Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (к учебнику Плешакова А.А.) ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Саранцева Елена Николаевна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okruzhayushchiy_mir.docx48.7 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по окружающему миру для общеобразовательных учреждений и программы по окружающему миру автора А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы»

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание в нём места человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нроавственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного многообразия российского общества.

Основными задачами реализациисодержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Курс «Окружающий мир» для третьего класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа – определителя;

- моделирование экологических связей с помощию графических и динамических схем (моделей);

- эколого-этическая деятельность, которая осуществляеся с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Основная цель контроля по окружающему миру – проверка знаний фактов учебного материала, умение делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся на уроках «Проверим себя и оценим свои достижения», после изучения каждого раздела.

Виды контрольно-измерительных материалов

№ урока

Вид работы

Тема

7

Практическая работа №1

Тела, вещества, частицы

8

Практическая работа №2

Обнаружение крахмала в продуктах питания

9

Практическая работа №3

Свойства воздуха

10

Практическая работа №4

Свойства воздуха

11

Практическая работа №5

Круговорот воды в природе

14

Практическая работа №6

Состав почвы

17

Практическая работа №7

Размножение и развитие растений

27

Практическая работа №8

Знакомство с внешним строением кожи

30

Практическая работа №9

Подсчёт ударов пульса

33

Проверочная работа

Итоговая работа за I полугодие

41

Практическая работа №10

Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды

44

Практическая работа №11

Полезные ископаемые

45

Практическая работа №12

Знакомство с культурными растениями

49

Практическая работа №13

Знакомство с различными монетами

67

Проверочная работа

Качество усвоения программного материала за учебный год

В соответствии с учебным планом на изучение курса отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Для реализации программного содержания используются учебные пособия:

Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013.

Содержание курса (68 часов)

Как устроен мир (6ч.)

Природа и её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (18ч.)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений, виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их раснообразие.группы животных.

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологичяеская пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговорете жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10ч.)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система и её роль в организщме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи. Подсчёт ударов пульса.

Наша безопасность (7ч.)

Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь и др. лед на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные. Правила безопасного обращения с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа: устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика (12ч.)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растеневодство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущьность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15ч.)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Учебно – тематический план

№п/п

тема урока

кол-во часов

дата

требования к уровню подготовки обучающихся

ресурсное обеспечение

Раздел «Как устроен мир»

1.

Природа

1

Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значения слов: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп.

Микроскоп

2.

Человек

1

Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир. Объяснять значения слов: психология, восприятие, память, мышление, вообрадение.

3.

Проект «Богатства, отданные людям»

1

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем поискового и творческого характера.

4.

Общество

1

Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы; осуществлять самопроверку. Объяснять значение слов: семья, народ, государство, общество.

5.

Что такое экология

1

Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи. Объяснять значение слов: окружающая среда, экология.

Презентация «Невидимая сеть»

6.

Природа в опасности!

1

Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным. Объяснять значение слов: заповедник, национальный парк.

Презентация «Не рвите цветы»

Раздел «Эта удивительная природа»

7.

Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1

1

Объяснять значение слов: тело, вещество, частица. Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку.

Презентация «Тела, вещества и частицы»

8.

Разнообразие веществ. Практическая работа №2

1

Объяснять значение слов: химия, поваренная соль, крахмал, кислота. Описывать изучаемые вещества по предложенному плану.

9.

Воздух и его охрана. Практическая работа №3

1

Объяснять значение слова: кисловор. Различать цель опыта, ход опыта и вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах. Называть правила охраны воздуха.

Презентации«Воздух и его охрана», «Свойства воздуха»

10.

Вода. Практическая работа №4

1

Объяснять значение слова: фильтр. Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради.

11.

Превращения и круговорот воды. Практическая работа №5

1

Объяснять значение слов: состояние, испарение, круговорот. Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя.

Презентация «Превращения и круговорот воды»

12.

Берегите воду!

1

Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду.

Презентация «Берегите воду»

13.

Как разрушаются камни

1

Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них.

14.

Что такое почва. Практическая работа №6

1

Объяснять значение слова: перегной. На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы.

15.

Разнообразие растений

1

Объяснять значение слова: ботаника. Называть растения с помощью атласа-определителя.

Презентации «Разнообразие растений» «Многообразие растений»,

атлас - определитель

16.

Солнце, растения и мы с вами

1

Выявлять роль листьев стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Презентация «Солнце, растения и мы с вами»

17.

Размножение и развитие растений. Практическая работа №7

1

Объяснять значение слова: опыление. Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян.

Викторина «Размножение и развитие растений»

18.

Охрана растений

1

Называть факторы орицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе.

Презентация «Охрана растений»

19.

Разнообразие животных

1

Объяснять значение слов: зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие. С помощью атласа-определителя определять животных изображенных на рисунках и относить их к определённой группе.

Презентации «Разнообразие животных», «Группы животных», атлас - определитель

20.

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

1

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Презентация «Многообразие растительного мира»

21.

Размножение и развитие животных

1

Объяснять значение слов: личинка, куколка, малёк, головастик. Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп.

Презентация «Размножение и развитие животных»

22.

Охрана животных

1

С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных.

Атлас - определитель

23.

В царстве грибов

1

Объяснять значение слов: грибница, съедобные и несъедобные грибы. С помощью учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов.

Атлас - определитель

24.

Великий круговорот жизни

1

Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ.

Таблица «Круговорот воды в природе»

Раздел «Мы и наше здоровье»

25.

Организм человека

1

Объяснять значение выражения: система органов. Называть и показывать на модели органы человека.

Таблица «Человек»

26.

Органы чувств

1

Объяснять значение слов: обоняние, осязание. Называть органы чувств человека. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств.

Презентация «Органы чувств»

27.

Надёжная защита организма. Практическая работа №8

1

Объяснять значение слов: ушиб, ожог, обмораживание. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи.

28.

Опора тела и движение

1

Объяснять значение слов:скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка. Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки.

Таблица «Скелет человека»

29.

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

1

Объяснять значение понятий: белки, жиры, углеводы, пищеварительная система.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Презентация «Органы пищеварения»

30.

Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9

1

Объяснять значение понятий: дыхательная система, кровеносная система. Рассказывать об их строении и работе. Понимать взаимосвязь этих систем.

Презентация «Кровеносная система»

31.

Умей предупреждать болезни

1

Объяснять значение понятий: закаливание, инфекционные болезни, аллергия. Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергий.

32.

Здоровый образ жизни

1

Объяснять значение выражения: здоровый образ жизни. Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие.

33.

Проверим себя и оценим свои достижения (1полугодие)

1

Адекватно оценивать и анализировать свои знания / незнания.

34.

Презентация проектов

1

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

Раздел «Наша безопасность»

35.

Огонь, вода и газ

1

Объяснять значение слова диспетчер. Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Таблица «Правила поведения при пожаре»

36.

Чтобы путь был счастливым

1

Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.

Сюжетные картинки по теме

37.

Дорожные знаки

1

Объяснять значение слова сервис. Называть дорожные знаки.

Дорожные знаки

38.

Проект «Кто нас защищает»

1

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем поискового и творческого характера.

39.

Опасные места

1

Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, парке и т.д.

40.

Природа и наша безопасность

1

Понимать какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, кошки, собаки.

41.

Экологическая безопасность. Практическая работа №10

1

Объяснять значение слов: экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр. Называть правила экологической безопасности.

Презентация «Экологическая безопасность»

Раздел «Чему учит экономика»

42.

Для чего нужна экономика

1

Раскрывать понятия: экономика, потребности, услуги. Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики.

Презентация «3 кита экономики»

43.

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1

Объяснять значение слов: природные богатства, капитал, труд. Приволить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров.

44.

Полезные ископаемые. Практическая работа №11

1

Объяснять значение слов: месторождение, геолог. Называть наиболее важные полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых, правила охраны.

Тест «Полезные ископаемые»

45.

Растеневодство. Практическая работа №12

1

Объяснять значение слов: отрасль растеневодство. Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения.

Презентация «Растеневодство»

46.

Животноводство

1

Объяснять значение слова животноводство. Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении.

47.

Какая бывает промышленность

1

Объяснять значение понятий: добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность.

Презентация «Промышленность»

48.

Проект «экономика родного края»

1

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Презентация «Алтайский край»

49.

Что такое деньги. Практическая работа №13

1

Объяснять значение слов: деньги, рубль, заработная плата, бартер, купля – продажа. Называть виды денежных знаков. Различать денежные единицы разных стран.

50.

Государственный бюджет

1

Объяснять значение слов: бюджет, доходы, расходы, налоги. Объяснять, зачем нужен государственный бюджет.

Презентация «Государственный бюджет»

51.

Семейный бюджет

1

Объяснять значение слов: стипендия, пенсия. Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы.

52.

Экономика и экология

1

Объяснять значение слов: танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз. Понимать взаимосвязь экономики и экологии.

53.

Экономика и экология

1

Объяснять значение слов: танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз. Понимать взаимосвязь экономики и экологии.

Презентация «Экономика и экология»

Раздел «Путешествие по городам и странам»

54.

Золотое кольцо России

1

Объяснять значение слова финифть. Рассказывать о достопримечательностях Золотого кольца.

Презентация «Золотое кольцо»

55.

Золотое кольцо России

1

Узнавать достопримечательности Золотого кольца по фотографиям.

Фотографии достопримечательностей

56.

Золотое кольцо России

1

Называть города, которые входят в Золотое кольцо.

Карта России

57.

Проект «Музей путешествий»

1

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем поискового и творческого характера.

58.

Наши ближайшие соседи

1

Объяснять значение понятий: сухопутные границы, морские границы. Называть государства, граничащие с Россией.

Карта мира

59.

На севере Европы

1

Объяснять значение понятий: Скандинавские страны, фьорк, аквапарк, гейзер. Называть страны Европы. Узнавать достопримечательности.

Карта мира, фотографии достопримечательностей

60.

Что такое Бенилюкс

1

Объяснять значение слова дамба. Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности по фотографиям.

Карта мира, фотографии достопримечательностей

61.

В центве Европы

1

Объяснять значение слова фиакр. Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям.

Презентация «Флаги стран Европы»

62.

По Франции и Великобритании (Франция)

1

Показывать месторасположение Франции на карте, называть её столицу. Узнавать и описывать достопримечательности Франции по фотографиям.

Карта мира, фотографии достопримечательностей

63.

По Франции и Великобритании (Великобритания)

1

Показывать месторасположение Великобритании на карте, называть её столицу. Узнавать и описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям.

Карта мира, фотографии достопримечательностей

64.

На юге Европы

1

Показывать месторасположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям.

Презентация «Греция»

65.

По знаменитым местам мира

1

Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.

Фотографии достопримечательностей

67.

Проверим себя и оценим свои достижения (2полугодие)

1

Адекватно оценивать и анализировать свои знания / незнания

Викторина «Своя игра»

68.

Презентация проектов

1

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

Требования к уровню подготовки.

Предметные результаты
              Обучающийся научится:

- определять место человека в мире;

- распознавать тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;

- объяснять круговорот воды в природе;

- определять основные группы живого, растений, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природы, внутри живой природы;

-  устанавливать взаимосвязи между природой и человеком;

- характеризовать системы органов человека;

- правилам гигиены, основам здорового образа жизни;

- правилам безопасного поведения в быту и на улице;

- распознавать основные дорожные знаки;

- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;

- называть потребности людей, товары и услуги;

- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике, узнают основы семейного бюджета.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя, различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, правильно обращатся с бытовым фильтром для очистки воды;

- владеть элементарными приёмами чтения карты;

- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Личностные результаты


-овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

-формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

 

Метапредметные результаты


Регулятивные
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

- планировать свои действия в течение урока;

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

 

Познавательные 

-  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- сравнивать объекты по различным признакам;

- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

 

Коммуникативные
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

- признавать свои ошибки, озвучивать их;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

- составлять рассказ на заданную тему;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

 

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

  • Книгопечатная продукция

Плешаков А.А., Гара Н.Н. Окружающий мир: Тесты: 3класс. – М.: Просвещение, 2012.

Плешаков А.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 3 класс.

Плешаков А.А. От земли дщо неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

  • Печатные пособия

Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру

  • Экранно – звуковые пособия

Электронное сопровождение к учебнику

Видеофильмы по природоведению, истории, обществоведению

  • Технические средства обучения

Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц

Компьютер

Мультимедийный проектор

  • Учебно- практическое и учебно – лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды

Лупа

Компас

Микроскоп

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения

  • Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых

Коллекции плодов и семян растений

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру, 3 кл. Учебник Клепининой

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. При закачке таблица  "ломается"...

Рабочая программа по технологии 3 класс (к учебнику Роговцевой Н.И.) ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...