рабочие программы 2 класс по системе Занкова ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Пивоварова Наталья Васильевна

рабочие программы 2 класс по системе Занкова ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass.doc486.25 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса  разработана на основе Феде рального государственного образовательно го стандарта начального общего образова ния, Концепции духовно-нравственного раз вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально го общего образования, а также авторской программы Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебником (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011).

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

2. Общая характеристика учебного предмета

 В Федеральных государственных образо вательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рас сматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, геогра фии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и по следний предмет в школе, рисующий широ кую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разрабо танные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозмож но воспитание у детей младшего школь ного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, со действуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат восприни мать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Стержнем курса является логика истори ческого развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаи мопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогаща ются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добы тыми человеком на каждом этапе его исто рического развития.

Реализовать такое содержание может ин тегрированный курс, основу содержания ко торого составляют «Естествознание» (Чело век и природа) и «Обществознание» (Чело век и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание яв лений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) слу жит упорядочиванию того широкого и раз нообразного содержания, которое характе ризует интегрированный курс.

Понять, почему в результате историчес кого развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без есте ственно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредствен ного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приоб щение его к ценностям гражданского обще ства, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания эко логической культуры, заботливого отноше ния к природе.

Организация активной учебной деятель ности школьников является главным усло вием освоения предлагаемой ниже програм мы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Толь ко собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изу чаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возмож ности курса.

Учебный курс «Окружающий мир» приз ван решать в системе общего развития уча щихся следующие задачи:

- формировать широкую целостную кар тину мира с опорой на современные науч ные достижения;

- на основе предметных знаний и уме ний подвести учеников к осознанию при чинно-следственных связей между приро дой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающе го мира, его противоречивости;

- в ходе решения первых двух задач раз вивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышле ние, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного пове дения в мире природы и людей, норм здо-ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипоте зу, классифицировать, сравнивать, обоб щать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с карта ми, таблицами, схемами; добывать инфор мацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать уст ную и письменную речь;

- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением инфор мации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств лич ности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Решению поставленных задач способ ствует особое структурирование содержа ния, что нашло выражение в данной прог рамме.

От 1 к 4 классу прослеживаются следую щие взаимозависимости. Начальные предс тавления о Космосе служат базой для пони мания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развива ется история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение чело века из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

Этот подход к развитию содержания со храняется во 2 классе, в котором на пер вый план выступает неживая и живая при рода. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Ознакомление со строением Зем ли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса об разования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и раз витие живых организмов, то есть биосферы.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследова тельскую деятельность школьников, вклю чая в непосредственные наблюдения, опы ты, эксперименты, в непосредственное об щение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения це лого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движе ния содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осу ществляется на основе сочетания мироведе-ния и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целост ность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизи рует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рас сматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занко ва, все более и более густую сетку. Предме тами осмысления учеников становятся веч ное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и яв лений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из челове ческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к мест ным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообра зен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Посте пенно человек накапливал достаточно зна ний, чтобы отвечать на возникающие воп росы.

Взаимозависимость теоретического и эм пирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содер жании следующих линий: 1) история отк рытия и познания природы Земли; 2) раз витие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в истори ческую память народа.

Широкая содержательная область, кото рая представлена в учебниках «Окружа ющий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, соз давая условия для формирования универ сальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувствен ную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происхо дит в нашем общем доме.

Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как са мостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, ин дивидуальной) позволит к концу начально го обучения достичь тех результатов в фор мировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

        - Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

        - Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

        - Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

        - Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

        - Здоровый образ жизни в единстве состовляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

        - Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 3. Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане

        

На предмет «Окружающий мир» для 2 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 70 часов (2 часа в неделю; 35 учебных недель). Темы, попадающие на праздничные дни планируется изучать за счет объединения тем.

4. Результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школь ника на уровне положительно го отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- интерес к предметно-иссле довательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учите лей и товарищей;

- понимание причин успеха в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятель ности;

понимание нравственного содержания поступков окру жающих людей;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе ана лиза поступков одноклассни ков и собственных поступков;

- представление о своей граж данской идентичности в фор ме осознания «Я» как гражда нина России;

- представление о своей этни ческой принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окру жающего мира;

- ориентации на анализ соот ветствия результатов требо -ваниям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе задан ных критериев успешности учебной деятельности;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину и па ров;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклас сников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окру жающим миром.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учеб ную задачу;

учитывать выделенные учи телем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представлен ной   на   наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые кор рективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителя ми, товарищами, другими ли цами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные дейст вия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оцени вать свои действия при рабо те с наглядно-образным (ри сунками, картой), словесно-образным и словесно-логичес ким материалом при сотруд ничестве с учителем, одно классниками;

- в сотрудничестве с учите лем, классом находить не сколько вариантов решения учебной задачи;

- на основе результатов реше ния практических задач делать теоретические выводы о свой ствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность вы полнения действия и вносить необходимые коррективы в ис полнение в конце действия с наг лядно-образным материалом.

Познавательные:

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, сим волами, таблицами, диаграм мами, моделями, схемами, приведенными в учебной ли тературе;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возмож ное разнообразие способов ре шения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением сущест венных   и   несущественных признаков;

- смысловому  восприятию познавательного текста;

- анализировать объекты с вы делением существенных и не существенных признаков (в кол лективной организации дея тельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериа цию и классификацию изучен ных объектов по самостоя тельно выделенным основани ям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучае мом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объ ектов как по заданному при знаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под поня тия разного уровня обобщения (природа сделанное челове ком; природа живая - нежи вая; группы растений, группы животных);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и соб ственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

- строить небольшие сообще ния в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фик сацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

- проводить сравнение, сериа цию и классификацию изучен ных объектов по самостоя тельно выделенным основани ям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- понимать структуру пост роения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные рече вые средства в диалоге с учите лем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для парт нера высказывания;

- задавать вопросы, адекват ные данной ситуации, позво ляющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на пози цию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качест во, последовательность дей ствий, выполняемых партне ром, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно использовать средства устной речи для ре шения различных коммуника тивных задач;

- навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты:

Человек и природа

Обучающийся научится:

- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного матери ала); использовать их для объ яснения необходимости бе режного отношения к природе: сравнивать объекты приро ды на основе внешних призна ков или известных характер ных свойств;

- проводить несложные наб людения в природе и воспро изводить опыты в соответ ствии с инструкцией, исполь зуя простейшее лабораторное оборудование и измеритель ные приборы; соблюдать тех нику оезопасности;

- описывать на основе предло женного плана изученные объ екты и явления живой и нежи вой природы;

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

- ориентироваться на местнос ти относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основ ные стороны горизонта по компасу, по природным приме там;

- различать твердые, жидкие н газообразные вещества;

- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

- различать три состояния во ды; определять основные свой ства воды, ее значение для жи вых организмов и хозяйствен ной деятельности человека; объяснять причины кругово рота воды в природе;

- определять основные свой ства воздуха, его значение для растений, животных, человека;

- определять условия, необхо димые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);

- различать хвойные, цветко вые; дикорастущие и культур ные растения; съедобные и ядо витые грибы;

- определять условия, необхо димые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, пти цы, звери);

- приводить примеры предста вителей разных групп расте ний и животных;

- правилам ухода (полива, рыхления) за  комнатными растениями;

- строить простейшие кор мушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

- показывать на карте и гло бусе основные формы земной поверхности и водоемы;

- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цвет ковые растения;

- различать животных раз ных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие ся, птицы, млекопитающие).

Человек и общество

Обучающийся научится:

- понимать назначение орга нов чувств для познания окру жающего мира;

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведе ния в доме, на улице, в природ ной среде;

- соблюдать правила орга низации учебного труда дома и в школе, понимать роль учи теля;

- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, живот ным, грибам, бактериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания ок ружающего мира;

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюде ние, измерение, опыт, книги, Интернет;

- оценивать характер взаи моотношений людей в клас сном, школьном коллективах.

5. Содержание программы

2 класс (70 часов)

Общий взгляд на Землю (6 часов)

Человек и природа

Материки и океаны Земли. Россия - самое большое государство ми ра. Москва - столица. Россия - родина кос монавтики.

Практическая работа. Работа с физи ческой картой России и полушарий, глобу сом, с контурной картой полушарий.

Как изучают окружающий мир (10 часов)

Человек и общество

Органы чувств человека. Правила гигие ны. Что надо знать, чтобы сохранить орга ны чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.

Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Клас сный, школьный коллектив. Роль учителя.

Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Человек и природа

Вещества. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология - наука о взаимосвязях между живыми организма ми и окружающей средой.

Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определе ние свойств веществ, находящихся в твер дом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измере ние температуры тела, воздуха, воды, снега.

Космос и Земля (14 часов)

Человек и природа

Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Лу на - спутник Земли. Форма Земли. Враще ние Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи.

Область жизни на Земле.

Ориентирование по отношению к собст венному телу, Солнцу и местным призна кам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.

Представление о глобусе и географичес кой карте. Основные формы земной поверх ности (рельеф): равнина, горы, холмы, овра ги. Формы земной поверхности, свойствен ные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.

Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным при знакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление прими тивного компаса.

Наблюдения за высотой Солнца над го ризонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фаза ми Луны; за погодой.

Взаимодействие сил природы (22 часа)

Человек и природа

Влияние Солнца на сушу.

Тепловые пояса Земли и смена времен года. Причина смены времен года.

Вода. Вода на Земле. Водоемы естествен ные: океан, море, озеро, река, болото. Водо емы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Во да в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от при месей фильтрованием. Вода - одно из усло вий жизни на Земле. Вода в быту.

Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горе ния. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.

Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времен года.

Круговорот воды в природе. Представле ние о стихийных бедствиях на Земле. Сти хийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверх ности Земли под воздействием Солнца, во ды, ветра и деятельности человека.

Охрана суши, воды и воздуха от загряз нения вредными веществами.

Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение темпера туры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение нап равления ветра с помощью флюгера.

Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

Живая природа (18 часов)

Человек и природа

Царства живой природы: бактерии, гри бы, растения, животные. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. Представле ние о взаимосвязи живых организмов с не живой природой, о связях между разными представителями живой природы.

Растения, их разнообразие. Роль расте ний в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характерис тика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мха, папоротники, хвойные и цветковые расте ния. Деревья, кустарники, травы. Дикорас тущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды.

Животные, их разнообразие. Условия, не обходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Представление о груп пах животных: насекомые, рыбы, земновод ные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитаю щие (или насекомые, рыбы, птицы, звери); разнообразие животных. Особенности пита ния разных животных (хищные, раститель ноядные, всеядные). Размножение живот ных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Ди кие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отно шение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характе ристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными.

Сохранение редких растений, животных. Красная книга.

         Грибы - съедобные и ядовитые, их раз нообразие. Правила сбора грибов.

Бактерии, их роль в жизни живой при роды и человека. Гигиена тела и жилища.

Красота и разнообразие природы России.

Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; изучение особен ностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллек ций и гербариев; рассматривание и класси фикация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов.

Экскурсия в природу.


6. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

№ п.п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Содержание работы

Характеристика деятельности учащихся

Предметные результаты

План

Факт

I четверть

1. Общий взгляд на Землю(6 часов)

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач

1

01.09.2012

Наша Родина. Семья и труд. С. 3-7

1

Россия – самое большое государство мира. Москва – столица. Отличие человека от животных и от дрвних людей. Семья – самое близкое окружение человека. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота членов семьи друг о друге. Распределение домашних обязанностей.

Узнавание  государственной символики РФ и своего региона. Умение определять родственные связи в семье.

Находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками.

Обучающийся научится:

- узнавать  государственную символику РФ и своего региона;

- определять родственные связи в семье;

- находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками.

2

04.09.2012

Загадки Земли. Связь прошлого с настоящим.

С. 8-11

1

Что такое история. Исторические источники. Историческая карта. Счет лет в истории. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена. Картины быта, труда, традиций людей в прошлом.

Иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются. Различение прошлого, настоящего и будущего. Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.

Обучающийся научится:

- иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются;

- различать прошлое, настоящее и будущее;

- сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.

3

08.09.2012

Россия – родина космонавтики. С.12-14

1

Россия – родина космонавтики. Земля – планента.

Знать значение космонавтики для изучения Земли. Знакомство детей с правилами ведения тетради и работы с текстом.

Обучающийся научится:

- работать с текстом и рабочей тетрадью;

- понимать значение космонавтики для изучения Земли.

4

11.09.2012

Материки. Тепловые пояса. С. 14-17

1

Материки и океаны Земли. Материки, их расположение на карте, названия. Глобус – как модель Земли.

Знать о своеобразии расположения материков; понятие материк.

Работа с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.

Обучающийся научится:

- определять своеобразное расположение материков;

- работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.

5

15.09.2012

Мировой океан.

С. 17-20

1

Материки и океаны Земли. Материки, их расположение на карте, названия. Глобус – как модель Земли.

Работа с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.

Обучающийся научится:

- определять своеобразное расположение материков;

- работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.

6

18.09.2012

Северный Ледовитый океан. С. 20-24

1

Материки и океаны Земли.  Понятия «океан», «море», «озеро». Моря Северного Ледовитого океана.

Различать понятия «океан», «море», «озеро», «река». Уметь показывать на карте или глобусе различные водоемы. Знать моря Северного Ледовитого океана. Работа с рабочей тетрадью.

Обучающийся научится:

- различать понятия «океан», «море», «озеро», «река»;

- показывать на карте или глобусе различные водоемы;

- называть моря Северного Ледовитого океана;

- работать с рабочей тетрадью.

2. Как изучают окружающий мир (10часов)

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понимания чувств одноклассников, учителя;

- интереса к познанию окружающего мира;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- учитывать другое мнение и позицию.

7

22.09.2012

Сто наук. Органы чувств человека. С. 25-27

1

Органы чувств человека. Личная гигиена школьника. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на водоемах в разное время года. Профессии людей.

Понимание назначения органов чувств для познания окружающего мира.

Выполнение правил личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.

Использование на практике основных правил познания окружающего мира

Обсуждение правил здорового образа жизни.

Обучающийся научится:

- понимать назначения органов чувств для познания окружающего мира.

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира

8

25.09.2012

Органы чувств человека. Зрение и слух. С. 28-29

1

Органы чувств человека. Личная гигиена школьника. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на водоемах в разное время года. Профессии людей.

Понимание назначения органов чувств для познания окружающего мира.

Выполнение правил личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.

Использование на практике основных правил познания окружающего мира

Обучающийся научится:

- понимать назначения органов чувств для познания окружающего мира.

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира

9

29.092012

Органы чувств человека. Обоняние и вкус, осязание. С. 29-32

1

Органы чувств человека. Личная гигиена школьника. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на водоемах в разное время года. Профессии людей.

Понимание назначения органов чувств для познания окружающего мира.

Выполнение правил личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.

Использование на практике основных правил познания окружающего мира

Обучающийся научится:

- понимать назначения органов чувств для познания окружающего мира.

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира

10

02.10.2012

Язык науки. С. 33-35

1

Способы познания окружающего мира: наблюдения, рассуждения, выводы. Источник информации об окружающем мире – справочник, энциклопедия.

Работа с рисунком учебника. Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт, сопоставление

научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.

11

06.10.2012

Наблюдения, рассуждения, выводы. С. 35-39

1

Способы познания окружающего мира: наблюдения, рассуждения, выводы. Источник информации об окружающем мире – справочник, энциклопедия.

Работа с рисунком учебника. Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт, сопоставление

научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы. Проведение научного опыта. Формулирование выводов на основе наблюдений. Сравнение своих предположений с данными справочников или энциклопедии. Изучение правил обращения с газовыми и электрическими приборами.

Знание телефонов экстренной помощи

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.

12

09.10.2012

Инструменты и приборы. С. 40-43

1

Изучение инструментов и приборов (флюгер, термометр). Температура воздуха. Правила измерения температуры тела человека

Соблюдение правил безопасности при работе с инструментами и приборами. Работа с рисунком учебника. Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт, сопоставление

научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы. Измерять температуру тела, вес и рост человека.

Измерять температуру воздуха с помощью термометра.

Обучающийся научится:

- соблюдать правила безопасности при работе с инструментами и приборами;

- работать с рисунком учебника;

- формулировать выводы из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт, сопоставление

научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы;

- измерять температуру тела, вес и рост человека;

- измерять температуру воздуха с помощью термометра.

13

13.10.2013

Книги и другие средства информации. С. 43-47

1

Важное значение средств массовой информации в нашей общей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники и правила работы с ними. Общение с помощью средств связи и информации. Ответственность СМИ перед обществом.

Понимание различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет.

Определение особенностей и возможностей разных средств массовой информации. Практическая работа с дополнительными источниками информации для освоения правил их использования.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.

14

16.10.2012

Тела и вещества. Свойства веществ.

С. 47-52

1

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Свойства веществ.

Приводить примеры веществ, описывать их.

Характеризовать свойства веществ. Определение из каких веществ состоят предметы. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств веществ.

Обучающийся научится:

- приводить примеры веществ, описывать их;

- характеризовать свойства веществ;

- определять из каких веществ состоят предметы.

15

20.10.2012

Человек и природа.

С. 52-54

1

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.

Практическая работа по освоению правил поведения, способствующих сохранению природы. Характеризовать влияние человека на природу. Оценивать личную роль в охране природы.

Обучающийся научится:

- правилам поведения, способствующим сохранению природы.

- характеризовать влияние человека на природу;

- оценивать личную роль в охране природы.

16

23.10.2012

Проверочная работа по теме «Общий взгляд на землю»

1

Проверка ЗУН

Выполнение заданий по пройденному материалу

II четверть

3. Космос (4 часа)

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач

17

27.10.2012

Главные особенности космоса. Звезда по имени Солнце. С. 55-60

1

Главные особенности космоса. Наука астрономия. Звезда по имени Солнце. Солнечная система. Знакомство со звездным небом. Наука астрономия.

Работа с рисунками в учебнике. Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт (что можно увидеть

на небе днем, а что ночью?), сопоставление

научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы. Группировка

объектов природы. Приведение сведений из

дополнительных источников информации

(о Луне, Солнце). Моделирование ситуации «Что произойдет на Земле,

если исчезнет Солнце»

Обучающийся научится:

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.

18

30.10.2012

Планеты. Звезды и созвездия. С.60-64

1

Планеты Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Созвездия. Полярная звезда. Солнце—источник света и тепла(общее представление о влиянии на земную жизнь). Общая характеристика условий жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода. Земля-планета. Как найти полярную звезду. Путь указывают звезды.

Зарисовка Солнечной системы. Изучение карты звездного неба в конце учебника. Определение связи названий созвездий с объектами окружающего мира. Определение созвездия своего дня рождения. Отыскание на карте Полярной звезды. Составление макета Вселенной, распределяя

расположение космических тел.

Обучающийся научится:

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.

19

13.11.2012

Луна – спутник Земли.

С. 64-67

1

Солнечная система. Отличия планет. Космическое тело, близкое к земле. Лунный календарь. Хитрость Колумба.

Объяснение причин явлений (относительность восприятия величины предметов в зависимости от расстояния). Зарисовки фаз Луны. Определение понятий год, месяц, сутки.

Обучающийся научится:

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.

20

17.11.2012

Не верь глазам своим.

С. 67-68

1

Нарисуй отгадки. Найди правильный ответ. Реши кроссворд.

Описание значения Солнца для планеты Земля.

Обучающийся научится:

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.

4. Планета Земля (10 часов)

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- навыкам взаимоконтроля;

- учитывать другое мнение и позицию.

21

20.11.2012

Наш общий дом.

С. 69-70

1

Понятия: литосфера, гидросфера, атмосфера.   Строение земли.

Представление о строении Земли и географической оболочке как области жизни, в которой взаимодействуют живая и неживая природа, человек и человеческое общество.

Представление о строении Земли и географической оболочке как области жизни, в которой взаимодействуют живая и неживая природа, человек и человеческое общество.

22

24.11.2012

Горизонт. С. 71-74

1

Горизонт. Стороны горизонта. Линия горизонта. Компас и правила пользования им.

Определение понятия «горизонт». Работа с рисунком учебника. Работа с текстом о форме Земли.

Обучающийся научится:

- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.

23

27.11.2012

Строение Земли.

С. 74-77

1

Строение земли. Биосфера.  Сфера разумной жизни.

Изучение внутреннего строения Земли, оболочек Земли и их взаимодействия.

Обучающийся научится:

- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.

24

01.12.2012

Ориентирование. Стороны горизонта.

С. 77-80

1

Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.

Определение положения человека на местности. Определение сторон горизонта на карте.

Обучающийся научится:

- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.

25

04.12.2012

Компас. С. 80-82

1

Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.

Изучение компаса и его характеристик. Знакомство с правилами пользования компасом. Опредление сторон света при помощи компаса.

Обучающийся научится:

- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.

26

08.12.2012

Народные приметы ориентирования.

С. 82-83

1

Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам

Наблюдение за природой, определение сторон света по народным приметам.

Обучающийся научится:

- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.

27

11.12.2012

Глобус и географическая карта. С. 84-86

1

Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Земная ось. Экватор. Полушария. Полярный круг.

Расширение и систематизация знаний о глобусе и карте. Определение по карте и глобусу экватора, полушария, полярного круга.

Обучающийся научится:

- работать с глобусом и географической картой;

- показывать экватор, полушария, полярного круга на глобусе и карте.

28

15.12.2012

Рельеф Земли. 87-89

1

Равнины, горы, холмы, овраги (узнавание в природе и на рисунке).

Знать понятие «резьеф». Умение читать карту. Определение гор и равнин. Умение определять деталей рельефа (глубины и высоты).

Обучающийся научится:

- описывать рельеф местности;

- описывать детали рельефа (глубину и высоту).

29

18.12.2012

Ландшафт. С. 90-91

1

Оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).

Определение понятия «ландшафт». Отгадывание географических загадок. Умение отличать рельеф от ландшафта.

Обучающийся научится:

- различать рельеф и ландшафт;

- оценивать воздействие человека на природу.

30

22.12.2012

Планета Земля

1

Обобщение понимания зависимости между деятельностью человека и состоянием природы.

Работа в группах и индивидуально.

5. Взаимодействие сил природы (22 часа)

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;        

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- смысловому восприятию познавательного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

31

25.12.2012

Тепловые пояса Земли.

С. 92-94

1

Влияние Солнца на сушу. Тепловые пояса.

Знакомство с основами астрономии и географии. Определение влияния Солнца на сушу. Называние линий, ограничивающих тепловые пояса. Построение схемы падения солнечных лучей. Определение зависимости растительности местности от тепла и влаги.

Обучающийся научится:

- определять влияние Солнца на сушу, тепловые пояса;

- определять зависимость наличия тепловых поясов от формы Земли, т.е. различия в ее нагревании.

32

29.12.2012

Смена времен года.

С. 94-98

1

Особенности времён года (на основе наблюдений). Дни весеннего и осеннего равноденствия, день зимнего солнцестояния.

Заполнение таблицы сезонов и длительности дня и ночи на основании прочитанного текста. Опредеение месяцев каждого сезона.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

III четверть

33

12.01.2013

Смена времен года.

С. 94-98

1

Особенности времён года (на основе наблюдений). Дни весеннего и осеннего равноденствия, день зимнего солнцестояния.

Заполнение таблицы сезонов и длительности дня и ночи на основании прочитанного текста. Опредеение месяцев каждого сезона.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

34

15.01.2013

Особенности Земли как планеты. С. 98-99

1

Первичное знакомство с веществами.

Определение причины смены времен года.

Обучающийся научится:

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.

35

19.01.2013

Суша под Солнцем.

С. 99-101

1

Первичное знакомство с веществами. Изменение рельефа местности под воздействием Солнца, воды и воздуха.

Определение основных форм рельефа.

Обучающийся научится:

- определять основные формы рельефа;

- определять разницу в нагревании воды, воздуха, суши и их свойств при нагревания.

36

22.01.2013

Внутренние силы Земли. С. 102-104

1

Огненное кольцо Тихого океана. Землетрясения. Вулкан. Стихийные бедствия.

Определение понятий «вулкан», «землетрясение». Правила поведения при стихийных бедствиях.

Обучающийся научится:

- давать определение понятию «вулкан», «землетрясение»; определять от чего они происходят.

37

26.01.2013

Воды Земли. Вода: её значение и свойства. Тепло и вода. С. 3-7

1

Вода. Легко определяемые свойства воды: цвет, вкус, прозрачность, текучесть. Форма воды. Общие свойства для всех жидкостей. Свойство горячей воды медленно отдавать тепло. Водоёмы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоёмы искусственные—пруд, водохранилище, канал.

Определение водоемов на карте. Составление таблицы: природные и искусственные водоемы Земли. Составление таблицы «Свойства воды в разных состояниях». Определение общих свойств для всех жидкостей.

Обучающийся научится:

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

- определять три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе.

38

29.01.2013

Воды Земли. Три состояния воды. С. 7-10

1

Опыт «Переход воды из одного состояния в другое». Испарение.

Определять состояния веществ в природе. Опыты о состоянии воды.

Обучающийся научится:

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

- определять три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе.

39

02.02.2013

Воды Земли. Что такое снег. С. 10-13

1

Вода. Три состояния воды. Свойства и внешний вид снега.

Зарисовка снежинок. Практическая работа «Какое вещество, кроме снега, находится в банке?». Рассуждения о значении снега для животных и растений.

Обучающийся научится:

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

- определять три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе.

40

05.02.2013

Воды Земли. Почему лед плавает. Что такое айсберг.  С.13-18

1

Свойства воды. Свойства воды при замерзании. Полезен ли лед зимой.

Определение свойств веществ при нагревании. Опыты с водой. Определение понятия «айсберг». Рассуждения на тему «Зачем в водоемах проруби?»

Обучающийся научится:

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

- определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе.

41

09.02.2013

Воды Земли. Почему лед плавает. Что такое айсберг. Закрепление

1

Свойства воды. Свойства воды при замерзании. Полезен ли лед зимой.

Определение свойств веществ при нагревании. Опыты с водой. Определение понятия «айсберг». Рассуждения на тему «Зачем в водоемах проруби?»

Обучающийся научится:

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

- определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе.

42

12.02.2013

Воды Земли. Вода – растворитель. С. 18-20

1

Очистка воды от примесей фильтрованием. Охрана водоёмов.

Работа в группах. Определение опытным путем свойства воды – растворять. Фильтрование воды с помощью бумажной салфетки.

Обучающийся научится:

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества.

43

16.02.2013

Воды Земли. Подземные воды.

С. 21-23

1

Образование пещер. Родники. Минеральные источники. Гейзеры.

Определение понятия «гейзер». Использование горячей подземной земли. Определение свойств воды важных для живых организмов.

Обучающийся научится:

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества.

44

19.02.2013

Воздух. Состав воздуха.

С. 24-26

1

Воздух – смесь газообразных веществ. Значение воздуха для живой природы. Отличие воздуха в городе и в лесу.

Описание значения воздуха для живой природы. Рассуждения о различном воздухе в городе и в лесу.

Обучающийся научится:

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека.

45

23.02.2013

Воздух. Свойства воздуха.

С. 26-29

1

Значение воздуха на Земле. Свойства воздуха. Сжимаемость и упругость, проводимость звука.

Заполнение таблицы «Свойства воздуха». Проведение опыта с мячом для определения свойств воздуха – сжимаемость и упругость.

Обучающийся научится:

- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;

- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека.

46

26.02.2013

Движение воздуха. Ветры. Грозные ветры С. 30-35

1

Как образуются ветры. Различия температур. Профессии людей, которым необходимо знать напрвление ветра. Грозные ветры. Стихийные бедствия от ветра.

Зарисовки схемы возникновения ветра днем и ночью. Определение нужен ли ветер людям.

Обучающийся научится:

- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;

- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека.

47

02.03.2013

Круговорот воды в природе. С. 35-38

1

Воздействие Солнца на воды океанов, морей, рек, озер. Взаимодействие воздуха и нагретой воды. Схема маршрута воды при ее круговороте в природе

Наблюдения за водой в природе. Зарисовка схемы маршрута воды при ее круговороте в природе.

Обучающийся научится:

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

- объяснять причины круговорота воды в природе.

48

05.03.2013

Круговорот «отравленной воды». Вода, ветер и рельеф.

С. 38-39

1

Круговорот загрязненной воды. Свалки мусора и их влияние на водоемы. Природные явления.

Устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Рассказ о природных явлениях.

Обучающийся научится:

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

- объяснять причины круговорота воды в природе.

49

09.03.2013

Человек и неживая природа. С.40-41

1

Использование человеком объектов неживой природы. Дисскусия о неживой природе.

Обсуждение темы «Человек и неживая природа»

Обучающийся научится:

- понимать связь человека с неживой природой

50

12.03.2013

Обобщение по теме «Взаимодействие сил природы»

1

Охрана суши, воды, воздуха от загрязнения вредными веществами.

Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

51

16.03.2013

Контрольная работа по теме «Взаимодействие сил природы»

1

Проверка знаний, умений, навыков

Выполнение заданий по пройденному материалу

52

19.03.2013

Анализ контрольной работы

1

Исправление ошибок в контрольной работе. Подведение итогов по пройденной теме.

Осознание причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах.

IV четверть

6. Живая природа (18 часов)

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России

- ориетация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- самостоятельно адексатно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- смысловому восприятию познавательного текста.

- устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений;

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных).

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

53

02.04.2013

Жизнь – особенность нашей планеты. С. 42-44

1

Многообразие растений и их роль в жизни человека. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Признаки живых организмов. Условия необходимые для появления жизни на Земле

Представление о многообразии живой природы и условиях жизни.

Обучающийся научится:

- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);

- приводить примеры представителей разных групп растений;

54

06.04.2013

Расстения. Группы растений. С. 45-47

1

Растения: разнообразие, внешнее строение, условия жизни.

Понимание сходства и различие между деревьями, кустарниками и травами. Зарисовка растения по частям.

Обучающийся научится:

- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);

- приводить примеры представителей разных групп растений;

55

09.04.2013

Водоросли, лишайники, мхи, папоротники.

С. 47-52

1

Растения, их разнообразие.

Знание особенностей растений: водорослей, лишайников, мхов, папоротников

Обучающийся научится:

- узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, лишайники.

56

13.04.2013

Хвойные и цветковые растения. С. 52-57

1

Растения: разнообразие, внешнее строение, условия жизни (наблюдения в окружающей местности, сравнения).

Нахождение сходства и различия хвойных и цветковых растений, определение изменений, происходящих с растениями в течение года. Распределение на группы нарисованных в учебнике растений. Выяснение зачем растению цветок. Соотнесене растения с их плодами. Заполнение таблицы о наличии или отсутствии у растения того или иного органа.

Обучающийся научится:

- различать хвойные, цветковые растения;

- узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;

57

16.04.2013

Дикорастущие и культурные растения.

С. 57-60

1

Сравнение дикорастущих и культурных растений. Связь живой и неживой природы.

Составление таблицы культурных растений и места их выращивания. Игра «Угадай название фрукта»

Обучающийся научится:

- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала);

- использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- различать дикорастущие и культурные растения;

58

20.04.2013

Условия для прорастания семян и роста растений. Растения, которые мы едим. С. 60-66

1

Исследование условий для пророста и роста растений.

Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.

Определение опытным путем условий, необходимых для пророста и роста растений.

Знание овощей, представленных на рисунке в учебнике, и их съедобные части. Определение растений: корнеплоды, зерновые культуры, овощи и фрукты.

Обучающийся научится:

- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;

- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода)

59

23.04.2013

Условия для прорастания семян и роста растений. Растения, которые мы едим. Закрепление

1

Исследование условий для пророста и роста растений.

Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.

Определение опытным путем условий, необходимых для пророста и роста растений.

Знание овощей, представленных на рисунке в учебнике, и их съедобные части. Определение растений: корнеплоды, зерновые культуры, овощи и фрукты.

Обучающийся научится:

- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;

- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода)

60

27.04.2013

Растения-путешественники.

С. 67-69

1

История появления культурных растений в России.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Комнатные растения и уход за ними. Растения в Красной книге.

Выявление растений, прибывших в Россию из других стран, и история их появления. Уход за комнатными растениями в классе. Умение называть комнатные растения в классе и дома.

Обучающийся научится:

- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями.

61

30.04.2013

Грибы. С. 70-73

1

Съедобные и несъдобные грибы. Разнообразие грибов.

Понимание значения грибов для человека. Определение деревьев около которых растут грибы. Знание взаимосвязи растений и грибов, грибов и животных. Наблюдение за хлебной плесенью и условия для ее появления.

Обучающийся научится:

- различать съедобные и ядовитые грибы;

62

04.05.2013

Животные. Взаимосвязь растительного и животного мира. С. 73-74

1

Животные: разнообразие. Взаимосвязи растений и животных (общее представлений). Классы животных: моллюски, насекомые, паукообразные.

Представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных.

Обучающийся научится:

- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

 

63

07.05.2013

Группы животных.

С. 75-83

1

Разнообразие групп животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, пресмыкающиеся (рептилии), земноводные, птицы, млекопитающие (звери). Признаки строения животных в группах. Значение насекомых в природе.

Определение по рисункам насекомых и паукообразных. Описание внешнего строения животных, их сравнение. Распределение животных по группам.

Обучающийся научится:

- животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);

- приводить примеры представителей разных групп животных

64

11.05.2013

Группы животных.

Закрепление

1

Разнообразие групп животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, пресмыкающиеся (рептилии), земноводные, птицы, млекопитающие (звери). Признаки строения животных в группах. Значение насекомых в природе.

Определение по рисункам насекомых и паукообразных. Описание внешнего строения животных, их сравнение. Распределение животных по группам.

Обучающийся научится:

- животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);

- приводить примеры представителей разных групп животных

65

14.05.2013

Особенности размножения разных групп животных. Животные и среда их обитания. С. 84- 88

1

Способы размножения животных разных групп. Условия необходимые для разных групп животных.

Работа со схемой размножения животных в учебнике. Определение среды обитания для различных групп животных, их приспособление к месту обитания.

Обучающийся научится:

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы.

66

18.05.2013

Питание животных.

С. 89-91

1

Особенности питания разных животных. Травоядные и хищники, всеядные. Работа с рисунком. Сходство и различие животных. Цепь питания. Питание птиц.

Работа с рисунком в учебнике. Деление животных на группы и определение их названий. Составление цепи питания.

Обучающийся научится:

- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

 

67

21.05.2013

Дикие и домашние животные. С. 92-95

1

Дикие и домашние животные (различие). Человек и животные: понимание животных для жизни человека. Охрана животного мира.

Правила поведения с домашними животными. Работа с текстом учебника. Обсуждение текста.Соотнесение животных с подходящими понятиями.

Обучающийся научится:

- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери)

68

25.05.2013

Бактерии. С. 96-97

1

Бактерии и их роль в жизни живой природы и человека.  Размеры и среда обитания.

Работа с текстом учебника.

Обучающийся научится:

- определять бактерии и их роль в жизни живой природы и человека; их размеры и среду обитания

69

28.00.2013

Викторина по теме  «Живая природа»

1

Обощение по теме «Живая природа»

Викторина

70

31.05.2013

Гигиена. С. 98-100

1

Гигиена тела и жилища.

Правила гигиены.  Первая помощь при ссадинах и порезах.

Обучающийся научится:

- соблюдать правила гигиены


7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета

 «Окружающий мир»

1. Работа по данному курсу обеспечива ется УМК, а также дополнительной ли тературой:

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружа ющий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Изда тельский дом «Федоров».

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окру жающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом -«Федоров».

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методи ческие рекомендации к курсу «Окружаю щий мир», 1-2 класс. - Самара: Издатель ство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Программы начального общего образования система Л. В. Занкова: Издательский дом Федоров 2011год.

2. Специфическое сопровождение (обо рудование)

Наглядные пособия:

- натуральные: гербарии, чучела, коллек ции минералов и горных пород, скелет че ловека, скелет любого млекопитающего;

- изобразительные:

- муляжи плодов, животных и отдель ных органов человека;

- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем орга нов, внешнего и внутреннего строения чело века, значения полезных ископаемых;

- физический глобус Земли, компас, тел лурий, муляжи;

- атлас для начальных классов;

- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта при родных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;

- рисунки, слайды, диафильмы;

            - самодельные наглядные пособия;

8. Планируемые результаты

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 2 года обучения

Знать:

  • Что такое вещество и тело Что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли;
  • Названия материков и частей света, океанов;
  • Что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;
  • Устройство компаса и правила пользования им;
  • Три состояния воды. Основные свойства воды и воздуха. Причины круговорота воды в природе;
  • Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии;
  • Условия, необходимые для жизни растений и животных;
  • Особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;
  • Правила поведения в природе и меры ее охраны.

Уметь:

  • Ориентироваться на местности относительно своего тела;
  • Определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
  • Показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;
  • Измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
  • Различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; диких и домашних животных;
  • Ухаживать за комнатными растениями, помогать животным в зимний период времени;
  • Выполнять правила личной гигиены.

Использовать приобретенные знания в и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья;
  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • поиска дополнительной информации о родном крае, стране, планете.

Данный план предусматривает формирование у учащихся следующих компетенций:

  • учебно-познавательной,
  • коммуникативной,
  • рефлексивной,
  • ценностно-смысловой.

9. Средства контроля

№п/п

Форма контроля

Тема

Источник

1

Проверочная работа

Общий взгляд на землю  Как изучают окружающий мир»

Контрольные и проверочные работы система Л. В.Занкова 2012год

2

Контрольная работа по теме «Взаимодействие сил природы»

 Взаимодействие сил природы

Контрольные и проверочные работы система Л. В.Занкова 2012год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы 2 класс по системе Занкова ФГОС

рабочая программа по математике 2 класс по системе Занкова ФГОС...

рабочие программы 2 класс по системе Занкова ФГОС

рабочая  программа по физкультуре 2 класс по системе Занкова ФГОС...

Рабочая программа по математике 2 класс. Развивающая система Занкова. ФГОС

Рабочая программа по математике разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания ...

Рабочая программа по математике 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по математике разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания ...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 2г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. З...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 3 г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. ...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния второго поколения, Ко...