Конспект урока по окружающему миру. Программа Занкова. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Разрешите представить вам конспект урока по окружающему миру 4 класс. Программа Занкова . Тема урока : « Полезные ископаемые .Руды металлов»
Материал урока подаётся так, чтобы знания детей «встроились» в систему уже имеющихся, т.е.известное становится своеобразным фоном для нового. Обучающиеся вместе с учителем ставят цели и задачи урока, определяют источники, из которых будут брать информацию.
Практическая работа по выращиванию кристаллов соли, определение свойств железной руды – всё это вызывает живой интерес у детей.
Особоё внимание на уроке уделено работе с учебником, как первостепенному источнику информации для обучающихся начальной школы.
Дети получили творческое домашнее задание, был проведён инструктаж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : « Полезные ископаемые. Руды металлов.»
Цели : 1. Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов и их использованием, помочь осознать важность открытия человеком железа и его роль в развитии цивилизации.
2. Создать условия для развития внимания, памяти, логического мышления, диалогической и монологической речи.
3. Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу, наблюдательность и ответственность к окружающей среде.
Ход урока:
- Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Я надеюсь, что сегодняшний урок для вас будет ещё одним открытием, удивлением. Итак, мы продолжаем постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты. А что мы о ней уже знаем? И о чём будем говорить сегодня?
- Прочитайте внимательно текст. О какой планете идёт речь?
- Что находится в недрах земли? Что является её богатством?
-Прочтите определение – Что такое земля?
Поговорим о полезных ископаемых. Обратимся к словарю:
Дети читают термины по карточкам.
- Все ли слова вам знакомы?
-Какое слово вы считаете лишним и почему?
- Оставшиеся слова распределите на две группы. Догадались, по какому признаку?
В результате работы на доске получается запись.
- Какие еще металлы вы знаете?
- Как вы думаете : какой металл главный из них?
2. Постановка целей и задач урока.
Итак, давайте определимся, что мы хотим сегодня на уроке выяснить.
- Что находится в недрах земли?
- Какой металл люди считают главным?
- Почему он главный?
Из каких источников мы можем получить эти сведения?
3 Фронтальный опрос.
Постараемся ответить на первый вопрос путём фронтального опроса.
Фронтальный опрос.
1.Что такое полезные ископаемые?
2.Назовите способы образования горных пород.
3 . Какая горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата?
4. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение
машины?
5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает
желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек.
6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета.
Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки .
7. Какое полезное ископаемое образуется на болотах из отмерших растений?
8. Какое полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков?
9. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым
пламенем, является ценным топливом?
10. О каком минерале загадка:
Одну её не едят,
А без неё мало что едят?
-Дома вы проводили опыты по выращиванию кристаллов соли .Расскажите, что у вас получилось.
4 Практическая работа
Давайте, как геологи отправимся дальше.
- Какой важный прибор мы должны взять с собой, чтобы не заблудиться?
- Расскажите правила работы с компасом.
Положите компас на коробочку, которая лежит у вас на парте. Она же имеет ровную поверхность.
- Что вы заметили?
-В чём дело?
-Попробуйте её убрать. Почему стрелка успокоилась? Что там в коробочке?
- Достаньте кусочки железной руды. Что можете сказать о свойствах руды.
Ещё при Петре 1 землемеры под Курском обнаружили, что стрелка компаса показывает не на север , а на восходящее солнце. Так много руды под Курском. И в наше время лётчики геологической экспедиции во время полёта заметили отклонение стрелки компаса и сообщили об этом на землю. В указанном месте обнаружили богатое месторождение железной руды.
Давайте по карте в учебнике рассмотрим эти месторождения. Самые крупные в России- Магнитогорское, Курское, Братское.
- Каким условным значком обозначено на карте месторождение?
- Что получают из этих руд?
Как это происходит , давайте посмотрим на экран.
5. Просмотр учебного фильма «Добыча руд чёрных и цветных металлов».
Ответьте на вопрос , заданный в конце фильма.
6. Физминутка.
7. Работа с учебником.
Прочитайте текст и подчеркните главное на ваш взгляд.
8. Практическая работа.
Давайте на практике определим свойства металлов и узнаем самый главный металл.
(Каждый ученик заполняет таблицу в результате проведённого опыта)
Свойства металлов | |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
1 опыт . Возьмите чугунную пластинку или гвоздь, попробуйте согнуть, продавить. Вывод: имеют твёрдость.
2 опыт. Металлы тверды, но пластичны. Возьмите проволоку, её можно согнуть. При нагревании металлы расплавляются и принимают любую форму. Вывод : пластичны и поддаются ковке.
3 опыт. Из чего сделана монета? Вот такой размер монеты. Попробуем её нагреть. Почему теперь она не проходит? Вывод: расширяются при нагревании.
4 опыт. Почему батареи делают из металла , а не из дерева или пластмассы? Сожмите металлический предмет в одной руке, а ручку или карандаш в другой. Какой предмет быстрее нагревается? Вывод : проводят тепло и электричество.
Прочтите ещё раз все свойства металлов. Вот почему металлы так важны для человека.
- Как называется наш век, в котором мы живём?
-Почему?
- Что дороже и важнее золото или железо?
9. Сообщения детей.
- Где можно обнаружить железо?
- Почему железо всегда было дороже, чем золото?
- Железо из космоса.
10. Вывод.
-Какие задачи мы ставили на уроке?
- Ответьте на вопросы , которые мы поставили в начале урока.
- Что было бы, если бы люди не открыли металлы?
- Важно ли охранять полезные ископаемые?
11. Домашнее задание.( по выбору на карточках)
- Подбери интересный материал по теме «Железо»
- Сочини легенду о сказочном богатыре, потерявшем свой чудо- меч.
- Разузнай, что называют «чёрным золотом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Кровь" система Л. В, Занкова
В данном конспекте урока подробно описан ход урока. В ходе исследования ученики получают сложный материал в доступной форме. Презентация составлена по материалу учебника Н.Я.Дмитриевой и А....
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по системе Л.В.Занкова
Царь-плотник. Выход к морю...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по системе Л.В.Занкова
Петр I, царь и человек...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по системе Л.В.Занкова
«Сельское хозяйство. Растениеводство»...
Тематическое планирование и конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса. "Система развивающего обучения Л.В. Занкова"
Вашему вниманию представлены:- тематическое планирование;- конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса, по системе Л.В. Занкова....
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе . Тема: "Разнообразия растений и животных" (Система Л.В. Занкова)
Формировать у детей представление о разнообразии растений и животных...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по системе Л.В.Занкова
Урок даёт представление о Петре I как личности. Формирует представление о преобразованиях, происшедших в России, связанных с правлением Петра; доводит до сознания учащихся значение этих преобразован...