Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по системе Л.В.Занкова
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Пуценко Дарья Андреевна

 

«Сельское хозяйство. Растениеводство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_oru_v_4_klasse_po_sisteme_l.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по системе Л.В.Занкова

на тему: «Сельское хозяйство. Растениеводство»

Цель: Сформировать представление учащихся о растениеводстве, как об одной из отраслей сельского хозяйства.

Задачи:

 - Познакомить с отраслями растениеводства, расширить  знания  о растениях.

 - Развивать познавательный интерес, умение работать с учебником, способность делать выводы, развивать творческие способности обучающихся, обучать поиску и анализу информации

-  Воспитывать любовь к природе, бережное отношение.

 - Формировать коммуникативные умения при работе в паре

.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации растений, раздаточный материал: таблица, план работы в парах.

Ход  урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Здравствуйте. Посмотрите, все ли готово к уроку.


2.Актуализация знаний, сообщение темы урока.

Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним, с какой отраслью сельского хозяйства  мы познакомились на прошлом уроке. Какой, назовите ее. Назовите отрасли животноводства.


Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной отраслью сельского хозяйства.

Откройте тетради, запишите число.

 Запишите слово растение. К слову «растение» добавьте корень вод- , суффикс -ств- и окончание -о.

Какое получилось слово?

Правильно, сегодня на уроке  мы узнаем много новых слов и понятий, узнаем, на какие группы делятся культурные растения, как называются профессии, связанные с растениеводством, как хлеб попадает к нам на стол. Услышим сообщения ребят о некоторых растениях. Будьте внимательны, в конце урока мы проверим новые знания по тетради для проверочных работ



Животноводство.


Птицеводство, рыбоводство, оленеводство, овцеводство, свиноводство.










Растениеводство.







3. Сообщение темы урока.

Кто может объяснить, что такое растениеводство?

Растениеводство – отрасль сельского хозяйства, которая занимается возделыванием культурных растений для обеспечения населения продуктами питания, животноводства – кормами, многих отраслей промышленности – сырьем.


Ответы детей.









4. Работа с учебником

Чтобы узнать отрасли растениеводства, давайте обратимся к учебнику.

Текст на стр. 67.

Читаем внимательно, так как это поможет нам выполнить задание.  ( каждого таблица, заполняют по ходу урока. )


РАСТЕНИЕВОДСТВО

Отрасли растениеводства






А как лучше назвать эту графу? Я хочу, чтобы ниже они написали культуры, которые относятся к определенным отраслям.







Какие отрасли относятся  к растениеводству?





Как вы думаете, чем занимается каждая отрасль?


Полеводство?


Овощеводство?

Садоводство (плодоводство)




Цветоводство?



Лесоводство?



А сейчас посмотрите на таблицы, которые лежат у вас на партах, в первые (верхние )в графы впишите отрасли растениеводства, которые мы назвали.

Проверяем, что написали?



Остановимся подробнее на каждой отрасли растениеводства.




















Полеводство, овощеводство, садоводство, цветоводство, лесоводство.




Производство  полевых культур


Производство  овощей

Возделыванием многолетних плодовых или ягодных культур


Выращивание цветочных культур.


Выращивание лесных ресурсов







Полеводство, овощеводство, садоводство, цветоводство, лесоводство.

5. Продолжение работы с учебником, доклады учащихся.

Читаем текст (дочитываем ) на стр. 67.

Какая отрасль растениеводства  является главной?

Какие культуры в основном выращивают в этой отрасли?

А какие больше всего выращивают в нашей стране?


Ребята из вашего класса подготовили доклады о некоторых  растений из этой отрасли растениеводства Давайте их послушаем. (Доклады в приложении1. Доклады сопровождаются картинками, у каждого на парте.)

Доклады: Рожь, гречиха, пшеница.


Что интересного заполнили из докладов?

А теперь давайте вернемся к таблицам. Что теперь еще мы можем написать в таблице?



Давайте прочитаем следующий абзац. О каких еще полевых культурах мы узнали?

Теперь в этой же графе, в которой мы записали растения, которые выращиваются в отрасли полеводство, сделайте подзаголовок «Технические культуры» и перечислите культуры которые к ним относятся.

Назовите культуры, которые вы записали.

Читаем следующий абзац. Какая еще группа растений есть среди полевых культур?

Назовите их.


Вернемся к таблицам. Что еще мы можем записать.

Пишем подзаголовок и перечисляем культуры.

Что записали?


Познакомимся со следующей отраслью растениеводства, прочитав следующий абзац.

О какой отрасли узнали? Плодоводство или как еще называют эту отрасль – садоводство.

Чем занимается эта отрасль?



Что выращивают в этой отрасли, запишите.

Что написали.


Ребята, а о каких отраслях мы еще не говорили подробно?



Об этих отраслях нам расскажут ребята, которые подготовили доклады.


И  так, первая отрасль, о которой мы поговорим – овощеводство. Овощеводство - это отрасль сельского хозяйства, которая занимается производством овощей для потребления в свежем и переработанном виде, а также для перерабатывающей промышленности

А о некоторых культурах, которые выращиваются в этой отрасли нам расскажут ребята. Далее доклады. (капуста, огурец)


Следующая отрасль о которой мы погорим – цветоводство.

Цветоводство — это выращивание цветочных культур. Их выращивают для украшения парков, скверов, салов, различных помещений, для получения цветов на срезку.

(Далее доклада: роза и тюльпан)

И последняя отрасль о которой мы не сказали?

О том, чем занимаются люди в этой отрасли и о растениях, которые относятся к этой отрасли вы найдете информацию дома.

Мы с вами рассмотрели еще одну отрасль сельского хозяйства – растениеводство. Чтобы проверить как хорошо вы слушали докладчиков, давайте обратимся к иллюстрации на стр 64-65



Полеводство

Рис, пшеница, кукуруза


Пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха.






Растения, которые относятся, к отрасли полеводство.


О технических.




Лен, картофель, подсолнечник.

Кормовые культуры.

Клевер, люцерна, кормовая свекла.

Еще одну группу в полевых культурах.




Плодоводство.

Выращивание плодовых деревьев и кустарников.

Груши, яблони, смородину, вишню.




Овощеводство, цветоводство, лесоводство.













Лесоводство.


6. Работа с иллюстрацией.

К каким отраслям растениеводства относятся растения, которые изображены на иллюстрации?

Называют растение и отрасль

А сейчас чтобы закрепить наши знания, давайте, выполним следующее задание.







7. Систематизация знаний. Работа в парах.

Работу мы будем выполнять в парах.

У каждой пары есть план и дано какое-либо растение. В соответствии с планом нужно составить ответ.

План.

Название растения. ________

К какой отрасли относится? ________

Где выращивают? _______

Как человек использует это растение?__

Проверяем. Спрашиваю 2-3 человека, остальных проверю собрав работы. (Растения у каждой пары будут разные)

8. Работа по рабочей тетради (если останется время. )

Откройте рабочие тетради. Задание 75. Прочитайте задание. Что нужно выполнить?

Проверка.






9. Итог урока


Что нового узнали? Что такое растениеводство? Как называются отрасли растениеводства?

Молодцы. Спасибо за урок.



 

10. Задание на дом.  

Раб. тетрадь задание 75 и76 доделать.



Приложение 1

Полеводство

Рожь - злак, разводимый во многих странах.Есть предположение, что рожь происходит от вида  растущего в южной Европе, юго-западной и Центральной Азии. Существует предположение, что рожь в те края могла быть занесена татарскими племенами, которые жили когда-то за Волгой. Но истинное место происхождения большинства наших хлебных растений (в том числе и родина ржи), как и домашних животных, остается неизвестной, хотя некоторые из этих растений, как, например, пшеница, сеялись в Древнем Египте за 4000 лет до н. э. и возделывались почти всеми народами того времени. Лидерами по выращиванию ржи являются Польша, Россия и Германия. Рожь  — единственный вид культурной ржи, который широко распространён в мировом земледелии, в том числе и в России, как важнейшая продовольственная и кормовая культура.

Гречи́ха - из гречихи изготавливается цельное зерно (гре́чка), гречневая мука, а также медицинские препараты; используется даже шелуха и семенные оболочки, которыми набивают лечебные подушки, помогающие при бессоннице. Плоды гречихи — распространённый пищевой продукт. Крупа используется для приготовления каш, запеканок, пудингов, котлет, супов. Зерно гречихи мелют на муку, но она непригодна для выпечки хлеба, и её используют для блинов, оладий, лепёшек.

Пшеница - ведущая зерновая культура во многих странах, в том числе и России. Мука из зёрен пшеницы идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий. Пшеница также используется как кормовая культура. Время появления культурной пшеницы точно не установлено, но это произошло не позднее 10-го — первой половины 8-го тысячелетия до н. э.

Овощеводство

Капуста. Капуста принадлежит к числу важнейших овощных растений. Она введена в культуру, по-видимому, в доисторические времена. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что капусту люди стали использовать со времён каменного и бронзового веков. Возделывали капусту древние египтяне, а позднее освоили технологию её выращивания древние греки и римляне, им было известно всего от 3 до 10 сортов капусты. Древнегреческий философ и математик Пифагор весьма ценил лечебные свойства капусты. Со временем познакомились с этой овощной культурой и на Руси. Капуста огородная возделывается  на огородах по всему свету, за исключением крайних северных районов и пустынь. Как культурное пищевое растение распространена во всех странах с умеренным климатом.

Огурец. Огурец появился в культуре более 6 тысяч лет назад. Родина этого вида — тропические и субтропические районы Индии и Китая, подножия Гималаев, где он до сих пор растёт в естественных условиях. Эта культура была известна уже грекам, от которых перешла к римлянам. В Россию огурец попал в XV веке, каким путём — неизвестно. Ныне культура огурца распространена повсеместно и имеет множество разновидностей и сортов.

Цветоводство

Роза. Первым научную характеристику роз дал древнегреческий естествоиспытатель, философ и ботаник Теофраст. Он достаточно подробно описал дикие и садовые розы, обосновал приёмы их возделывания и размножения. Выращивать розы в грунте первыми начали римляне. Первое упоминание о выращивании роз в России относится к началу XVI века. Предполагается, что в Россию они попали через славянские племена. Массовое распространение получили только при Екатерине II. К концу XIX века розы начали выращивать на всей Европейской части России.

Тюльпан. Существует легенда о тюльпанах, согласно которой в бутоне жёлтого тюльпана заложено счастье. До счастья никто не мог добраться из-за того, что бутон не раскрывался. Когда маленький мальчик, гуляющий с мамой, впервые увидел прекрасный жёлтый бутон и со счастливой улыбкой побежал к нему — тюльпан раскрылся. С тех пор считается, что подаренные тюльпаны приносят счастье или, как минимум, хорошее настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс по системе Л.В. Занкова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру  составлена на основе авторской программы «Окружающий мир. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.» («Программы  начального общего образова...

Открытый урок по "Окружающему миру" 2 класс по системе Л.В. Занкова на тему "Цветковые и хвойные растения"

Конспект урока поокружающему мируво 2 классепо теме:«Цветковые и хвойные растения»,  учитель начальных классовПодорога Ульяна Владимировна...

Разработка урока окружающего мира 3 класс по системе Л.В.Занкова «Природное сообщество - озеро»

Этот урок формирует представления учащихся об озере как о природном сообществе. Знакомит с разнообразием живых организмов озера....

Конспект урока по окружающему миру.1 класс система Занкова

Урок по окружающему миру  в 1 классе по системе Л.В.Занкова" Мы разные по внешнему виду и по возрасту." На уроке дети знакомятся с расами, их особенностями, расселением на земном шаре,воспитание ...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД». (УМК "Система Л.В.Занкова")

Данный урок построен в форме Конкурса внимательных и находчивых по правилам дорожного движения....

конспект урока по окружающему миру 1 класс по системе Занкова

Урок содержит материал для работы по теме "профессии". Материал расчитан для учащихся 1 класса обучающихся по системе Занкова. Урок дает возможность показать организацию групповой работы в у...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс «Солнечная система»

Тема урок: « СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА»Цель: Знакомство учащихся с планетами Солнечной системыЗадачи: узнать, какие планеты входят в солнечную систему, дать представление о них, расширят...