Конспект урока окружающего мира по теме "Дыхательная система человека" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Данный урок направлен на формирование знаний учащихся об органах дыхания и их функциях, представлений о правильном механизме дыхания человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_uroku_okr_mir.ppt | 1.93 МБ |
konspekt.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Носовая полость Трахея Бронхи Лёгкие
Проверь 1 – А 2 - В 3 – Б 4 - В
Нет ошибок – закрась ошибка – закрась и более ошибок- закрась
Предварительный просмотр:
Борзенкова Олеся Сергеевна
Цель урока: сформировать знания учащихся об органах дыхания и их функциях, дать представление о правильном механизме дыхания человека.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить со строением органов дыхания в связи с их функциями .
Развивающие: продолжить формирование информационной грамотности учащихся , формировать умения выдвигать гипотезы, логически мыслить, самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, развивать монологическую речь.
Воспитательные: создать условия для приобретения устойчивой мотивации ведения здорового образа жизни.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Применять знания о своём организме в жизни.
Регулятивные УУД
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Коммуникативные УУД
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга и подарите своему однокласснику улыбку.
Актуализация и создание проблемной ситуации.
Без пищи человек может прожить около месяца, без воды - трое суток. А без чего человек не может прожить и нескольких минут. (Дети высказывают свои предположения)
Проведём опыт. Задержите дыхание. Эти песочные часы показывают минуту.
Вывод : человек не может обойтись без воздуха.
- Дети моего класса хотят поинтересоваться у вас. (Просмотр видео)
Выявление места и причины затруднения.
Зафиксировать на доске вопрос: Почему у человека не возникает желания подышать?
Дети высказывают свои предположения.
- Почему вы не можете однозначно ответить на этот вопрос? (Не хватает знаний)
Отправимся в этот мир знаний.
Формулирование темы и целей урока.
- Сформулируйте тему урока. ( Дыхательная система)
- Какие цели перед нами стоят? ( 1. Узнать, какие органы входят в дыхательную систему. 2. Строение этих органов и их функции. 3. Зачем мы дышим.)
Реализация выхода из проблемной ситуации.
- Что такое дыхание? Как бы вы ответили на этот вопрос?
-Продолжите фразу: в процессе питания в организм человека поступает ........, во время дыхания - ....... .
- Знаете ли вы какие органы человека участвуют в дыхании?
- Откройте учебник на странице 144 и проверьте правильность своих высказываний. Перечислите органы дыхания.
Работа в группах.
- У каждой группы на столах конверт с заданием. Откройте его. Ознакомившись с информацией о каком-либо органе дыхательной системы, вам необходимо рассказать о строении и функциях этого органа.
1 группа. Носовая полость.
Полость носа – это настоящий лабиринт со множеством ответвлений, закоулков и узких проходов. Такое извилистое строение носа придает струе воздуха вихревое движение. Через стенки носа проходят многочисленные кровеносные сосуды. Протекающая по ним горячая кровь быстро согревает холодный воздух, поэтому даже морозным днем воздух в легкие поступает уже согретым.
В носовой полости есть волоски, которые работают как воздушный фильтр. Они задерживают пыль, пыльцу растений и другие вредные вещества. Носовая полость покрыта слизистой оболочкой, которая постоянно увлажняет воздух.
Нос воспринимает разные запахи. А это очень важно.
2 группа. Трахея.
Трахея - это жёсткая ребристая трубка. Её длина от 11 до 15 сантиметров. Трахея состоит из хрящевых колец. Изнутри трахея покрыта слизью с ресничками. Они как фильтр удерживают вредные вещества. Трахея проводит воздух в бронхи.
3 группа. Бронхи.
Трахея ветвится на два бронха - левый и правый. Бронхи - это жёсткие ребристые трубки. бронхи состоят из хрящевых колец. Изнутри бронхи покрыты слизью с ресничками. Они как фильтр удерживают вредные вещества. Бронхи проводят воздух в лёгкие. В лёгких бронхи многократно ветвятся.
4 группа. Лёгкие.
Лёгкие - это парный орган (их два). Лёгкие похожи на две розовые губки. Лёгкие состоят из множества маленьких пузырьков - альвеол. Альвеолы размером с булавочную головку. Альвеолы покрыты кровеносными сосудами. Оба лёгких не одинаковы. Левое меньше правого. В лёгких происходит газообмен.
Группы представляют свои работы.
1группа.
- Почему важно согревание воздуха?
-Как ещё можно вдохнуть воздух?
-Как правильно вдыхать воздух: ртом или носом? Почему?
- Так ли важна функция восприятия запахов?
2 группа.
Учитель показывает детям кусок трубки, по внешнему виду схожий с трахеей. Предлагает прощупать трахею в передней части шеи.
- Трахея устроена очень хитро. Вспомните поговорку "Когда я ем, я глух и нем". Дело в том, что в гортани пересекаются пути дыхательной и пищеварительной системы. Но ведь пища должна попасть в пищевод, а воздух - в дыхательные пути. Чтобы воздух и пища двигались в нужном им направлении, а не смешивались, природа создала уникальный механизм-клапан (надгортанник). Как только в рот попадает пища, клапан закрывает трахею. Но если вы вздумаете кричать, говорить или хохотать, то клапан может вовремя не закрыться, пища попадёт в трахею. А это опасно.
3 группа.
Бронхиальное дерево.
4 группа.
Учитель показывает булавочную головку.
- Такого размера альвиолы. Их 300 миллионов. Если их развернуть, то их поверхность покроет половину футбольного поля.
- Почему левое лёгкое меньше правого?
- Итак, какие органы составляют дыхательную систему человека?
- Каковы общие функции носовой полости, трахеи и бронхов?
- Какова функция лёгких?
Посмотрим на слово газообмен с точки зрения русского языка.
Опыт. Поджигаются две свечи. Затем они накрываются банками. В одну банку предварительно необходимо сделать несколько выдохов.
- Какая свеча быстрее потухла и почему?
В альвиолах лёгких происходит обмен газами.
Интересно, что новорождённый ребёнок делает 60 вдохов в минуту, а взрослый примерно 16 вдохов.
Проведём эксперимент. Подсчитаем количество вдохов в минуту в спокойном состоянии и после выполнения 15 приседаний.
- Почему количество вдохов увеличилось? Сделайте вывод.
Замечено, что человек дышит часто и при волнении, стрессе.
Существует специальная дыхательная гимнастика.
1 упражнение.
Подняться на носки - вдох носом, опуститься - выдох ртом.
Выполняя упр. следует настраивать себя так:
- вдыхаем все хорошее (радость, здоровье, хорошее настроение)
- выдыхаем все плохое (злость, зависть, гнев)
2 упражнение
- на счет 1-4 - глубоко вдохнуть носом (рука на диафрагме),
- на счет 5 - задержать дыхание,
- на счет 5-10 - плавно выдохнуть через рот.
Эти упражнения помогут тебе, когда ты чем-то расстроен, или тревожишься.
Рефлексия учебной деятельности.
- Вернёмся к вопросу в начале урока. Почему у человека не возникает желания подышать? (Дыхание - это непрерывный процесс. В организме человека нет запаса кислорода)
Тест с самопроверкой.
- Что нового узнали на уроке? Продолжите фразы
Я узнал.....
Я теперь знаю ....
Мне показалось интересным .....
- А как мы это узнали?
- Ребята, спасибо за урок. На память хочу подарить вам воздушные шары. Надувая их, вы натренируете свои лёгкие и не будете болеть простудными заболеваниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"
В данной папке находится конспект урока и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....
Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....
Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)
На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...
Конспект урока окружающего мира "Учение на Руси", 3 класс
Конспект урока окружающего мира составлен по учебнику О.Т. Поглазовой (УМК "Гармония", 3 класс) с использованием презентации, позволяет наглядно и в доступной форме рассказать детям о возникновении уч...
Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".
Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....
Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс
.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...
Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....