Методическая разработка урока по теме "Экологическое равновесие"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Никитенко Валентина Николаевна

Окружающий мир "Экологическое равновесие", 4 клас, образовательная программа «Школа 2100»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx152.98 КБ
Office presentation icon ekologiya_2.ppt2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экологическое равновесие.

Класс: 4

Учитель: Никитенко Валентина Николаевна

Цель: доказать изменения равновесия в экосистемах в результате деятельности человека.

Задачи:

  • сформировать целое представление об экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы, ее живых существ;
  • развивать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; устанавливать причинно- следственные связи;
  • убедить учащихся в том, что взаимоотношения с природой необходимо строить на основе экологических знаний;
  • воспитывать бережное отношение и заботу к родной природе.

Тип урока – расширение знаний.

Методы –интерактивный, поисковый, проблемный.

Формы – самостоятельная работа, в парах, группах;  ИКТ, беседа, творческое задание.

                                                  Ход урока

I. Организационный момент.  Эмоциональный настрой.

- Если вы будете улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка вернётся к вам с добром и радостью.  Так улыбнитесь же друг другу. Ведь окружающий нас мир – это большое волшебное зеркало. Для того, чтобы оно отражало добро, его нужно изучать, любить, беречь.

- Нашу работу на уроке мы будем строить согласно правилам. Давайте их прочтем. (слайд)

1. В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники.

2. Каждый ученик заслуживает  того, чтобы его выслушали, не перебивая.

3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали.

 II. Прогноз погоды

 - Каждый день по телевизору, мы  слушаем прогноз погоды.

- Зачем  людям нужно  знать  прогноз погоды?

 (Беречь своё здоровье,  много есть профессий, где от  прогноза погоды зависит их работа: летчики, водители, агрономы, моряки, ….)

- Кто расскажет  прогноз погоды на  сегодняшний день?  

Ш.Верное утверждение    (Работа в парах)

-  Внимательно изучите прогноз погоды на 3 суток в нашем городе и выберите верные утверждения. Работу выполняйте в парах.

 (Самопроверка с самооценкой)

- Какие мероприятия  проходят сейчас  в начальной школе? ( Декада  окружающего мира)

- Сейчас проверим вашу сообразительность и эрудированность по  окружающему миру.

1. Какое море вскоре исчезнет с лица Земли?  (Аральское)

2. Где на  сегодняшний день находится  самый большой заповедник на Земле? (Антарктида)

3. В Мире она впервые была издана в 1966 году. Её цель - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. У неё разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга?  Красная книга)

4. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидит на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)

 5. Какое дерево появилось в нашей стране благодаря корзине? (Ива. В корзине привезли из Азии фрукты, их съели, а корзину выбросили, она проросла).

6. В лесу  однажды я  увидела  странное зрелище: по муравейнику прыгал дрозд. Он разгребал верх муравьиной кучи, но не клевал муравьев. Дрозд вытянул крылья и так сидел минут 10. Позже на это место прилетела сойка, потом скворец, потом трясогузка. Почему едва ли не половина всех местных птиц прилетает на муравейник?» ( Верно, птицы таким образом освобождаются от паразитов)

-Как вы думаете,  к какому разделу  окружающего мира  мы отнесем все эти занимательные вопросы?  «Экология»

IV. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, что означает слово «экология»?

(Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и  природой.)

- Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)

- Как называются  профессии, связанные с экологией? ( Эколог, лесник,егерь)

-Чем работа людей этой профессии полезна обществу? ( защищают природу, заботятся о ней,  сохраняют её для нас, организуют экспедиции для изучения и защиты редких животных, птиц и растений, расчет допустимых выбросов предприятий, экспертиза почв, ландшафтное планирование, очистка воды и многое другое)

- Почему  именно  в этом году   наше правительство особое внимание уделяем  экологическим вопросам? ( 2017 год – год экологии  в России)

3.Постановка проблемной ситуации. Экологические новости.

(Читают подготовленные ученики)

1 ученик - Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей - это производные от состояния экологического напряжения.

2 ученик - "Покорять природу и не ждать от неё милости"- это лозунги не столь далёкого времени сделали своё недоброе дело. Из богатейшего набора фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как чудо.

 3 ученик - Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети  в конце XXI века купаться в реке, гулять в лесу, видеть звёзды и вдыхать аромат цветов?

-Почему   возникают  экологические проблемы?

-Кто вмешивается в окружающую среду?

-Что  нарушает человек?

-Перед вами весы, если в одну чашу положить груз, что произойдет, а если в обе чаши положить одинаковый груз, что произойдет?

- Что же такое “равновесие”? Как понимаете? (Это значит “равное по весу”).

V. Сообщение темы и целей урока.

Образуем от имени существительное экология прилагательное ( экологическое) + равновесие, какое словосочетание получится ( экологическое равновесие).

-Как вы думаете, почему мы образовали именно  словосочетание  экологическое равновесие?

Да, тема нашего урока: Экологическое равновесие. 

-Экологическое равновесие – это устойчивые отношения в растительном и животном мире 

-Сегодня на уроке мы определим, что лежит в основе экологического равновесия и какое влияние оказывает человек на окружающий мир.

VI. Изучение нового материала

-Вы будете в роли исследователей. Вам надо изучить  предложенную ситуацию на карточке,  определить,  почему  нарушено  экологическое  равновесие и что лежит в  его основе? Работать будете  в группах, Образуйте их.

1 группа

(Экологическое равновесие между живой природой и неживой.)

Ситуация и вопросы.

По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду.

Происходил обмен: река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и вырубили деревья.

Что произойдет с рекой? ( высохнет)

Что между ними нарушится? ( экологическое равновесие)

  Между чем нарушится это равновесие?  ( живой и неживой природой)

Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие.

2 группа

(Экологическая пирамида)

Рисунок и вопросы.

Рассмотрите  экологическую пирамиду.

Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки?

Как связаны между собой  растения и животные?

Вывод:

 (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей.Если в этой цепочке нарушить хотя бы одно звено - нарушится экологическое равновесие.)

3 группа

В природе нет ничего лишнего.

Ситуация и вопросы.

 В давние времена люди вздумали навести порядок в одном большом лесу. Главный лесничий рассуждал так. Лес — это деревья, всё остальное — лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу...   Прошёл год, второй, третий. И видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато жуков и гусениц, которых поедали птицы, развелось видимо-невидимо.   И куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Что же тут случилось? Отчего деревья сохнут?»

Так  отчего деревья сохнут?

Кто нарушил экологическое равновесие? (человек)

Между чем нарушилось экологическое равновесие? ( между растениями)

еревья и стали сохнуть оттого, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых)

4 группа.  Грибы и деревья .

Ситуация и вопросы.

        В одной местности сажали лес. Но деревья росли плохо. И учёные заметили- нет в молодом лесу ни одного гриба. Привезли из старого леса почву с грибницей.  Сразу же  в молодом лесу появились грибы. И произошло чудо! Деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил. Нити грибницы срослись  с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. А один из самых лучших помощников гриб мухомор.

Какое значение имеют для леса грибы?

(Грибы для леса имеют большое значение. Они питают деревья. Грибы образуют дружбу с деревьями - микоризу!  Гриб дереву  воду дает, а дерево грибу органические вещества. Так и дружат друг с другом. В экологическом союзе «лес - грибы» грибам принадлежит весьма важная роль.)

VII. Физминутка. ( Показ сюжета  «Зимняя сказка»)

VIII. Проверка работы групп.

IX.Закрепление изученного.

-Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия.  Разберем  один из них?

Растения  - животные.

-В Австралию около 150 лет назад завезли диких кроликов. Никто и предположить не мог, что вскоре кролики станут бедствием для Австралии. Невероятно размножившись, они начали опустошать пастбища и поля. Почему же так случилось?

( В Австралии почти нет хищников, и кроликам оттого раздолье... Экологическое равновесие в окружающем нас мире - это очень важно, потому что в природе всё взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.)

- Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи? (В Австралии было нарушено экологическое равновесие между растениями и животными.)

Вывод: в природном сообществе все организмы живут сообща, совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни.

Людям надо это все знать, чтобы  избежать  экологических  проблем и загрязнение природы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, но и каждый обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.

X. Экологическое нарушение в ЯНАО.

-В последнее время мы  слышим все больше и больше тревожных новостей об экологических ситуациях на Ямале. Нефтегазовая добыча не проходит бесследно, страдают оленеводы, растут  в каждом городе свалки, исчезают  редкие виды животных?

-Какие еще экологические проблемы есть  в нашем регионе?

(Загрязнение земель и рек.

Свалки мусора.

Некачественная питьевая вода.

Браконьерство)

-Но, ребята, в этом году  в год экологии  на Ямале будут построены очистные сооружений в городе Надым,  в Салехарде  будет  создан питомник зелёных растений на 700 квадратных метров,  а также завершена «генеральная уборки» на острове Белый, что включает в себя полный вывоз собранного мусора с территории  этого острова. В г. Лабытнанги планируют детально рассмотреть оригинальный проект очистки воды с помощью специализированных бактерий.

-Мы с вами не распахиваем земель, не осушаем водоемов, не занимаемся браконьерством, а тоже нарушаем экологическое равновесие.

- Как быть в этой ситуации? (Выполнять простые экологические правила).

 -Сейчас поработайте снова в группах и изобразите одно из   простых экологических правила? ( Рассказывают о правилах и вывешивают на доску)

  1. Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
  2.  Беречь воду от загрязнений. Не выбрасывать в реки и озера мусор.
  3. Не рвать цветы.
  4. Не ломать ветки деревьев.
  5. Не ловить и не пугать зверей, птиц.
  6. Не трогать птичьих гнезд.
  7. Кормить птиц зимой.
  8. Не бросать мусор на землю.
  9. Не разжигать костров в лесу.

(О воде, о птицах, о деревьях, о животных, о цветах, о насекомых,  о водоёмах.)

- Если мы с вами будем выполнять эти простые, но важные правила, то экологическое равновесие будет в порядке. И тогда растения и животные не будут исчезать, реки и леса будут чистыми, а мы с вами счастливыми и здоровыми. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.

XI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

-Выберите 1 фразу , которая определяет работу вашего соседа  по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

XII. Рефлексия 

- Кто их вас  немного задумался том, что нашу планету  надо беречь?

-Кто  не будет нарушать правила поведения в природе?

-Нельзя сразу заставить человека бережно относиться к окружающей среде, но если мы об этом будем всё чаще говорить, то человек задумается и только тогда может исправиться.

-Закончим  наш урок    стихотворением Б. Заходера  « Про всех на свете»,  прочитаем его вме6сте.

Все – все на свете очень все нужны!

И мошки не меньше нужны , чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете ! Нужны все подряд-

Кто делает мёд , и кто делает яд.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

       Приложение. Экологические правила в знаках

Берегите природу. Запрещающие знаки для детей по экологии

        Что нельзя делать в лесу. Запрещающие знаки по экологии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир

Слайд 2

1. В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники. 2. Каждый ученик заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая. 3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали.

Слайд 4

Это интересно!

Слайд 5

Год экологии в России

Слайд 7

Экологическое равновесие 1 . Что лежит в основе экологического равновесия? 2. Какое влияние оказывает человек на окружающий мир?

Слайд 14

Конституции РФ Статья 9. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории

Слайд 15

Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Слайд 16

Уголовная ответственность Наступает с 16 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Множества и его элементы».

Урок соответствует современным требованиям ФГОС к организации образовательного процесса. Прослеживается четкость, последовательность этапов, соответствие этапов занятия познавательной деятельности уча...

Методическая разработка урока по теме"Паломничества и святыни" ОРКСэ

Тема: Паломничество и святыни.Тип урока: беседаКостромина Ольга ВладимировнаЦель: познакомить с понятиями паломничество, реликвии, мощи, святыни  в различных мировых религиях.Урок предназначен дл...

Методическая разработка урока математики.Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади»

Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади» Цели:·        продолжить формирование умений определять площадь фигуры приемом пересчитывания квадратов,на которые разде...

Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс

Открытый урок с  применением мультимедийного оборудования  по теме "Решение задач на движение" в 4 классе  был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....

Методическая разработка урока по теме "Килограмм"с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска" (с использованием интерактивной приставки MimioTeach) Номинация «Лучший урок начальной школы»

Данный урок  входит в серию уроков математики  1 класса по учебнику М.И.Моро (УМК «Школа России»), объединенные одной темой «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитани...