Конспект урока "Зона Арктических пустынь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Стильбанс Наталья Валерьевна

Подробный конспект урока окружающего мира. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12_urok_zona_arkticheskikh_pustyn.doc478.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 4-м классе (1—4)

с использованием мультимедиа.

Тема: "Зона Арктических пустынь"

Цели:

  • систематизировать большой по объему материал об Арктике;
  • формировать представление о климате и географическом положении зоны Арктических пустынь;
  • формировать представление о растениях и животных, приспособившихся к жизни в зоне Арктики;
  • формировать представление о деятельности человека в зоне Арктики;
  • формировать умение выделять главное при работе с текстом;
  • развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, умение работать в группах;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • формировать знания об экологической целостности природы.

Ход урока

I. Организационный момент. Дети сидят в рабочих группах (4 группы по 6 человек). Знакомство с гостями. 

II. Стадия вызова и повторение пройденного.                                                                                                                                                                                Посмотрите на доску. На доске написаны слова: иглу, тупик, оазис, туман, тайга, полярное сияние, белый медведь. Как вы думаете, какие слова здесь лишние? Почему? Придумайте рассказ, используя все оставшиеся слова (объединив их). Правильный ли у нас получился рассказ, узнаем в конце урока. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (об Арктике)

Для того чтобы узнать, правильно ли мы назвали тему урока, нужно отгадать кроссворд, а заодно вспомнить изученный материал. Слайд №1.

1. Наметённые ветром многочисленны песчаные холмы.                                                                                    2. Часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.                                                                                                          3. Травянистое растение зоны степей.                                                                                            4. Зона с многочисленными озерцами и болотцами.                                                                         5. Группа животных, питающаяся другими животными.                                                                             6. Дерево, растущее в зоне пустынь, у которого зеленые не листья, а ветви.                                                                                                                                              7. Дикий хвойный лес.                                                                                                    

III. Постановка цели урока. Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природных зонах и познакомимся с зоной Арктической пустыни. Посмотрите небольшой фрагмент об этой зоне. Слайд №2,3.                                                                                           

IV. Работа в группах. Осмысление материала. Выставка книг. Сейчас подробнее узнаем о загадочной зоне Арктических пустынь. Слайд №4.                                                                                                    Сейчас каждый из вас будет работать со своей частью текста. Прочитает и подчеркнет самое главное. На эту работу вам дается 4 минуты.                                                                                           Те, у кого на тетради:                                                                                                            красный кружок – стр. 108 - 109                                                                                     желтый – стр. 110 - 111                                                                                                                                                  синий – стр. 111 - 113                                                                                                                                    зеленый – стр. 114 - 116                                                                                                  индивидуально с энциклопедией будут работать 2 ученика: «География»  и «Чудеса природы». Открываем учебник на нужной странице. Время пошло. (песочные часы)                                                                                                                                    

V. Работа в экспертных группах. Сейчас вы переходите в группы экспертов. На каждом столе флажок определенного цвета. Среди вас специалисты по одной теме.                              Красный флажок – географическое положение и климат                                                   Желтый флажок – растительный мир                                                                                                                                                   Синий флажок – животный мир                                                                                                                                              Зеленый флажок – деятельность человека.

Сейчас вы коллективно обсуждаете тот материал, который выделили и заполняете свою часть таблицы в РТ на стр.11 (таблица вклеена). Затем выбираете эксперта, который будет выступать у доски. Двум участникам группы, работающим над темами растительный и животный мир, дается дополнительное задание в конверте. На эту работу вам дается 4 минуты. Время пошло. (песочные часы)                                                                                                                                     

VI. Презентация групп. Дети садятся в первоначальные группы. Эксперты выходят к доске по одному. Эксперт первой группы показывает географическое положение на карте.

Итог каждому выступлению подводят дети с использованием мультимедиа.                                        1 группа – слайд № 5-11  Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией?                                                                                                                 2 группа – слайд № 12                                                                                                                      3 группа – слайд № 13                                                                                                                        4 группа – слайд № 14  Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией?  

Во время выступления эксперта, остальные дети в тетрадях заполняют оставшиеся части таблицы.                                                                                                                                                                                                                                                                      

АРКТИЧЕСКАЯ   ПУСТЫНЯ

Географическое положение

Острова и моря Северного Ледовитого океана: о. Новая Земля, о-ва Франца–Иосифа, о. Северная Земля, о. Врангеля, Новосибирские о-ва, северная часть полуострова Таймыр.

Климат

                 Зима                                             Зима долгая (8 – 10 мес.) и холодная (до - 60ºс). Сильные ветры, пурга. Полярная ночь. Полярное сияние.

                       Лето                                                     Лето короткое (2 – 3 месяца) и  холодное (до +4ºс). Туманы, дождей нет. Полярный день.

Растительный мир

Вечная мерзлота. Иногда тонкий слой почвы. Растут лишайники, мхи, полярные маки, полярные ивы. Летом цветут водоросли.

Животный    мир

Рачки, рыба (треска, пикша, сайда, палтус), птицы (гага, тупик, кайра, чайка, гагара), моржи, тюлени, белые медведи.                                                     Красная книга: гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка, белый медведь.

Деятельность человека

Дома - иглу, чум. Собачьи упряжки. Охота, рыболовство. Северный морской путь – грузоперевозки. Научные станции. Заповедники.

Дополнительное задание для двух групп включало в себя:


ВЫДЕЛИТЕ ОСОБЕННОСТИ РАСТЕНИЙ

  • Растения (по высоте) _____________.
  • Поскольку в Арктике вечная ___________, то растения имеют _________ корни.
  • Основное растение Арктики ___________.
  • Растения зацветают только в ___________ время.


ВЫДЕЛИТЕ ОСОБЕННОСТИ

ЖИВОТНОГО МИРА

  • Животные (по размерам) ___________.
  • Передвигаются ___________.
  • Имеют слой подкожного ___________.

теплый ________ и пух.

    VII. Подведение итогов. Посмотрим, как мы запомнили новый материал. Графический диктант (+,-) на обратной стороне таблицы. (1 ребенок у доски)

Графический диктант:                                                                                                                        1. Природная зона Арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. (-)                          2. Арктика – это место, где мало солнца и тепла, но много льда и снега. (+)                                 2. У растений ледяной зоны длинные корни.(-)                                                                                                       3. В Арктике живут моржи, тюлени и белые медведи. (+)                                                                                                                                                                4. В Арктике нет коренного населения. (-)                                                                                                                                                            5. Летом в Арктике  часто идут дожди. (-)                                                                                                                                                        6. Зимой в Арктике можно увидеть полярное сияние. (+)                                                                                                                                                                                                                                                       7. В Арктической пустыне летом зацветают водоросли. (+)                                                                                                                                                          8. Люди передвигаются на оленьих упряжках. (-)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             9. У животных Арктики толстый слой жира, теплый мех и пух. (+)                                                                                                                                                                 10. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. (+)

Передали тетрадь соседу справа. Сверяем с доской. Поднимите руки те, у кого не ошибок?        1-2 ошибки?

А теперь вернемся к словам, написанным на доске. Мы знаем, что обозначают эти слова. Правильно ли мы составили рассказ в начале урока? Что бы вы изменили в рассказе?

VIII. Оценивание.

IX. Домашнее задание. Ребусы, кроссворды на тему пустыни. Проверить по учебнику, все ли данные вы внесли в таблицу.

X. Дополнительно. Повторение по таблице данных об Арктической зоне. Слайд №16.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету окружающий мир по теме "Зона арктических пустынь"

Данный конспект содержит подробное описание содержания урока ,этапов урока и их целей,а также деятельность учителя и учеников....

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...

Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь" ( с применением сингапурской методики обучения)

АННОТАЦИЯ:Цели урока:·         сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь;·...

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона арктических пустынь»

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона арктических пустынь»...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь".

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь" составлен для учащихся 4 класса,  УМК "Школа России" с применением ТРКМ.Место урока в теме: Изучение...

Конспект урока по окружающему миру 4 класса.Тема: " Зона арктических пустынь"

конспект урока и весь материал  используемый во время урока...