Конспект урока по окружающему миру "Экологическое равновесие"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Солнцева Галина Николаевна

Цель урока:

 Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новесии.

Задачи урока:

1. Совершенствовать умение использовать в работе ранее получен­ные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

 2. Развивать познавательную активность учащихся, речь.

 3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

 

Оборудование:

Компьютер, весы, рисунки детей на тему «Любимые уголки природы», картинки и рисунки к сообщениям учеников, план работы.

Приложение 1 (Презентация к уроку)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-исследование

по окружающему миру в 4 классе

с использованием ИКТ.

Урок составлен на основе учебника «Мир вокруг нас» для 4 класса. Автор А.А.Плешаков.

Солнцева Галина Николаевна, учитель начальных классов

МОУ СОШ№7 г. Мантурово Костромской области

                          Урок требует предварительную подготовку учащихся.

Тема: Экологическое равновесие

Цель урока:

 Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.

Задачи урока:

1. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

 2. Развивать познавательную активность учащихся, речь.

 3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

Компьютер, весы, рисунки детей на тему «Любимые уголки природы», картинки и рисунки к сообщениям учеников, план работы.

Приложение 1 (Презентация к уроку)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел веселый звонок.

           Мы начинаем наш урок.

           Любознательные в классе дети

           Обо всем хотят знать на свете.

II. Сообщение темы и целей урока.                                                        Слайд 1                                                                                   

    1. - Сегодня вы на уроке будете исследователями.                                Слайд 2

           Серьезные проблемы сегодня будем мы решать-

          Наблюдать, анализировать, рассуждать.

          На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

          «Экологическое равновесие - это важно или нет?».

       2. Теоретическое обоснование                                                           Слайд 3

  •  Во многих местах нашей планеты наблюдается обеднение природы, а также чаще стали возникать разные экологические проблемы.
  • В природе происходит нарушение экологического равновесия. Люди должны знать причину этого нарушения и способы его восстановления.

3. Знакомство с планом работы. (на доске)                                              Слайд 4                                                                                     

  1. Работа над темой урока.

1.Словарная работа.

          -Сначала выясним, что обозначают слова «экологическое» и «равновесие».

          - От  какого слова образовано прилагательное «экологическое»?

(От слова «экология».)

          -А что такое экология? (Экология - это наука о связях между живыми

 существами и окружающей их средой, между человеками природой.)

          - Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные

 связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)

         - Что же такое «равновесие»? (Это значит «равное по весу»)

         - Послушайте, какое толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова.

         (Равновесие - устойчивое соотношение между чем-нибудь.) 

    Опыт:  Показ нарушения равновесия на весах.         Приложение 2. Рис.1

2. Рассмотрим на примерах нарушение экологического равновесия, причины его возникновения и последствия.

Экологическое равновесие между живой природой и неживой

-Определим, как взаимосвязаны между собой живая и неживая природа. Слайд 5                                                                                                                                                                                                                                     

По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми.  Почему это было так?

(Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду.)

- Как деревья давали реке воду? (Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки.)

- То есть, происходил обмен: река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Как вы считаете, что произойдет с рекой?

(Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть.)                                                                                                                                                                        

 Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие.

- Посмотрите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки».

- Посмотрите, как выглядит наша река Большой  Иргиз.                              Слайд 6                                                                                                                                                                                      

        Течет река издалека…

      Как хорошо, когда река

      И широка и глубока!

      Над ней пышнее облака,

      Свежей дыханье ветерка,

      Стройней и выше лес над ней,

      И луг прибрежный зеленей!

- И, чтобы она осталась такой же красивой и полноводной, к ней надо    относиться бережно.                                                                                                                                                

 - Выскажите свое мнение, важно ли экологическое равновесие между живой и неживой природой? (Ответы детей)

 3.Беседа «Экологическая пирамида »                                                      Слайд 7                                                                                

-То же самое происходит и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными. Давайте вспомним экологическую пирамиду.

  • Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке - множество желудей. Сова - это кто? (Хищник.)

Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных.

А растениеядных животных - меньше, чем растений, которыми они питаются. Подумайте, что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей.)

-Выскажите предположение, что произойдет, если сов будет очень много? (Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста.)

        Вывод: Если в этой цепочке нарушить хотя бы одно звено - нарушится экологическое равновесие.

4. Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия. Рассмотрим, важно ли равновесие между травоядными животными и хищниками.

  • Послушаем сообщение о нарушении экологического равновесия между животными.                                                                                                                Узнаем, чем полезны пауки.  Приложение 3. Сообщение 1.             Слайд 8                                                                                                                                                                                      

    -Как вы думаете, если не будет пауков, что может произойти в природе?    

   (Ответы детей)

-К сожалению, ребята, проходя по лесу, часто нарочно обрывают паучьи сети, а, увидев где-нибудь на дорожке бегущего паука, стараются его раздавить. Не надо! Пауки — это звено огромного и сложного животного мира, частью которого являемся мы сами. Все в этом мире заслуживает уважения.

И пауки в том числе.

  • А сейчас послушаем сообщение обо всем известном насекомом.   Слайд 9                              

                                                                                                                                                                                       

Божья коровка — отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей (подсчитали ученые). Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту — будет распространяться тля, опасные насекомые - уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения.

   - Как человек может нарушить экологическое равновесие?

  • Интересный материал нашёл в своем энциклопедическом словаре… (Имя ученика)                                                                                                      Слайд10                                              

                    Нарушение экологического равновесия между животными

В районе станции Уваровка, под Москвой, в начале XX в. один помещик, чтобы увеличить в своих лесах численность дичи, на которую хотел охотиться, платил крестьянам премию за уничтожение хищных птиц. В результате резко сократилось поголовье рябчиков, тетеревов, глухарей. Хищники — естественные санитары. Уничтожая больных и слабых птиц, они препятствуют распространению среди них разных заболеваний, от которых погибает много птиц и их становиться меньше.

 – Здесь мы видим нарушение экологического равновесия между птицами.

 - Назовите, какова, по вашему мнению, причина нарушения равновесия? К чему это привело? (Ответы детей)

  • Приведите ещё примеры о нарушении экологического равновесия между животными? (Ответы детей)

1) Однажды рыбаки заметили, что в их улове стало попадаться много больных рыб. Причина оказалась простой: в реке выловили всех раков. А ведь раки уничтожают останки погибших животных, служат санитарами. И когда раков не стало, от погибших рыб заражались и здоровые…           (Приложение 2 Рис.2)

- Кто, по вашему мнению, нарушил равновесие в реке? К чему это может привести?

2) Очень бережно нужно относиться к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Эти животные не только интересны, но ещё и поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.  (Приложение 2 Рис.3)

- Какие животные поддерживают равновесие на лугу?

  • Работа по учебнику.                                                                                                           

 Давайте прочитаем, что сказано о нарушении равновесия в природе в учебнике.  ( стр. 142 в вашем учебнике под цифрой 4)                         Слайд 11                                    

 - О каком происшествии в Австралии вы прочитали?

 - Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи?

(В Австралии было нарушено экологическое равновесие между хищниками и травоядными животными.)

- Как вы считаете, важно ли экологическое равновесие между животными? (Ответы детей)

IV. ФИЗМИНУТКА .

                                                                                                                                                                                                         Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

V. Продолжение изучения темы урока.

1. Рассмотрим нарушение экологического равновесия между растениями.

          1) Рассказ ученика о нарушении равновесия между растениями. Слайд12                                                                                                                                                                                                                                                          Рассказ о лесничем, который хотел навести порядок в лесу. (Приложение 3. Сообщение 2)

  -Прав ли был лесничий, наведя «порядок» в лесу? К чему это привело?

   - Здесь мы видим, как человек нарушает это равновесие.

Вырубка леса может привести к экологической катастрофе.                    Слайд13                                                                          

          2) А сейчас послушаем   рассказ о нарушениях экологической связи между грибами и деревьями.                                                                         Слайд14                                                                                                                                                                          

 Нужны ли лесу грибы          (Приложение 3. Сообщение 3)

- Как вы думаете, нужны ли лесу грибы? Чем грибы помогли деревьям?  

- Выскажите свое мнение, важно ли экологическое равновесие?  (Ответы детей)

2. Рассмотрим равновесие между животными и растениями.

           1) По этому вопросу мы послушаем… (имя ученицы)                     Слайд15                                                                                  

Рассказ о сойке и кедровке.               (Приложение 3. Сообщение 4)

           2) Приведите ещё примеры нарушения равновесия между животными и растениями? (Ответы детей)

-Какой сделаем вывод? Подумайте, к чему приведет нарушение равновесия между животными и растениями?

          Вывод: Животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Нарушение равновесия между ними может привести к экологической проблеме.

3. Опираясь на свои знания и наблюдения, приведите примеры нарушения человеком экологического равновесия.  (Ответы детей.)                     Слайд 16                                                                

1) Почему мутнеет вода в озере?  (Приложение 3. Сообщение 5 Слайд 17                                                                                        

  2) История о комарах и кошках.   (Приложение 3. Сообщение 6 Слайд18                                                                                                                         

VI. ФИЗМИНУТКА                                                                                    Слайд19                                                                                                                                                                                                                                                           

Мы березку посадили,

Мы водой ее полили,

И березка подросла,

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила

И ребят поблагодарила.

 VII. Закрепление.

- Предлагаю обсудить такие экологические ситуации:

   (Предварительное обсуждение ситуаций с соседом по парте).

1) Некоторые промышленные предприятия спускают в водоемы отработанную неочищенную    воду.

Как это отразится на рыбном богатстве водоема? А на человеке?        Слайд 20

          2) Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах со скверами и парками?                                             Слайд 21                                                                                                    

          3) Почему после уничтожения волков на Таймыре число больных оленей увеличилось во много раз?                                                                               Слайд22

                                                                                                                                               

- Какой вы сделаете вывод из всего сказанного? Можно ли нарушать экологическое равновесие? К чему это может привести?

VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок

 - Выскажите свое мнение, почему важно экологическое  равновесие? Что делать, если  экологическое  равновесие уже нарушено? (чтение вывода из учебника с.142)  Выводы:   Слайд23                                                                                                                                                                                

  • Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.

   

  • Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушать равновесия в природе.

   -        Закончить наш урок мне хочется стихотворением Бориса Заходера «Про      всех на свете». (Читает подготовленный ученик):                            Слайд24                                                                                                                                                                   

Все-все на свете - на свете все нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны...

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд

-Кто делает мед, и кто делает яд.

                                Плохие дела у кошки и мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны

-Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

- Как вы думаете, что вы, дети, сможете сделать, чтобы не нарушалось равновесие в природе?   (Ответы детей)                                                                                                        

          -  Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, только тогда Земля останется такой, как на ваших рисунках «Любимые уголки природы».                   (Приложение 2. Рисунок 4

         Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

    IX.Домашнее задание

Прочитать материал учебника на стр. 141- 142.

Наблюдать за природой и вести себя так, чтобы не нарушать экологическое равновесие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическое равновесие

Слайд 2

Серьёзные проблемы Сегодня будем мы решать – Наблюдать, анализировать, рассуждать. На такой вопрос нам предстоит найти ответ: «Экологическое равновесие – это очень важно или нет?»

Слайд 3

Теоретическое обоснование Во многих местах нашей планеты наблюдается обеднение природы, а также чаще стали возникать разные экологические проблемы. В природе происходит нарушение экологического равновесия. Люди должны знать причину этого нарушения и способы его восстановления.

Слайд 4

План работы 1. Что такое «экологическое равновесие»? 2. Исследование связей экологического равновесия. Как связаны: а) живая и неживая природа; б) растительноядные и хищные животные; в) растения; г) растения и животные; д) человек и экологическое равновесие; 3. Экологическое равновесие – это очень важно или нет?

Слайд 5

Как они взаимосвязаны? Лес и река.

Слайд 6

Течет река издалека… Как хорошо, когда река И широка и глубока! Над ней пышнее облака, Свежей дыханье ветерка, Стройней и выше лес над ней, И луг прибрежный зеленей!

Слайд 7

Экологическая пирамида.

Слайд 8

Чем полезны пауки?

Слайд 9

Божья коровка - отличная помощница в борьбе за урожай.

Слайд 10

Какова причина нарушения экологического равновесия?

Слайд 11

Что произошло в Австралии?

Слайд 13

Вот к чему может привести вырубка леса!

Слайд 14

Нужны ли лесу грибы?

Слайд 15

Но и сами животные влияют на растения. Сойка Кедровка Жизнь животных леса зависит от растений, благодаря которым они получают пищу и укрытия.

Слайд 16

К чему приводит неумеренный выпас скота?

Слайд 17

Почему помутнела вода в озере ?

Слайд 20

Некоторые промышленные предприятия спускают в водоёмы отработанную неочищенную воду. Как это отразится на рыбном богатстве водоёма? А на человеке?

Слайд 21

Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах со скверами и парками?

Слайд 22

Почему после уничтожения волков на Таймыре число больных оленей увеличилось во много раз?

Слайд 23

Выводы Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек. Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушать равновесия в природе.

Слайд 25

Источники информации Энциклопедический словарь юного натуралиста. Сост.В.К.Рахилин, А.Г.Рогожкин. М.:Педагогика-Пресс, 1999г. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». МОСКВА «ВАКО», 2006г. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса. М.:Просвещение, 2007г. http : //www.miem . edu.ru



Предварительный просмотр:

Приложение 2

                                                                

Рисунок 1        Рисунок 2

                     

        Рисунок 3                                                                       Рисунок 4



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Сообщение 1

Чем полезны пауки.

        Люди не любят пауков. Прикоснувшись к пауку случайно, пугаются, брезгливо отдергивают руку и презрительно морщатся. Что ж, может, пауки и некрасивы. Но поверьте, только для тех, кто смотрит на них свысока и очень невнимательно. Да, они вроде бы «разбойники» — плетут смертоносные сети для мух и комаров. Но именно паучий аппетит защищает нас от непомерного размножения этих вездесущих насекомых. Именно паучий аппетит не дает всевозможным клещам и улиткам, тлям и шелкопрядам, расплодившись, опустошать поля, сады, леса. Конечно, пауки не одни вершат это важное дело. Жуки жужелицы отыскивают мелкую живность в прошлогодней листве. Стрекозы ловят на лесных опушках комаров и мух. Божьи коровки охотятся на тлей. Но все насекомые-хищники, вместе взятые, поедают опасных насекомых меньше, чем одни только пауки! Во всяком случае, есть такое мнение ученых, подтвержденное расчетами.

Сообщение 2.

Рассказ о лесничем, который хотел навести порядок в лесу.

Вот история о том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном большом лесу.

    Главный лесничий рассуждал так. Лес — это деревья, всё остальное — лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу...

Прошёл год, второй, третий. И видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Что же тут случилось? Отчего деревья сохнут?»

А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житьё. Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть оттого, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых... 

Сообщение 3

Нужны ли лесу грибы

 ...В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего-то им не хватало. И учёные заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.

     Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело в том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений — гриб-мухомор.

   А ещё грибы необходимы лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

Сообщение 4

Сойка и кедровка.

  Жизнь животных леса зависит от растений, благодаря которым они получают пищу и укрытия. Но и сами животные влияют на растения. Например, распространяют семена и плоды. В тайге живёт птица кедровка. На зиму она запасает для себя в разных укромных местах кедровые орехи — семена кедровой сосны. Часть этих орехов она потом не находит. И они на новых местах дают всходы.

      А в дубравах подобную работу выполняет другая птица — сойка. Распространяет она плоды дуба — жёлуди. Спасибо птицам! Ведь и кедровые орехи, и жёлуди не могут распространяться иначе: у них нет ни крылышек, ни парашютиков, ни крючочков, как у многих других семян и плодов...

Сообщение 5

Почему вода в озере стала мутной.

            Виноваты в беде были ребята, жившие в посёлке. Они часто устраивали такую игру: кто больше найдёт и выбросит на берег двустворчатых моллюсков. Ребятам совсем не жалко было животных, которые на берегу быстро погибали без воды и пищи. Не подумали ребята и о том, что двустворчатые моллюски пропускают через своё тело очень много воды и очищают её от мелких остатков растений, частичек глины. В озере почти не осталось этих живых фильтров, которые делают воду прозрачной. Вот и помутнело озеро.

           А если озеро стало мутным, много неприятностей ждёт его обитателей. В мутную воду проникает меньше света. Значит, трудно будет жить подводным растениям, многие из них погибнут. Тогда и кислорода в воду будет поступать меньше. Из-за этого нелегко станет дышать рыбам... Вот к чему может привести бездумное уничтожение обычных ракушек.

          Интересно, что продолжительность жизни наших «ракушек» около 15 лет. Но иногда они доживают и до 20-30 лет.

Сообщение 6

История о комарах и кошках.

     На одном далёком острове люди решили уничтожить комаров. Для этого они использовали ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта напасть.

      А оказалось, вот почему. Ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе). Тараканы не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились лёгкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило тогда для крыс!

Крысы  принесли  людям  огромные убытки.

     Вскоре пришлось на остров завозить кошек. Их доставляли на самолётах из других мест. Только так и удалось справиться с крысиной напастью.

     Всего этого, наверное, могло бы и не случиться. Да-да, если бы жители острова, прежде чем применять ядохимикаты, посоветовались с учёными-экологами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...