Урок окружающего мира в 3 классе "Улицы наших городов"
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Улицы наших городов.
Цель.
Используя краеведческий материал познакомить учащихся с историей названия улиц.
Задачи.
Воспитывать чувство патриотизма к Родине.
Приобщать детей к творческой исследовательской деятельности.
Развивать устную речь учащихся, память, мышление. Расширять кругозор, углублять словарный запас.
Технологии: образовательная,здоровьесберегающая,компьютерная,информационно-коммуникативная,игровая.
Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал для творческого задания, презентация, справочный краеведческий материал , компьютер, мультимедийный проектор..
Ход урока.
І. Организационный момент. ( Проверка готовности к уроку)
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
-Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
ІІ. Определение темы и постановка целей урока.
-Тема нашего урока « Улицы наших городов» (Слайд 1)
- Скоро наступят летние каникулы. Каким образом вы можете отдохнуть с пользой для здоровья?
- Сегодня мы узнаем еще об одном способе отдыха. Для этого давайте отгадаем шифровку. (Слайд 2)
- Что вы знаете о туризме? Кто такие туристы?
(Туризм - путешествие по странам и городам с целью увидеть памятники старины природу, красивые места.)
- Путешествуя, туристы не только узнают много интересного, но и укрепляют свое здоровье. Как? (Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, а находясь в пути туристы много двигаются.)
- Каким видом транспорта могут пользоваться туристы? (Автомобиль, поезд, теплоход, лошадь, лыжи, пешком, велосипед, мотоцикл)
- Какие из них являются наиболее полезными для здоровья?
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в туристическую поездку. Но путешествовать мы будем по необычному городу , который носит название Беседа.
ІІІ. Работа по теме урока.
-Посмотрите на карту любого города ,что вы на ней увидели? (Слайд 3)
Обозначены дороги, парки. сады и улицы. Подумайте, что из перечисленного появилось первым в городе?
-Люди не могли строить дома только в одном месте, это тесно. Действительно, если наши предки находили пригодное место для жилья, то сначала его подготавливали для застройки, а потом лишь решали , кто где будет строиться и жить.
-Так появлялись первые улицы.
-Принято говорить, что улица это «лицо» города. (Слайд 4)
-А что такое улица? (Ответы детей )
Отдельным детям учитель давала задание: узнать в толковых словарях значение слова «улица».
-Улица - это специально выделенная территория, предназначенная для
движения транспорта и пешеходов.
2 ученик.
- Улица включает двухполосную (не всегда) проезжую часть, обочины и
кюветы. А еще улицу можно определить, как пространство между двумя
рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода.
3 ученик.
- Улица — обычно два ряда домов и пространство между ними для
передвижения. Улица может не иметь специального покрытия (пространство
между зданиями представляет собой просто участок земли), а может быть покрыта каким-либо прочным материалом. В разные времена для этого использовали дерево, кирпич, камень, щебень. В современном мире самым популярным покрытием является асфальт. Одним из отличий улиц от дорог улицы является наличие тротуаров.( Слайд 5.)
ІҮ. Физкультминутка.
По дорожке( 2раза)
Скачем мы на правой ножке
А по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке
Все по улице пройдём,
В класс тихонечко зайдём.
Ү. Работа по теме урока.
а) Чтение статьи по учебнику стр.76.
-Как выглядела улица в старину?
- Почему стали делать мостовые?
б) Продолжение беседы по теме.
- Появились слова проспект, переулок, тупик, площадь, бульвар.
Проспект – прямая, широкая, большая улица в городе. (Слайд 6)
- Какой проспект тянется вдоль левого берега Невы в нашем районе? (проспект Обуховской Обороны)
Переулок – это поперечная улица. Первые переулки были короткими и узкими, служили для связи улиц. Сейчас переулки шире иных улиц. (Слайд 7)
Тупик – это улица, упирающаяся в какое-нибудь строение, не имеющая сквозного проезда или прохода (Слайд 8)
Площадь – незастроенное большое и ровное место, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы. (Слайд 9)
-Назовите главную площадь нашего города. (Дворцовая)
Бульвар – широкая аллея на городской улице. (Слайд 10)
- Какое название носит бульвар в нашем районе? (бульвар Красных зорь)
в) О чём могут рассказать названия улиц?
-Мало кто из жителей города знает, откуда пошли те или иные названия улиц, может с точностью указать их нахождение, особенно, улиц, появившихся относительно недавно. Приезжие же порой тратят немало времени для нахождения адреса. Возникает проблема: что необходимо предпринять, чтобы жители города , приезжие могли лучше узнать город и легко в нём ориентироваться.
-Расселялись люди по роду своих занятий.
( На столах лежат карточки с названиями улиц)
г) Выделение названий улиц в первую группу.
- Какими ремеслами владели наши предки в отличие от современных профессий?
(предположительные ответы детей).
При затруднении выясняем род занятий людей.
-В хозяйстве всегда нужна посуда, делали её из глины мастера-гончары; значит, возможно название улицы - Гончарная; чтобы всегда были наготове лопаты, кирки, хорошо подкован конь, или у хозяйки острые ножи, нужен человек, который умеет делать эти предметы - кузнец. Улица Кузнечная
Выделяем первую группу названия улиц. На доску вывешивается название группы.
Ремёсла и профессии
- Аптекарская
- Кожевенная…
-А какая улица проходит мимо школы? (Ткачей) (Слайд 11)
-Улицу Ткачей назвали так потому, что она расположена вблизи текстильных предприятий, а также в связи с тем, что на ней стоит так называемая «Максвельская казарма». Здесь жили ткачи Максвельской фабрики (ныне фабрика «Рабочий»), которая явилась арестовывать
Об этом историческом событии рассказывает мемориальная доска, возобновлена в 1959 г. на доме № 3 по ул. Ткачей.
Отбор карточек.
- У вас на столах лежат карточки с названиями улиц. Выберите из всех карточек те, на которых написаны названия улиц, относящиеся к данной группе.
д) Выделение названий улиц во вторую группу.
Вторая группа: Природа в названиях. ( Вывешивается на доске)
- Часто название улицы может “выдать” тайну своего имени. Почему улицы могли быть названы Речными, Цветочными, Горными? (Ответы детей)
-В нашем городе есть Моховая улица. Эта улица именуется так вовсе не потому, что она. когда-то была покрыта мхом, а в результате звукового изменения ее первоначального названия — Хамовая улица. Название «Хамовая» связано со старинными словами «хамовник», «хамовный». В прошлом они употреблялись со значением «ткач», «полотнянщик»,«скатертник»; «хамовное» дело — ткацкое ремесло. (Слайд 12)
Отбор карточек .
е) Третья группа. «Имена знаменитых людей в названиях. Улицы героев.»
На доску вывешивается название группы “Поэты и писатели”.Дети называют фамилии поэтов и писателей.
Отбор карточек.
.Улицы, носящие имена героев.
. - Улицы могут носить на себе “отпечаток” тех времён , которые были очень значимы для страны. Обсудите в парах, почему стали появляться памятники воинам, по всей стране зажглись Вечные Огни…
- Речь идёт о Великой Отечественной войне, которая началась 22 июня 1941года и закончилась 9 мая 1945 года.
На доску вывешивается название группы. « Улицы героев» (Слайд 13)
- Эти улицы есть и в нашем городе. На одной из них стоит наша 340 школа. Чьё это имя?
• Берггольц (русская писательница. Лирические произведения о героической обороне Ленинграда.)
• Говорова (выдающегося советского военачальника связаны блестящие военные операции Ленинградского фронта, в результате которых в январе 1943 года было прорвано кольцо блокады, и через год, в январе 1944 года)
• солдата Корзуна (ь артиллериста, Героя Советского Союза гвардии рядового Андрея Григорьевича Корзуна, погибшего при обороне Ленинграда.)
• Маринеско (30 января 1945 года его подлодка пустила на дно германский суперлайнер, на борту которого находились свыше пяти тысяч солдат и офицеров.)
-Улицы, названные в честь людей, которые внесли вклад в развитие науки.
• Пинегина (10 ноября 1985 года ей присвоили имя полярного исследователя Николая Васильевича Пинегина (1883–1940).
-.Есть герои и послевоенного времени. Их имена – в названиях улиц.
• Гагарина
ж) Четвёртая группа. «Дела минувших дней» (улицы, названные в честь исторических событий и великих политических деятелей).
Отбор карточек.
• Советская
• Ленинский проспект
З) Пятая группа. « Пути-дороги»
▪ Московская
• Тульская
• Киевская
-Как произошли названия этих улиц? Подумайте. ( в честь названий городов, сёл, деревень)
-Итак, мы выделили несколько групп, на которые можно разбить названия улиц. Каждое название имеет смысл и отмечает какой-либо исторический факт.
(Слайд 14) -Но среди всех названий есть улицы-рекордсмены. Самыми популярными оказались названия улиц, связанные с природой. Лидер – улица Лесная. Таких в нашей стране 158 штук. Следующие по популярности природные топонимы – улицы Садовая, Полевая, Парковая и Зеленая.
ҮІ. Физкультминутка.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
ҮІІ. Работа с пословицами по группам.
Задание: составить из слов на карточках пословицу и объяснить её смысл.
Улица не двор: всем простор. ( Много места , свободно)
Будет и на нашей улице праздник (Придет и к нам удача, осуществятся надежды, все изменится к лучшему. Говорят, когда в трудное время невезения, не- счастий верят в торжество справедливости.)
На своей улице и собака — тигр. ( Родина и свой край ближе всего человеку)
В доме - лев, на улице - кошка. ( Человек ведёт себя по-разному. Дома один ,а на улице совсем другой)
ҮІІІ. Творческое задание.
-А теперь нас ждёт увлекательная игра: мы представим себя в роли архитекторов нашего города Беседа, создадим макеты улицы. Вы будете работать в группах. Каждая команда (их четыре) выполняет макет своей улицы будущего и даёт ей название.
-Выйди на улицу! Ты увидишь здесь самые разные здания, машины, фонари и многое другое.. Архитектор размещает, проектирует здания, дизайнер украшает улицы клумбами, рассаживает деревья, формирует скверы и бульвары.. Надо придумать, где расположить дорожки, поставить фонтаны, построить дома. Где зажгутся на улицах фонари .
-Давайте и мы составим план нашей работы. Как будут выглядеть улицы? (На столах приготовлены заготовки для макета: лист зелёной бумаги – участок земли, параллелепипеды из бумаги – будущие дома, макеты деревьев, клумб, фонтанов,машин.
Задание: создать макет улицы и дать ей название.
а) Практическая работа:
б) Обсуждение. После выполнения работы от каждой команды выходит представитель и рассказывает о проекте своей команды.
ІX. Рефлексия. Подведение итогов.
- Наше путешествие по городу Беседа заканчивается. Что нового вы узнали об улицах?
- Как появляются названия улиц?
- Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке и я думаю у вас прекрасное настроение. Если это так , то на листочках нарисуйте солнышко, если нет- то нарисуйте тучку и покажите мне и друг другу. (Слайд 15)
ІX. Домашнее задание.
1)Пройти по улицам и записать , какие названия вам встретятся .Почему они так названы?
2) Прочитать статью в учебнике стр.77
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. Тема: «Москва – главный город нашей страны» (Начальная школа 21 век)
данный урок разработан и проведён по учебнику «Окружающий мир» (авторы Н.Ф.Виноградова), входящему в состав учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века».Форма проведения урока – урок путеш...
Урок окружающего мира во 2 классе "Город на Неве"
Технологическая карта урока по окружающему миру "Город на Неве" 2 класс...
Урок окружающего мира по теме "Древнерусский город в XIII веке"
Технологическая карта урока....
Урок окружающего мира во 2 классе "Город и село"
На уроке учащиеся заполняют таблицу, сравнивая город и село. На занятии закрепляется произношение звука [c`], проходит работа над развитием слухового внимания....
Конспект урока окружающего мира на тему "Наше отношение к миру"
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о человеке, как части природы.Тип урока: Комбинированный.Оборудование: УМК «Школа России»; раздаточный материал....
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Город на Неве». УМК "Школа России"
Тема:Город на НевеЦели деятельности учителя:формирование представления о Санкт-Петербурге; ознакомление с достопримечательностями города на Неве; формирование представления об истории памятника в Санк...