Экологическое равновесие
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Сутормина Татьяна Алексеевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_1.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Экологическое равновесие"

Цель: 

  • сформировать целое представление об экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы, ее живых существ;
  • развивать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; устанавливать причинно- следственные связи;
  • убедить учащихся в том, что взаимоотношения с природой необходимо строить на основе экологических знаний;
  • воспитывать бережное отношение и заботу к родной природе.

Тип урока:

  • комбинированный,
  • личностно-развивающий.

Методы:

  • наглядный,
  • поисковый,
  • словесный,
  • метод сотрудничества,
  • творческий.

Оборудование: 

  • фотографии животных (дрофа, сайгак, журавль-красавка),  растений (ковыль, типчак, тюльпан, горицвет), реки Ситовки;
  • схемы цепей питания;
  • карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы, учебник.

I. Организационный момент.  Мотивация.

Нас сегодня ждет дорога,

В пути узнать нам надо много.

Так возьмемся скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

И отправимся туда,

Где солнце, воздух, теплая вода.

II. Актуализация знаний.

- О какой природной зоне говорится в этих строчках?  (Черноморское побережье Кавказа).

- Мы знаем, что основная часть субтропической зоны находится южнее нашей страны. Как же субтропики оказались в России? (Благодаря географическому положению зоны, благодаря морю и горам сложились такие природные условия).

- Подробнее проверить ваши знания нам помогут тесты (карточки)

Тест «Черноморское побережье Кавказа»

1.        Черноморское побережье Кавказа расположено ...

а)        в арктической зоне страны;

б)        в лесной зоне страны;

в)        в субтропической зоне страны

2.        Субтропики России - это ...

а)        небольшая зона на побережье Черного моря

б)        обширная зона на востоке страны;

в)        обширная зона в центре страны

3.         На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие
деревья (подчеркни):

сосна,  бук,    ель,   магнолии,    липа,      каштан;     ольха,       кипарис.

4.         На Черноморском побережье обитают:

а)          пчелы, комары, мошки;

б)        цикады, богомолы, олеандровые бражники;

в)        шмели, кобылки, жуки-чернотелки.

5. В Черном море у побережья обитают:

а)        киты, морские черепахи, тюлени;

б)        крокодилы, анаконды, котики;

в)        медузы, крабы, морские коньки..

6.         Подчеркни. В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают:

         кипарисы, липы,  клёны, пальмы, ели, полынь,  магнолии;

7.        Черное море относится к морям  __________________________ океана.

8.         Самые умные морские животные, замечательные пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей – это _______________________.

9.        Какое растение описывается так: дерево-долгожитель, достигает в высоту до 35 метров, листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются человеком в пищу?

а) бук;                   б) каштан;                           в) тис

10. Соедини стрелочками.   Занесены  в Красную книгу:

Растения                                      Животные

Дельфин, тис ягодный, жужелица кавказская, иглица, самшит

Карточка № 1

В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

Ива – белая куропатка – кречет     ________________________________

Дуб – сойка – сова      ___________________________________________

Растения – тушканчик – змея      __________________________________

Сайка – тюлень – белый медведь      _______________________________

Растения – косуля – барс      ______________________________________

Растения – суслик – орёл-беркут        __________________________

Карточка № 2.    Исправь ошибки в тексте:

Черноморское побережье Кавказа – это тундра России. Уникален растительный и животный мир этой зоны. Встречаются карликовые деревья: бук, граб, самшит, каштан. Большое количество фруктовых деревьев: ели, яблони, персики. В лесах на побережье обитают белые медведи. Растянувшись на камнях, поджидает свою добычу медуза. Самое умное морское животное – богомол – плещется в прибрежных водах.

III. Введение в тему.

  • А сейчас послушайте сказку:

…В некотором царстве в некотором государстве жила – была одна мудрая матушка. Звали её Землёй. Было у неё много детей. И чем больше у неё их становилась, тем сильнее она радовалась.  Трудно ей было за всеми уследить.

И сказала она одним: «Вы будете жить всегда на одном месте там, где родились, а двигаться будете только вглубь, ввысь и вширь».

-    Как вы думаете, кому она это сказала?  (Растениям)

А другим сказала: «А вам даю крылья, лапы, плавники, чтобы вы могли бегать, плавать, прыгать, ползать».

 -    Кому так говорила матушка Земля?  (Животным)

«А вы будете самые мудрые, будете делать всё разумно, и по-доброму относится ко всем жителям природы».

-    К кому она обратилась с такими словами?  (Человеку)

-  Но не зря назвали матушку Землю мудрой. Придумала она всем детям работу, каждому -  свою и сказала: «Живите все дружной семьёй и помогайте друг другу».

- Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? (Ответы детей)

IV. Работа над новой темой.

Серьёзные проблемы сегодня будем мы решать –

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Экологическое равновесие -  это важно или нет?»

- Кто понял, какова тема сегодняшнего урока?

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы по данной теме?

(Что такое экология?   Что изучает экология?  Что такое равновесие?

Какую роль в экологическом равновесии играет человек?)

1. Экологическое равновесие между живой природой и неживой.

- Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы на столах лежат словари.

1 группа:

- Найти, что означает слово «экология» и что она изучает.

2 группа:

- Найти, что означает слово «равновесие».

Проверка коллективной работы.

Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Экология изучает: как растения и животные связаны с воздухом, водой, землёй; с другими растениями и животными,  с человеком.  Как человек зависит от природы и, как влияет на неё своими действиями.

 Равновесие – это устойчивое соотношение между чем-нибудь.

- Сегодня мы будем соотносить связи живых существ и окружающую их среду, связь природы и человека.

Рассмотрим это на примерах.

Как называется наша река? (Ситовка)

  Кто знает, почему она так называется? (Ответы детей)

   Название реки, возможно, происходит от славянского «сит» - осока, камыш и означает место, залитое водой и поросшее осокой. Существует и другая версия происхождения названия, связанная со скоростью течения реки. Вода Ситовки бежит тихо, как сквозь сито.

   Раньше наша речка была полноводной и широкой, вдоль ее берегов красовались высокие крепкие деревья. Местами глубина достигала более трех метров. Богат и разнообразен был животный мир нашей реки. Сейчас Ситовка сильно обмелела.

   - Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду).

   То есть происходил обмен: река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и стали вырубать деревья. Что произошло с рекой? (Не получая питания, река обмелела и может совсем высохнуть).

Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие.

- Посмотрите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки”.

2. Беседа “Экологическая пирамида”.

- То же, самое, происходит в цепях питания. Вспомним экологическую пирамиду.

- Чтобы прокормить себя сове нужно множество мышей, одной мышке – много жёлудей.

Сова- хищник. Значит, хищников должно быть меньше. А мышей меньше, чем желудей. И если что-нибудь изменится, то нарушится экологическое равновесие.

Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных.

А растениеядных животных - меньше, чем растений, которыми они питаются. Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие.  Если уничтожить сову, разведется много мышей)

- А что произойдет, если сов будет много? (Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста)

Вывод: Если в этой цепочке нарушить, хотя бы одно звено - нарушится экологическое равновесие.

V. Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

VI. Закрепление нового материала.

1. Работа с учебником.

-  Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия. Прочитайте об этом на стр. 142.

- Что произошло в Австралии?

- Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи? (В Австралии было нарушено экологическое равновесие между хищниками и травоядными животными.)

- Так какой ответ вы дадите на вопрос об экологическом равновесии?

Экологическое равновесие в окружающем нас мире - это очень важно, так как в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.

2.  Работа в группах.

Составьте цепь питания:

1 группа – зоны лесов

2 группа – зоны степей

3 группа – зоны пустынь

Учащиеся составляют цепи питания из лежащих на столах карточек.

(Проверка цепей питания при помощи магнитной доски). 

ВЫВОД: Человеку необходимо знать природные связи и благодаря этому предвидеть последствия своих поступков, чтобы не допускать нежелательных последствий.

Есть у русского народа пословица "Как аукнется, так и откликнется".

Она очень подходит к нашему сегодняшнему уроку. Если по вине людей нарушается экологическое равновесие, это оборачивается против самих людей. Ведь природа и люди неразрывно связаны между собой.

3. Сообщение учителя о В.И.Вернадском.

  Сегодня на уроке мы не можем не вспомнить великого ученого Владимира Ивановича Вернадского. В 2013 году во всем мире будет широко отмечаться    его 150-летний юбилей. Родился он (12.03.1863– 06.01.1945) в С.-Петербурге.       Ученый был тесно связан с Тамбовской губернией своей жизнью и творчеством на протяжении почти 30 лет. На Тамбовских благодатных черноземных землях есть немало мест, связанных с жизнью В.И.Вернадского, его семьи и друзей. Это и его родовое имение Вернадовка, г.Моршанск, где он работал в уездном земстве, г.Тамбов, где он был уездным гласным от Моршанского уезда. Здесь зарождались и оформлялись идеи будущего учения о биосфере, о живом веществе, о едином человечестве. Он много ездил по губернии, изучая ее природные условия и климатические особенности. В.И.Вернадский был первым среди тех, кто заметил ухудшение экологического положения губернии, его пагубное влияние на экономику и жизненный уровень тамбовского крестьянства и искал объяснение этим процессам. Долгие годы Владимир Иванович отдавал много времени, сил и средств Тамбовщине, развитию этого прекрасного уголка Российской провинции, образованию и здоровью его людей.

4. Ролевая игра

Раздаются сигналы SOS.

Земля: Я – Земля, я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде! Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух…Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек…Скоро я не смогу спасти и вас, дети…Сил моих все меньше и меньше…

Человек: Земля, неужели ты можешь погибнуть?

Земля: У вас есть немного времени, чтобы спасти меня и себя. Только вы можете разгадать причины моих бед и найти дорогу к спасению. Я верю в ваши силы, ум и добрые сердца…

Ведущий: Земля, скажи, что мы должны сделать? (Пауза)… Молчит! Может быть, у нее уже не осталось сил, чтобы говорить с нами? Надо действовать самим.

VII. Применение новых знаний.

Прислушайтесь, что сказала нам Земля, проложите дорогу к спасению.… Где же эта дорога?

Класс делится на группы, каждая из которых получает задания:

Задание. Показать на динамической схеме, что произойдет, если:

Группа 1: человек срубит все деревья в лесу?

Группа 2: люди будут мыть автомобили в лесу?

Группа 3: люди осушат болота?

Проверка работы.

VIII. Итог урока.

- А сейчас подведём итог нашей работы.

- Кто нарушает экологическое равновесие?

- Так нужна природе помощь человека? Прочитайте эпиграф.

В руках человека красота и богатство родной земли.

- Как вы его понимаете?

IX. Домашнее задание.

 Все на уроке хорошо потрудились.

И все же, чтобы успех пришел к каждому из вас, необходимо еще потрудиться дома.

Выберите один из вопросов и подготовьте развернутое сообщение.

  • Какое отношение людей к лесу ты наблюдал? Оцени эти отношения.
  • Почему в природе многие растения и животные, насекомые и рыбы становятся редкими.

X. Рефлексия.

Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

-Что нужно сделать ещё?

-Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

Работа с сигнальными карточками.

Если было интересно, легко на уроке,

 во всем разобрались  - зелёный кружок.

Если иногда были трудности, сомнения,

не совсем понравилась работа  - синий кружок.

Если не разобрались в теме,

 было не очень интересно- красный кружок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль насекомых в экологическом равновесии."

Экологическое равновесие в природе. Роль насекомых в экологическом равновесии.               Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно,...

"Экологическое равновесие"

экологическое равновесие...

Внеклассное занятие "Экологическое равновесие - это важно или нет"

Актуальность этой проблемы состоит в том, что экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни живот...

Открытый урок по окружающему миру Тема: «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)

Тема: Экологическое равновесие.Цели и задачи урока:1.Создать условия для формирования  понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новеси...

Игра "Экологическое равновесие"

Данный классный час можно провести в рамках экологической недели в 4 классе. В игровой форме раскрываются экологические проблемы и само понятие экологического равновесия....

Конспект урока по окружающему миру "Экологическое равновесие"

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новесии.Задачи урока:1. Совершенствовать умение использовать в работе ранее получен­ные знания и делать выводы, опираясь на ...

Методическая разработка урока по теме "Экологическое равновесие"

Окружающий мир "Экологическое равновесие", 4 клас, образовательная программа «Школа 2100»...