Урок окружающего мира по теме: "Лес и человек"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Грицаенко Екатерина Ивановна

 

Урок окружающего мира по теме: "Лес и человек"Урок окружающего мира по теме: "Лес и человек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_po_teme.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Грицаенко Екатерина Ивановна

учитель начальных классов МБОУ лицей

имени дважды Героя Социалистического труда

В.Ф.Резникова

ст. Каневской Краснодарского края

Урок окружающего мира по теме: "Лес и человек"

Цель урока - привести знания детей в систему, расширить и углубить их.

Задача урока - усвоить понятия:

1. Заповедник.

2. Егерь.

3. Лесничий.

4. Туесок .

Вопросы:

1. Лес - краса и защита Земли.

2. Лес - человеку.

3. Охрана лесов.

Оборудование:

1. Картины, фото, д/фильмы, к/фильмы по наличию.

2. Аудиозаписи "Голоса птиц".

Ход урока:

1. Опрос домашнего задания по теме: "Животные леса".

2. Тема "Лес и человек" - постановка задач урока.

2

I. Лес - краса и защита Земли.

Кто из вас, дети, любит бывать в лесу? Почему?

Работа с учебником - чтение стр.38-40 .

Слушание записи "голоса птиц леса" - 3 мин.

Чтение отрывка о лесах Паустовского и др.

Рассказ.  Кроме прекрасного места отдыха лес играет огромную роль в защите почв и рек. Если около рек, ручьев, озер растет лес, в нем хорошо задерживается снег, который весной медленно  тает, питая реку, под кронами деревьев земля не пересыхает и влага постоянно сочится в реки, ручьи, озера.

Около леса держится много насекомых - а это пища для рыб, птиц, лягушек, змей. Лес - это пища и укрытие для зверей и птиц. Там, где растут леса, нет места оврагам, а овраги, засаженные и обсаженные по краям лесом, перестают расти.

Итог:

Лес - надежный щит почвы от развевания ее ветром.

Лес- краса Земли, он защищает ее от разрушения, сберегает влагу для природных водоемов (рек, озер, болот).

Лес - это дом для зверей и корм для рыб и насекомых.

Лес связывает живую и неживую природу.

II. Лес - человеку.

Беседа-рассказ.   Назовите, дети, деревянные предметы, находящиеся в классе, дома. На улице, реке (лодки), железной дороге (шпалы). (Пол, мебель, рамы, двери, заборы, крыши, лодки, мосты, шпалы).

Где еще применяют дерево? (Дрова, веники, хозяйственные постройки).

Раньше на Руси все делали из дерева: дома, укрепления, сараи и бани, колодцы, лодки, корабли, оружие (луки, копья, стрелы, щиты), мебель.

Хорошие мастера были на Руси, они, кроме прочего, могли из дерева "сплести кружева". Фото  - украшения домов. Дерево сопровождало

3

русского человека от рождения (деревянные колыбели) до самой смерти .

Из дерева делали деревянную посуду, гребешки,  инструменты (грабли, сохи, рубанки, плуги, бороны), телеги и сани, иконы и обувь (лапти из коры), бочки.

Из березовой коры делали бидончики-туески для сбора ягод и хранения воды, меда и т.д. Вода в туесках и деревянных бочках долго не портится и остается холодной.

На деревянных кораблях русские мореходы и охотники выходили в моря и океаны.

Из дерева делали музыкальные инструменты (балалайки, дудки, рожки) игрушки, шкатулки.

Фото. На Руси были построены прекрасные часовни  и храмы (церкви) - целиком из дерева, без единого гвоздя.

Сотни лет на Руси строили дома из стволов деревьев (бревен). Бревна связывали "в лапу" - фото . На фотографии хорошо виден угол связки бревен " в лапу".

Эти дома были теплыми, сухими, стояли долго, до 100 и более лет.

Часто мастера работали нехитрыми инструментами: топором, ножом, стругом и долотом. К сожалению, многое за последние годы утеряно, но и то, что сохранилось, вызывает восхищение иностранных туристов.

"Лес - богатство народа" - старая русская пословица.

Лес, кроме древесины, дает человеку лекарственные травы и цветы. (Липовый цвет, корень жень-шень - 1 кг - стоит автомобиля), грибы, ягоды, орехи, мясо животных.

В лесах добываются отличная пушнина, меха (соболя, чернобурых лис, белки, куницы, горностая). Эти меха высоко ценятся на мировых рынках. Издавна на Руси из шкур зверей шили теплые шубы: волчьи, россомашьи, медвежьи, бобровые, беличьи, собольи. Мясо диких зверей и птиц всегда высоко ценилось, т.к. оно полезней мяса домашних животных  - (дикие едят более разнообразную пищу).

Особенно вкусно мясо лесных птиц - рябчика, глухаря, тетерева.

Диких животных добывают не только ради мяса, шкур и меха.

Например, из неокрепших рогов пятнистых оленей - пант - делают редкое лекарство - пантокрин. Рога с одного оленя стоят многие тысячи рублей. Мускусная железа  кабарги идет в парфюмерную промышленность - из нее делают вещество, которое добавляют в духи.

На севере и в лесах Сибири, где долгая и холодная зима, люди издавна на охоте и дома часто ели сырое мясо (но не всегда), печень, сердце животных, пили сырую кровь.

Это не дикость - так люди спасались от цинги - страшной болезни, вызываемой отсутствием витаминов.

4

Лучшая рыба на Земле водится в лесных реках (в них больше пищи, и она более разнообразна), кроме знакомых рыб, назовем вам вряд ли известных: лосось, нельма, мускун, хариус, жерех, белуга и др.

Лес дает нам бумагу, картон, канифоль , шелк ацетатный (парашюты).

Лес лечит нервную систему человека, дает материал для строительства, лекарства.

Лес - лучшее место отдыха и лучшая больница.

III. Охрана лесов

Много лет люди нещадно эксплуатировали леса. Лесов на Земле больше половины уже уничтожено. У нас в России лесов еще много, но они быстро уничтожаются.

Работа по тексту - чтение стр.41.

Беседа по вопросам на стр.42 и обсуждение мероприятий связанных с охраной  лесов:

- посадка молодого леса взамен вырубленного,

- сохранение кустарников - это места гнездования птиц,

- учреждение лесов - заповедников, где запрещается всякая деятельность человека и под охраной находится все: растения и животные (из  заповедных лесов можно брать растения и животных для расселения );

- редкие растения и животные, исчезающие с Земли, занесены в "Красную книгу" и охраняются законом,

- во время отдыха необходимо бережно относиться к лесу, убирать за собой мусор.

Помните: брошенные банки и стекло могут поранить диких животных. Стекляшки, банки и бутылки в лесу очень опасны - лучи солнца, проходя через них, могут сфокусироваться, как через увеличительное стекло, и поджечь сухие листья, траву - а это лесной пожар, который уничтожает в лесах тысячи кустарников и деревьев, погубит животных и их детенышей. Ликвидировать лесные пожары трудно - в леса не проходит техника. На тушение пожаров приходится привлекать парашютистов - пожарных, но что они могут без техники? Бывает, что ветер заносит парашютистов в огонь и они погибают.

Леса охраняют, лечат и берегут лесничие: они следят за правильностью вырубки, за соблюдением сроков и правил охоты, ведут заготовку кормов для диких животных на трудное время года для подкормки. В заповедных лесах такую работу ведут  егери.

5

Итог:

Леса требуют  разумного хозяйского использования, нуждаются в охране редких растений и животных.

 

Закрепление материала по задачам урока.

 

Домашнее задание:

Подготовить сообщение об одном из растений или животных, занесенных в "Красную книгу",  рабочая тетрадь стр.28-30.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Строение тела человека"

В презентации  "Строение тела человека" учащиеся знакомятся с внешним и внутренним строением тела человека....

Урок окружающего мира по теме: "Лес и человек. Охрана леса".

Целью данного урока является:  обогатить знания детей о лесе, его значении для нашей планеты, животных, и человека. Воспитывать у ребят чувство гражданской ответственности за сохранение природной...

Конспект урока окружающего мира по теме "Лес и человек" 4 класс

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей,  проверку знаний и умений, работа над новой темой, гимнастику, проблемную ситуацию. закрепление, подведение итогов, выст...

Урок окружающего мира по теме «Береги природу, человек!» 1 класс.

: обобщить знания детей о живой и неживой природе; формировать представления о характере взаимодействия человека и природы; развивать умение детей работать в группах; воспитывать любовь к природе, бер...

Урок окружащего мира по теме: Как узнать человека? ( Школа 2100)

Урок окружающего мира по теме: "Как узнать человека", для 4 классов по программе Школа 2100.Урок выполнен в соотвестсвии с требованиям ФГОСа, а также использование интерактивной доски  и что явля...

Конспект урока окружающего мира по теме "Дыхательная система человека" 3 класс

Данный урок направлен на формирование знаний  учащихся об органах дыхания и их функциях,  представлений о правильном механизме дыхания человека....