План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона арктических пустынь»
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона арктических пустынь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiy_chistovoy_4.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе:
«Зона арктических пустынь»
Цель
- сформировать у учащихся понятие «Арктика»;
- учить находить и показывать ее на карте полушарий;
- ознакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, ее использованием.
Формируемые УУД
- Познавательные
- выявить известное и неизвестное;
- осознавать познавательную задачу;
- читать извлекая нужную информацию.
2. Коммуникативные
- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
3. Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.
4. Личностные
- устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Ход урока:
- Организационный момент
- Самоопределение к деятельности.
- Давайте рассмотрим карту природных зон России. В какой зоне мы живем с вами? Покажите зону лесов.
- Кто из вас был на юге нашей страны? Где вы были? Покажите на карте.
- На северном полюсе земного шара лежит пустынная, покрытая снегом и льдом Арктика.А кто из вас был в этих краях?
Просмотр фрагмента мультфильма «Умка».
– Какое интересное явление наблюдали Умка и его мама?
– Где можно наблюдать такое явление?
– Как думаете, почему мы начали урок с фрагмента этого мультфильма?
– Определите тему урока.
– Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!
- Открытие нового знания
- Знакомство с планом изучения природных зон
- Познакомимся с планом изучения природной зоны на с.71 учебника. (Ученики читают план).
- Для того чтобы успеть за урок изучить арктическую зону по всем пунктам плана, предлагаю отправиться в экспедицию в Арктику и поработать в четырех группах. У каждой группы будет своя роль:
1. географы будут работать с картой и найдут месторасположение зоны;
2. синоптики будут изучать климат;
3. зоологи нам расскажут о животных Крайнего Севера;
4. ботаники будут искать информацию о растительном мире.
- Итак, наша научная экспедиция отправляется за полярный круг, в зону арктических пустынь, к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам. Членами экспедиции являются географы, ботаники, зоологи и краеведы.
Но перед экспедицией давайте рассмотрим на карте край, куда мы отправляемся.
– Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне.(Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля. Острова показываются на классной карте).
– Покажите на карте моря Северного Ледовитого океана. (Белое море, море Лаптевых, Чукотское море, Карское море, Баренцево море, Восточно-Сибирское море).
– Что вы можете сказать о морях Северного Ледовитого океана? (Очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом).
- Работа в группах. ( Каждая группа получает карточки или атлас).
- Географы (работают с атласом).
- Синоптики (работа по карточкам).
- Вставьте пропущенные слова:
Арктика - это огромное пространство ... (Северного Ледовитого океана), с ... (морями) и ... (островами). Солнце направляет на это пространство ...(косые) лучи. Оно ... (светит), но не греет. Зимой в Арктике ... (полярная ночь).Дуют ... (ветры), бушует ... (пурга). Температура опускается до ... (-60) градусов. Летом в Арктике ... (полярный день), но ... (тепла) тоже нет. Это зависит от; географического ... (положения) арктической зоны.
- Ботаники (работа по карточкам).
- Вставьте пропущенные слова:
На островах прямо на голых ... (камнях) встречаются ... (лишайники), они очень ... (малы). Также приспособились к жизни на камнях ... (мхи) и ... (полярные маки). В толще воды, не покрытой ... (льдом), большое количество ...(водорослей).
- Зоологи (работа по карточкам).
- Вставьте пропущенные слова:
Животных арктической зоны кормит ... (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки), а ими - ... (рыбы).Основная пища птиц и животных - это ... (рыба). На скалистых берегах собираются ... (чайки), ... (кайры) и ...(гагарки), здесь они выводят ... (потомство).
Птиц с необычными клювами называют ... (тупики). Все звери - прекрасные - ... (пловцы). От холода их защищает ...(слой жира). Это ... (моржи) и ... (тюлени). На тюленей охотятся ... (белые медведи). У них длинная густая шерсть ...(белого) цвета и ... (широкие) лапы, чтобы удобнее было ... (передвигаться по льду и снегу).
- Физкультминутка
- Первичное закрепление
Сообщения учащихся по карточкам.
(Учитель дополняет выступления групп).
- Отче географов. (Работа у доски с картой)
- Отчет синоптиков (по карточкам)
- Отчет ботаников (по карточкам)
- Отчет зоологов (по карточкам)
- Включение нового знания в систему знаний.
- Работа в группах. (Взаимопроверка)
Арктика - царство льда и снега | |
Географическое положение | Северный Ледовитый океан северные моря острова |
Освещенность | полярный день и полярная ночь северное сияние |
Растительный и животный мир | лишайники, мхи, полярный мак, водоросли рачки, рыбы, чайки, гагарки ,тупики, морж, тюлень, белый медведь |
Деятельность человека | научные станции, рыбный промысел, охота Северный морской путь |
- Работа по учебнику (с.81,82)
- Подведение итогов урока.
- С какой природной зоной познакомились на уроке?
- Что хотели узнать о данной природной зоне?
- Добыли интересующую вас информацию?
- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Высказывание детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с.82 учебника)
- Рефлексия
(Оценивание работы группы)
- Смогла ли ваша группа справиться с заданием?
- Что помогло?
- Что помешало?
- Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?
- Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы?
- Как ты оцениваешь свою работу в группе?
- Домашнее задание
- Прочитать текст на с.76-83 учебника.
- Подобрать материал о труде людей в Арктике. Подумать, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс
Урок в 1 классе по теме " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...
Тест по окружающему миру 4 класс .Зона арктических пустынь. Тундра.
Тест по окружающему миру для 4 класса на тему "Зона арктических пустынь. Тундра" можно использовать в любом УМК. В тесте содержатся задания с выбором ответа, а также задания с дополнением ...
Тест по окружающему миру 4 класс .Зона арктических пустынь. Тундра.
Тест по окружающему миру для 4 класса на тему "Зона арктических пустынь. Тундра" можно использовать в любом УМК. В тесте содержатся задания с выбором ответа, а также задания с дополнением ...
План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс
План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....
Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь".
Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь" составлен для учащихся 4 класса, УМК "Школа России" с применением ТРКМ.Место урока в теме: Изучение...
Урок по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" с илююстрациями и заданиями для групповой работы детей....
Конспект урока окружающего мира по теме: «Зона Арктических пустынь» 4 класс.
В курсе окружающего мира одной из самых обширных и объёмных тем является изучение природных зон. Рассказывая об Арктике, учащиеся часто сравнивают её с ледяной снежной пустыней. Им очень сложно предст...