Окружающий мир, 2 класс, урок-поиск "Мой город".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Тихомирова Елена Ивановна

На уроке обучающиеся закрепляют знания по теме:"Города России", знакомятся с историей родного города и его памятниками. В процессе групповой работы решаются вопросы экологии, овладения способами существования в городе, решение конкретных городских проблем. Дополнительно к уроку есть презентации№1, №2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_okr._mir.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13» г. Ржева

                      Урок – поиск « Это мой город!»

                         Окружающий мир 2 класс

                                                                               

                                                                                     Подготовила:

                                                                                    учитель  начальных классов

Тихомирова Елена Ивановна

                                                       

2 класс.   Окружающий мир. Учитель  :  Тихомирова Е.И., МАОУ «СОШ №13» г.Ржев

Урок – поиск « Это мой город!»

Цели:

Образовательные: проверить знания:

  о  названии региона, символике города,   достопримечательностях  и    памятниках;

  продолжить формирование умений:  описывать исторические события,

  находить,   обобщать    информацию и выделять главное,   связно излагать свою точку   зрения;                                    

Воспитательные: продолжить формирование  воспитания гражданственности,   патриотизма,  уважительного отношения к  истории своего города,  к своей малой  Родине,  бережного отношения к памяти о героическом прошлом и уважения к   людям, прославившим наш город;

Развивающие: продолжить  формирование речи, логического мышления, навыков  монологической речи;

                                                   Планируемый результат.

Предметные умения: знать, понимать,  уметь различать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

                                                                    УУД

Личностные: формирование личного ( эмоционального) отношения к малой родине.

Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт.

Коммуникативные: совершенствование умений работать в группе, овладение способами существования в городе.

Оборудование и дидактический материал: презентация, гербы, таблички с датами основания и названия городов, план урока, задания по группам, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

                                                           

                                                                   Ход урока.

  1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ.  ( слайд 1)

Пожелаем гостям интересного урока. А вам, ребята, успехов в усвоении знаний.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

( на доске пословица)   « ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА».

- Что написано на доске?

- Кто объяснит смысл? Что значит своя сторона? ( Место где ты родился.)

-Как  оно называется? ( Малая родина)

( на доске)     1147г

                       1703г

                       1216г

- Что это за даты? ( Основания городов.)

- Каких?

« Летописец» прикрепляет таблички: САНКТ- ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА, РЖЕВ.

Посмотрите, что лежит на ваших столах. ( гербы) Подберите к названию герб города.

  1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

- О каких городах мы уже вели речь на уроках?

- Кто догадался, какая тема урока? ( Это мой город.)  ( слайд 2)

- Предположите о чём мы будем говорить? Составьте план урока.

( на доске план урока)

  1. История.
  2. Наше время.
  3. Проблемы нашего города.

         IY.   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. ИСТОРИЯ.

- Первый пункт плана – история.

- Сегодня мы снова работаем по группам, в каждой группе есть исследователи, аналитики, иллюстраторы.

- Встаньте, пожалуйста, кто получил задание заранее. Это наши исследователи. Они расскажут нам об истории Ржева.

( Сообщение детей и показ слайдов.)

( слайды 3,4)

  1. Много  городов стоит  на берегах реки Волги. Но Ржев  был  первым волжским городом.

 О  нём упоминается  в летописи в  1216( тысяча двести шестнадцатом) году. Тогда он входил в состав Смоленского княжества. Первым ржевским князем был Мстислав Мстиславович Удалой.

( слайд 5)

2.  Ржев занимал большую территорию  и удобное положение. Многие хотели владеть городом.   Ржевский   кремль  был  мощным укреплением.    Соборную гору , на которой стояла крепость, с одной стороны  омывали воды Волги и Холынки, а с другой  был прорыт ров, который,  тоже наполнялся водой.  В 16 веке деревянная крепость уже имела 6 башен с воротами

 и 14 башен глухих.

( слайд 6)

3.  В Большой Советской энциклопедии  есть глава, посвящённая ржевитянину:

 « Волосков Терентий Иванович ( 1729 – 1806) , русский изобретатель.  Жил и работал  во Ржеве .

Волосков  построил большие часы, которые показывали не только минуты и часы, но и дни, различные праздники, фазы Луны, движение Солнца по знакам Зодиака.   Волосков изготовлял   астрономические приборы. Большой  вклад он  сделал  в отечественное производство красок. Терентий Иванович был избран первым городским главой.

( слайд 7)

4.С самого основания Ржев был крупным  торговым центром. Ржевитяне поставляли товары в Англию, Францию, Польшу, за шведский рубеж.  Это были хлеб, соль,  рыба, сало, кожи, меха. Ярмарки в Ржеве собирали тысячи людей. Купечество составляло значительную часть населения города.

( слайды 8.9)

5. Александр Сеславин родился в селе Есимове Ржевского уезда Тверской губернии.В 1812( тысяча восемьсот двенадцатом)  году ,во  время войны  с французами,  стал партизаном.  Возглавил эскадрон  гусарского полка. Не раз был ранен.  Имел много наград. Его похоронили  на холме у места впадения в Волгу реки Сишки.

( слайды 10, 11)

6.  14 октября 1941 года началась оккупация Ржева немецкими войсками. Те, кто остался в Ржеве, жили в голоде и холоде,  под постоянными обстрелами и бомбёжками.  В городе тайно  работала подпольная комсомольская организация, руководимая А.П.Телешевым. Ржевские подпольщики добывали документы и оружие, устраивали диверсии, распространяли листовки.

В марте 1942г года молодые патриоты были арестованы, а 31 марта А.Телешева, В.Новоженова, А.Белякова  казнили. Остальных участников сопротивления расстреляли. Их именами названы улицы города.

( слайды 12, 13)

7.  Ржевская битва в 1941 – 1943гг годах получила название « Ржевская мясорубка». Красная Армия провела здесь четыре наступательных операции. Судьба столицы во многом зависела от мужества и героизма участников Ржевской битвы. После долгих и кровопролитных сражений Ржев был освобождён.

 ПЕРВЫЙ ПАМЯТНИК В ЧЕСТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ ГОРОДА Ржева был открыт в марте 1944г. Он был поставлен на деньги, собранные жителями города.

(Слайд 14)

8.  Ржев был превращён немцами  в груду развалин. Уцелевших домов осталось совсем мало. Иностранные журналисты, были здесь весной

1943 года. Они  заявили ,  что Ржев не восстановить и за 100 лет и его лучше строить на новом месте.  Но ржевитяне не согласились с иностранными советчиками.  Через семь лет  последний ржевитянин покинул землянку.

( слайды 15, 16)

9.   В 1978 году Ржев был награждён орденом Отечественной войны 1 степени.

  8 октября 2007 года  нашему городу было присвоено звание « Город ВОИНСКОЙ СЛАВЫ».

Наши близкие воевали и восстанавливали Ржев.  Мы вечно будем помнить и чтить их память. В первом классе мы начали работать над  проектом  « Они сражались за Родину».   Наши материалы  постоянно пополняются новой информацией.

      - Какая информация была для вас новой?

- Какие чувства испытали? ( гордость, уважение, боль, страх что может повториться..)

- Давайте отдохнём.

( сообщение ученика)

Журавль всегда возвращается весной в родные края, строит своё гнёздо рядом с жилищем человека.  Это пример любви и верности родному дому.

     ФИЗМИНУТКА.  Жура- жура- журавель!  Облетал он сто земель.

                             Облетал, обходил, крылья, ноги натрудил.

                             Мы спросили журавля: « Где же лучшая земля?»

                             Отвечал он , пролетая: « Лучше нет родного края!»

2. НАШЕ ВРЕМЯ.

- А какой же наш город сегодня? ( сообщение ученика) ( слайды 17, 18, 19)

Давно отгремели бои. Отстроили Ржев. Красивый , зелёный стоит он по обеим берегам Волги.  Но наша память будет возвращаться к военным событиям. Об этом в нашем городе напоминают памятники войны. Давайте вспомним их. ( слайд 20)

- Перейдем ко 2 пункту нашего плана.( Показ слайдов памятников комментирование.)

1) первый памятник в честь освобождения г. Ржева  ( слайд 21)

2) стела на месте казни ржевских подпольщиков( слайд 22)

3) обелиск героям В.О.в.( слайд 23)

4) памятник- пушка ( слайд 24)

5) памятник – танк  ( слайд 25)

6) памятник- паровоз  ( слайд 26)

7) военная техника у краеведческого музея  ( слайд 27)

8) братская могила на Смоленском кладбище ( слайд 28)

9) братская могила Курган ( слайд 29)

10) новое советское мемориальное кладбище ( слайд 30)

11) стела « Город  ВОИНСКОЙ Славы» ( слайд 31)

- Сколько лет скоро будет Ржеву? В каком году? ( 800лет,  в 2016 г)

Обобщение: Красив наш город, но есть у нас проблемы. Поговорим о них.

3.НАШИ ПРОБЛЕМЫ.

 ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. ГРУППОВАЯ РАБОТА ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ.

3.1   Каждая группа получает задание. ( напечатано на листках). Время для обсуждения  2 мин,    для выступления не более 3 минут.

- Встаньте, пожалуйста, аналитики.  После обсуждения вы будете зачитывать задание и отвечать.

Задание для 1 группы:

Назовите экологические проблемы нашего города. Зарисуйте их схематично.

Задание для 2 группы:

Предложите идеи, как можно сделать наш город более чистым своими силами.

Я  буду…

Я не  буду…

  Задание для 3 группы:

Как вы конкретно помогаете справляться с проблемами города, участвуя в Движении

 « Добрые дети Мира»? Придумайте призыв к жителям города.

                   3.1       Обсуждение в группах.  ( « Ладошки»)

  1.       Заслушивание и подведение итогов.

 ( 1 группа- транспорт, загрязнение воздуха, отходы.)

( 2 группа – самим следить за порядком, выбирать более экологичный  вид транспорта,

Постараться свести кол-во отходов к минимуму, больше сажать зелени, деревьев, не мусорить)

( 3 группа – рассказ о Движении « Добрые дети Мира». Мы стараемся делать наш город чище не на словах, а на деле..)

    - Вы сейчас сказали как  нам жить дальше.

Y.  ИТОГ  УРОКА.

 Давайте подведём итог нашего урока. Кто сможет кратко сделать вывод по  плану.

 ( выслушиваются ответы учеников)

- Город замечателен своей историей, а проблемы мы поможем  решить, если будем хорошо учиться.

- Молодцы, ребята, хорошо потрудились. Много интересных и нужных идей высказали. Это нам обязательно пригодится. ( слайд 32)

д/з  1 группа: нарисовать плакат « Проблемы нашего города», 2 группа: записать все свои идеи и предложения, 3 группа: написать заметку в нашу стенгазету» Сделаем наш город чище!».

P.S.  ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ.  

Природные фильтры очистки воздуха.  

Чаще всего в городе сажают тополя, во –первых, они прекрасно очищают городской воздух, во – вторых, они выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья.

Один тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 4 сосны , 7 елей. Более активно « спасает»  нас от вредных веществ трава, поэтому газоны в школьном дворе не надо затаптывать, обязательно ухаживать за ними.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 2 класс "Путешествие по городу Здоровейску"

УМК "Школа России".Увлекательное путешествие в город Здоровейск, где ребята в игровой форме познакомятся с правилами личной гигиены....

Защита проекта по окружающему миру 3 класс "Экономика родного города"

После проведения большой работы по изучению экономики родного города. Мы подготовили защиту этого проекта и создали постер для защиты проекта, каждый ученик нашего класса. Это поможет нам в будущем за...

Урок по окружающему миру 2 класс. "Наши проекты. Города - герои России."

Урок по окружающему миру2 классТема: «Наши проекты. Города-герои России.»Учитель: Никульникова Раиса ВикторовнаГБОУ СОШ № 421 Тип урока: урок закрепления и обобщения.Цели:создать условия для поис...

Презентация к уроку ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 класс на тему "Город на Неве".

Презентация к уроку ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 класс на тему "Город на Неве" содержит иллюстративный материал....

Презентация к открытому уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Города России".

Дополнительный материал к открытому уроку во 2 классе по окружающему миру "ГОрода России"...

Презентация по окружающему миру на тему "Мой город" (4 класс)

В презентации об истории возникновения города, некоторых памятниках. Представлены старинные фотографии улиц города....