Конспект урока по окружающему миру 4 класса.Тема: " Зона арктических пустынь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Орлова Марина Владимировна

конспект урока и весь материал  используемый во время урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема урока «Зона арктических пустынь»

Тип урока Открытие новых знаний

Цель: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; познакомить учащихся с особенностями (условиями неживой природы, живыми существами), значением природы данной зоны для человека, её использованием. 

Задачи:

познакомить учащихся с зоной арктических пустынь;

учить характеризовать природную зону по плану.

Планируемые результаты.

Личностные:

осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.

Метапредметные:

определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

извлекать информацию из карты и схемы;

устанавливать причинно-следственные связи;

рассказывать о природной зоне по плану;

готовить сообщения. 

Предметные:

показывать природную зону на карте природных зон;

иметь представление о природе зоны арктических пустынь (неживая природа, растения, животные);

Регулятивные:

умение контролировать процесс и результаты деятельности;

вносить необходимые коррективы;

умение адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные:

формирование умений устанавливать причинно – следственные связи и зависимости между объектами;

формирование умений обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные:

формирование умения участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование

Учебник, система ВОТУМ, ИКТ, карточки с заданиями, гербарий, энциклопедии.

  1. Организационный момент.

 Приветствие.

- Мы путешествовали по нашей стране с запада на восток и с севера на юг. Узнали о существовании  природных зон.

- А для чего мы это изучаем? Почему важны для нас эти знания?

- А как вы узнаете что-то новое для себя?(  Вы задаёте вопросы и находите на них ответы в разных источниках информации.)

-  Сегодня мы продолжим наши исследования.

2. Актуализация опорных знаний.

2.1. Фронтальный опрос.

- Но прежде, чем отправиться в путь проверим свою готовность к путешествию. Каждый путешественник должен уметь ориентироваться с помощью карты.

- Вспомним, моря каких океанов омывают берега нашей страны? (Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый) 

- Какие моря относятся к Тихому океану? Покажите на карте.

- Японское море

- Берингово море

- Охотское море

- ... к Атлантическому океану?

- Балтийское море

- Черное море

- Аральское море

- Покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.

- Белое море

- море Лаптевых

- Чукотское море

- Карское море

- Баренцево море

- Восточно-Сибирское море

2.2. Тест (проверка домашнего задания) «Повторение»

- молодцы, а теперь проверим домашнее задание тестированием. Три человека работают с карточками, остальные с пультами (система ВОТУМ).

 

  1. Самое глубокое озеро России – это...

А) Ладожское      Б) Онежское       В) Байкал

  1. Найди лишний географический объект.

А) Лена      Б) Волга       В) Байкал       Г) Амур

  1. Найди лишний географический объект.

А) Обь      Б ) Байкал      В) Онежское       Г) Каспийское

  1. Найди лишний географический объект.

А) Кавказ      Б) Уральские      В) Баренцево      Г) Саяны

  1. Найди лишний географический объект.

А) Каспийское       Б) Тихий        В) Атлантический       Г) Северный Ледовитый

  1.  Море Атлантического океана на территории России – это...

А) Черное море       Б) Японское море       В) Белое море

  1. Какое море не относится к Северному Ледовитому океану?

А) Баренцево море   Б) Чукотское море    В) Море Лаптевых     Г) Японское море;

  1. Какое море не относится к Тихому океану?

А) Японское море;     Б) Охотское море;      В) Баренцево море      Г) Берингово море

9. Сколько океанов омывает берега России?

А) 1        Б) 2        В) 3        Г) 4

  1. Укажите самое теплое море России.

А) Японское море        Б) Черное море       В) Чукотское море

11. Почему происходит смена природных зон?

А) Причина в равномерном нагревании Солнцем поверхности Земли.

Б) Причина в неравномерном нагревании Солнцем поверхности Земли.

Итог тестирования на экране. Оценки выставлены.

3. Самоопределение к деятельности.

- Мы начинаем подробно изучать природные зоны России. С какой мы начнем вам придется отгадать.

-Ребята, послушайте отрывок из сказки, попытайтесь догадаться в какой природной зоне жила героиня  сказки и сформулируйте  тему урока.

«Стены намела метель, окна и двери проделали буйные ветры. Как холодно, как пустынно здесь было. Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было с точностью рассчитать, в какую минуту свет усилится и в какую ослабеет. Посреди самой большой пустынной залы находилось замёрзшее озеро. Посреди озера стоял трон прелестной женщины, которая была вся из ослепительно белого льда. Здесь и сидел, посиневший почти почерневший от холода мальчик. Он возился  с плоскими остроконечными льдинками, укладывая их на всевозможные лады…»

-Кто узнал героиню произведения?( Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Иллюстрация )

-В какой природной зоне жила героиня?( В Арктике 1 слайд)

- Сформулируйте тему  нашего урока

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой? ?( Мы должны изучить климатические условия природной зоны, найти информацию о растительности и животных.)

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Что может быть источником дополнительной информации по теме?

-Итак, мы отправляемся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

 4. Открытие нового знания.

4.1. Актуализация знаний.

- А кто из вас знает, что означает  слово Арктика.

 ( на доске)В переводе с греческого «Арктос» - медведь. (2 слайд ) Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой медведицы, т.е вокруг Северного полюса.

4.2. Знакомство с планом работы.

 -    (3 слайд )   На прошлом уроке мы с вами познакомились с планом по которому изучаются все природные зоны. (Ученики читают план

1.Название, изображение на карте.

2.Особенности природы (условия неживой природы, живые существа)

3.Использование природы данной зоны человеком.

4.Экологические проблемы и охрана природы.)

-  Для того чтобы успеть за урок изучить арктическую зону мы работаем группами. Каждая группа будет заниматься исследованиями по определенным вопросам. Задания находятся в конвертах. Эксперты пожалуйста прочитайте как называется ваша группа и чем вы будете заниматься.

1) Географы – работа с картой. Задача определить местоположение арктической зоны.

2) Синоптики – изучение климата.

3) Зоологи – изучение животных Крайнего Севера.

4) Ботаники – изучение растительного мира арктической зоны.

4.3. Работа в группах.

Географы.

Ответьте на вопросы.( пользуйтесь страницами учебника. 76, карта на с.72-73)

1- где на карте расположена зона арктических пустынь?

2 –каким цветом обозначена зона?

3 -  назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.

Вставьте пропущенные слова.

    Арктика – это район Земли, примыкающий к _______________________

________________ . Это огромное пространство _____________________

_________________ океана, с _____________ . На карте Арктика обозначена ___________________ цветом.  К этой зоне относятся острова:

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

и северная часть полуострова Таймыр. Арктика расположена к ______________________ от Крыма.

 Синоптики.  Ответьте на вопросы.( пользуйтесь страницами учебника. 76)

1-Почему здесь царство снега и льда?

2- Погодные условия зимой.

3- Погодные условия летом.

Вставьте пропущенные слова.

Солнце направляет на эту зону ____________ лучи. Оно ___________, но не _______________ . Зимой в Арктике _____________________________ . Темноту освещают луна, звёзды и ________________  . Дуют ______________, бушует ________________ . Температура опускается до ________ градусов. Летом в Арктике ______________________ , но

__________________ тоже нет. Это зависит от географического

__________________ арктической зоны. Температура лишь на _____________________ выше _______________ .

Ботаники: Ответьте на вопросы.( пользуйтесь гербариями и страницами учебника. 78-80)

1.Какие растения прижились в Арктике?

2.Почему только эти растения?

3.Как они приспособились к таким условиям?

4.Каково значение растений данной зоны?

На островах прямо на голых ________________ встречаются _________________ , они очень _______________ . Также приспособились к жизни на камнях _______________ и ___________________________.

 В толще воды, не покрытой ________________, большое количество ____________________________________________ .

Зоологи: Ответьте на вопросы.( пользуйтесь страницами учебника. 78-81)

1.Какие животные обитают в арктической зоне?

2.Чем они питаются?

3.Как приспособлены к таким суровым условиям?

4.Что такое птичьи базары?

Животных арктической зоны кормит _____________  . Морскими водорослями питаются ________________, а ими - ____________ . Основная пища птиц и животных – это _____________ . На скалистых берегах собираются _______________, ________________ и ________________, здесь они выводят ___________________ . Птиц с необычайными клювами называют __________________ . Все звери – прекрасные __________________ . От холода их защищает ___________ ________ . Это _________________ и __________________ . На тюленей  охотится ___________________________________ .  У них длинная густая шерсть __________________ цвета и ___________________ лапы, чтобы удобнее было _______________________________ .

5. Первичное закрепление.

5.1.Сообщения учащихся.  

Учитель дополняет выступления групп.

Отчет географов.

Отчет синоптиков.

Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 м и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Эту зону часто называют «холодильником» нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере.

Отчет ботаников.

К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие виды живых организмов. На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи и полярные маки. В море множество водорослей. Они обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. Мелки водоросли, плавающие у поверхности воды.

Отчет зоологов.

  Из животных в этих краях больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Они имеют приспособления для жизни на голых скалах возле моря – перепонки между пальцами, длинные  когти, широкий клюв.

   Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют «птичьи базары». Жизнь в таком скоплении, на недоступных скалах имеет свои преимущества: птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не вьют гнезда, а откладывают свои яйца грушевидной формы на голые уступы скал. Они, как груша, вращаются вокруг себя и поэтому не скатываются со скал.

   Кроме птиц, в Арктике прекрасно себя чувствует белый медведь. Помогает ему маскироваться и незаметно подкрадываться к жертве белая шерсть. Густая длинная шерсть смазана жирным веществом, которое выделяют кожные железы, в воде не намокают, а в мороз не замерзает.

5.2. Работа по учебнику.

С. 81 -82.

- Чем занимаются люди в Арктике? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, существует ли экологические проблемы в такой малонаселенной зоне и какие?

- Проверим свои предположения, прочитав текс учебника. (Ученики читают текст)

- Что вас удивило?

«Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Проложен Северный морской путь, по нему идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, - они внесены в красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо сказывается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Об арктическом заповеднике «Остров Врангеля» нам расскажет Дегаева Елизавета

Заповедник «Остров Врангеля». Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был создан в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевников полярных льдов выводят здесь потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, заведенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

6. Подведение итогов урока.

- Наше небольшое исследование закончено, пришло время обобщить полученные вами сведения.

-С какой природной зоной познакомились на уроке?

-Что мы хотели узнать о данной природной зоне?

-Добыли интересующую вас информацию?

-А может быть кто-то захотел узнать поподробнее об Арктике?

-На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

-Где могут пригодиться в жизни новые знания?

8.Рефлексия

(оценивание работы группы)

- Кто из вас сегодня чувствовал себя настоящим исследователем?

- Справилась ваша группа с поставленной задачей?

- Как вы оцениваете свою работу?

9. Домашнее задание.

Подобрать материал о труде людей в Арктике. Подумать, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь. Освоение Арктики в современных условиях (по желанию).

  6. Подведение итогов. Посмотрим, как мы запомнили новый материал. Графический диктант (+,-) на обратной стороне таблицы. (1 ребенок у доски)

Графический диктант:                                                                                                                        1. Природная зона Арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. (-)                      

2. Арктика – это место, где мало солнца и тепла, но много льда и снега. (+)                                 2. У растений ледяной зоны длинные корни.(-)                                                                                                       3. В Арктике живут моржи, тюлени и белые медведи. (+)                                                                                                                                                                4. В Арктике нет коренного населения. (-)                                                                                                                                                            5. Летом в Арктике  часто идут дожди. (-)                                                                                                                                                        6. Зимой в Арктике можно увидеть полярное сияние. (+)                                                                                                                                                                                                                                                       7. В Арктической пустыне летом зацветают водоросли. (+)                                                                                                                                                          8. Люди передвигаются на оленьих упряжках. (-)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             9. У животных Арктики толстый слой жира, теплый мех и пух. (+)                                                                                                                                                                 10. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. (+)



Предварительный просмотр:

  1.  Географы – работа с картой. Задача определить местоположение арктической зоны.

  1.  Синоптики – изучение климата.

  1.  Зоологи – изучение животных арктической зоны.

  1.  Ботаники – изучение растительного мира арктической зоны.



Предварительный просмотр:

  1.  Географы – работа с картой. Задача определить местоположение арктической зоны.

  1.  Синоптики – изучение климата.

  1.  Зоологи – изучение животных арктической зоны.

  1.  Ботаники – изучение растительного мира арктической зоны.



Предварительный просмотр:

 

«Арктос» – ( от греч.)

           медведь


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Зона арктических пустынь"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Зона арктических пустынь". Программа "Школа России" 4 класс....

Тест по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь"

Тестовая работа при изучении "Природных зон"...

Тест по окружающему миру 4 класс .Зона арктических пустынь. Тундра.

Тест  по окружающему миру для 4 класса на тему "Зона арктических пустынь. Тундра"  можно использовать в любом УМК. В тесте содержатся задания с выбором ответа, а также задания с дополнением ...

Тест по окружающему миру 4 класс .Зона арктических пустынь. Тундра.

Тест  по окружающему миру для 4 класса на тему "Зона арктических пустынь. Тундра"  можно использовать в любом УМК. В тесте содержатся задания с выбором ответа, а также задания с дополнением ...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь".

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь" составлен для учащихся 4 класса,  УМК "Школа России" с применением ТРКМ.Место урока в теме: Изучение...

Урок по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" с илююстрациями и заданиями для групповой работы детей....

Конспект урока окружающего мира по теме: «Зона Арктических пустынь» 4 класс.

В курсе окружающего мира одной из самых обширных и объёмных тем является изучение природных зон. Рассказывая об Арктике, учащиеся часто сравнивают её с ледяной снежной пустыней. Им очень сложно предст...