Леса России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Леса России
Цели: сформировать представление о лесной зоне; познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов;
познакомить с растительным и животным миром, начинать
исследовательскую работу по данной теме по группам; развивать
познавательную активность детей, умение работать с картой и
дополнительной литературой, гербарием, прививать любовь и
интерес к окружающему миру.
Оборудование: карта природных зон, гербарии, картины с изображением леса, животных, птиц, дополнительные книги о животных, презентация.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания:
Зона тундры (тест).
1. Зона тундры расположена ...
а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.
2. Тундра расположена ...
а) на равнинах;
б) на возвышенностях; в) в горах.
3. В тундре ...
а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.
4. Главное занятие коренного населения тундры
а) рыболовство;
б) оленеводство;
в) земледелие.
5. Растения тундры ...
а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
6. К тундровым растениям относятся..
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.
7. В тундре обитают ...
а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, волки, лемминги;
в) верблюды, лошади, коровы.
8. Укажи верную цепь питания:
а) растения -> лемминги -> пол. совы;
б) комары -> пол. куропатки – песцы;
в) растения -> кречеты - волки.
9. Тундровый заповедник расположен
а) на полуострове Ямал;
б) на полуострове Таймыр;
в) на Кольском полуострове.
Ответы к тесту: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б).
III. Введение в тему.
- Тема и цели урока спрятаны в стихотворении:
- Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчет на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь - мы свои!
- Что же будем изучать? (Лес, птицы, животные, тайну леса)
- Почему автор говорит «дремучий»? Как вы понимаете? (темный,
страшный, сказочный)
- Не все леса темные, есть светлые, веселые. Березовые рощи,
например.
- Почему же одни леса темные, другие светлые? Это нам предстоит
узнать, отправляясь в путешествие.
IV. Работа над новым материалом.
– Рассматривая условные обозначения на карте, мы видели, что зона лесов обозначена зелёным цветом. Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
(Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)
– Наша экспедиция готова отправиться на изучение природной зоны лесов. Добрый вам путь! Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотундра.)
– А какую она роль играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)
– На прошлом уроке мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Мы говорили о том, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.
– Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? Что растёт в смешанных и широколиственных лесах? Кто живёт в лесной зоне?
(Работа в группах.)
Первая группа рассказывает о растительном мире тайги. Информацию для выступлений дети брали в учебнике (стр.103), атлас-определитель “От земли до неба”, энциклопедия “Я познаю мир. Растения”, детская энциклопедия “Мир леса”, демонстрационный материал “Деревья”, гербарий.
План выступления первой группы:
Что называют тайгой?
Природные условия тайги.
Этажи леса (Слайд)
Что общего у всех растений тайги?
Какие растения растут в тайге? Краткие сведения об этих растениях с использованием демонстрационного материала.
Вторая группа рассказывает о растительном мире смешанных и широколиственных лесов. Информация взята из тех же источников.
План выступления второй группы:
Типы лесов (Слайд)
Какие леса называют смешанными?
Какие леса называют широколиственными?
Какие растения растут в этих лесах? Краткие сведения об этих растениях с использованием демонстрационного материала.
Растения, занесённые в Красную книгу.
4. Физкультминутка.
– Спасибо вам, ребята за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем учеников из третьей группы, проведём разминку.
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания – руки в стороны и вверх.)
Начинаем приседанья –
Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно,
Как лягушки, проскакать. (Приседания – 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.) Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания – руки в стороны и вверх.)
5. Работа по теме.
Третья группа расскажет о животном мире лесной зоны. Информацию дети находили в учебнике, в атласе-определителе, в энциклопедии “Я познаю мир. Животные”, детская энциклопедия “Мир леса”, демонстрационный материал “Дикие животные России”.
План выступления третьей группы:
Кто живёт в лесу? (Слайд)
Краткие сведения о представителях животного мира лесной зоны с использованием демонстрационного материала.
Животные, которые занесены в Красную книгу.
Работа в рабочей тетради.
6. Закрепление.
(Учитель читает стихотворение С. Никулина “Русский лес”).
– Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли жить на Земле такое разнообразие растений и животных, потому что каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи, имя которой ПРИРОДА. Каждый из вас должен был дома придумать и нарисовать “Знак охраны природы”.
(Дети показывают знак и объясняют его.)
– Используя учебник, запишите на доске цепи питания, характерные для леса.
(Два ученика работают у доски. Проверка.)
– Наша экспедиция сегодня завершает свою работу, но изучение зоны лесов вы продолжите на следующем уроке. Вам предстоит узнать, какую огромную роль играет лес в жизни человека, и какие проблемы леса возникают по вине человека.
7. Подведение итогов урока.
– Какие леса входят в зону лесов?
(Слайд) Дети делают вывод о необходимости бережного отношения к лесу, к природе в целом.
Выставление оценок.
Домашнее задание. С. 98–105 читать, ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"
Красочная презентация по теме урока делает изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...
Электронный тест "Леса России". Окружающий мир 4 класс
Тест разработан по теме "Природные зоны России. Леса" в программе Excel. Расчитан на индивидуальную работу с компьютером. Включает в себя 10 вопросов с выбором ответа. Тест проверяется автоматич...
Презентация "Леса России" УМК "Школа России" предмет "Окружающий мир"
Данная презентация может быть использована на уроке "Окружающего мира" по теме "Леса России". В ней кратко представлены животные и растения леса Северо-Западного региона нашей страны....
Леса России УМК Школа России
Урок Окружающего мира по теме "Леса России", 4 класс. С использованием ТКМ. Групповая работа....
3 класс Тема: Природные зоны России. Леса России
Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Леса России...
разработка урока окружающий мир в 4 классе "Природные зоны России. Леса России" с использованием АМО
В разработке представлен графический конспект урока и описание методов активного обучения...
Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России
Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...