Экологическое равновесие
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: "Экологическое равновесие"
Цель:
- сформировать целое представление об экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы, ее живых существ;
- развивать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; устанавливать причинно- следственные связи;
- убедить учащихся в том, что взаимоотношения с природой необходимо строить на основе экологических знаний;
- воспитывать бережное отношение и заботу к родной природе.
Тип урока:
- комбинированный,
- личностно-развивающий.
Методы:
- наглядный,
- поисковый,
- словесный,
- метод сотрудничества,
- творческий.
Оборудование:
- фотографии животных (дрофа, сайгак, журавль-красавка), растений (ковыль, типчак, тюльпан, горицвет), реки Ситовки;
- схемы цепей питания;
- карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы, учебник.
I. Организационный момент. Мотивация.
Нас сегодня ждет дорога,
В пути узнать нам надо много.
Так возьмемся скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
И отправимся туда,
Где солнце, воздух, теплая вода.
II. Актуализация знаний.
- О какой природной зоне говорится в этих строчках? (Черноморское побережье Кавказа).
- Мы знаем, что основная часть субтропической зоны находится южнее нашей страны. Как же субтропики оказались в России? (Благодаря географическому положению зоны, благодаря морю и горам сложились такие природные условия).
- Подробнее проверить ваши знания нам помогут тесты (карточки)
Тест «Черноморское побережье Кавказа»
1. Черноморское побережье Кавказа расположено ...
а) в арктической зоне страны;
б) в лесной зоне страны;
в) в субтропической зоне страны
2. Субтропики России - это ...
а) небольшая зона на побережье Черного моря
б) обширная зона на востоке страны;
в) обширная зона в центре страны
3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие
деревья (подчеркни):
сосна, бук, ель, магнолии, липа, каштан; ольха, кипарис.
4. На Черноморском побережье обитают:
а) пчелы, комары, мошки;
б) цикады, богомолы, олеандровые бражники;
в) шмели, кобылки, жуки-чернотелки.
5. В Черном море у побережья обитают:
а) киты, морские черепахи, тюлени;
б) крокодилы, анаконды, котики;
в) медузы, крабы, морские коньки..
6. Подчеркни. В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают:
кипарисы, липы, клёны, пальмы, ели, полынь, магнолии;
7. Черное море относится к морям __________________________ океана.
8. Самые умные морские животные, замечательные пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей – это _______________________.
9. Какое растение описывается так: дерево-долгожитель, достигает в высоту до 35 метров, листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются человеком в пищу?
а) бук; б) каштан; в) тис
10. Соедини стрелочками. Занесены в Красную книгу:
Растения Животные
Дельфин, тис ягодный, жужелица кавказская, иглица, самшит
Карточка № 1
В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:
Ива – белая куропатка – кречет ________________________________
Дуб – сойка – сова ___________________________________________
Растения – тушканчик – змея __________________________________
Сайка – тюлень – белый медведь _______________________________
Растения – косуля – барс ______________________________________
Растения – суслик – орёл-беркут __________________________
Карточка № 2. Исправь ошибки в тексте:
Черноморское побережье Кавказа – это тундра России. Уникален растительный и животный мир этой зоны. Встречаются карликовые деревья: бук, граб, самшит, каштан. Большое количество фруктовых деревьев: ели, яблони, персики. В лесах на побережье обитают белые медведи. Растянувшись на камнях, поджидает свою добычу медуза. Самое умное морское животное – богомол – плещется в прибрежных водах.
III. Введение в тему.
- А сейчас послушайте сказку:
…В некотором царстве в некотором государстве жила – была одна мудрая матушка. Звали её Землёй. Было у неё много детей. И чем больше у неё их становилась, тем сильнее она радовалась. Трудно ей было за всеми уследить.
И сказала она одним: «Вы будете жить всегда на одном месте там, где родились, а двигаться будете только вглубь, ввысь и вширь».
- Как вы думаете, кому она это сказала? (Растениям)
А другим сказала: «А вам даю крылья, лапы, плавники, чтобы вы могли бегать, плавать, прыгать, ползать».
- Кому так говорила матушка Земля? (Животным)
«А вы будете самые мудрые, будете делать всё разумно, и по-доброму относится ко всем жителям природы».
- К кому она обратилась с такими словами? (Человеку)
- Но не зря назвали матушку Землю мудрой. Придумала она всем детям работу, каждому - свою и сказала: «Живите все дружной семьёй и помогайте друг другу».
- Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? (Ответы детей)
IV. Работа над новой темой.
Серьёзные проблемы сегодня будем мы решать –
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
«Экологическое равновесие - это важно или нет?»
- Кто понял, какова тема сегодняшнего урока?
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы по данной теме?
(Что такое экология? Что изучает экология? Что такое равновесие?
Какую роль в экологическом равновесии играет человек?)
1. Экологическое равновесие между живой природой и неживой.
- Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы на столах лежат словари.
1 группа:
- Найти, что означает слово «экология» и что она изучает.
2 группа:
- Найти, что означает слово «равновесие».
Проверка коллективной работы.
Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Экология изучает: как растения и животные связаны с воздухом, водой, землёй; с другими растениями и животными, с человеком. Как человек зависит от природы и, как влияет на неё своими действиями.
Равновесие – это устойчивое соотношение между чем-нибудь.
- Сегодня мы будем соотносить связи живых существ и окружающую их среду, связь природы и человека.
Рассмотрим это на примерах.
Как называется наша река? (Ситовка)
Кто знает, почему она так называется? (Ответы детей)
Название реки, возможно, происходит от славянского «сит» - осока, камыш и означает место, залитое водой и поросшее осокой. Существует и другая версия происхождения названия, связанная со скоростью течения реки. Вода Ситовки бежит тихо, как сквозь сито.
Раньше наша речка была полноводной и широкой, вдоль ее берегов красовались высокие крепкие деревья. Местами глубина достигала более трех метров. Богат и разнообразен был животный мир нашей реки. Сейчас Ситовка сильно обмелела.
- Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду).
То есть происходил обмен: река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и стали вырубать деревья. Что произошло с рекой? (Не получая питания, река обмелела и может совсем высохнуть).
Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие.
- Посмотрите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки”.
2. Беседа “Экологическая пирамида”.
- То же, самое, происходит в цепях питания. Вспомним экологическую пирамиду.
- Чтобы прокормить себя сове нужно множество мышей, одной мышке – много жёлудей.
Сова- хищник. Значит, хищников должно быть меньше. А мышей меньше, чем желудей. И если что-нибудь изменится, то нарушится экологическое равновесие.
Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных.
А растениеядных животных - меньше, чем растений, которыми они питаются. Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей)
- А что произойдет, если сов будет много? (Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста)
Вывод: Если в этой цепочке нарушить, хотя бы одно звено - нарушится экологическое равновесие.
V. Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
VI. Закрепление нового материала.
1. Работа с учебником.
- Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия. Прочитайте об этом на стр. 142.
- Что произошло в Австралии?
- Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи? (В Австралии было нарушено экологическое равновесие между хищниками и травоядными животными.)
- Так какой ответ вы дадите на вопрос об экологическом равновесии?
Экологическое равновесие в окружающем нас мире - это очень важно, так как в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.
2. Работа в группах.
Составьте цепь питания:
1 группа – зоны лесов
2 группа – зоны степей
3 группа – зоны пустынь
Учащиеся составляют цепи питания из лежащих на столах карточек.
(Проверка цепей питания при помощи магнитной доски).
ВЫВОД: Человеку необходимо знать природные связи и благодаря этому предвидеть последствия своих поступков, чтобы не допускать нежелательных последствий.
Есть у русского народа пословица "Как аукнется, так и откликнется".
Она очень подходит к нашему сегодняшнему уроку. Если по вине людей нарушается экологическое равновесие, это оборачивается против самих людей. Ведь природа и люди неразрывно связаны между собой.
3. Сообщение учителя о В.И.Вернадском.
Сегодня на уроке мы не можем не вспомнить великого ученого Владимира Ивановича Вернадского. В 2013 году во всем мире будет широко отмечаться его 150-летний юбилей. Родился он (12.03.1863– 06.01.1945) в С.-Петербурге. Ученый был тесно связан с Тамбовской губернией своей жизнью и творчеством на протяжении почти 30 лет. На Тамбовских благодатных черноземных землях есть немало мест, связанных с жизнью В.И.Вернадского, его семьи и друзей. Это и его родовое имение Вернадовка, г.Моршанск, где он работал в уездном земстве, г.Тамбов, где он был уездным гласным от Моршанского уезда. Здесь зарождались и оформлялись идеи будущего учения о биосфере, о живом веществе, о едином человечестве. Он много ездил по губернии, изучая ее природные условия и климатические особенности. В.И.Вернадский был первым среди тех, кто заметил ухудшение экологического положения губернии, его пагубное влияние на экономику и жизненный уровень тамбовского крестьянства и искал объяснение этим процессам. Долгие годы Владимир Иванович отдавал много времени, сил и средств Тамбовщине, развитию этого прекрасного уголка Российской провинции, образованию и здоровью его людей.
4. Ролевая игра
Раздаются сигналы SOS.
Земля: Я – Земля, я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде! Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух…Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек…Скоро я не смогу спасти и вас, дети…Сил моих все меньше и меньше…
Человек: Земля, неужели ты можешь погибнуть?
Земля: У вас есть немного времени, чтобы спасти меня и себя. Только вы можете разгадать причины моих бед и найти дорогу к спасению. Я верю в ваши силы, ум и добрые сердца…
Ведущий: Земля, скажи, что мы должны сделать? (Пауза)… Молчит! Может быть, у нее уже не осталось сил, чтобы говорить с нами? Надо действовать самим.
VII. Применение новых знаний.
Прислушайтесь, что сказала нам Земля, проложите дорогу к спасению.… Где же эта дорога?
Класс делится на группы, каждая из которых получает задания:
Задание. Показать на динамической схеме, что произойдет, если:
Группа 1: человек срубит все деревья в лесу?
Группа 2: люди будут мыть автомобили в лесу?
Группа 3: люди осушат болота?
Проверка работы.
VIII. Итог урока.
- А сейчас подведём итог нашей работы.
- Кто нарушает экологическое равновесие?
- Так нужна природе помощь человека? Прочитайте эпиграф.
В руках человека красота и богатство родной земли.
- Как вы его понимаете?
IX. Домашнее задание.
Все на уроке хорошо потрудились.
И все же, чтобы успех пришел к каждому из вас, необходимо еще потрудиться дома.
Выберите один из вопросов и подготовьте развернутое сообщение.
- Какое отношение людей к лесу ты наблюдал? Оцени эти отношения.
- Почему в природе многие растения и животные, насекомые и рыбы становятся редкими.
X. Рефлексия.
Какую задачу ставили?
-Удалось ли решить поставленную задачу?
-Что нужно сделать ещё?
-Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?
Работа с сигнальными карточками.
Если было интересно, легко на уроке,
во всем разобрались - зелёный кружок.
Если иногда были трудности, сомнения,
не совсем понравилась работа - синий кружок.
Если не разобрались в теме,
было не очень интересно- красный кружок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль насекомых в экологическом равновесии."
Экологическое равновесие в природе. Роль насекомых в экологическом равновесии. Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно,...
"Экологическое равновесие"
экологическое равновесие...
Внеклассное занятие "Экологическое равновесие - это важно или нет"
Актуальность этой проблемы состоит в том, что экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни живот...
Открытый урок по окружающему миру Тема: «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)
Тема: Экологическое равновесие.Цели и задачи урока:1.Создать условия для формирования понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом равновеси...
Игра "Экологическое равновесие"
Данный классный час можно провести в рамках экологической недели в 4 классе. В игровой форме раскрываются экологические проблемы и само понятие экологического равновесия....
Конспект урока по окружающему миру "Экологическое равновесие"
Цель урока: Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.Задачи урока:1. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на ...
Методическая разработка урока по теме "Экологическое равновесие"
Окружающий мир "Экологическое равновесие", 4 клас, образовательная программа «Школа 2100»...