощутите прикосновение воздуха. Какое оно. А теперь попробуйте постоять на крылечке вместе с ребятишками. Что вы чувствуете?
-Попробуйте определить, в какие осенние месяцы мы могли бы наблюдать такие картины?
Физкультминутка
Ветер тихо клен качал,
Вправо, влево наклонял,
Раз – наклон,
Два – наклон, зашумел листвою клен
Аналитический этап
-Посмотрите на с .54 вы видите осеннюю куклу.
-Почему такую куклу могли сделать только осенью? (К осени собирали урожай с полей; складывали на зиму в стога скошенную на корм животным траву.)
-Какое имя можно дать этой кукле?
-Как можно описать ее характер? (Щедрая, хлебосольная, гостеприимная, добрая, работящая)
-Какие старинные названия осенних месяцев рассказывают об изменениях в природе?
(Сентябрь – хмурень, ревун, з дождезвон.
Октябрь – позимник, грязник,.
Ноябрь – листогной, листокос, полузимник, бездорожник.)
-А о чем говорят названия октября «капустник», «свадебник». Давайте спросим об этом наш учебник. Послушайте. Учитель читает текст на с.56-57.
- Обратите внимание на двух кукол в нашем учебнике. Куклы связаны между собой. Одна символизирует мужчину, а другая – женщину. И назывались эти куклы свадебными. Их по другому называют «Куклы неразлучники».Эти куклы с секретом. Они могут двигаться навстречу друг другу. Тогда между ними остается место. Как вы думаете для чего? ( Для того, чтобы добавлять кукол младенчиков. Их добавляли столько, сколько детей родится в семье.)
- Вам все понятно? Покажите сигнальные карточки.
Выводы и обобщения
-Назовите современные названия осенних месяцев.
-Как называют их народными именами?
-Что рассказывают эти названия?
-Почему поэты и художники воспевают осень?
-Прочитайте выводы на стр. 57 учебника.
- Обещанный сюрприз от зайчика. Отгадайте что принес зайчик?
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.( Яблоко)
Д/з: Учебник стр. 54-57
Р.т. стр. 36-37, з. 2,4,5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект к уроку по окружающему миру 1класс "Хвойныедеревья. Практическая работа "Сравнительное исследование сосны и ели""
Определение отличительных признаков сосны и ели...
План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса
Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:· Ф...
План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс
Урок в 1 классе по теме " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...
План-конспект проведения урока по окружающему миру
Тема: «Как живут животные. Бурый медведь» (УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» - 1 ч.; авт. А.А. Плешаков)...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"
Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1) Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и неживой природе; - учить устанавливать связи меж...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...
План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс
План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....