Рабочая программа по математике 2 класс. Развивающая система Занкова. ФГОС
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы И.И. Аргинской, которая обеспечена учебником (И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина Математика: Учебник для 2 класса: В 2-х частях.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike.docx | 63.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -
Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры зам. директора по УВР Директор МБОУ-Гимназия
_________Халиуллина С.М. _________ Насибуллина Г.И. _________Камильянов Р.Ф.
«____»______________2013 г. «____»______________2013 г. «___»___________2013 г . протокол №________
Рабочая программа по математике
для 2 класса
на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по предмету «Математика» разработана на основе авторской программы Аргинской И.И. в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г.
Составитель Хузина С.А.,
учитель начальных классов
2013-2014 уч.год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы И.И. Аргинской, которая обеспечена учебником (И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина Математика: Учебник для 2 класса: В 2-х частях.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012).
Цель курса:
- Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
- Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
- Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Для достижения поставленных целей изучения математики в начальной школе необходимо решение следующих задач:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
- приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.
- Общая характеристика учебного предмета
Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.
Основным содержанием программы по математике в начальной школе является понятие натурального числа и действий с этими числами.
Внетабличное сложение и вычитание строится на выделении и осознании основных положений, лежащих в фундаменте алгоритма их выполнения: поразрядности выполнения каждой из этих операций и использования таблицы сложения для вычислений в каждом разряде.
Умножение рассматривается как действие, заменяющее сложение в случаях равенства слагаемых, а деление - как действие, обратное умножению, с помощью которого по значению произведения и одному множителю можно узнать другой множитель. Затем умножение и деление представляются и как действия, позволяющие увеличить или уменьшить число в несколько раз, а деление - как действие, с помощью которого можно узнать, во сколько раз одно число больше (меньше) другого. В связи с решением задач рассматриваются также случаи, приводящие к делению на равные части и к делению по содержанию.
В курсе математики изучаются основные свойства арифметических действий и их приложения:
- переместительное свойство сложения и умножения;
- сочетательное свойство сложения и умножения:
Применение этих свойств и их следствий позволяет составлять алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число и формировать навыки рациональных вычислений.
Знакомство с понятиями равенства, неравенства, выражения и активная работа с ними позволяют расширить объем этих понятий в последующих классах. Рассмотрение ситуаций, в которых неизвестен один из компонентов арифметического действия, приводит к появлению равенств с неизвестным числом - уравнений.
Текстовые задачи являются важным разделом в преподавании математики. Умение решать их базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода ее на язык математических отношений.
В ходе обучения в начальной школе учащимся предстоит решать задачи, содержащие отношения «больше на (в) ...», «меньше на (в) ...»; задачи, содержащие зависимости, характеризующие процессы: движения (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы); задачи на расчет стоимости (цена, количество, стоимость), задачи на нахождение периодов времени (начало, конец, продолжительность события); а также задачи на нахождение части целого и целого по его доле.
Значительное место в программе по математике для начальной школы занимает геометрический материал, что объясняется двумя основными причинами. Во-первых, работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для младшего школьника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более эффективной подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии.
Геометрические величины (длина, площадь, объем) изучаются на основе единого алгоритма, базирующегося на сравнении объектов и применении различных мерок.
На изучаемом математическом материале учащиеся устанавливают истинность или ложность утверждений. На простейших примерах учатся читать и дополнять таблицы, и диаграммы, кодировать информацию в знаково-символической форме, составлять краткие записи задач в виде графических и знаковых схем.
Таким образом, содержание курса математики построено с учетом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создает условия для организации учебно-исследовательской деятельности ребенка и способствует его личностному развитию.
- Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей и др.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека(памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет учащемуся совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
.
- Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
Продолжительность изучения математики во 2 классе – 34 учебных недель по 5 часов в неделю.
Курс изучения математики рассчитан на 170 часов.
количество часов в неделю – 5
количество часов в I четверти – 41;
количество часов во II четверти – 38;
количество часов в III четверти – 48;
количество часов в IV четверти – 41;
В авторскую программу изменения не внесены.
Темы, попадающие на праздничные дни, планируется изучать за счет объединения тем.
- Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
понимание роли математических действий в жизни человека;
- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
- понимание причин успеха в учебе;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
- первоначачьной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
- общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о значении математики для познания окружающего мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- выполнять действия в устной форме;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
- использовать рисуночные и символические варианты математической записи;
- кодировать информацию в зна-ково-символической форме;
- на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
- строить небольшие математические сообщения в устной форме (до 15 предложений);
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
- в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Учащийся получит возможность научиться:
- под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
- работать с дополнительными текстами и заданиями;
- соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
- моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
- устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
- строить рассуждения о математических явлениях;
- пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
- допускать существование различных точек зрения;
- стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
- использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
- корректно формулировать свою точку зрения;
- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
- контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.
- Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
- читать и записывать любое изученное число;
- определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду и устанавливать отношения между числами;
- группировать числа по указанному или самостоятельно установленному признаку;
- устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
- называть первые три разряда натуральных чисел;
- представлять двузначные и трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;
- дополнять запись числовых равенств и неравенств в соответствии с заданием;
- использовать единицу измерения массы (килограмм) и единицу вместимости (литр);
- использовать единицы измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и соотношения между ними: 60 мин = 1 ч, 24 ч = 1 сут., 7 сут. = 1 нед., 12 мес. = 1 год;
- определять массу с помощью весов и гирь;
- определять время суток по часам;
- решать несложные задачи на определение времени протекания действия.
Учащийся получит возможность научиться:
- классифицировать изученные числа по разным основаниям;
- записывать числа от 1 до 39 с использованием римской письменной нумерации;
- выбирать наиболее удобные единицы измерения величины для конкретного случая;
- понимать и использовать разные способы называния одного и того же момента времени.
Арифметические действия
Учащийся научится:
- складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик;
- использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;
- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;
- устанавливать порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней;
- находить значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия;
- использовать термины: уравнение, решение уравнения, корень уравнения;
- решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя различными способами.
Учащийся получит возможность научиться:
- выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени);
- использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и свойства вычитания для рационализации вычислений;
- применять переместительное свойство умножения для удобства вычислений;
- составлять уравнения по тексту, таблице, закономерности;
- проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
- выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое;
- дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи;
- выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;
- выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач, содержащих отношения «больше в ...», «меньше в ...», задач на расчет стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события);
- решать простые и составные (в 2 действия) задачи на выполнение четырех арифметических действий;
- составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению.
Учащийся получит возможность научиться:
- составлять задачи, обратные для данной простой задачи;
- находить способ решения составной задачи с помощью рассуждений от вопроса;
- проверять правильность предложенной краткой записи задачи (в 1-2 действия);
- выбирать правильное решение или правильный ответ задачи из предложенных (для задач в 1-2 действия).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
- чертить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными сторонами;
- определять вид треугольника по содержащимся в нем углам (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) или соотношению сторон треугольника (равносторонний, равнобедренный, разносторонний);
- сравнивать пространственные тела одного наименования (кубы, шары) по разным основаниям (цвет, размер, материал и т.д.).
Учащийся получит возможность научиться:
- распознавать цилиндр, конус, пирамиду и различные виды призм: треугольную, четырехугольную и т.д.
- использовать термины: грань, ребро, основание, вершина, высота;
- находить фигуры на поверхности пространственных тел и называть их.
Геометрические величины
Учащийся научится:
- находить длину ломаной и периметр произвольного многоугольника;
- использовать при решении задач формулы для нахождения периметра квадрата, прямоугольника;
- использовать единицы измерения длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и соотношения между ними: 10 мм = 1 см, 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м.
Учащийся получит возможность научиться:
- выбирать удобные единицы измерения длины, периметра для конкретных случаев.
Работа с информацией
Учащийся научится:
- заполнять простейшие таблицы по результатам выполне-ния практической работы, по рисунку;
- читать простейшие столбчатые и линейные диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:
- устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;
- понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;
- выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;
- выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм;
- строить простейшие высказывания с использованием логических связок «если ... то ...», «верно /неверно, что ...»;
- составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.
- Содержание программы
Числа и величины
Двузначные числа
Завершение изучения устной и письмен-нон нумерации двузначных чисел. Формирование представления о закономерностях образования количественных числительных, обозначающих многозначные числа.
Знакомство с понятием разряда. Разряд единиц и разряд десятков, их место в записи чисел.
Сравнение изученных чисел. Первое представление об алгоритме сравнения натуральных чисел.
Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Трехзначные числа
Образование новой единицы счета - сотни. Различные способы образования сотни при использовании разных единиц счета.
Счет сотнями в пределах трехзначных чисел. Чтение и запись сотен. Разряд сотен.
Чтение и запись трехзначных чисел. Устная и письменная нумерация изученных чисел.
Общий принцип образования количественных числительных на основе наблюдения за образованием названий двузначных и трехзначных чисел.
Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел.
Римская письменная нумерация
Знакомство с цифрами римской нумерации: I, V, X. Значения этих цифр.
Правила образования чисел при повторении одной и той же цифры, при различном расположении цифр.
Переход от записи числа арабскими цифрами к их записи римскими цифрами и обратно.
Сравнение римской письменной нумерации с десятичной позиционной системой записи. Выявление преимуществ позиционной системы.
Знакомство с алфавитными системами письменной нумерации (например, древнерусской).Сравнение такой системы с современной и римской системами нумерации.
Величины
Знакомство с понятием массы. Сравнение массы предметов без ее измерения.
Использование произвольных мерок для определения массы.
Общепринятая мера массы - килограмм.
Весы как прибор для измерения массы. Их разнообразие.
Понятие о вместимости. Установление вместимости с помощью произвольных мерок.
Общепринятая единица измерения вместимости - литр.
Понятие о времени. Происхождение таких единиц измерения времени, как сутки и год.
Единицы измерения времени - минута, час.
Соотношения: 1 сутки = 24 часа, 1 час = 60 минут.
Прибор для измерения времени - часы. Многообразие часов.
Различные способы называния одного и того же времени (например, 9 часов 15 минут, 15 минут десятого и четверть десятого, 7 часов вечера и 19 часов и т.д.).
Единица измерения времени - неделя.
Соотношение: 1 неделя = 7 суток.
Знакомство с календарем. Изменяющиеся единицы измерения времени - месяц, год.
Арифметические действия
Сложение и вычитание
Сочетательное свойство сложения и его использование при сложении двузначных чисел.
Знакомство со свойствами вычитания: вычитание числа из суммы, суммы из числа и суммы из суммы.
Сложение и вычитание двузначных чисел. Знакомство с основными положениями алгоритмов выполнения этих операций: поразрядность их выполнения, использование таблицы сложения при выполнении действий в любом разряде.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел: подробная запись этих операций, постепенное сокращение записи, выполнение действий столбиком.
Выделение и сравнение частных случаев сложения и вычитания двузначных чисел. Установление иерархии трудности этих случаев.
Изменение значений сумм и разностей при изменении одного или двух компонентов.
Умножение и деление
Понятие об умножении как действии, заменяющем сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (•).
Термины, связанные с действием умножения: произведение, значение произведения, множители. Смысловое содержание каждого множителя с точки зрения связи этого действия со сложением.
Составление таблицы умножения.
Переместительное свойство умножения и его использование для сокращения таблицы умножения.
Особые случаи умножения. Математический смысл умножения числа на единицу и на нуль.
Деление как действие, обратное; умножению. Знак деления (:).
Термины, связанные с действием деления: частное, значение частного, делимое, делитель.
Использование таблицы умножения для выполнения табличных случаев деления.
Особые случаи деления - деление на единицу и деление нуля на натуральное число. Невозможность деления на нуль.
Умножение и деление как операции увеличения и уменьшения числа в несколько раз.
Сложные выражения
Классификация выражений, содержащих более одного действия.
Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих более одного действия одной ступени.
Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней.
Элементы алгебры
Понятие об уравнении как особом виде равенств. Первое представление о решении уравнения. Корень уравнения.
Нахождение неизвестных компонентов действия (сложения, вычитания, умножения и деления) различными способами (подбором, движением по натуральному ряду, с помощью таблиц сложения и вычитания, на основе связи между действиями).
Знакомство с обобщенной буквенной записью изученных свойств действий.
Работа с текстовыми задачами
(в течение учебного года)
Отличительные признаки задачи.
Выявление обязательных компонентов задачи: условия и вопроса, данных и искомого (искомых). Установление связей между ними.
Преобразование текстов, не являющихся задачей, в задачу.
Знакомство с различными способами формулировки задач (взаимное расположение условия и вопроса, формулировка вопроса вопросительным или побудительным предложением).
Простые и составные задачи. Решение задач, содержащих отношения «больше в ...», «меньше в ...»; задач на расчет стоимости (цена, количество, стоимость); задач на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события). Преобразование составной задачи в простую и простой в составную с помощью изменения вопроса или условия.
Поиск способа решения задачи с помощью рассуждений от вопроса. Составление логических схем рассуждений.
Обратные задачи: понятие об обратных задачах, их сравнение, установление взаимосвязи между обратными задачами, составление задач, обратных данной. Зависимость между количеством данных задачи и количеством обратных к ней задач.
Краткая запись задачи: сокращение ее текста с точки зрения сохранения ее математического смысла.
Использование условных знаков в краткой записи задачи.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
Классификация треугольников по углам: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные.
Классификация треугольников по соотношению сторон: разносторонние, равнобедренные и равносторонние.
Многоугольники с равными сторонами.
Пространственные тела: цилиндр, конус, призма, пирамида. Установление сходств и различий между телами разных наименований и одного наименования.
Знакомство с терминами: грань, основание, ребро, вершина пространственного
тела.
Геометрические величины
Нахождение длины незамкнутой ломаной линии.
Понятие о периметре. Нахождение периметра произвольного многоугольника.
Нахождение периметров многоугольников с равными сторонами разными способами.
Работа с информацией
(в течение учебного года)
Получение информации о предметах по рисунку (масса, время, вместимость и т.д.), в ходе практической работы. Упорядочивание полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логической связки «если ... , то ...». Проверка истинности утверждений в форме «верно ли, что ... , верно/неверно, что ...».
Проверка правильности готового алгоритма.
Понимание и интепретация таблицы, схемы, столбчатой и линейной диаграммы.
Заполнение готовой таблицы (запись недостающих данных в ячейки). Самостоятельное составление простейшей таблицы на основе анализа данной информации.
Чтение и дополнение столбчатой диаграммы с неполной шкалой, линейной диаграммы.
Требования к учащимся к концу второго года обучения математике
Учащиеся должны владеть общеучебными умениями:
получать информацию об объекте в ходе наблюдения, сравнения, измерения;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст - рисунок, текст - знаково-символическая запись, текст-схема, и обратно);
модифицировать и применять изученные алгоритмы в новой ситуации;
воспринимать и осмысливать устную и письменную речь;
выделять главное и второстепенное в тексте задания, делить текст на смысловые части, преобразовывать текст задания;
высказывать свое мнение и доказывать его (устно).
По разделу «Изучение чисел» учащиеся должны
■ иметь представление:
- о различии понятий «число» и «цифра»
■ знать:
- арабские цифры и значение каждой из них;
- римские цифры I, V, X и значение каждой из них;
- названия первых трёх разрядов натуральных чисел
■ уметь:
- читать и писать любое изученное число;
- определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду и устанавливать отношения между ними,
- представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
По разделу «Изучение действий» учащиеся должны
■ иметь представление:
- о смысле каждого из четырех арифметических действий;
- о переместительном и сочетательном законах сложения и свойствах вычитания;
- о переместительном законе умножения;
- о связи между обратными действиями;
- о зависимости изменения результатов действий от изменения их компонентов;
■ знать:
- таблицу сложения в полном объеме;
- особые случаи арифметических действий;
- знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;
- порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней;
■ уметь:
- складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку и в столбик;
- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования справочника «Таблица умножения»;
- находить значение сложных выражений, содержащих 2-3 действия.
По разделу «Изучение элементов алгебры»
■ иметь представление:
о связи между уравнениями вида а _ x = b, x – a = b, а также a · x = b, x : a = b, a : x = b;
■ знать/понимать:
термины: уравнение, решение уравнения, корень уравнения;
■ уметь:
решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя.
По разделу «Изучение элементов геометрии» учащиеся должны
■ иметь представление:
- о видах треугольников по углам и по соотношению сторон;
- о длине ломаной и периметре произвольного многоугольника (в том числе прямоугольника и квадрата);
- о признаках сходства и различия между объемными телами одного вида и разных видов;
■ знать:
- термин периметр и его значение, обозначение периметра (Р);
- термины основание, грань, ребро, вершина в применении к объемным телам;
■ уметь:
- определять вид треугольника;
- находить длину ломаной и периметр произвольного многоугольника;
- находить основания, грани, ребра и вершины объемных тел.
По разделу «Величины и их измерение» учащиеся должны
■ иметь представление:
- о массе и вместимости и их измерении;
- о происхождении единиц измерения времени сутки, год;
- об особенностях года и месяца как единиц измерения времени;
■ знать:
- единицы длины - миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и соотношения: 10 мм = 1 см, 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м;
- единицу измерения массы - килограмм и единицы измерения вместимости - литр;
- единицы измерения времени минута, час, сутки, неделя, месяц, год и соотношения: 60 мин = 1 ч, 24 ч = 1 сут., 7 сут. = 1 нед., 12 мес. = 1 год;
■ уметь:
- определять массу при помощи весов и гирь;
- определять время суток по часам;
- решать несложные задачи на определение времени протекания действия.
По разделу «Работа с задачами» учащиеся должны
■ иметь представление:
- об особенностях и признаках задачи как особого вида математического задания;
- о краткой записи задачи;
- о возможности формулировать задачу разными способами;
- об обратных задачах и о связи между ними;
■ знать:
- термины условие, вопрос, данные, искомое (искомые);
- условные знаки, используемые в краткой записи задачи;
■ уметь.
- выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое, устанавливать их отсутствие;
- дополнять текст до задачи;
- выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;
- составлять задачи, обратные данной;
- выбирать и обосновывать выбор действия для решения простой задачи на любое из четырех арифметических действий.
Базовый минимум
■ называть, приводить примеры:
- компонентов умножения и деления (произведение, множители; частное, делимое, делитель)
■ различать:
- математические выражения «произведение» и «частное»;
- многоугольники по числу углов;
■ воспроизводить по памяти: -
- результаты всех табличных случаев сложения и вычитания;
■ решать практические задачи:
- читать и записывать в десятичной системе счисления однозначные и двузначные числа и звать их в порядке возрастания и убывания;
- сравнивать однозначные и двузначные целые неотрицательные числа;
- сравнивать длину отрезков, массу и время;
- выполнять устно несложные случаи сложения и вычитания в пределах двузначных чисел;
- выполнять письменно все случаи сложения и вычитания двузначных чисел;
- соотносить единицы измерения величин. Длины: 1 м = 10 дм = 100 см, 1 см = 10 мм; Времени: 1 ч = 60 мин., 1 сут. = 24 ч, 1 год =12 мес;
- решать простые текстовые задачи;
- вычислять периметр прямоугольника.
7. Учебно-методический комплекс
1. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 2 класса: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012.
2. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 2 класса. -Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература» 2013.
3. Итина Л.С, Кормишина С.Н. Волшебные точки: Рабочие тетради по математике для 2 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»2013.
4. Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас. Тетради для практических работ для 2, 3 классов. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»2013.
5. Методические пособия для учителя по курсу «Математика» для 1, 2, 3, 4 классов. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
6. Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»2013.
7. Примерное планирование уроков математики для 1-4 классов/О.В. Федоскина. -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»2013.
Дополнительная литература для учителя:
- Контрольные и проверочные работы по математике 1-4 класс / Пособие для начальной школы. – К, 2011.
- Контрольная работа по системе Л.В. Занкова 1-е полугодие /сост. С.Г. Яковлева.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012
- Математика: Итоговые и тематические контрольные работы и тесты 1-2 классы /авт.-сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2005.-142с
- Сборник контрольных проверочных работ по математике 1-4 класс / Пособие для начальной школы. – К, 2012.
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 2012.
Дополнительная литература для ученика:
- Справочник школьника. М.: - Просвещение. – 1999.
- Формы организации учебного процесса
Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а так же нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий и др. (обучение строится на деятельностной основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы учащихся.
- Формы и средства контроля
Во втором классе четырёхлетней начальной школы в первой четверти исключена система балльного (отметочного) оценивания. Оценивание знаний учащихся проводится со 2 четверти.
Для контроля за освоением программного материала используются тематические проверочные работы, итоговые контрольные работы, тесты.
Тематические проверочные проводятся несколько раз в год сразу после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.
Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований школьной программы. В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Контроль за уровнем достижений учащихся по математике производится в форме комплексной работы. Для этого используется сборник О.Б.Логиновой «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс».
№ п/п | Дата | Форма контроля |
1 | Входная контрольная работа №1. | |
2 | Проверочная работа по теме «Масса и её измерение» | |
3 | Проверочная работа по теме «Уравнения и их решения» | |
4 | Контрольная работа за 1 четверть | |
5 | Проверочная работа по теме «Составляем и решаем задачи» | |
6 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» | |
7 | Контрольная работа за 2 четверть | |
8 | Поверочная работа по теме «Умножение и деление» | |
9 | Контрольная работа за 3 четверть | |
10 | Контрольная работа по теме «Таблица умножения» | |
11 | Итоговая контрольная работа за год | |
12 | Комплексная работа |
- Материально-техническое обеспечение
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса математики): электронные справочные и учебные пособия
Технические средства обучения (ТСО)
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитная доска
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Демонстрационные пособия
Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 1 до 10
Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 1 до 20
Наглядное пособие для изучения состава числа (в том числе карточки с цифрами и другими знаками)
Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 1 до 100
Демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 100
Демонстрационные таблицы сложения и умножения (пустые и заполненные)
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки)
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел
Учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты, отражающие основные темы обучения
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 1 до 10
Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 1 до 20
Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 1 до 100
Линейка, угольники классные. Модель циферблата часов
Игры: настольные развивающие игры, конструкторы, электронные развивающие игры .
Календарно-тематическое планирование по математике во 2 классе
на 2013-2014 учебный год
№ урока | Тема урока | Дата проведения урока | Примечание |
МАССА И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ | |||
Вводный урок | |||
Знакомство с понятием «масса» | |||
Сравнение предметов по массе | |||
Сравнение предметов по массе | |||
Измерение массы предметов с помощью произвольных мерок | |||
Измерение массы предметов с помощью произвольных мерок | |||
Входная контрольная работа | |||
Работа над ошибками. Повторение изученного. | |||
Килограмм | |||
Килограмм | |||
Определение массы с помощью гирь и весов | |||
Определение массы с помощью гирь и весов | |||
Старинные меры массы | |||
Разрядные слагаемые | |||
Проверь себя | |||
Проверочная работа по теме «Масса и её измерение» | |||
Работа над ошибками. Повторение изученного. | |||
УРАВНЕНИЯ И ИХ РЕШЕНИЯ | |||
Введение понятие «уравнение» | |||
Решение уравнений способом подбора | |||
Сложение круглых десятков | |||
Решение уравнений на основе связи между слагаемыми и суммой | |||
Решение уравнений на основе связи между слагаемыми и суммой | |||
Сочетательное свойство сложения | |||
Решение уравнений на нахождение неизвестного вычитаемого | |||
Решение уравнений на нахождение неизвестного вычитаемого | |||
Вычитание круглых десятков | |||
Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого | |||
Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого | |||
Корень уравнения. Вычитание круглых десятков из двузначного числа | |||
Решение уравнений. Сложение и вычитание в пределах 100 | |||
Решение уравнений. Сложение и вычитание в пределах 100 | |||
Проверочная работа по теме «Уравнения и их решения» | |||
Работа над ошибками. Повторение изученного. | |||
Повторение изученного. | |||
СОСТАВЛЯЕМ И РЕШАЕМ ЗАДАЧИ | |||
Вопрос как часть задачи. Вычитание однозначного числа из круглого десятка | |||
Условие как часть задачи. Сложение двузначных и однозначных чисел с получением круглых десятков | |||
Прямоугольный треугольник | |||
Контрольная работа | |||
Работа над ошибками. Повторение изученного. | |||
Повторение изученного. | |||
Составные части задачи. Взаимосвязь между ними | |||
Данное и искомое задачи | |||
Структура задачи | |||
Обобщающий урок | |||
Проверочная работа по теме «Составляем и решаем задачи» | |||
Работа над ошибками. Повторение изученного. | |||
Повторение изученного. | |||
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ | |||
Сложение двузначных чисел | |||
Способы сложения двузначных чисел | |||
Сложение двузначных чисел | |||
Сложение двузначных чисел | |||
Вычитание двузначных чисел | |||
Миллиметр | |||
Равнобедренный треугольник | |||
Применение сложения и вычитания в разных ситуациях | |||
Применение сложения и вычитания в разных ситуациях | |||
Применение сложения и вычитания в разных ситуациях | |||
Равнобедренный прямоугольный треугольник | |||
Сложение двузначных чисел с переходом через разрядную единицу | |||
Сложение двузначных чисел с переходом через разрядную единицу | |||
Сложение двузначных чисел с переходом через разрядную единицу | |||
Сложение двузначных чисел с переходом через разрядную единицу | |||
Равносторонний треугольник | |||
Вычитание двузначных чисел с переходом через разрядную единицу | |||
Составление алгоритма вычитания двузначных чисел с переходом через разрядную единицу | |||
Составная задача | |||
Проверь себя | |||
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» | |||
Работа над ошибками. Повторение изученного. | |||
Повторение изученного. | |||
ВМЕСТИМОСТЬ | |||
Вместимость | |||
Литр | |||
Старинные меры вместимости | |||
ВРЕМЯ И ЕГО ИЗМЕРЕНИЕ | |||
Понятие времени как величины | |||
Сутки-единица измерения времени | |||
Разносторонний треугольник | |||
Контрольная работа | |||
Работа над ошибками. Повторение изученного. | |||
Определение времени по часам | |||
Определение времени по часам | |||
Час, минута | |||
Час, минута | |||
Периметр многоугольника | |||
Обобщение изученного материала | |||
Обобщение изученного материала | |||
Обобщение изученного материала | |||
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ | |||
Сложение одинаковых слагаемых | |||
Введение понятия «умножение» | |||
Конкретный смысл умножения | |||
Произведение | |||
Компоненты и результат действия умножения | |||
Компоненты и результат действия умножения | |||
Арабские и римские цифры | |||
Арабские и римские цифры | |||
Арабские и римские цифры | |||
Правило вычитания числа из суммы | |||
Схема рассуждения при решении задач | |||
Действие деления | |||
Действие деления | |||
Свойство противоположных сторон прямоугольника | |||
Взаимно обратные арифметические действия | |||
Частное чисел | |||
Делимое, делитель | |||
Задачи на увеличение числа в несколько раз | |||
Задачи на уменьшение числа в несколько раз | |||
Умножение и деление | |||
Умножение и деление | |||
Поверочная работа по теме «Умножение и деление» | |||
Работа над ошибками. Повторение изученного. | |||
ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ | |||
Таблица умножения на 2 | |||
Таблица умножения на 2 | |||
Таблица умножения на3 | |||
Таблица умножения на3 | |||
Действия первой и второй ступеней | |||
Таблица умножения на 4 | |||
Таблица умножения на 4 | |||
Таблица умножения на 5 | |||
Таблица умножения на 5 | |||
Формулы периметра прямоугольника и квадрата | |||
Порядок действий в выражениях без скобок | |||
Переместительное свойство умножения. Таблица умножения на 6 | |||
Порядок действий в выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней | |||
Таблица умножения на 7 | |||
Таблица умножения на 7 | |||
Таблица умножения на 8 | |||
Таблица умножения на 8 | |||
Таблица умножения на 9 | |||
Таблица умножения на 9 | |||
Контрольная работа | |||
Работа над ошибками. Повторение изученного. | |||
Порядок действий в выражениях со скобками | |||
Таблица умножения | |||
Умножение единицы на число и числа на единицу | |||
Деление числа на само себя и на единицу | |||
Взаимосвязь между компонентами и результатом действия деления | |||
Умножение числа на 0 и 0 на число | |||
Деление нуля на число | |||
Цена, количество, стоимость. Невозможность деления на 0 | |||
Обобщающий урок по теме Таблица умножения» | |||
Контрольная работа по теме «Таблица умножения» | |||
Работа над ошибками. Повторение изученного. | |||
ТРЕХЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА | |||
Новая счётная единица – сотня | |||
Круглые сотни | |||
Разные способы получения сотни | |||
Соотношения между единицами длины | |||
Образование, чтение и запись трёхзначных чисел при счёте десятками | |||
Образование, чтение и запись трёхзначных чисел при счёте десятками | |||
Образование, чтение и запись трёхзначных чисел | |||
Образование, чтение и запись трёхзначных чисел | |||
Разрядный состав трёхзначных чисел | |||
Объёмные тела. Основание объёмного тела | |||
Календарь | |||
Месяц и год – единицы времени | |||
Нумерация трёхзначных чисел | |||
Элементы объёмных тел | |||
Элементы объёмных тел | |||
Закрепление пройденного | |||
Закрепление пройденного | |||
Закрепление пройденного | |||
Закрепление пройденного | |||
Итоговая контрольная работа за год | |||
Работа над ошибками. Повторение изученного. | |||
Повторение изученного. | |||
Закрепление и повторение пройденного | |||
Закрепление и повторение пройденного | |||
Закрепление и повторение пройденного | |||
Закрепление и повторение пройденного | |||
Закрепление и повторение пройденного | |||
Закрепление и повторение пройденного | |||
Закрепление и повторение пройденного |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 1 класса по системе Занкова
Рабочая программа для 1 класса по системе Л.В.Занкова (ФГОС по всем предметам, с соблюдением новых требований к оформлению рабочих программ)...
Рабочая программа по математике 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания ...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 2г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. З...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 3 г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. ...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Ко...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Ко...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного раз...