Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по системе Л.В.Занкова
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Пуценко Дарья Андреевна

Петр I, царь и человек

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по системе Л.В.Занкова

на тему: Петр I, царь и человек"

Цель: Продолжить знакомство с личностью Петра I, реформами проводимыми Петром I, и его вкладом в развитие России.

Задачи:

- Выявить значение реформ Петра I для современного общества.

- Развивать кругозор учащихся  через знакомство с достопримечательностями  

 Санкт -Петербурга.

- Воспитывать любовь к Родине, родной истории при подготовке докладов и работе с раздаточным материалом и материалом учебника.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации достопримечательностей Санкт - Петербурга, раздаточный материал: отрывок из поэмы А.С. Пушкина Медный всадник, конверты с заданиями, кроссворд. 

Ход  урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Здравствуйте. Посмотрите, все ли готово к уроку.


2.Постановка проблемной ситуации

Ребята, сейчас  я прочитаю стихотворение, а вы слушайте внимательно, и постарайтесь понять, о чем это стихотворение. Чтение отрывка из Медного всадника. (У каждого на парте стихотворение. )

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.


И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Ребята, о чем говорится в стихотворении? Найдите подтверждение в тексте. Как Пушкин описывает Петра?

А как он описывает место, где будет город заложен?



А может быть кто-нибудь знает, из какой поэмы этот отрывок?

Так писал Пушкин о Петре во вступлении к поэме  «Медный всадник».

Внимание на доску. На доске запись.

1703

Расскажите, а как дата, записанная  на доске, связана с материалом предыдущего урока?

Молодцы ребята, на прошлом уроке мы остановились с вами на том, что Петр  начал строительство Санкт-Петербурга. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с личностью Петра, его реформами и вкладом в развитие России.






























О Петре.

Стоял он дум, великих полн…



Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

На зло надменному соседу.


Медный всадник











Строительство Санкт-Петербурга

3. Рассказ о Санкт-Петербурге.

Начнем мы наш урок с истории строительства нашего города.  

Ученики вашего класса подготовили нам рассказ о Строительстве Санкт-Петербурга и о его достопримечательностях. (Приложение 1+ иллюстрации достопримечательностей). Слушайте внимательно, так как после докладов мы будем отвечать на вопросы. (Вопросы зафиксированы на доске). Давайте прочитаем эти вопросы. Один ученик зачитывает вопросы.

Доклады учащихся.

Молодцы, спасибо. Ребята, с чего же началось строительство Санкт - Петербурга?

За сколько дней построили домик Петру?

Что окружили домик Петра чуть позже его постройки?

Как называется первый русский музей? Назовите первую постройку на Левом Берегу реки Невы?

Назовите памятник Петру на Васильевском острове?

Чтобы поближе познакомиться с этим памятником, предлагаю вам выполнить интересное задание. (У каждого на парте конверт в котором со словами.). У вас на партах лежат конверты, давайте откроем их. Посмотрите, все слова перепутались, давайте соберем их в предложения.


1. Центре, памятник, в , удивительный, площади, возвышается.
2.Скалы, на вершину, могучий, конь, разгоряченный, взлетел.
3. Петр Ι, на коне, гордо возвышается, основатель Санкт-Петербурга.

Все готовы? Давайте проверять. (Проверка по вариант, обсуждение предложений.)
Где же находится памятник?

В какой момент изображен Петр Ι?
А Что он символизирует?

Молодцы, вы внимательно слушали докладчиков. Так строился Петербург…
















С Петропавловской крепости



За 3 дня



Летний дворец



Кунсткамера

Адмиралтейство



Медный всадник






4. Работа с учебником

А теперь давайте обратимся к реформам Петра, узнать о некоторых из них, нам поможет материал учебника.

Ребята, а знаете ли вы, что такое реформа?

Реформа- преобразование, вводимое законодательным путем.

Откройте учебники на странице 83 и прочитайте материалы учебника до стр. 84.  и узнайте о реформах Петра.


И так ребята, какие преобразования произошли в России?

Молодцы.





Рассуждения учащихся.







Рассуждения учащихся.

5. Реформы Петра. Доклады учащихся

О некоторых из них, я расскажу вам более подробно.  Слушаем внимательно, потому что сведения, с которыми вы сейчас познакомитесь, помогут выполнить задания, где нам необходимо будет связать преобразования, проводимые Петром, с предметами, которые символизируют эти преобразования.  

(Рассказ учителя о преобразованиях Петра. Приложение 2)


Выслушав доклады, что мы можем сказать, какие преобразования произошли?


Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая культуру и быт. Просвещение, образование, наука, искусство, быт развивались на протяжении 18-19 вв. под знаком преобразований, начатых Петром. Он - герой своего времени, и таких героев петровская эпоха породила немало. Петр много сделал для России. Он хотел видеть молодых русских людей культурными.

 Послушайте, как Петр I это себе представлял.

Он считал, что человека украшают «благочестивые поступки и добродетели, коих три: приветливость, смирение и учтивость». Человек должен быть обучен «наипаче языкам, конной езде, танцеванию, шпажной битве, красноглаголив и в книгах начитан».

Чтобы стать таким, молодой человек должен:

- повеся голову и потупя глаза на улице не ходить и на людей косо не
заглядывать;

- в обществе в круг не плевать, а на сторону (По нашему современному мнению, плевать в обществе вообще нельзя - ни в круг, ни на сторону;

перстом носа не чистить;

- губ рукой не утирать;

- за столом на стол не опираться,

- руками по столу не колобродить,

 -ногами не мотать,

-перстов не облизывать,

-костей не грызть,

-ножом зубов не чистить,

-головы не чесать,

-над пищей, как свинья, не чавкать

- не проглотя куска не говорить.










В быту, в образовании, военная реформа.

6.Динамическая пауза

Давайте еще раз вернемся к преобразованиям Петра. Нам поможет этот мешочек. Из него будут извлекать разные предметы, а вы связывайте их с какими-либо преобразованиями.

(В мешочке находятся разные предметы). Ученик вытаскивает предмет, и должен попытаться связать его с каким-либо преобразованием.







8. Работа с учебником. Восстания.  

А сейчас давайте вернемся к учебнику, материал которого поможет нам узнать об особенностях жизни крестьян  в Петровское время. Прочитайте материал на стр. 85 (1 абзац)

Что вы можете сказать, прочитав материал учебника?

Что такое крепостное право?

Давайте подберем однокоренные слова. Крепость - (крепкий). А что такое крепость? А крепким, какого человека можно назвать?

Крепостное право:

совокупность юридических норм, которые запрещали  крестьянам уходить со своих земельных наделов (т. н. прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле;

А узнать о том, все ли одобряли преобразования Петра нам поможет материал учебника на стр.85 (2 абзац)

Что вы можете сказать, прочитав материал? Почему так говорили? С чем это связано?

Молодцы!







Во времена Петра усилилось крепостное право.  



Рассуждения учащихся.

















Не все были довольны реформами Петра.  

9. Закрепление изученного



А теперь, давайте проверим насколько внимательно вы меня слушали, а узнаем мы это, решив  кроссворд. (Приложение 3)

Вопросы:

  1. Памятник Петру
  2. Первая газета
  3. Любимое детище Петра
  4. Первый русский музей
  5. Первая постройка на Левом берегу реки.
  6. Как называется государство во главе с императором.



Молодцы. Вы внимательно слушали, и поэтому легко справились с заданием. Продолжим нашу работу.






Отвечают на вопросы кроссворда.

10. Систематизация знаний

Ребята, в каком году начал править Петр? (На доске фиксируется запись 1696-1725)

В 1721 году Петр I стал императором, а Россию стали называть империей. Начались новые времена в истории нашей страны - времена Российской империи. . Почему именно империей стали называть государство Российское? Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?

Правление Петра 1 окончилось в 1725 году. Петр 1 и его сподвижники совершили невероятное - за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразили Россию : построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю, вырвали Россию из средневековой тьмы и направили нашу страну по пути европейского развития.

Полноправно в возрасте 17 лет в 1696 году.









Благодаря преобразованиям Петра I
















11 . Итог урока

Нужны ли были преобразования Петра России или они были желанием только Петра?

 Как вы относитесь к эти преобразованиям?

Как эти преобразования сказались на нашем обществе?

Что нового узнали о нашем городе? А о Петре?






Рассуждения учащихся.

12. Задание на дом.

Рабочая тетрадь стр 16 №28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс по системе Л.В. Занкова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру  составлена на основе авторской программы «Окружающий мир. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.» («Программы  начального общего образова...

Открытый урок по "Окружающему миру" 2 класс по системе Л.В. Занкова на тему "Цветковые и хвойные растения"

Конспект урока поокружающему мируво 2 классепо теме:«Цветковые и хвойные растения»,  учитель начальных классовПодорога Ульяна Владимировна...

Разработка урока окружающего мира 3 класс по системе Л.В.Занкова «Природное сообщество - озеро»

Этот урок формирует представления учащихся об озере как о природном сообществе. Знакомит с разнообразием живых организмов озера....

Конспект урока по окружающему миру.1 класс система Занкова

Урок по окружающему миру  в 1 классе по системе Л.В.Занкова" Мы разные по внешнему виду и по возрасту." На уроке дети знакомятся с расами, их особенностями, расселением на земном шаре,воспитание ...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД». (УМК "Система Л.В.Занкова")

Данный урок построен в форме Конкурса внимательных и находчивых по правилам дорожного движения....

конспект урока по окружающему миру 1 класс по системе Занкова

Урок содержит материал для работы по теме "профессии". Материал расчитан для учащихся 1 класса обучающихся по системе Занкова. Урок дает возможность показать организацию групповой работы в у...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс «Солнечная система»

Тема урок: « СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА»Цель: Знакомство учащихся с планетами Солнечной системыЗадачи: узнать, какие планеты входят в солнечную систему, дать представление о них, расширят...