Методическая разработка урока по теме "Экологическое равновесие"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Окружающий мир "Экологическое равновесие", 4 клас, образовательная программа «Школа 2100»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 152.98 КБ |
ekologiya_2.ppt | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Экологическое равновесие.
Класс: 4
Учитель: Никитенко Валентина Николаевна
Цель: доказать изменения равновесия в экосистемах в результате деятельности человека.
Задачи:
- сформировать целое представление об экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы, ее живых существ;
- развивать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; устанавливать причинно- следственные связи;
- убедить учащихся в том, что взаимоотношения с природой необходимо строить на основе экологических знаний;
- воспитывать бережное отношение и заботу к родной природе.
Тип урока – расширение знаний.
Методы –интерактивный, поисковый, проблемный.
Формы – самостоятельная работа, в парах, группах; ИКТ, беседа, творческое задание.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Если вы будете улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка вернётся к вам с добром и радостью. Так улыбнитесь же друг другу. Ведь окружающий нас мир – это большое волшебное зеркало. Для того, чтобы оно отражало добро, его нужно изучать, любить, беречь.
- Нашу работу на уроке мы будем строить согласно правилам. Давайте их прочтем. (слайд)
1. В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники.
2. Каждый ученик заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая.
3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали.
II. Прогноз погоды
- Каждый день по телевизору, мы слушаем прогноз погоды.
- Зачем людям нужно знать прогноз погоды?
(Беречь своё здоровье, много есть профессий, где от прогноза погоды зависит их работа: летчики, водители, агрономы, моряки, ….)
- Кто расскажет прогноз погоды на сегодняшний день?
Ш.Верное утверждение (Работа в парах)
- Внимательно изучите прогноз погоды на 3 суток в нашем городе и выберите верные утверждения. Работу выполняйте в парах.
(Самопроверка с самооценкой)
- Какие мероприятия проходят сейчас в начальной школе? ( Декада окружающего мира)
- Сейчас проверим вашу сообразительность и эрудированность по окружающему миру.
1. Какое море вскоре исчезнет с лица Земли? (Аральское)
2. Где на сегодняшний день находится самый большой заповедник на Земле? (Антарктида)
3. В Мире она впервые была издана в 1966 году. Её цель - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. У неё разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга? ( Красная книга)
4. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидит на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)
5. Какое дерево появилось в нашей стране благодаря корзине? (Ива. В корзине привезли из Азии фрукты, их съели, а корзину выбросили, она проросла).
6. В лесу однажды я увидела странное зрелище: по муравейнику прыгал дрозд. Он разгребал верх муравьиной кучи, но не клевал муравьев. Дрозд вытянул крылья и так сидел минут 10. Позже на это место прилетела сойка, потом скворец, потом трясогузка. Почему едва ли не половина всех местных птиц прилетает на муравейник?» ( Верно, птицы таким образом освобождаются от паразитов)
-Как вы думаете, к какому разделу окружающего мира мы отнесем все эти занимательные вопросы? «Экология»
IV. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, что означает слово «экология»?
(Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.)
- Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)
- Как называются профессии, связанные с экологией? ( Эколог, лесник,егерь)
-Чем работа людей этой профессии полезна обществу? ( защищают природу, заботятся о ней, сохраняют её для нас, организуют экспедиции для изучения и защиты редких животных, птиц и растений, расчет допустимых выбросов предприятий, экспертиза почв, ландшафтное планирование, очистка воды и многое другое)
- Почему именно в этом году наше правительство особое внимание уделяем экологическим вопросам? ( 2017 год – год экологии в России)
3.Постановка проблемной ситуации. Экологические новости.
(Читают подготовленные ученики)
1 ученик - Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей - это производные от состояния экологического напряжения.
2 ученик - "Покорять природу и не ждать от неё милости"- это лозунги не столь далёкого времени сделали своё недоброе дело. Из богатейшего набора фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как чудо.
3 ученик - Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети в конце XXI века купаться в реке, гулять в лесу, видеть звёзды и вдыхать аромат цветов?
-Почему возникают экологические проблемы?
-Кто вмешивается в окружающую среду?
-Что нарушает человек?
-Перед вами весы, если в одну чашу положить груз, что произойдет, а если в обе чаши положить одинаковый груз, что произойдет?
- Что же такое “равновесие”? Как понимаете? (Это значит “равное по весу”).
V. Сообщение темы и целей урока.
Образуем от имени существительное экология прилагательное ( экологическое) + равновесие, какое словосочетание получится ( экологическое равновесие).
-Как вы думаете, почему мы образовали именно словосочетание экологическое равновесие?
Да, тема нашего урока: Экологическое равновесие.
-Экологическое равновесие – это устойчивые отношения в растительном и животном мире
-Сегодня на уроке мы определим, что лежит в основе экологического равновесия и какое влияние оказывает человек на окружающий мир.
VI. Изучение нового материала
-Вы будете в роли исследователей. Вам надо изучить предложенную ситуацию на карточке, определить, почему нарушено экологическое равновесие и что лежит в его основе? Работать будете в группах, Образуйте их.
1 группа
(Экологическое равновесие между живой природой и неживой.)
Ситуация и вопросы.
По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду.
Происходил обмен: река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и вырубили деревья.
Что произойдет с рекой? ( высохнет)
Что между ними нарушится? ( экологическое равновесие)
Между чем нарушится это равновесие? ( живой и неживой природой)
Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие.
2 группа
(Экологическая пирамида)
Рисунок и вопросы.
Рассмотрите экологическую пирамиду.
Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки?
Как связаны между собой растения и животные?
Вывод:
(Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей.Если в этой цепочке нарушить хотя бы одно звено - нарушится экологическое равновесие.)
3 группа
В природе нет ничего лишнего.
Ситуация и вопросы.
В давние времена люди вздумали навести порядок в одном большом лесу. Главный лесничий рассуждал так. Лес — это деревья, всё остальное — лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу... Прошёл год, второй, третий. И видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато жуков и гусениц, которых поедали птицы, развелось видимо-невидимо. И куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Что же тут случилось? Отчего деревья сохнут?»
Так отчего деревья сохнут?
Кто нарушил экологическое равновесие? (человек)
Между чем нарушилось экологическое равновесие? ( между растениями)
(Деревья и стали сохнуть оттого, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых)
4 группа. Грибы и деревья .
Ситуация и вопросы.
В одной местности сажали лес. Но деревья росли плохо. И учёные заметили- нет в молодом лесу ни одного гриба. Привезли из старого леса почву с грибницей. Сразу же в молодом лесу появились грибы. И произошло чудо! Деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил. Нити грибницы срослись с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. А один из самых лучших помощников гриб мухомор.
Какое значение имеют для леса грибы?
(Грибы для леса имеют большое значение. Они питают деревья. Грибы образуют дружбу с деревьями - микоризу! Гриб дереву воду дает, а дерево грибу органические вещества. Так и дружат друг с другом. В экологическом союзе «лес - грибы» грибам принадлежит весьма важная роль.)
VII. Физминутка. ( Показ сюжета «Зимняя сказка»)
VIII. Проверка работы групп.
IX.Закрепление изученного.
-Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия. Разберем один из них?
Растения - животные.
-В Австралию около 150 лет назад завезли диких кроликов. Никто и предположить не мог, что вскоре кролики станут бедствием для Австралии. Невероятно размножившись, они начали опустошать пастбища и поля. Почему же так случилось?
( В Австралии почти нет хищников, и кроликам оттого раздолье... Экологическое равновесие в окружающем нас мире - это очень важно, потому что в природе всё взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.)
- Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи? (В Австралии было нарушено экологическое равновесие между растениями и животными.)
Вывод: в природном сообществе все организмы живут сообща, совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни.
Людям надо это все знать, чтобы избежать экологических проблем и загрязнение природы.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, но и каждый обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.
X. Экологическое нарушение в ЯНАО.
-В последнее время мы слышим все больше и больше тревожных новостей об экологических ситуациях на Ямале. Нефтегазовая добыча не проходит бесследно, страдают оленеводы, растут в каждом городе свалки, исчезают редкие виды животных?
-Какие еще экологические проблемы есть в нашем регионе?
(Загрязнение земель и рек.
Свалки мусора.
Некачественная питьевая вода.
Браконьерство)
-Но, ребята, в этом году в год экологии на Ямале будут построены очистные сооружений в городе Надым, в Салехарде будет создан питомник зелёных растений на 700 квадратных метров, а также завершена «генеральная уборки» на острове Белый, что включает в себя полный вывоз собранного мусора с территории этого острова. В г. Лабытнанги планируют детально рассмотреть оригинальный проект очистки воды с помощью специализированных бактерий.
-Мы с вами не распахиваем земель, не осушаем водоемов, не занимаемся браконьерством, а тоже нарушаем экологическое равновесие.
- Как быть в этой ситуации? (Выполнять простые экологические правила).
-Сейчас поработайте снова в группах и изобразите одно из простых экологических правила? ( Рассказывают о правилах и вывешивают на доску)
- Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
- Беречь воду от загрязнений. Не выбрасывать в реки и озера мусор.
- Не рвать цветы.
- Не ломать ветки деревьев.
- Не ловить и не пугать зверей, птиц.
- Не трогать птичьих гнезд.
- Кормить птиц зимой.
- Не бросать мусор на землю.
- Не разжигать костров в лесу.
(О воде, о птицах, о деревьях, о животных, о цветах, о насекомых, о водоёмах.)
- Если мы с вами будем выполнять эти простые, но важные правила, то экологическое равновесие будет в порядке. И тогда растения и животные не будут исчезать, реки и леса будут чистыми, а мы с вами счастливыми и здоровыми. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.
XI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
-Выберите 1 фразу , которая определяет работу вашего соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
XII. Рефлексия
- Кто их вас немного задумался том, что нашу планету надо беречь?
-Кто не будет нарушать правила поведения в природе?
-Нельзя сразу заставить человека бережно относиться к окружающей среде, но если мы об этом будем всё чаще говорить, то человек задумается и только тогда может исправиться.
-Закончим наш урок стихотворением Б. Заходера « Про всех на свете», прочитаем его вме6сте.
Все – все на свете очень все нужны!
И мошки не меньше нужны , чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете ! Нужны все подряд-
Кто делает мёд , и кто делает яд.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Приложение. Экологические правила в знаках
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники. 2. Каждый ученик заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая. 3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали.
Это интересно!
Год экологии в России
Экологическое равновесие 1 . Что лежит в основе экологического равновесия? 2. Какое влияние оказывает человек на окружающий мир?
Конституции РФ Статья 9. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории
Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Уголовная ответственность Наступает с 16 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по теме "Добро и зло"
план-конспект урока...
Методическая разработка урока по теме: «Множества и его элементы».
Урок соответствует современным требованиям ФГОС к организации образовательного процесса. Прослеживается четкость, последовательность этапов, соответствие этапов занятия познавательной деятельности уча...
Методическая разработка урока по теме"Паломничества и святыни" ОРКСэ
Тема: Паломничество и святыни.Тип урока: беседаКостромина Ольга ВладимировнаЦель: познакомить с понятиями паломничество, реликвии, мощи, святыни в различных мировых религиях.Урок предназначен дл...
Методическая разработка урока математики.Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади»
Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади» Цели:· продолжить формирование умений определять площадь фигуры приемом пересчитывания квадратов,на которые разде...
Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс
Открытый урок с применением мультимедийного оборудования по теме "Решение задач на движение" в 4 классе был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....
Методическая разработка урока по теме "Килограмм"с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска" (с использованием интерактивной приставки MimioTeach) Номинация «Лучший урок начальной школы»
Данный урок входит в серию уроков математики 1 класса по учебнику М.И.Моро (УМК «Школа России»), объединенные одной темой «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитани...
Методическая разработка урока по теме: «Моделирование современного урока в начальной школе»
Нахождение неизвестного слагаемого...