Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Кровь" система Л. В, Занкова
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
В данном конспекте урока подробно описан ход урока. В ходе исследования ученики получают сложный материал в доступной форме. Презентация составлена по материалу учебника Н.Я.Дмитриевой и А. Н, Козлова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt__uroka_okr_mir__krov_4_klass.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
Тема: «Кровь, её значение, состав и свойства».
Цель: - познакомить со значением, свойствами и составом крови, а так же с кровеносными сосудами;
- развивать умение общаться, слушая друг друга; высказывать свою точку зрения, делать
предположения и вытекающие из них выводы;
- познакомить с простейшими способами оказания первой медицинской помощи при кровопотерях.
Оборудование: мультимедийное оборудование, микроскопы, капля крови, йод, лейкопластырь, вата, бинт.
Наглядные пособия: таблица: «Кровеносные сосуды», капелька крови человека, сказочная капелька –
рисунок; иллюстрации, отражающие свойства крови.
Ход: I. Организационный момент.
- Основная часть.
Ребята, закройте глаза и представьте себе, что вы попали в средневековье. Ночь. Кладбище. Люди в чёрном раскапывают могилу. Как вы думаете, кто эти люди и что они делают на кладбище?
Эти люди учёные. Ещё в средние века люди интересовались изучением организма человека. Но религия не разрешала заниматься наукой и поэтому учёные изучали организм человека в тайне от церкви.
Сегодня на уроке нам предстоит заняться исследовательской деятельностью, будем учиться наблюдать, делать выводы и узнаем много интересного об организме человека и остановимся на изучении крови, её значении и свойствах. А поможет нам в этом капелька крови ( на доске открывается изображение сказочной улыбающейся капельки).
Я вижу, что капелька приготовила вам вопросы, прочитайте их и ответьте:
а) При порезе вы потеряли несколько капель крови. Что может произойти?
б) Человек серьезно поранили, из раны сильно течёт кровь. Что может произойти? Почему?
Два ученика поочерёдно выходят к доске, читают вопросы капельки, отвечают на них.
Да, ребята, ещё в незапамятные времена люди неоднократно наблюдали, что раненое животное или человек, потерявшие много крови – умирали. Жизнь покидала их вместе с вытекающей кровью. Эти наблюдения приводили к мысли, что именно в крови заключается жизненная сила. Но все свойства крови оставались для людей загадкой. И только в 1628 году английский учёный врач Вильям Гарвей открыл пути, по которым движется кровь
Проведём опыт. Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Ждём полминуты. А теперь сравните руки. Что произошло? (одна рука побледнела, а другая покраснела)
-Что это доказывает? (что кровь движется ). Мы доказали движение крови.
- Посмотрите на запястья рук, что вы видите?
- Это кровеносные сосуды.
- Все ли сосуды одинаковые? (Разные: есть толстые и тонкие.)
Открывается таблица «Кровеносные сосуды».
Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов. Они проложены по всему организм , как водопроводные трубы проложены по всему дому. Одни широкие и плотные. Это вены и артерии. Другие настолько узкие. Что через них не пропустить и волоса. Это капилляры.
Кровеносные сосуды – это дорога жизни. Протяжённость её в организме, включая разветвлённую сеть капилляров, составляет 100 000км.
Как вода обегает по трубам весь дом и попадает в каждую квартиру, так и кровь по широким и узким сосудам пробегает по всему телу. За 26 секунд кровь успевает обежать весь организм.
–А какого цвета кровь? (Она красная).
Наша капелька оказалась под микроскопом. Рассмотрите эту капельку и расскажите, что вы видите? Учащиеся рассматривают под микроскопом кровь. (Микроскоп у каждого на столе). Дети высказываются, что они увидели.
Открывается слайд «Кровь под микроскопом».
Вы увидели прозрачную желтоватую жидкость с красными шариками.
- Значит, что такое кровь?
Вывод: Кровь – это прозрачная жидкость с мелкими красными шариками.
Жёлтая жидкость – это плазма, а красные шарики – это эритроциты.
Их так много в капле, что кровь кажется красного цвета.
Какую же функцию выполняют эритроциты.
- Из чего состоит наше тело? (из клеток)
-Что необходимо всем живым клеткам? ( питание и кислород)
- Эту функцию выполняют эритроциты. Это клеточки-почтальоны, которые разносят по всему организму кислород.
- А, где они берут кислород? ( В лёгких) А из организма удаляют углекислый газ.
- Какую же функцию выполняет кровь?
Вывод: 1 функция крови: - перенос кислорода к клеткам и удаление углекислого газа. Эту функцию называют ещё дыхательной.
( на доске начинаем строить схему: Свойства крови.
Физминутка.
Разогреем кровь: 4 –наклона в сторону
4 – вперёд, 4 приседания.
Обогатим кровь кислородом:
Глубокий вдох и медленный выдох 3 раза.
- В крови плавают так же белые шарики – лейкоциты.
- А почему под микроскопом мы их не увидели? (они прозрачные и бесцветные, хоть и крупнее эритроцитов)
- Какую же роль они выполняют? Представьте, вы посадили занозу. Что происходит , если долго её не удалять из раны? ( она начинает гноиться) Эта работа лейкоцитов. Прочитайте о роли лейкоцитов в учебнике на странице 35.
( самостоятельная работа с учебником)
-Какую же функцию играют лейкоциты в крови?
Вывод: Защита организма от микробов.
- Наша кровь имеет ещё одно свойство.
Представьте: вы чуть- чуть порезали палец. Что произойдёт? ( кровь сама остановится).
- Да , если порез небольшой. То кровь сворачивается и кровотечение останавливается. За свёртываемость отвечают кровяные пластинки тромбоциты.
Их под микроскопом мы увидеть так же не можем. Их число можно определить только лабораторным способом.
Итак: Из чего же состоит кровь: На интерактивной доске ребята подписывают плазму, эритроциты, в плазме лейкоциты и тромбоциты).
За что отвечают тромбоциты?
Значит, 3 свойство крови – свёртываемость.
- Как вы думаете, это важное свойство для организма? Если кровь не будет сворачиваться, человек может погибнуть из-за потери крови. Врачи не могли бы делать операции.
К сожалению есть такое заболевание – гемофилия – несвёртываемость крови, которая плохо поддаётся лечению. Этим людям нужно беречься от любых ран и царапин. Ведь крови в организме человека немного. У взрослого 4,5 литра, а у вас всего 3, 5. поэтому тромбоциты в крови необходимы.
Итак: свойства и функции крови.
Свойства и функции крови
Поставщик
питательных веществ (плазма)
Поставщик кислорода к клеткам
(эритроциты)
Свёртываемостькрови
(тромбоциты)
Защита организма
от микробов
(лейкоциты, плазма)
Для того чтобы человек не потерял много крови при ранении , мы должны как можно скорее оказать ему первую помощь. Как остановить кровь при небольшой ране? ( Обработать края раны йодом и наложить повязку) дети это демонстрируют.
При артериальном кровотечении кровь не успевает свернуться, так как это сильное кровотечение и нам необходимо сначала остановить кровотечение с помощью жгута или закрутки. А уж затем обработать края раны йодом и наложить стерильную повязку. Продемонстрировать, как наложить жгут, или закрутку.
Итог урока: Итак, ребята, что вы узнали о капельке крови? Состав крови.
Капелька принесла вам рисунки – загадки. Угадайте, какое свойство отражено на рисунке.
(Поставщик кислорода (эритроциты), защитник организма от микробов (лейкоциты и плазма), свёртываемость крови (тромбоциты).
Дом задание стр 32-36 прочитать и выписать в тетрадь свойства крови и зарисовать каплю крови под микроскопом.
Оценка ответов учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Открытый урок по "Окружающему миру" 2 класс по системе Л.В. Занкова на тему "Цветковые и хвойные растения"
Конспект урока поокружающему мируво 2 классепо теме:«Цветковые и хвойные растения», учитель начальных классовПодорога Ульяна Владимировна...
Конспект урока по окружающему миру.1 класс система Занкова
Урок по окружающему миру в 1 классе по системе Л.В.Занкова" Мы разные по внешнему виду и по возрасту." На уроке дети знакомятся с расами, их особенностями, расселением на земном шаре,воспитание ...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД». (УМК "Система Л.В.Занкова")
Данный урок построен в форме Конкурса внимательных и находчивых по правилам дорожного движения....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
конспект урока по окружающему миру 1 класс по системе Занкова
Урок содержит материал для работы по теме "профессии". Материал расчитан для учащихся 1 класса обучающихся по системе Занкова. Урок дает возможность показать организацию групповой работы в у...